Глава II. Методика
проведения круговой тренировки
2.1. Основные задачи
преподавателя при разработке
и внедрении в учебный процесс
метода круговой тренировки
- Определить перспективную цель формирования двигательных качеств, их развитие на конкретном этапе обучения.
- Провести глубокий анализ намеченных упражнений, связав их с учебной программой, ее конкретным учебным материалом, учитывая наличие спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в школе.
- Ознакомить учащихся с методикой организации и проведения круговой тренировки. Вначале без учета количества выполняемых упражнений, затем с определением МТ и индивидуальной нагрузки. По мере приспособления организма учащегося к дозируемой нагрузке число повторений увеличивают: (МТ/2)+1; (МТ/2)+2 и т. д. При длительном выполнении комплексов увеличивают и количество кругов прохождения всех станций: например, ((МТ+2)/2)
2 означает, что к максимальному количеству повторений нужно прибавить ещё два повторения и сумму разделить пополам, а комплекс упражнений повторить дважды (2 круга).
- Время и место круговой тренировки должно зависеть от целей и построения уроков. Включение круговой тренировки в начало основной части урока связано с двумя причинами: 1 - если на уроке предстоит интенсивная работа по развитию двигательных навыков, требующих повышенного напряжения физических и волевых усилий. Упражнения подбираются общеразвивающего характера и имеют целью подготовить организм школьников к предстоящей работе; 2 - если на уроке ставится цель развить двигательные качества учащихся, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большом объеме. Реже круговая тренировка используется в завершающие минуты основной части урока. Она планируется обычно тогда, когда нагрузка на предыдущем отрезке была явно недостаточной. Комплексы круговой тренировки здесь направлены на закрепление достигнутого ранее уровня физической подготовленности и совершенствование изученных двигательных навыков.
- Комплекс круговой тренировки должен вписываться в урок и в зависимости от его задач, связанных с обучением, занимать в ней соответствующее место. Круговая тренировка - эффективная форма организации физической подготовки. Однако не на каждом уроке эта цель является основной, особенно когда идет обучение новым технически трудным упражнениям, где необходимы строго оптимальные условия. Другое дело, когда обучение новым двигательным действиям невозможно из-за низкого уровня двигательной подготовленности. Такие уроки могут предшествовать обучению тому или иному программному материалу, чтобы затем вернуться на более высоком уровне двигательной подготовленности.
- Подбирая комплексы, необходимо соблюдать основные дидактические принципы, то есть идти от простого к сложному, чередовать активный отдых одних мышечных групп с работой других. После тяжелого упражнения следует подбирать более легкие, дающие возможность восстановить силы и успокоить дыхание.
- Определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастно-половых особенностей учащихся.
- Строго соблюдать определенную последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной станции к другой, а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса. Иначе может оказаться, что в отельных моментах при выполнении комплекса нагрузка окажется чрезмерной, а в других недостаточной, не будет чередования нагрузки, что неприемлемо для круговой тренировки.
- Внедрение круговой тренировки начинать с определения педагогом конкретной программы действий, осуществления контроля ее внедрения, исправления ошибочных действий или уточнения отдельных упражнений.
- Переход к новому комплексу круговой тренировки, к новым упражнениям не может произойти раньше того времени, когда комплекс полностью исчерпает себя.
- По мере освоения учениками программы одного комплекса упражнений круговой тренировки, по согласованию с учителем, учащиеся могут переходить к более сложному варианту выполнения упражнений на станции. Такой подход дает возможность как увеличивать объем нагрузки, так и повышать нагрузки за счет перехода от одной ступеньки к другой, более сложной по степени выполнения упражнений в комплексе круговой тренировки.
- Систематическая оценка результатов по МТ и учету нагрузки дает возможность учителю судить о реакции организма на предложенную нагрузку. Сравнение реакции пульса на стандартные нагрузки (комплекс упражнений, неоднократно повторяемый на уроках) позволяет сделать выводы о приспособлении сердечнососудистой системы к ним. Улучшение ее регуляции отражается в более быстром снижении частоты пульса после стандартной нагрузки. Все это обеспечивает четкий педагогический контроль и самоконтроль учеников за реакцией организма.
- При слабой двигательной подготовленности отдельных учащихся им необходимо давать обязательные задания на дом с последующей проверкой их выполнения на уроке.
