Место физической культуры в профессиональной подготовке студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:28, реферат

Краткое описание

Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, один из основополагающих факторов его общей и профессиональной культуры.

Содержание

Введение
Законодательные, инструктативные и программные документы РФ определяющие основную направленность, объем и содержание занятий по физической культуре
Физическая культура – часть общечеловеческой культуры
Физическая культура в структуре профессионального образования
Физическая культура студента
Профессиональная направленность физического воспитания
Значение двигательной активности для организма
Цели и функции физической культуры в ВУЗе
Цель, задачи и формы организации физического воспитания
Функции физической культуры в ВУЗе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Физ-ра.docx

— 56.17 Кб (Скачать файл)
 

План:

Введение

  1. Законодательные, инструктативные и программные документы РФ определяющие основную направленность, объем и содержание занятий по физической культуре
  2. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры
  3. Физическая культура в структуре профессионального образования
    1. Физическая культура студента
    2. Профессиональная направленность физического воспитания
  4. Значение двигательной активности для организма
  5. Цели и функции физической культуры в ВУЗе  
    1. Цель, задачи и формы организации физического воспитания
    2. Функции физической культуры в ВУЗе

Заключение

Список  использованной литературы 

Введение

Физическая  культура — основа социально-культурного  бытия индивида, один из основополагающих факторов его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат  воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении  человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и  в их практическом воплощении.

Физическая  культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы. 

1. Законодательные, инструктативные и программные документы РФ, определяющие основную направленность, объем и содержание занятий по физической культуре.

Учебный курс по физической культуре составлен  в соответствии с законодательными, инструктативными и программными документами  Российской Федерации, которые закрепляют требования к практической и теоретической  подготовке студентов.

     В РФ действуют следующие документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
  • Приказ  Министерства образования России «  Об организации физического воспитания в образовательных учреждениях  начального, среднего и высшего профессионального  образования» от 1 декабря 1999 года № 1025
  • Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26 июля 1994 года № 777.

Гуманитарная  направленность физической культуры является основным принципиальным положением Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Это положение  принято за основу и конкретизировано в специальных вышеуказанных  приказах Минобразования РФ. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса.

Федеральный закон  Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и  спорте в Российской Федерации":

 Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан. Адаптивная физическая культура

Статья 28. Физическая культура и спорт в системе образования

1. Образовательные  учреждения с учетом местных  условий и интересов обучающихся  самостоятельно определяют формы  занятий физической культурой,  средства физического воспитания, виды спорта и двигательной  активности, методы и продолжительность  занятий физической культурой  на основе государственных образовательных  стандартов и нормативов физической  подготовленности.

2. Организация  физического воспитания и образования  в образовательных учреждениях  включает в себя:

1) проведение  обязательных занятий по физической  культуре в пределах основных  образовательных программ в объеме, установленном государственными  образовательными стандартами, а  также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями  и спортом в пределах дополнительных  образовательных программ;

2) создание условий,  в том числе обеспечение спортивным  инвентарем и оборудованием, для  проведения комплексных мероприятий  по физкультурно-спортивной подготовке  обучающихся;

3) формирование  у обучающихся навыков физической  культуры с учетом индивидуальных  способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения  обучающихся в занятия физической  культурой и спортом;

4) осуществление  физкультурных мероприятий во  время учебных занятий;

5) проведение  медицинского контроля за организацией  физического воспитания;

6) формирование  ответственного отношения родителей  (лиц, их заменяющих) к здоровью  детей и их физическому воспитанию;

7) проведение  ежегодного мониторинга физической  подготовленности и физического  развития обучающихся;

8) содействие  организации и проведению спортивных  мероприятий с участием обучающихся.

Из приведенных  статей видно, что физической культуре в системе  образования Российской Федерации отводится достаточно важное место. 

2. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры

Понятие «культура» можно определить как  степень раскрытия потенциальных  возможностей личности в различных  областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.

    Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

     В своей основе физическая  культура имеет целесообразную  двигательную деятельность в  форме физических упражнений, позволяющих  эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

     Физическая культура представлена  совокупностью материальных и  духовных ценностей. К первым  относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

     Результатом деятельности в физической  культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

3. Физическая культура в структуре профессионального образования

Физическая  культура — основа социально-культурного  бытия индивида,основополагающая модификация  его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат  воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении  человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и  в их практическом воплощении.

Физическая  культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.

3.1. Физическая культура студента

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительноеэмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Кругозор  личности в сфере физической культуры определяют знания. Их можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необходимы для объяснения и связаны с вопросом «почему?» Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос:«как использовать теоретические, знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?» Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательное действие?» Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Прежде всего, это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и образует самооценку личности. Она имеет две стороны — содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом. В результате вы носится суждение, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу. Таким образом, самооценка - это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоуважение, иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притязаний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициативу и активность личности в физическом совершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы. Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.

Потребности в физической культуре - главная  побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют  широкий спектр: потребность в  движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной  разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др. Потребности тесно связаны с эмоциями — переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение — отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции. Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. Можно выделить следующие мотивы:

Информация о работе Место физической культуры в профессиональной подготовке студентов