Лекции по "Физкультуре дошкольной"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:11, курс лекций

Краткое описание

1. Методические принципы физического воспитания
Под методическими принципами физического воспитания понимают основополагающие методические закономерности педагогического процесса, выражающие основные требования к построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса.
Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими. Физическое воспитание - один из видов педагогического процесса, и на него распространяются общие принципы педагогики: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.

Вложенные файлы: 1 файл

физическая культура.doc

— 558.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  массовым явлением стало спортивное движение – процесс приобщения  к спорту, его распространение  и развитие в обществе. В спортивном движении достаточно определенно выделяются два направления, которые чаще всего называют “массовый спорт” и “спорт высших достижений”.

Основное отличие массового  спорта определяется тем, что спортивная деятельность человека занимает подчиненное место в индивидуальном образе жизни по отношению к учебной или трудовой деятельности. Спортивная деятельность в сфере спорта высших достижений превращается в  основную в индивидуальном образе жизни.

 

 

 

50. Классификация  видов спорта

В современной практике физического воспитания виды спорта подразделяют на пять групп, в зависимости от характера деятельности спортсмена,    источника     и    способа    достижения   спортивного   результата

(Л.П. Матвеев, 1991).

1-я группа – виды  спорта, представляющие собой высокоактивную двигательную деятельность человека, достижения в которых в решающей мере зависят от физических способностей организма. Сюда относятся большинство видов спорта (легкая атлетика, спортивные игры и т.д.);

2-я группа – виды  спорта, основу которых составляют действия спортсмена по управлению средствами передвижения (мотоциклом, автомобилем, самолетом, яхтой и т.д.), за счет умелого управления которых и достигается спортивный результат;

3-я группа – технико-конструкторские  виды спорта, в соревнованиях по которым оцениваются не сколько действия спортсмена, сколько результаты – предметы условной модельно-конструкторской деятельности (авиа-, автомодели и т.д.);

4-я группа – стрелковые  виды спорта (стрельба из стрелкового  оружия: пистолета, винтовки, лука);

5-я группа – абстрактно-игровые виды спорта, исход соревнований в решающей мере определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (шахматы, шашки и т.п.).

 

51. Системы  физических упражнений

Современные системы физических упражнений представляют собой совокупность специально подобранных физических упражнений, направленных на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма.


В настоящее время  наибольшей популярностью среди студентов пользуются атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика, шейпинг, стретчинг,  восточные системы: йога, у-шу.

 На обязательных  занятиях по учебной дисциплине  “Физическая культура” необходимо  использовать только те системы  физических упражнений, которые обеспечивают повышенную двигательную активность.

Атлетическая  гимнастика – это система физических упражнений, развивающих силу в сочетании с разносторонней физической подготовкой.

Для развития силы используются специальные силовые упражнения: упражнения с гантелями (5-12 кг), упражнения с гирями (16, 24, 32 кг), упражнения со штангой (вес в зависимости от подготовки), упражнения на тренажерах и т.п.

Ритмическая гимнастика (аэробика) – это комплексы физических упражнений, выполняемых, как правило, без отдыха в быстром темпе под музыку.

Существуют разные виды аэробики:

1) Аэробика по-американски  (базовая аэробика). Это синтез  общеразвивающих упражнений, бега, подскоков, в танцевальном стиле, выполняемых без пауз отдыха под музыкальное сопровождение 120-160 акцептов в минуту:

- низкая интенсивность  – простые по координации движения, позволяющие формировать базовые навыки. ЧСС – 120 – 135 уд/мин

- высокая интенсивность  – увеличение пульса до 150 –  160 уд/мин.

В комплекс включается большое  число беговых и прыгательных упражнений.

2) Танцевальная аэробика  – характерной чертой является  то, что помимо традиционных средств,  в ней широко используются  элементы джазового танца:


  • фанк-аэробика;
  • рок-аэробика – элементы танца рок-н-ролла;
  • брейк-аэробика – это сплав танца, пантомимы, гимнастики, акробатики;

3) Шейп-аэробика –  тренировка с отягощениями. Наиболее  эффективный способ избирательного воздействия   на телосложение человека.


4) Спортивная аэробика  – фантастический коктейль из  культуризма, гимнастики, аэробики и спортивных танцев.


5) Степ-аэробика –  комплекс упражнений  выполняется  с подъемом  и спуском на  специально оборудованных ступенях.


6) Гидроаэробика - комплекс  упражнений, выполняемых в воде.


Стретчинг – это система развития гибкости, включает в себя комплекс упражнений, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп и подвижности в суставах.

Название это происходит от английского слова “stretching” - растягивание. Существует два типа упражнений при выполнений, которых происходит растягивание (удлинение мышц):

- баллистические –  это маховые движения руками  и ногами, сгибание и разгибание туловища, обычно выполняемые с большой амплитудой и значительной скоростью. Здесь удлинение определенной группы мышц сравнительно кратковременно и длится столько, сколько мах или сгибание;

- статистические упражнения -  это когда принимается определенная поза  и занимающийся удерживает ее в течение 5-30 и даже 60 секунд.

Именно статические  упражнения с растяжением мышц получили название “стретчинг”.

Физиологической основой  таких упражнений является миотатический рефлекс, при котором  в  насильственно растянутой мышце происходит сокращение мышечных волокон. В результате  в мышцах  активизируются обменные процессы, обеспечивающие высокий жизненный тонус.

Йога – философско-религиозная система, в основе которой лежит умение управлять психикой и физиологическими процессами организма человека. Различные “асаны” йоги – не просто принятие замысловатых поз, а сложная техника контроля над телом, цель которых активно воздействовать на дыхательную систему, на внутренние органы и суставно-мышечный аппарат. Йога содержит в себе элементы медитации, для коррекции психического состояния.

Среди отечественных  систем физических упражнений можно  выделить дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой, комплекс   специальных упражнений для глаз Э.С. Аветисова (см. приложение А, Б).

 

 

 

52. Комплекс корригирующей гимнастики для глаз  по методу

Э.С. Аветисова 

Физические упражнения по профилактике близорукости и при  ее прогрессировании не только способствуют общему укреплению организма, но и улучшают деятельность глазных мышц, улучшают кровообращение в тканях глаз.

Различают близорукость слабой (до 3 диоптрий), средней (4 – 6 диоптрий) и высокой степени (более 6 диоптрий). Нарушения зрения можно предупредить, если периодически давать возможность глазам отдохнуть и заниматься специальной гимнастикой.

Каждые 1,5 – 2 часа зрительно-умственной работы, устраивая физкультпаузу, нужно давать отдых глазам. Можно на 1-2 минуты закрыть их или некоторое время смотреть вдаль. Полезен и своеобразный массаж глаз, для чего нужно кончиками пальцев несколько раз слегка нажать на глазные яблоки, предварительно сомкнув веки. Полезны круговые движения глаз.

Через каждые 3 часа работы необходимо заниматься специальными комплексами  упражнений, основу для построения которых предложил известный советский офтальмолог профессор Э.С. Аветисов. Цель – включить в динамическую работу бездействующие глазные мышцы, и наоборот, расслабить те из них, на которые падает основная нагрузка. Тем самым создаются условия для профилактики переутомления глаз и их заболеваний.

1. Исходное положение  (И.п.) – сидя. Крепко зажмурить  на 3-5 секунд, а затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

2. И.п. – сидя. Быстро  моргать в течение 1-2 минут.  Способствует улучшению кровообращения.

3. И.п. – стоя. Смотреть  прямо перед собой 2-3 секунды,  поставить палец правой руки  по средней линии лица на  расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомляемость, облегчает работу на близком расстоянии.

4. И.п. – стоя. Выпрямить  руку вперед, смотреть на конец  пальца вытянутой рука, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пака палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчит работу на близком расстоянии.

5. И.п. – сидя. Закрыть  веки, массировать их с помощью  круговых движений пальца в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и  улучшает кровообращение.

6. И.п. – стоя. Поставить  палец правой руки по средней  линии лица на расстоянии 25-30 см  от глаз, смотреть обоими глазами  на конец пальца 3-5 секунд, прикрыть  ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд, убрать ладонь, посмотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 секунд, поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, посмотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 секунд, прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5 секунд, посмотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 секунд. Повторить 5-6 раз. Укрепляет мышцы обоих глаз.

7. И.п. – стоя, голова  неподвижна. Отвести полусогнутую  правую руку в сторону, медленно  передвигать указательный палец справа налево и следить глазами за пальцем; то же в другую сторону. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.

8. То же упражнение  в вертикальной плоскости.

9. И.п. – сидя. Тремя  пальцами руки слегка нажать на верхнее веко, через 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

10. И.п. – сидя. Смотреть  вдаль прямо перед собой 2-3 секунды, перевести взор на кончик носа на 3-5 секунд (можно, фиксируя взгляд на пальце и приближая палец к носу). Повторить 6-8 раз. Упражнение развивает способность длительно удерживать взор на близких предметах.

11. И.п. – сидя, голова  неподвижна. Поднять глаза кверху  и сделать ими круговые движения по часовой и против часовой стрелки. Повторить 3-6 раз. Упражнение способствует развитию сложных движений глаз и повышает устойчивость вестибулярных реакций.

12 И.п. – сидя, голова  неподвижна, глаза закрыты. Поднять  глаза кверху, затем опустить  их книзу, отвести глаза влево, затем вправо. Повторить 6-8 раз. Упражнение повышает выносливость глазных мышц к статическому напряжению.

 

 

 

53. Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой

Обычно различные виды дыхательной гимнастики строятся на прямой согласованности, на направленном совпадении мышечных усилий с вдохом и выдохом. Газообмен облегчается, однако мышцы, которые должны обеспечивать процесс дыхания, при этом пассивны.

Гимнастика Стрельниковой  предусматривает ускоренное развитие мышц, помогающих дыханию. Достигается это обратной согласованностью движения с дыханием. Во время вдоха руки сводятся и таким образом сжимают грудную клетку. Выдох – руки разведены, грудная клетка расширена. При таком способе дыхания активируется газообмен, совершенствуется работа мозговых центров управления дыханием. Эти упражнения являются прекрасным средством общеоздоравливающего неспецифического (т.е. направлены не на какую-то одну систему, а на весь организм) воздействия благодаря возросшей эффективности дыхания, которое обеспечивает более высокий уровень снабжения кислородом всех органов и тканей.


Дыхание начинается с  вдоха. Вдох – первичен, выдох –  вторичен. Вдох через нос короткий, резкий, активный (но не объемный). Вдох настолько резкий, что слегка втягиваются, сжимаются (а не раздуваются) крылья носа. О выдохе совсем не думать. Он проводится автоматически через слегка приоткрытый рот. Это положение относится ко всем упражнениям Стрельниковой.

Упражнение 1

Повороты головы направо  и налево. На каждый поворот (в конечной точке) короткий шумный вдох носом.

Упражнение 2

Наклоны головы вправо и  влево. Резкий вдох в конечной точке  каж-дого движения.

Упражнение 3

Наклоны головы вперед и  назад. Резкий вдох в конце каждого  движения.

Упражнение 4

Сведение рук перед  грудью. При таком встречном движении рук сжимается верхняя часть легких в момент быстрого, шумного вдоха. Правая рука то сверху, то снизу.

Упражнение 5

Пружинистые наклоны  вперед. Мгновенный вдох в нижней точке. Слишком низко наклоняться не обязательно, выпрямляться до конца тоже не нужно.

Упражнение 6

Пружинистые наклоны  назад со сведением поднятых рук. Вдох в нижней точке.

Упражнение 7

Пружинистые приседания в выпаде (правая, а затем левая  нога впереди). Вдох в крайней точке приседания в момент сведения опущенных рук.

Упражнение 8

Наклоны вперед и назад (по принципу маятника). Вдох в крайней  точке наклона вперед, а потом  назад.

Самый правильный ритм –  это когда за 6 секунд делается 8 вдохов. Для правильного выполнения упражнений характерен ровный пульс, не достигающий 100 ударов в минуту. Каждое упражнение выполняется сериями по 8 движений. Пауза между сериями – 5-6 секунд, между упражнениями – до 12 секунд.

Информация о работе Лекции по "Физкультуре дошкольной"