Кто есть кто в мире спортивного образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:24, практическая работа

Краткое описание

В аналитическом обзоре приведены результаты исследования современного состояния системы спортивного образования в России, дан обзор российских учебных заведений, которые готовят специалистов для развития физической культуры и спорта, в том числе спорта высших достижений. Определены ведущие государственные ВУЗы, рассмотрены современные коммерческие программы повышения квалификации и переподготовки специалистов. Особое внимание уделено вопросам организации подготовки спортивных менеджеров. Проведен анализ международного опыта в области организации спортивного образования.

Содержание

Список сокращений 3
Введение 4
1. Государственное регулирование системы спортивного образования 5
2. Образовательные спортивные учреждения в России 5
3. Рейтинги спортивных ВУЗов 8
4. Подготовка специалистов по специальности «спортивный менеджмент» 12
5. Международный опыт спортивного образования 15
5.1. Спортивное образование в России и Болонский процесс 15
5.2. Опыт международного сотрудничества ведущих спортивных ВУЗов России 15
5.3. Создание Российского международного олимпийского университета в г.Сочи. 16
5.4. Международная образовательная практика в области спортивного менеджмента 17
Заключение 19

Вложенные файлы: 1 файл

Кто есть кто в мире спортивного образования в России.doc

— 728.00 Кб (Скачать файл)

 

По всем упомянутым выше высшим учебным заведениям в прил. 3 приведена полная информация о  специальностях, количестве и качестве преподавательского состава, а также фамилии выдающихся спортсменов.

3. Рейтинги спортивных ВУЗов

 

Результаты рейтинговых исследований в отношении основных федеральных бюджетных образовательных учреждений, подведомственных Минспорттуризма России, позволяют оценить ситуацию, сложившуюся в настоящее время в этом сегменте российского рынка образовательных услуг.

По результатам оценок по итогам деятельности за 2009 год (табл. 2) основных спортивных ВУЗов в соответствии с утвержденной Минспорттуризма России методикой первые пять мест (далее будем их обозначать как ТОП-5 Минспорттуризма) занимают Российский ГУФК, Дальневосточная ГАФК, Санкт-Петербургский ГУФК, Сибирский ГУФК, Великолукская ГАФК. Как видно из табл. 2, официальные (имеется ввиду Минспортуризм и Рособразование) рейтинги ведущих спортивных ВУЗов в целом совпадают. По сравнению с рейтингом Рособразования 2007 года поменялась лишь позиция Российского ГУФК и Санкт-Петербургского ГУФК.

 

Таблица 2. Рейтинг «спортивных ВУЗов»

Учебное заведение

Рейтинг Минспорттуризма России, рассчитанный по итогам 2009 г.

Рейтинг Рособразования, рассчитанный  
по итогам  2007 г.

Российский  ГУФК

1

3

Дальневосточная ГАФК

2

2

Санкт-Петербургский  ГУФК

3

1

Сибирский ГУФК

4

4

Великолукская ГАФК

5

5

Уральский ГУФК

6

9

Московская ГАФК

7

6

Чайковский  ГИФК

8

14

Краснодарский ГУФК

9

7

Волгоградская ГАФК

10

10

Смоленская  ГАФК СиТ

11

11

Камская ГАФК

12

12

Чурапчинский  ГИФК

13

13

Воронежский ГИФК

14

8


 

Ниже приведены результаты анализа рейтинга Минспорттуризма по следующим параметрам:

  • кадровый потенциал ВУЗа в общей системе ВУЗов, подведомственных системе Минспорттуризма России;
  • объем государственной поддержки, который можно расценивать как важнейшую характеристику репутации и накопленного в ВУЗе опыта профессиональной подготовки;
  • уровень коммерциализации ВУЗа, понимаемый как доля внебюджетных средств, получаемых за счет реализации образовательных услуг и других видов коммерческой деятельности, в общем бюджете ВУЗа; этот показатель с развитием рынка образовательных услуг приобретает все большее значение;
  • популярность ВУЗа среди абитуриентов; фактор «сколько человек претендует на место при поступлении» достаточно объективно отражает реальный рейтинг ВУЗа (если данные о конкурсе достоверны и не «накручены» администрацией ВУЗа);
  • индекс Интернет-цитируемости, под которым будем понимать количество поисковых запросов информации по спортивным ВУЗам в Интернете в месяц.

 

Большое значение для оценки уровня образовательной деятельности имеет  наличие в ВУЗе соответствующего штата преподавателей. В качестве показателя кадрового потенциала ВУЗа примем процентную долю количества преподавателей, которые работают в конкретном ВУЗе, по отношению к суммарному числу преподавателей во всех 14 рассматриваемых спортивных ВУЗах. Как показано на рис.1, из ТОП-5 Минспорттуризма выбывают Дальневосточная ГАФК и Великолукская ГАФК и, соответственно, добавляются Краснодарский ГУФК и Уральский ГУФК.  При этом на долю лидера - Российского ГУФК - приходится около 17% всего кадрового потенциала преподавателей спортивных ВУЗов, подведомственных Минспорттуризма России. Второе место занимает Санкт-Петербургский ГУФК (15%).

 

Рисунок 1. Доля преподавателей, приходящаяся на каждый ВУЗ из общего количества всех преподавателей спортивных ВУЗов России

 

 

Рейтинг спортивных ВУЗов по объему бюджетного финансирования, представленный на рис. 2,  подтверждает лидирующие позиции Российского ГУФК и Санкт-Петербургского ГУФК. При этом на долю лидера - Российского ГУФК - приходится почти 30% всего бюджетного финансирования. Кроме того, в ТОП-5 по объему бюджетного финансирования  вошел Чайковский ГИФК,  занявший лишь 12 место в рейтинге по кадровому потенциалу.

 

Рисунок 2. Распределение государственного бюджета  
по спортивным ВУЗам в 2009 году

 

Рейтинг спортивных ВУЗов по уровню коммерциализации принципиально меняет всю картину (рис. 3). В ТОП-5 по уровню коммерциализации вошли четыре региональных ВУЗа - Волгоградская ГАФК (уровень ее коммерциализации оценивается около 35%), Краснодарский ГУФК, Камская ГАФК, Уральский ГУФК и лишь Российская ГУФК сохранила свое присутствие в этой группе.  В среднем по 14 рассматриваемым спортивным ВУЗам доля внебюджетного (негосударственного) финансирования составляет около 20% от общего бюджета образовательного учреждения. Причем этот показатель колеблется в пределах от 10% до 35%.

 

Рисунок 3. Доля внебюджетного финансирования по спортивным ВУЗам

 

Рейтинги ВУЗов по популярности среди абитуриентов оценивались отдельно для конкурсов на заочное (рис. 4) и очное (рис. 5) обучение. Сравнение полученных оценок показывает, что конкурс на заочное обучение выше, чем на очное. Бесспорное лидерство в сегменте заочного обучения (все ТОП-5 по популярности) принадлежит региональным спортивным ВУЗам.

 

Рисунок 4. Конкурс на заочное обучение по спортивным ВУЗам

 

Несколько больше очная форма обучения привлекает абитуриентов в столичных ВУЗах. В этом сегменте второе и третье места принадлежат Российскому ГУФК и Санкт-Петербургскому ГУФК, соответственно. Лидером по популярности очной формы обучения  является Краснодарский ГУФК, что, по-видимому, связано с близостью олимпийской площадки Сочи-2014.

 

Рисунок 5. Конкурс на дневное обучение по спортивным ВУЗам

 

Рейтинг спортивных ВУЗов по индексу Интернет-цитируемости (табл. 3) подтвердил официальное, рассчитанное по методике Минспортуризма России, безусловное лидерство Российской ГУФК. На втором-третьем местах по популярности запросов оказались соответственно Санкт-Петербургский ГУФК и Московский ГАФК. Оставшиеся два места ТОП-5 заняли "Военный институт физической культуры" Министерства обороны РФ (ВИФК, Санкт-Петербург) и негосударственный "Московский институт физической культуры и спорта" (МИФКиС).

 

Таблица 3. Результаты поисковых запросов в Интернет

Наименование спортивного ВУЗа

Количество запросов в месяц

Российский ГУФК

11 270

Санкт-Петербургский  ГУФК

9 382

Московская ГАФК

2 632

ФГОУ ВПО3 "Военный институт физической культуры" Министерства обороны РФ (ВИФК, Санкт-Петербург)

1 517

НОУ ВПО4 "Московский институт физической культуры и спорта" (МИФКиС)

767

Краснодарский ГУФК

256

Воронежский ГИФК

160

Волгоградская ГАФК

145

Смоленская ГАФКСиТ

90

Дальневосточная ГАФК

67

Чайковский ГИФК

45

Камская ГАФК

31

Великолукская ГАФК

12


4. Подготовка специалистов по специальности «спортивный менеджмент»

 

Приказом Минобрнауки  России от 15 февраля 2010 г. № 121 утвержден (по состоянию на 20.04.2010 г. еще не введен в действие) федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 Физическая культура, в соответствии с которым готовятся кадры по следующим видам профессиональной деятельности:

  • педагогическая;
  • тренерская;
  • рекреационная;
  • организационно-управленческая;
  • научно-исследовательская;
  • культурно-просветительская.

 

Спортивный менеджмент может быть отнесен к организационно-управленческому виду деятельности. Однако в имеющихся нормативных документах пока отсутствует регламентация требований к образовательным учреждениям по подготовке спортивных менеджеров.

 

В данном разделе на основе обобщения информации об учебных  курсах и семинарах, собранной по всем российским спортивным государственным  и коммерческим образовательным учреждениям, сформирован перечень дисциплин, которыми, по нашему мнению, должны были бы владеть профессиональные спортивные менеджеры. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации по специальности «спортивный менеджер» может включать следующие направления:

  • Основы индустрии спорта;
  • Олимпийское движение и международные спортивные организации;
  • Основы спортивного права;
  • Управление организацией;
  • Клубный менеджмент;
  • Спортивный маркетинг;
  • Управление персоналом в спортивной организации;
  • Организация работы со спонсорами;
  • Планирование и организация соревнований;
  • Финансовое обеспечение деятельности спортивной организации;
  • Реклама и PR в спорте;
  • Спортивная медицина и допинг;
  • Системы страхования;
  • Психология;
  • Иностранные языки (английский и/или французский - обязательно).

 

В настоящее время  ни один из спортивных ВУЗов при подготовке менеджеров не реализует в полном объеме подобные программы. Поэтому выпускники, желающие работать по профессии «спортивный менеджер», должны получать дополнительное образование.

 

Отношение в спортивных ВУЗах к подготовке профессиональных спортивных менеджеров можно оценить на основе данных Минспорттуризма России за 2009 г. (табл. 4). Как следует из этой таблицы Российский ГУФК,  получающий 30% всего бюджетного финансирования, выделенного на все спортивные ВУЗы, уступает  и в абсолютном количестве, и в процентном соотношении по этому показателю Волгоградской ГАФК, лидирующей в рейтинге по уровню коммерциализации. В целом, региональные спортивные ВУЗы уделяют больше внимания подготовке менеджеров в области спорта.

 

Таким образом, очевидно, что в системе высшего спортивного  образования в России пока нет  общего понимания в необходимости  перехода к активной подготовке спортивных менеджеров.

 

Кроме того. Спортивные ВУЗы не спешат переходить на новую, европейскую, систему образования, как это предусмотрено требованиями Минобрнауки России. В России всего четыре спортивных ВУЗа (табл. 4) готовят  бакалавров и магистров, причем их доля составляет менее двух процентов от общего количества учащихся.

 

Таблица 4. Доля студентов, обучающихся по специальностям «Менеджмент 
организации», «Экономика и управление на предприятии» и по направлению «Менеджмент» от общего количества студентов в образовательном учреждении

№ пп.

Образовательное учреждение

Количество, чел.

Доля от общего числа  студентов, %

Специальность «Менеджмент  организации»,

5 лет обучения

1

Волгоградская ГАФК

606

25%

2

Российский ГУФК

112

14%

3

Краснодарский ГУФК

136

10%

4

Уральский ГУФК

369

6%

5

Великолукская ГАФК

104

4%

6

Чайковский ГИФК

184

3%

7

Московская ГАФК

159

2%

8

Сибирский ГУФК

76

2%

Специальность «Экономика и управление на предприятии»,

5 лет обучения

1

Кубанский ГУФК

442

7%

2

Санкт-Петербургский  ГУФК

83

2%

Бакалавриат по направлению «Менеджмент»,

4 года обучения

1

Санкт-Петербургский  ГУФК

92

2%

2

Уральский ГУФК

35

Менее 1%

3

Краснодарский ГУФК

18

Менее 1%

4

Смоленская ГАФК

8

Менее 1%

Магистратура по направлению  «Менеджмент»,

2 года обучения

1

Санкт-Петербургский  ГУФК

25

Менее 1%

Информация о работе Кто есть кто в мире спортивного образования в России