Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:28, реферат
Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, один из основополагающих факторов его общей и профессиональной культуры.
Введение
Законодательные, инструктативные и программные документы РФ определяющие основную направленность, объем и содержание занятий по физической культуре
Физическая культура – часть общечеловеческой культуры
Физическая культура в структуре профессионального образования
Физическая культура студента
Профессиональная направленность физического воспитания
Значение двигательной активности для организма
Цели и функции физической культуры в ВУЗе
Цель, задачи и формы организации физического воспитания
Функции физической культуры в ВУЗе
Заключение
Список использованной литературы
Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физической культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.
Границы
выделенных уровней подвижны. Они
свидетельствуют о наличии
4.
Значение двигательной
активности для организма
Согласно современным представлениям, двигательную активность
(ДА) следует рассматривать естественным, эволюционносложившимся
фактором биопрогресса, определившим развитие организма и
обеспечившим не только формирование наиболее совершенных
механизмов его адаптации к окружающей среде в процессе длительного
филогенеза,
но и оптимизацию его
обусловлено тем, что в структуре механизма ДА в элементарной форме
представлен принцип саморегуляции, отражающий сущность всеобщего
закона оптимизации, проявляющийся в стремлении живых систем к
достижению максимального жизненноважного результата с минимальными
энергетическими и пластическими затратами. На уровне целостного
организма происходит интеграция этой универсальной формы в
функциональную систему высшей регуляции адаптационных механизмов,
расшифрованную П.К. Анохиным.
Новейшие научные исследования показали (Г.Л.Соколова), что
длительное ограничение ДА, которое получило название гиподинамии,
является
опасным антифизиологическим
организм и приводящим к ранней нетрудоспособности и увяданию. Если
у зрелого организма нарушения, вызванные гиподинамией, являются
обратимыми, т.е. их можно ликвидировать с помощью своевременной
физической тренировки, то у растущего организма повреждающий эффект
гиподинамии ничем не компенсируется.
Установлено, что гиподинамия особенно опасна на ранних стадиях
онтогенеза и в период полового созревания. Она приводит к значительному
снижению темпов роста организма и угнетению биохимических процессов,
включая функции генетического аппарата клеток, При этом выявлены
значительные функциональные отклонения головного мозга, выражающиеся
в нарушении высшей нервной деятельности и низком уровне
работоспособности мозга.
Между тем, гиподинамия становится доминантным состоянием
большинства представителей современного общества, которые
предпочитают жить в комфортных условиях, пользуясь транспортом,
центральным отоплением и т.п., не занимаясь систематически физической
культурой. Да и на работе в большинстве случаев умственный труд
практически вытеснил физический. Все эти достижения современной
цивилизации, создавая комфорт, обрекают человека на постоянный
«мышечный голод», лишая его ДА, как необходимой для нормальной жизни
жизнедеятельности и здоровья.
Практика показывает, что образ жизни студента (если он
целенаправленно и систематически не занимается физической
культурой) относится к малоподвижному. А это значит, что все
пагубные последствия гиподинамии, касающиеся растущего и
развивающегося организма, непременно скажутся на его физическом,
умственном и половом созревании и в целом на здоровье. А ведь так
просто и доступно избежать этого, если включить в свой образ жизни
оптимальный режим двигательной активности, которая является ведущим
врожденным фактором физического и психического развития человека, а
следовательно,
и его здоровья. Чтобы понять это,
рассмотрим функции ДА.
Систематическая умеренная физическая нагрузка является
эффективным универсальным тренирующим фактором, вызывающим
благоприятные функциональные, биохимические и структурные
изменения в организме. Глобальное тренирующее влияние физической
нагрузки обусловлено тем, что организм реагирует на нее по принципу
системности, с вовлечением в процесс различных уровней организации
механизмов адаптации: нейрогуморальную регуляцию, исполнительные
органы и вегетативное обеспечение.
Согласно теории индивидуальной адаптации, сформулированной
Ф.З.Меерсоном, в процессе тренировки прослеживаются два этапа:
начальный этап – "срочная", но несовершенная адаптация и последующий
этап – совершенная "долговременная" адаптация.
"Срочная" адаптация – это генерализованная мобилизация
функциональной системы, ответственной за конкретную деятельность
(адаптацию) до предельно достижимого уровня. Главной биологической
задачей этого этапа является:
1) мобилизация
энергетических ресурсов
распределение с избирательным направлением в органы и ткани
функциональной системы адаптации;
2) потенциация работы самой этой системы;
3) формирование структурной основы "долговременной" адаптации.
"Долговременная" адаптация формируется постепенно, в результате
длительного или множественного действия на организм физических
упражнений. Эта стадия начинается с переходного этапа, который
определяется активацией синтеза нуклеиновых кислот и белков,
гормональными и другими факторами, что приводит к избирательному росту
определенных
структур в клетках органов
ответственной за конкретную адаптацию. Процесс охватывает все звенья
функциональной системы (нейрогуморальное, двигательное и вегетативное),
что приводит к формированию разветвленного структурного "следа",
повышающего мощность системы в целом. Завершающий этап процесса –
стадия, венчающая "устойчивую" адаптацию, формирование системного
структурного "следа".
Таким образом, результатом систематической физической
тренировки является увеличение массы и физической мощности в
сочетании с
увеличением митохондрий и
скелетных мышц. Такие же позитивные морфофункциональные сдвиги
происходят в механизмах нервной и гуморальной регуляции, а также в
системах кровообращения, дыхания, выделения. Все это повышает
адаптационные
возможности организма в целом
и укрепляет здоровье.
5.1.Цель, задачи и формы организации физического воспитания
Целью физического
воспитания студентов является формирование
физической культуры личности и способности
направленного использования
Для достижения
поставленной цели предусматривается
решение следующих
5.2.
Функции физической
культуры в ВУЗе
Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции:
♦
преобразовательно-
♦
интегративно-организационную, характеризующую
возможности объединения
♦
проективно-творческую, определяющую
возможности физкультурно-
♦ проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;
♦ ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;
♦ коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;
♦ социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств.
Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она названа потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технических условий.
Информация о работе Место физической культуры в профессиональной подготовке студентов