2.2. Инвентарь и
оборудование мест занятий
Для проведения круговой тренировки
необходим стандартный инвентарь:
гимнастические скамейки, гимнастические
стенки, маты, навесные тренажеры, баскетбольные
или волейбольные мячи, набивные мячи
и т. д. Занимаясь на стадионе, можно
использовать прыжковые ямы, баскетбольные
щиты, полосы препятствий, предназначенные
для начальной военной подготовки, автомобильные
покрышки и т. д.
При творческом подходе к
решению задач урока методом
круговой тренировки проблема мест занятий
и оборудования не должна вызывать
трудностей и быть доминирующей.
2.3. Организация
круговой тренировки
- Площадь каждой станции и ее расположение определяются задачами занятия, количеством занимающихся и инвентаря.
- Для обеспечения безопасности и лучшей организации занятий перед уроком преподавателем размечаются места занятий (станций) в зале, их границы разделяются гимнастическими скамейками. На стадионе используются флажки, фишки, конусы и другие ориентиры.
- Для более четкой организации занятий у каждой станции ставят указатель (стойка с укрепленным на ней плотным листом бумаги 25
30 см) с графическим изображением и кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте, или жесткую рамку, которую крепят на стене зала, в них вставляют карточку с изображением и описанием упражнения.
- Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу, прямоугольнику или квадрату - в зависимости от того, как более рационально использовать площадь зала и оборудование. Нужно стараться использовать по возможности все снаряды и подручный инвентарь, который есть в зале.
- Для проведения занятий по круговой тренировке составляется комплекс из 4-15 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц и должно быть направлено на развитие двигательных качеств. Простота движений позволяет выполнять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из различных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств.
- В зависимости от числа упражнений в комплексе класс делят на группы по 2-5 человек.
- Чтобы вести систематический учет индивидуальной нагрузки, нужно заготовить личные карточки учеников для учета физической нагрузки и показателей реакции на неё. Карточки заполняют сами ученики, однако с порядком записи необходимо ознакомить учащихся заранее.
- МТ определяется на первых двух-трех уроках. После показа и объяснения ученики по команде учителя начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время, стараясь проделать его максимальное (для себя) количество раз. Определяя МТ на каждой станции, нужно делать паузы в пределах 2-3 мин. для отдыха. В это время ученики записывают число повторений в личную карточку учета результатов и затем переходят на следующую станцию.
- Определение МТ, установление индивидуальной нагрузки, подсчет пульса, запись результатов в личную карточку рекомендуется начинать с VIII класса, где учащиеся лучше подготовлены к выполнению данных требований.
- На одном уроке нецелесообразно определять МТ всех упражнений комплекса: в связи с утомлением после выполнения предыдущих упражнений последующие ученик выполнит ниже своих возможностей. Кроме этого некоторые учащиеся, столкнувшись с трудностью, не захотят её преодолевать и не станут выкладываться, что проявится в заниженных числах повторений упражнений. Другие наоборот будут работать до предела своих возможностей, а это значит, что в дальнейшем нагрузка будет чрезмерной, что не способствует оздоровительной направленности занятий.
- Для лучшей организации класса в каждой из групп необходимо назначить старшего (групповода), который помогает товарищам выполнять упражнения, страхует их, следит за соблюдением установленной дозировки. Учитель выбирает себе место, откуда ему более удобно наблюдать за классом, но он всегда должен быть рядом с той станцией, где нужна его помощь.
- Преподавателю необходим секундомер для регулирования времени при выполнении упражнений и для подсчета пульса учащихся. Пульс подсчитывают до выполнения комплекса, сразу же после прохождения очередного со станциями круга. Показатели пульса заносят в личную карточку. Для того чтобы ученики самостоятельно подсчитать свой пульс, нужно заранее научить их этому. Подсчет пульса дает возможность контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку. Ученикам, пульс которых после выполнения упражнений (по прохождении всего круга) превышает 180 уд/мин., рекомендуется снизить дозировку в упражнениях большой интенсивности при последующем прохождении круга или на следующем уроке.
- На первое занятие по круговой тренировке целесообразно запланировать все 45 мин. урока. Исходя из опыта, ученики обычно неправильно выполняют упражнения, спешат, путаются в подсчете повторений и записи результатов.
- Комплекс упражнений, выполняемый по методу круговой тренировки, обычно повторяется без изменения на 4-5 уроках. В дальнейшем целесообразно не заменять все упражнения, а лишь усложнять некоторые так, чтобы комплекс более разносторонне воздействовал на организм.
Глава III. Возрастные особенности применения
метода круговой тренировки
Круговая тренировка в младших
классах образовательной школы
Для 7-11 лет характерно плавное развитие
морфофункциональных систем с некоторым
преобладанием темпов роста тела
относительно массы.
Суставы детей этого возраста очень
подвижны, связочный аппарат эластичен,
скелет содержит большое количество
хрящевой ткани. Позвоночный столб
обладает достаточно большой подвижностью.
Многочисленные исследования доказывают
тот факт, что данный возраст является
наиболее благоприятным для направленного
роста подвижности во всех основных
суставах.
В 7-11 лет морфофункциональные перестройки
системы кровообращения заключаются
в увеличении объема сердца и минутного
объема крови, урежении пульса, также снижаются
анаэробные возможности: способность
выполнять работу субмаксимальной мощности
за счет анаэробных источников энергообразования
ограничивается у них максимальным кислородным
долгом.
В этом возрастном периоде сила и
уравновешенность нервных процессов
относительно невелики, преобладают
процессы возбуждения. Однако высокая
пластичность нервной системы, значительная
её возбудимость и реактивность создают
предпосылки к быстрому и точному
усвоению двигательных навыков и
закреплению двигательных рефлексов.
В начальных классах школы занятия
проводятся по типу круговой тренировки,
точнее - упражнения выполняются мелкогрупповым
поточным способом. Однако при планировании
и проведении урока очень важно
учитывать особенности анатомо-физиологического
и психического развития детей младшего
школьного возраста.
В данном возрасте, благодаря активному
развитию функций двигательного
анализатора, дети легко усваивают
и совершенствуют разнообразные
формы движений. Обучение новым движениям
с развитием координационных
способностей становится для детей
привлекательным и доступным.
Для детей данного возраста естественной
является потребность в высокой
двигательной активности. В то же время
дети плохо переносят однообразие
и фиксацию отдельных частей тела
в различных положениях, быстро утомляются.
Направленное воздействие на развитие
физических качеств поточным методом
обеспечивается подбором физических упражнений.
Важнейшим требованием является
всесторонность воздействий, соразмерность
нагрузок и функциональных возможностей
растущего организма.
Развитие ловкости должно идти по
пути образования новых форм координации
движений и должно быть направлено
на совершенствование способностей
детей 7-11 лет к ориентированию в
пространстве и точности движений по
временным и силовым характеристикам.
Прыжки из различных исходных положений
с приземлением по заданию и к определенной
отметке, упражнения на равновесие и на
тренировку вестибулярного аппарата,
метание теннисных мячей в цель, лазание
по гимнастической скамейке и стенке и
т. п. Использовать их необходимо в соответствии
с определенными методическими правилами:
применять необычные исходные положения
и ``зеркальный'' показ; изменять темп, скорость
и пространственные границы движений.
Режим работы - 5-10 сек. низкой и средней
интенсивности.
При развитии быстроты у младших
школьников воздействуют на быстроту
двигательной реакции, скорость одиночного
движения и частоту движений. С
этой целью используют различные
упражнения, требующие быстроты двигательной
реакции на заранее обусловленный
сигнал (зрительный, звуковой, тактильный).
Для совершенствования частоты
движений пригодны практически все
физические упражнения в максимальном
темпе и коротком интервале времени
(бег и прыжки на месте и с продвижением
вперед до 30 м; бег и прыжки через скакалку;
элементы баскетбола и т. д). Режим работы
- 5 сек. средней интенсивности.
При развитии силовых качеств, необходимо
учитывать, что у младших школьников
данные показатели невелики. В данном
возрасте применение упражнений, способствующих
наращиванию мышечной массы, малоэффективны
и поэтому нецелесообразны, нужно преподавателю
сосредоточить свое внимание на развитии
уровня ``взрывной'' силы (метание снарядов
небольшого веса, разнообразные прыжки),
а второстепенное - на динамической силе
(упражнения в сопротивлении с партнером,
с отягощением 1/3 - 1/2 веса собственного
тела, растягивание, либо сжимание различных
амортизаторов).
Следует особо уделять внимание
укреплению и развитию крупных мышечных
групп, от которых в первую очередь
зависит правильная осанка. Эти упражнения
- лазанья, бег, прыжки, упражнения в
смешанных висах и упорах.
Проявления статической и силовой
выносливости незначительны. Однако на
работу циклического характера в
умеренном темпе необходимо обратить
внимание уже в начальной школе
с учетом возраста и физической подготовленности
детей.
Воспитание гибкости должно быть направлено
на поддержание достигнутого уровня
и на ее совершенствование. Без особой
необходимости не следует стремиться
к достижению максимальной гибкости.
Чрезмерное ее развитие приводит к
ослаблению связок и как следствие
- частым травмам опорно-двигательного
аппарата.
Дети этого возраста очень эмоциональны,
легковозбудимы. У них быстро развиваются
мышечно-двигательные ощущения, улучшается
зрительный и кинестетический контроль
выполнения движений. Усиление же роли
слова в восприятии элементов и деталей
движений создает благоприятные предпосылки
для введения в речь педагога специальных
терминов, выполнения учащимися упражнений
после предварительного объяснения.
Для того, чтобы дети организованно в
движении строем менялись рабочими станциями,
организацию поточно-группового метода
можно облечь в игру ``Паровозики'', где
каждая группа - ``паровозик'', старший в
группе - ``машинист'', а смена рабочих мест
- ``движение от станции к станции''. Проведение
игры в виде конкурса (на самый лучший
``паровозик'', лучшего ``машиниста'' или
участника) стимулирует правильность
действий, результативность и дисциплинированность.
Вначале сигналом к смене станций
могут служить свистки: короткий
(останавливающий выполнение упражнения)
и следующий за ним длинный
прерывистый (переход на другую станцию).
При переходе малыши следуют в
колоне по одному за ``машинистами'', имитируя
работу паровоза характерными звуками
и движениями рук.
Затем свистки можно заменять музыкой,
служащей сигналом к началу выполнения
упражнений: с остановкой музыки учащиеся
прекращают выполнение упражнений и
строятся в одну шеренгу лицом
к учителю; по сигналу учителя
переходят к другой станции и
с включением музыки приступают к
работе.
Музыка также способствует повышению
продуктивности урока, которая не только
создает положительный эмоциональный
фон, но и содействует эстетическому
развитию младших школьников, а также
является своеобразным регулятором
их деятельности на уроке.
Постепенность и последовательность
внедрения поточно-группового способа
организации занятий обеспечивают
четкость действий учащихся, осознание
ими необходимости выполнения всех
заданий, дисциплинированность.
Применение поточно-группового способа
организации занятий в начальных
классах позволяет оптимизировать
учебный процесс, сократить сроки
овладения двигательными умениями
и навыками, дает широкий творческий
простор педагогу, а сочетание
с музыкальным сопровождением способствует
эстетическому развитию младших
школьников, превращает урок физической
культуры в интересную и веселую
игру.
3.2. Круговая тренировка в средних
классах образовательной школы
В связи с процессами полового созревания
возрастной период 12-15 лет является
критическим в биологическом
развитии. Характерная черта этого
периода - неодновременность формирования
отдельных систем и органов подростка.
В 10-12 летнем возрасте полностью заканчивается
процесс окостенения, укрепляются
связки, увеличивается сила всех мышечных
групп, тонические сопротивления для
растягиваний мышц самые наименьшие,
в связи с этим у учащихся данного
возраста необходимо развивать активную
гибкость. Формирование двигательных
навыков происходит значительно
быстрее и устойчивее, нежели у
детей более младшего возраста [4].
Интенсивный рост всего тела, и
особенно конечностей, преобладает
над приростом мышечной массы. Масса
тела до 14 лет изменяется медленно.
В среднем школьном возрасте завершается
формирование у подростка присущего
ему морфотипа: эктоморф - с узкими пропорциями
тела, эндоморф - с широкими пропорциями
тела и промежуточный тип - мезоморф [13].
Упрочение костей, связочного аппарата
мышечной массы у подростка делает
необходимым постоянно следить
за формированием его правильной
осанки и развитием мышечного
корсета, избегать длительного использования
асимметричных поз и односторонних
упражнений, чрезмерных отягощений.