ЛФК при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 11:29, реферат

Краткое описание

В реальной психике и личности темперамент существует в единстве с другими показателями психического облика, прежде всего с характером. Однако в отечественной психологии совершенно оправданно различают эти понятия, хотя бы для того, чтобы глубже понять их фактическое, жизненное взаимодействие. Даже применительно к собакам в знаменитой физиологической школе академика и лауреата Нобелевской премии И.П. Павлова разводили, например, схожие по соотношению понятия: генотип и фенотип.

Содержание

1. Общее понятие темперамента
1.1 Основные типы темперамента
1.2 Темперамент и деятельность
2. Общее понятие характера. Социальный и индивидуальный характер
2.1 Основные черты характера
3. Заключение
4. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат))).docx

— 35.36 Кб (Скачать файл)

Эрих Фромм к  социальному характеру относил  ту часть структуры характера, которая  является общей для большинства  членов той или иной социальной группы. Индивидуальный характер Э. Фромм определял  как совокупность черт, которые в  своей особой конфигурации образуют структуру личности. Он исходил из того, что, социальный характер складывается в результате опыта и способов жизнедеятельности членов группы.

Среди социальных характеров всегда имеют место "отклоняющиеся" личности с совершенно иной структурой характера, чем у большинства  членов группы. Вероятно, здесь проявляют  себя случайные факторы и индивидуальный жизненный опыт. При рассмотрении социального характера Э. Фромма интересовало, как энергия личностей  распределяется и действует в  качестве продуктивной силы в тех  или других социальных группах.

Введение понятия "социальный характер" было необходимо для осмысления происходящих социальных процессов, в ходе которых человек  должен адаптировать свои потребности  и направлять свою энергию на определенный способ жизнедеятельности, характерный  и принятый в существующем обществе.

Однако значимость характера как фактора развития тех или иных социальных групп  или обществ в целом этим не исчерпывается. Не менее важно, что  характер оказывает определяющее влияние  на мышление, эмоции и действия каждой отдельной личности.

Принято говорить об индивидуальном характере личности в о социальном характере различных  групп. Социальный характер является определяющим для развития и принятия тех или  иных идей, которые избираются социальными  группами сознательно, а отдельные  личности не всегда оказываются способными действовать в согласии с ними. Идеи только тогда становятся реальной силой, если они отвечают потребностям, которые свойственны данному социальному характеру.

Следовательно, характер выполняет различные функции  по отношению к личности и по отношению  к обществу. Если характер конкретной личности не сильно отличается от социального  характера, то она научается действовать  в рамках "необходимого" и "желательного" для данных социальных условий и  для данной культуры.

Характер может  выполнять экономическую, психологическую, эмоциональную функции. Субъективные функции характера заключаются  в побуждении личности к действиям, необходимым для него с практической точки зрения, и в обеспечении  эмоционального удовольствия от собственных  действий.

Функции социального  характера, с точки зрения его  влияния на социальные процессы несколько  иные. Характер выполняет функции  приспособления человека к социальным условиям, в процессе которого развиваются  те черты, которые заставляют его  желать и действовать так, как  должно.

Э. Фромм пытался  доказать, что если социальный характер приспособлен и направлен на решение  задач, значимых для данного общества, то человеческая энергия направляется по нужному руслу. В этом случае она  становится продуктивной силой, необходимой  для функционирования этого общества. Следовательно, люди научаются работать в силу необходимости.

Социальные задачи становятся внешней властью по отношению  к человеку. В противовес социальной человек создает себе "внутреннюю силу" - совесть и чувство долга, которые контролируют его гораздо  успешнее, чем любая внешняя власть. Однако во многих ситуациях возникает  противоречие между тем, что человек  должен делать и что бы он хотел  делать. Это противоречие между "должным" и "желаемым" снижает продуктивность деятельности.

Таким образом, функция  социального характера состоит  в интериоризации, то есть превращении  внешних требований во внутренние. Тем самым общество заставляет человека использовать свою энергию для решения  задач данной экономической и  социальной системы.

Если в структуре  индивидуального характера укореняется  социальный характер, то психологические  силы каждого человека укрепляют  социальную структуру. Эти взаимосвязи  являются очень динамичными. Наступает  момент, когда старая структура характера  продолжает существовать в новых  экономических условиях, для которых  старые черты характера уже не подходят.

Продолжая действовать  в соответствии со своей индивидуальной структурой, люди становятся помехой  в социальном процессе. Например, традиционные достоинства людей: умеренность, неспешность, осмотрительность, могут утратить свое значение в современной деловой  жизни, по сравнению с такими новыми качествами, как инициативность, готовность к риску и др.

В обществе возможен разрыв между экономической и  психологической эволюциями. Это  приводит к ситуации, в которой  психологические потребности не могут удовлетворяться обычными экономическими действиями, что вынуждает  человека искать их удовлетворения другими  путями.

Известно, что между  поведением человека и его характером существует теснейшая связь. Выражается это в том, что именно в поведении  проявляются особенности характера  человека. Человек совершает определенные действия, поступки по отношению к  окружающему миру и прежде всего  по отношению к людям. В поведении  проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, вкусы, привычки, желания, степень уверенности  или неуверенности в себе и  пр.

Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение  в целом позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают  его внутреннее, скрытое от посторонних  глаз содержание. Но, с другой стороны, каждое свойство характера приводит в определенных условиях к совершению тех или иных поступков, накладывает  печать на все действия, мысли и  чувства человека. Народная мудрость гласит: "Каков характер, таковы и  поступки". Самым важным мерилом, показателем характера являются поступки и поведение человека. Человек  может говорить о себе всякое, однако поступки показывают, что он есть на самом деле. Особенно отчетливо подлинная  сущность характера проявляется  в трудных и критических ситуациях, например в несчастье, при аварии или пожаре.

Поведение человека рассматривается, оценивается, прежде всего, с точки зрения его взаимоотношений  с другими - с отдельными людьми и  с обществом в целом. При этом оценивается не только сам поступок, но мотив, побудивший его поступить  так, а не иначе. И оценка этого  поступка происходит с точки зрения того, помогает ли он людям в их жизни  и самочувствии, способствует ли движению общества вперед. Ценить людей надо по тем целям, которые они перед  собой ставят.

Каждый, кто хочет  понять человека, начинает с поиска причин его действий, поступков, отношений. Важно проникнуть в мотивы, которыми руководствуются люди, избирая тот  или иной способ поведения, иными  словами, узнать, ради чего предпринимаются  усилия. Только зная мотив, зная внутреннее побуждение, мы можем правильно судить о действиях того или иного  человека, ибо особенности поведения  всегда вытекают из подлинных отношений  человека к действительности и прежде всего к людям.

Зная основные свойства характера человека можно понять, с определенной вероятностью предвидеть его поведение.

2.1 Основные черты характера

Черты характера  выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему  миру и деятельности.

Черты характера - это индивидуальные привычные формы  поведения человека в соответствующих  ситуациях, в которых реализуется  его отношение к действительности.

Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить  на две группы, которые тесно между  собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторонам жизни.

Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности.

Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и общего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; помощь другим и хищническое отношение к людям; скромность, самокритичность и зазнайство; требовательность к себе и заносчивость; чувство собственного достоинства и высокомерие и т.д.

Эти черты характера, или особенности личности, являются моральными качествами и выступают  либо добродетелями, либо пороками человека. Главная наша добродетель заключается  в заботе об окружающих нас людях, их интересах, их спокойствии.

Каждый много  думает о счастье, хочет быть счастливым и нередко забывает о главном - только тогда, когда мы приносим счастье  другим людям, мы и сами чувствуем  себя счастливыми. Это не пустые слова. Думая только о самом себе, о  собственном благе, можно быть удовлетворенным, довольным (самодовольным), спокойным, но никогда - счастливым.

Вторая группа - волевые черты характера. Они  выражаются в умении и привычке сознательно  регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными  принципами, преодолевать препятствия  на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Говоря о ком-либо "человек  с характером", подчеркивают выраженность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дисциплинированности, мужества, смелости.

Но эти черты  характера ценны только тогда, когда  проявляются у человека нравственного, воспитанного. Важно знать, к каким  целям стремится человек, и какие  средства выбирает он для их достижения. Не только цели, но и средства деятельности должны быть честными, гуманными. Целеустремленность и настойчивость диктатора или  карьериста, смелость хулигана или  глупца не могут быть положительными качествами. Волевые черты и поступки ценны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной направленностью  личности.

Особенности характера  не только проявляются в действиях, поступках, отношениях, но и формируются  в них. Так, мужество появляется в  процессе совершения мужественных поступков, а чертой характера становится только тогда, когда такие поступки перестают  быть случайными эпизодами в жизни  человека и превращаются для него в привычку.

Каждая черта  характера проявляется не изолированно от других, а связана с ними. В  зависимости от этого у различных  людей одна и та же черта характера  может проявляться по-разному. Например, смелый поступок может быть разумным и безрассудным, моральным и аморальным. Такая черта, как мужество, включает в себя не только волевую сферу, но и сферу интеллектуальную и эмоциональную. Мужество одновременно является и моральной  чертой. Характер каждого человека - это своеобразное сочетание различных  черт, объединяемых в человеческой личности.

В истории психологии делалось немало попыток классифицировать человеческие характеры или определить типы характеров. Однако удовлетворительной классификации и типологии характеров еще не создано. Поэтому при характеристике человека обычно указывают на одну или две наиболее выделяющиеся черты  его характера. Одних мы называем людьми твердого, сильного характера, других - скромными, трудолюбивыми, третьих - добрыми, общительными и т.п.

Черты характера, проявляющиеся  у человека в его деятельности, в чувствах, в речи, в отношении  к другим людям, к самому себе, приобретают  положительное или отрицательное  значение в зависимости от того, какими целями человек руководствуется  в своей жизни, ради чего он живет, как осмысливает свою жизнь и  свои поступки.

Черты характера  являются приобретенными и закрепленными  свойствами личности, физиологическую  основу характера составляют изменившиеся в процессе индивидуальной жизни  особенности нервной системы.

И.П. Павлов связывал изменяющийся тип нервной системы  с системностью работы коры больших  полушарий и с динамическим стереотипом, который представляет собой слаженную, уравновешенную систему нервных  процессов.

Стереотип является нервно-физиологической основой  прочно закрепленных привычных свойств  личности, к числу которых относятся  и черты характера.

Для понимания нервно-физиологической  основы характера большое значение имеет учение И. П. Павлова о второй сигнальной системе. Вторая сигнальная система является физиологической  основой мышления и речи и вместе с этим она регулирует поведение  человека. "В нормально развитом человеке, - говорил И.П. Павлов, - вторая сигнальная система есть высший регулятор  человеческого поведения". Конечно, говоря о физиологических основах  характера, нельзя понимать дело так, что  будто все черты характера  определяются только особенностями  нервной системы. "Физиологическая  основа характера, конечно, не включает и не может включать его содержательную сторону, например, общественную направленность, мужество, верность долгу. Содержательная сторона психологии характера имеет  своим источником общественные категории; раскрывая эту сторону, психология включается в число общественных наук".

Формируясь под  влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального  и типичного, возникающее под  влиянием как общественно-исторических условий (определенный общественно-исторический строй, социальная среда), так и индивидуальных условий жизни и деятельности (жизненный путь человека).

Не все особенности  человека можно считать чертами  его характера, а только существенные и устойчивые. Например, смел тот, для  кого такая форма поведения постоянна, типична. Конечно, он тоже может иногда испытывать чувство страха, но трусом его не назовешь.

Чтобы узнать характер человека, требуется время и постоянное общение с ним. С незнакомым человеком  трудно общаться и иметь дело прежде всего потому, что не знаешь, чего от него ожидать и что он ждет от тебя. Зная характер человека, мы можем  предвидеть, предсказать, как он поведет  себя в той или иной ситуации, как поступит при данных обстоятельствах, что сделает, что и как скажет.

Вспомним своих  друзей, знакомых, однокурсников, сослуживцев. По отношению почти к каждому  из них можно предвидеть, как они  отнесутся к той или иной проблеме, как поведут себя при определенных обстоятельствах, какое примут решение...

Информация о работе ЛФК при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии