Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее часто используется следующее определение: «Спорт - включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения, нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности, взятые в целом».
В отечественной, популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по физической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое определение.

Вложенные файлы: 1 файл

4.2.docx

— 107.39 Кб (Скачать файл)

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. Рассмотрим подробнее основные задачи, выполняемые массовым спортом.

Оздоровительные задачи. Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности и трудоспособности, продление творческой активности – важнейшая социальная задача. У человека должно воспитываться ответственное отношение к своему здоровью, осознанное понимание необходимости достаточной двигательной активности в режиме каждого дня.

Массовый спорт широко используется как средство охраны и  укрепления здоровья учащейся молодежи, является действенным средством борьбы с гиподинамией в условиях автоматизации и комплексной механизации современного производства, средством профилактики различных заболеваний.

Выбирать средства физического  воспитания и регулировать физические нагрузки, формы массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий следует в соответствии с принципом оздоровительной направленности, поэтому одним из обязательных условий при занятиях массовым спортом является тщательный контроль за состоянием здоровья занимающихся со стороны преподавателя и врача.

Воспитательные  задачи. Массовый спорт – действенное средство в формировании личности человека. Он существенно влияет на подготовку человека к высокопроизводительному труду и защите Родины, на повышение умственной работоспособности, воспитание высоких нравственных качеств, развивает у него эстетические вкусы, чувства, идеалы, потребности. При этом воздействие массового спота специфично и не может быть заменено или компенсировано другими средствами.

Не менее важно воспитывать  у человека естественную потребность  в систематических занятиях спотом, в организации здорового образа жизни, что тесно связанно с решением образовательных задач.

К элементам массового  спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.

Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными  тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов.

Образовательные задачи. Для понимания роли физических упражнений и спорта для здоровья и жизни человека необходимы знания в области физиологии, психологии, медицины, теории и методики физического воспитания, организации и поведения оздоровительных, спортивных мероприятий, спортивных соревнований. Важно также чтобы человек овладел практическими умениями и навыками, методикой обучения технике различных физических упражнений и т.п.

Еще одним очень важным назначением массового спорта является подготовка резерва для спорта высших достижений. Успешное выступление спортсменов на крупных международных соревнованиях во многом зависит от развития массового спорта в стране.  
Следует подчеркнуть, что массовый спорт, сам факт его наличия как массового явления, выступает в качестве фактора развития общекультурного содержания спорта высших достижений, поскольку оно широко пропагандирует идею самоценности человеческой способности, идею, реальность смысла, которой для спортсмена в ходе соревновательной борьбы (особенно в рамках наиболее престижных соревнований) может оказаться в определенных обстоятельствах временно утраченной.

В то же время спорт высших достижений тесно связан с массовым спортом, поскольку последний является источником для пополнения рядов участников «большого спорта». При этом имеются общие закономерности подготовки участников, однако в спорте высших достижений имеются присущие только ему социальные, психологические, физиологические и другие особенности.

Также спорт высших достижений по отношению к массовому физкультурному движению выступает в качестве эффективного средства формирования правильной ориентации личности на ценность физической способности человека, а именно, спорт способствует тому, чтобы человек, занимающийся физкультурной деятельностью, не подходил к развитию своих способностей абстрактно как к развитию своих биологических качеств.

В настоящее время понятие  «спорт высших достижений» прочно вошло  в практику и теорию физического  воспитания и спорта. Под этим термином понимается определенное социальное явление, отличающееся тем, что спортивные достижения подкрепляются существенными материальными средствами с использованием новейших достижений науки, а проведение спортивных соревнований такого уровня является мощным фактором в международных отношениях.

Спорт высших достижений предполагает организацию системы тренировок и соревнований, в ходе которых ставится и решается задача достижения максимально возможных результатов, превышающих уже достигнутые.

Современный спорт высших достижений включает ряд направлений: супердостиженческий (любительский) спорт; профессиональный спорт; профессионально-коммерческий спорт (достиженческо-коммерческий и  зрелищно-коммерческий спорт). 
Супердостиженческий (любительский) спорт в настоящее время все больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочно-соревновательной деятельности. 
Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащими, что дает им право называть себя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто граничат с заработками профессионалов). Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этих соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальнейшем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров.

Основное отличие профессионально-коммерческого спорта от так называемого супердостиженческого любительского заключается том, что он развивается как по законам бизнеса, так и по закона спорта в той мере, в какой их можно воплотить в подготовке спортсменов-профессионалов.

Цель большого спорта принципиально  отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются  поэтапные планы многолетней  подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень  достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники  и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате.

Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене.

Нельзя не сказать еще  об одной общественной ценности большого спорта. Сегодня спорт высших достижений - пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

Большой спорт  содействует  тому, чтобы человек в рамках физкультурной  деятельности исходно, в самой начальной фазе процесса физического совершенствования, занимал активную жизненную позицию и деятельно укреплял ее. Понятно, что это есть одновременно и фактор усиления социокультурных возможностей деятельности физического развития.

