Контрольная работа по "Физическая культура"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 07:05, контрольная работа

Краткое описание

Под закаливанием понимают систему гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления).
Важную роль закаливание играет в профилактике простудных заболеваний. Эти болезни имеют широкое распространение, и их удельный вес в общей заболеваемости составляет 20-40%. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их возникновение. Вместе с этим закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, улучшает кровообращение, повышает тонус центральной нервной системы, нормализует обмен веществ.

Содержание

Вопрос №12
Закаливание – один из факторов здорового образа жизни.
Основные виды закаливающих процедур..........................................................3 - 6

Вопрос №21
Организм человека как единая биологическая систем.....................................7 - 8

Вопрос №29
Гигиена и ее основные задачи.............................................................................9 - 11

Вопрос №35
Степени переутомления нервной системы.
Влияние физических упражнений на умственную работоспособность...............................................................................................12-

Список используемой литературы......................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_по_физкультуре.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Солнечные лучи - сильнодействующее средство, которым нельзя злоупотреблять. Только постепенное привыкание к солнцу и разумная дозировка солнечной энергии способны укрепить организм и повысить его жизнедеятельность. При некоторых заболеваниях (туберкулёзе лёгких, острых воспалительных процессах, злокачественных образованиях и др.) закаливаться солнцем нельзя.

Целесообразно начинать закаливание солнцем с первых тёплых дне и продолжать его на протяжении всего лета. Если приём солнечных ванн начинается с запозданием - с середины лета, то их продолжительность следует увеличивать особенно осторожно.

Солнечные ванны лучше принимать  утром, когда земля и воздух менее нагреты и жара переносится легче. Летом в южных районах нашей страны следует загорать в период с 7 до 10 часов, в средней полосе - от 8 до 11 часов, на севере - от 9 до 12 часов. Весной и осенью самое подходящее время для солнечных ванн - от 11 до 14 часов.

Солнечные ванны можно принимать  в любом месте, доступном солнечным  лучам и защищённом от резкого  порывистого ветра. Желательно проводить  закаливание за городом около  водоёмов, так как там температуры  воздуха несколько ниже и его подвижность больше.

Солнечные ванны рекомендуется  принимать спустя 30-40 минут после  приёма пищи. Ванны нежелательно принимать  натощак и непосредственно перед  едой.

Закаливаться солнцем можно  лёжа и в движении. Лучше всего  принимать солнечную ванну расположившись на топчане или подстилке, ногами к солнцу. Голова при этом защищается от солнца светлым головным убором или зонтиком. Не рекомендуется обвязывать голову полотенцем, косынкой, надевать резиновые купальные шапочки. Всё это затрудняет испарение пота и, следовательно, препятствует охлаждению головы.

Во время солнечной ванны  рекомендуется чаще менять положение  тела. Нельзя спать, так как становится невозможно учесть длительность пребывание на солнце и легко получить сильные  ожоги. После процедуры рекомендуется немного отдохнуть, принять душ или выкупаться.

Особое внимание необходимо уделить  правильному дозированию солнечных  ванн. В соответствии со временем года и интенсивностью солнечной радиации закаливание начинают с 5-10-минутного  пребывания на солнце, а затем каждый раз продолжительность процедуры увеличивают на 5-10 минут и постепенно доводят до 2-3 часов с 15-минутными перерывами в тени после каждого часа облучения.

 

 

 

 

 

 

 

-6-

Вопрос  № 21

Организм  человека как единая биологическая  система

 

Организм человека  как единая биологическая система рассматривается в отечественной и зарубежной литературе  с  начала 70-х  годов.  Все  органы организма тесно связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии и являются сложной  единой саморегулирующейся и саморазвивающейся системой.  Деятельность организма как  единого  целого  включает  взаимодействие психики  человека,  его  двигательных и вегетативных функций с различными условиями окружающей среды. Будет неверно утверждать, что целостность организма рассматривается только в последнее 20-летие. Еще в начале века основатель гелиобиологии Александр Чижевский искал и часто находил ключевые звенья в системе взаимодействия «ОРГАНИЗМ-СРЕДА», призывая  ученых  биологов  распространить эту точку зрения на живые клетки вообще. Как дом сложен из кирпичей, так и тело состоит из клеток, соединяющих их тканей  и  систем,  которые  уложены  в  этажи. Представьте, что будет с домом, если разрушится один из этажей. Все системы в организме взаимосвязаны. Поэтому больные страдающие  заболеваниями сердечно - сосудистой системы,  как правило, страдают заболеваниями печени. Исследования, проведенные в Норильске,  показали,  что примерно 60%  больных ишемической болезнью сердца страдали также выраженной формой болезни печени. Особую роль в организме играет механизм регуляции, где ведущими являются нервная система и  система эндокринных желез.

Организм человека развивается  под влиянием генотипа (наследственности), а также факторов постоянно изменяющейся внешней природной и социальной среды.

Целостность организма обусловлена  структурой и функциональной связью всех его систем состоящих из дифференцированных, высокоспециализированных клеток, объединённых в структурные комплексы, обеспечивающие морфологическую основу для наиболее общих проявлений жизнедеятельности организма.

Физиологическая регуляция процессов, протекающих в организме, весьма совершенна и позволяет ему постоянно  приспосабливаться к изменяющимся воздействиям внешней среды.

Все органы и системы человеческого  организма находятся в постоянном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат функции нервной и эндокринной систем организма. Взаимосвязанная и согласованная работа всех органов и физиологических систем организма обеспечивается гуморальными (жидкостными) и нервными механизмами. При этом ведущую роль играет и центральная нервная система, которая способна воспринимать воздействия внешней среды и отвечать на него, включая взаимодействие психики человека, его двигательных функций с различными условиями внешней окружающей среды.

Отличительной особенностью человека является возможность созидательно и активно изменять как внешние  природные, так и социально-бытовые  условия для укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности.

Без знания строения человеческого  тела, закономерностей деятельности отдельных систем, органов и всего  организма в целом, процессов  жизнедеятельности, протекающих в  условиях воздействия на организм естественных факторов природы, невозможно правильно организовать и процесс физического воспитания.

Учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию базируется на ряде естественных наук. В первую очередь это анатомия и физиология.

Анатомия - наука, изучающая форму и строение человеческого организма, отдельных органов и тканей, выполняющих какую-либо функцию в процессе развития человека. Анатомия объясняет внешнюю форму, внутреннее строение и взаимное расположение органов и систем организма человека.

Физиология - наука о закономерностях  функционирования целостного живого организма.

Функционально все органы и системы  организма человека находятся в  тесной взаимосвязи. Активизация деятельности одного органа обязательно влечет за собой активизацию деятельности других органов.

Функциональной единицей организма  является клетка - элементарная живая  система,

-7-

обеспечивающая структурное и  функциональное единство тканей, размножение, рост и

передачу наследственных свойств  организма. Благодаря клеточной структуре организма возможны восстановление отдельных частей органов и тканей организма. У взрослого человека число клеток в организме достигает порядка 100 триллионов.

Система клеток и неклеточных структур, объединенных общей физиологической  функцией, строением и происхождением, которая составляет морфологическую основу обеспечения жизнедеятельности организма, называется тканью.

Учитывая механизм обмена и связи  клеток с окружающей средой, хранения и передачи генетической информации, обеспечения энергией, различают основные типы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.

Эпителиальная ткань образует наружный покров тела - кожу. Поверхностный эпителий защищает организм от влияния внешней  среды. Данной ткани свойственна  высокая степень регенерации (восстановления). К соединительной ткани относят собственно соединительную ткань, хрящевую и костную. Группа тканей организма, обладающих свойствами сократимости, называется мышечной тканью. Различают гладкую и поперечно - полосатую мышечную ткань. Поперечно - полосатая ткань сокращается по желанию человека, гладкая - произвольно (сокращение внутренних органов, кровеносных сосудов и т.п.) Нервная ткань является основным структурным компонентом нервной системы человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-8-

Вопрос  № 29

  Гигиена и ее основные  задачи

 

Самый драгоценный дар, который  человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой  и умной истине стоит помнить  всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного.

Гигиена - наука о здоровье, о  создании условий, благоприятных для  сохранения человеком здоровья, о  правильной организации труда и  отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

Основные задачи гигиены - изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей; научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов; научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности.

Основные элементы здорового образа жизни - плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, закаливание, отказ от вредных привычек.

 

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА, РЕЖИМ ДНЯ

Защита от болезней и ранений  требует от человека овладения многими простыми приемами, которые называются личной (персональной) гигиеной. Выработка иммунитета защитит вас от ряда очень серьезных заболеваний, которым вы можете подвергнуться, - оспа, брюшной тиф, дифтерия, холера, чума, желтая (тропическая) лихорадка. Это не избавит вас от наиболее распространенных заболеваний, таких как дизентерия, простуда, малярия. Руководствуясь следующими советами, вы как можно дольше останетесь на ногах:

1) Чистота тела - это первая защита от болезнетворных микробов. Идеальным было бы принятие ежедневного душа с горячей водой и мылом. Содержите руки чистыми, чистите ваши ногти, губкой обтирайте лицо, подмышки, промежность и ноги, по крайней мере один раз в день.

2) Содержите по возможности чистыми и сухими одежду, особенно нижнее белье и носки.

3) Пользуйтесь каждый день зубной пастой. После еды полощите рот питьевой водой.

Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет режим дня. При  правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий режим функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья и повышению производительности труда. Постоянное нарушение Ритма труда, учебы, бодрствования, сна приводит к снижению работоспособности, разбитости, сонливости днем, бессонницы ночью и другим неприятным явлениям. Установлено, что для подавляющего большинства учащихся имеются два пика максимальной работоспособности: между 10-12 и 16-18 часами. Именно в это время можно выполнить наибольшую работу при минимальной затрате сил.

При составлении режима дня стоит  соблюдать основные его положения: выполнение различных видов деятельности в строго определённое время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание.

 

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

Гигиена питания - раздел гигиены, изучающий  проблемы полноценного и рационального  питания здорового человека. Вопросы  питания больных и принципы лечебного  питания разрабатываются диетологией.

-9-

Исследования по гигиене питания  направлены на обоснование оптимального режима и характера питания населения, а также предупреждение заболеваний, возникающих при недостатке в  продуктах питания тех или  иных пищевых веществ или вследствие попадания в организм с пищей микроорганизмов, способных вызвать заболевание, токсинов и различных химических веществ.

Изучение питания здорового  человека производится с учетом возраста, профессии, физической и нервно-психической  нагрузки в процессе труда, условий быта и коммунального обеспечения, а также национальных и климатографических особенностей. Гигиена питания разрабатывает нормы питания, меры профилактики авитаминозов и гиповитаминозов.  Важной проблемой гигиены питания является изучение энергетических затрат организма и его потребности в белках, жирах, углеводах, минеральных солях, витаминах у различных проф. Групп населения, например, у рабочих промышленных предприятий с различной степенью механизации и автоматизации труда, лиц умственного труда и др. Результаты этих исследований издаются в виде официальных таблиц калорийности и химического состава продуктов. В задачи отделов гигиены питания СЭС входит предупредительный и текущий санитарный надзор за проектированием, строительством и эксплуатацией предприятий пищевой промышленности, торговли, общественного питания

Остерегайтесь желудочно-кишечных заболеваний  и расстройств. Не грызите ногти, не принимайте пищу грязными руками. Не пейте грязную воду. Предохраняйте пищу и воду от мух и прочих насекомых, своевременно удаляйте пищевые отбросы и отходы. Избегайте употреблять в пищу необработанные и недоброкачественные продукты (недостаточно проваренные, прожаренные, немытые горячей водой, подгнившие, покрытые плесенью, забродившие, протухшие и т.д.)

 

ЧИСТКА ЗУБОВ

Индивидуальная гигиена полости  рта - неотъемлемая часть общей гигиены  человека. От того, насколько хорошо выполняет человек правила гигиены  полости рта, зависит не только его  внешний вид (красивые зубы и десны), отсутствие неприятного запаха изо  рта, ощущение комфорта и свежести во рту, но и - самое главное! - здоровье его зубов, десен, слизистой оболочки полости рта. Основа индивидуальной гигиены полости рта - правильная и регулярная чистка зубов.

В полости рта человека постоянно  находятся бактерии. Практически все продукты и напитки, содержащие легкоферментируемые углеводы - сахара и прошедшие кулинарную обработку крахмалы - обеспечивают питание бактерий. Колонии бактерий и выделенные ими клейкие вещества образуют зубной налет. Продуктом жизнедеятельности бактерий являются кислоты, выделение которых может способствовать началу процесса разрушения зуба.

Остатки пищи и зубной налет должны обязательно удаляться из полости  рта.

Чистить зубы нужно после каждого  приема пищи (по крайней мере - после  завтрака и ужина !) в течение 2-3 минут. Если нет возможности почистить зубы после приема пищи, надо сполоснуть рот водой. Подчеркнем, что:

а) антибактериальное и реминерализирующее действие зубных паст осуществляется, когда паста находится во рту  не менее 2-3 минут;

Информация о работе Контрольная работа по "Физическая культура"