 

 

2. СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Спорт является многогранным общественным явлением. Развитие спорта во всём мире привело к возникновению  и развитию множества отдельных  видов спорта, которых в настоящее  время более 200. Каждый из них характеризуется  своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения  соревновательной борьбы и правилами  соревнований.

По степени распространения  в мире различают следующие виды спорта: международные (легкая атлетика, плавание, спортивные игры и др.), распространенные в большинстве стран; региональные (например, хоккей на траве, бобслей, бейсбол), развитые только в некоторых странах отдельного региона; народно-национальные (гонки на собаках, на оленях, метание тяжелых предметов, национальные виды единоборств и т.д.), культивируемые среди отдельных народов.

Наиболее  распространённые виды спорта включены в программу летних и зимних Олимпийских  игр. Поэтому в теории спорта в  основном используются «Олимпийская классификация  видов спорта». Эта классификация  основана на учете основных закономерностей соревновательной и тренировочной деятельности в различных видах спорта, а также довольно схожей спецификой нескольких видов спорта. В этой классификации виды спорта подразделяются на шесть групп по особенностям проявления физических и технических способностей спортсмена:

1 группа - циклические виды спорта, для которых характерно постоянное чередование одинаковых циклов движения (беговые дисциплины легкой атлетики, плавание, гребля, велоспорт, лыжный, конькобежный спорт и т. д.)

2 группа - скоростно-силовые виды спорта (легкоатлетические виды спорта, метание, спринтерские номера программы в различных видах спорта).

3 группа - сложнокоординационные виды спорта (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.).

4 группа - единоборства (фехтование, борьба, бокс и др.).

5 группа - спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол и т. д.).

6 группа - многоборья (лыжное двоеборье, легкоатлетическое десятиборье, современное пятиборье и т. д.).

Виды  спорта можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (по Матвееву Л. П.):

1 группа - К данной группе относится большинство видов спорта виды спорта с предельно активной двигательной деятельностью, результаты которых зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена, выявляемых в процессе соревнований (легкая атлетика, плавание, борьба, спортивные игры и т. д.).

2 группа - виды спорта, основу которых составляют действия по управлению различными средствами передвижения, где спортивный результат обусловлен внешними движущими силами и умением рационально пользоваться ими (мотоциклетный, автомобильный, парусный спорт и т. д.).

3 группа - виды спорта, двигательная активность в которых жёстко лимитирована условиями поражения цели из специального спортивного оружия (пулевая стрельба, стрельба из лука, дартс и др.).

4 группа - виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсменов (авиамодельный, автомобильный спорт).

5 группа - виды спорта, основное содержание которых определяется характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки).

6 группа - многоборья, составленные из различных дисциплин, входящих в различные виды спорта (биатлон, служебные многоборья, спортивное ориентирование и др.).

В нашей стране виды спорта еще разделяют по профессионально-ведомственной  принадлежности. В Вооруженных Силах  культивируются военно-прикладные виды спорта; в Министерстве внутренних дел – пожарно-прикладной спорт, служебные многоборья и другие. По этим видам разработаны спортивные классификации, на основе которых присваиваются спортивные разряды и звания. В масштабе страны действует «Единая всероссийская спортивная классификация», устанавливаются определенные нормативы и требования по каждому виду спорта, позволяющие определять класс спортсмена.

Действующая спортивная классификация  включает в себя почти все культивируемые в стране виды спорта. В ней весьма условно, в единой градации по спортивным званиям и разрядам представлены нормативы и требования, характеризующие уровень подготовленности спортсменов, их спортивные результаты и достижения.

Структура спортивной классификации  предусматривает присвоение следующих  разрядов и спортивных званий (от низших к высшим).

Спортивные разряды: 5-й, 4-й  разряды (только в шахматах и шашках); 3-й, 2-й, 1-й разряды, «кандидат в  мастера спорта» - КМС. Спортивные разряды  необходимо подтверждать.

Спортивные звания: «мастер  спорта» - МС, «мастер спорта международного класса» - МСМК (к этому званию приравнивается звание «гроссмейстер» в шахматах и  шашках). За особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание «заслуженный мастер спорта России». Спортивные звания присваиваются пожизненно.

Для присвоения указанных  разрядов и званий в одних видах  спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в мерах времени, длины, веса и других количественных показателях. Разрядные требования определяются такими положениями:

  • занять определенное место на соревнованиях того или иного масштаба;
  • добиться определенного количества побед над спортсменами соответствующих разрядов.

Спортивная классификация  носит подвижный, динамичный характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащенность и др.

Особенно следует отметить наличие спортивной классификации  и по национальным видам спорта. Национальные виды спорта культивируются в отдельных регионах Российской Федерации. В их основе лежат традиционные народные, упражнения и игры, исторически связанные с укладом жизни и особенностями труда людей в условиях данных регионов. Некоторые из этих видов спорта требуют незаурядной физической и специальной спортивно-технической подготовленности. Звание мастера спорта по этим видам присваивается на федеральном уровне. Спортивные разряды присваиваются региональными спортивными организациями, т.е. на местах.

Информация о работе Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи