Место физической культуры в профессиональной подготовке студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:28, реферат

Краткое описание

Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, один из основополагающих факторов его общей и профессиональной культуры.

Содержание

Введение
Законодательные, инструктативные и программные документы РФ определяющие основную направленность, объем и содержание занятий по физической культуре
Физическая культура – часть общечеловеческой культуры
Физическая культура в структуре профессионального образования
Физическая культура студента
Профессиональная направленность физического воспитания
Значение двигательной активности для организма
Цели и функции физической культуры в ВУЗе
Цель, задачи и формы организации физического воспитания
Функции физической культуры в ВУЗе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Физ-ра.docx

— 56.17 Кб (Скачать файл)

Творческий  уровень характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физической культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней подвижны. Они  свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответствие между современными требованиями к  профессионально-личностному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры. 

4. Значение двигательной активности для организма 

Согласно  современным представлениям, двигательную активность

(ДА) следует рассматривать естественным, эволюционносложившимся

фактором  биопрогресса, определившим развитие организма и

обеспечившим  не только формирование наиболее совершенных

механизмов  его адаптации к окружающей среде  в процессе длительного

филогенеза, но и оптимизацию его жизнедеятельности  в онтогенезе. Это

обусловлено тем, что в структуре механизма  ДА в элементарной форме

представлен принцип саморегуляции, отражающий сущность всеобщего

закона  оптимизации, проявляющийся в стремлении живых систем к

достижению  максимального жизненноважного  результата с минимальными

энергетическими и пластическими затратами. На уровне целостного

организма происходит интеграция этой универсальной  формы в

функциональную  систему высшей регуляции адаптационных  механизмов,

расшифрованную  П.К. Анохиным.

Новейшие  научные исследования показали (Г.Л.Соколова), что

длительное  ограничение ДА, которое получило название гиподинамии,

является  опасным антифизиологическим фактором, разрушающим

организм  и приводящим к ранней нетрудоспособности и увяданию. Если

у зрелого  организма нарушения, вызванные  гиподинамией, являются

обратимыми, т.е. их можно ликвидировать с  помощью своевременной

физической  тренировки, то у растущего организма  повреждающий эффект

гиподинамии ничем не компенсируется.

Установлено, что гиподинамия особенно опасна на ранних стадиях

онтогенеза  и в период полового созревания. Она приводит к значительному

снижению  темпов роста организма и угнетению  биохимических процессов,

включая функции генетического аппарата клеток, При этом выявлены

значительные  функциональные отклонения головного  мозга, выражающиеся

в нарушении  высшей нервной деятельности и низком уровне

работоспособности мозга.

Между тем, гиподинамия становится доминантным состоянием

большинства представителей современного общества, которые

предпочитают  жить в комфортных условиях, пользуясь транспортом,

центральным отоплением и т.п., не занимаясь систематически физической

культурой. Да и на работе в большинстве случаев  умственный труд

практически вытеснил физический. Все эти достижения современной

цивилизации, создавая комфорт, обрекают человека на постоянный

«мышечный голод», лишая его ДА, как необходимой  для нормальной жизни

жизнедеятельности и здоровья.

Практика  показывает, что образ жизни студента (если он

целенаправленно и систематически не занимается физической

культурой) относится к малоподвижному. А  это значит, что все

пагубные  последствия гиподинамии, касающиеся растущего и

развивающегося  организма, непременно скажутся на его  физическом,

умственном  и половом созревании и в целом  на здоровье. А ведь так

просто  и доступно избежать этого, если включить в свой образ жизни

оптимальный режим двигательной активности, которая  является ведущим

врожденным  фактором физического и психического развития человека, а

следовательно, и его здоровья. Чтобы понять это, рассмотрим функции ДА. 

Систематическая умеренная физическая нагрузка является

эффективным универсальным  тренирующим фактором, вызывающим

благоприятные функциональные, биохимические и  структурные

изменения в  организме. Глобальное тренирующее влияние физической

нагрузки обусловлено  тем, что организм реагирует на нее  по принципу

системности, с вовлечением в процесс различных уровней организации

механизмов адаптации: нейрогуморальную регуляцию, исполнительные

органы  и вегетативное обеспечение.

Согласно теории индивидуальной адаптации, сформулированной

Ф.З.Меерсоном, в процессе тренировки прослеживаются два этапа:

начальный этап – "срочная", но несовершенная  адаптация и последующий

этап  – совершенная "долговременная" адаптация.

"Срочная"  адаптация – это генерализованная мобилизация

функциональной  системы, ответственной за конкретную деятельность

(адаптацию) до  предельно достижимого уровня. Главной  биологической

задачей этого  этапа является:

1) мобилизация  энергетических ресурсов организма  и их

распределение с избирательным направлением в  органы и ткани

функциональной  системы адаптации;

2) потенциация  работы самой этой системы;

3) формирование  структурной основы "долговременной" адаптации.

"Долговременная" адаптация формируется постепенно, в результате

длительного или  множественного действия на организм физических

упражнений. Эта  стадия начинается с переходного  этапа, который

определяется  активацией синтеза нуклеиновых  кислот и белков,

гормональными и другими факторами, что приводит к избирательному росту

определенных  структур в клетках органов функциональной системы,

ответственной за конкретную адаптацию. Процесс охватывает все звенья

функциональной  системы (нейрогуморальное, двигательное и вегетативное),

что приводит к  формированию разветвленного структурного "следа",

повышающего мощность системы в целом. Завершающий  этап процесса –

стадия, венчающая "устойчивую" адаптацию, формирование системного

структурного "следа".

Таким образом, результатом систематической физической

тренировки является увеличение массы и физической мощности в

сочетании с  увеличением митохондрий и энергетического  потенциала

скелетных мышц. Такие же позитивные морфофункциональные  сдвиги

происходят в  механизмах нервной и гуморальной  регуляции, а также в

системах кровообращения, дыхания, выделения. Все это повышает

адаптационные возможности организма в целом  и укрепляет здоровье. 
 

5.1.Цель, задачи и формы организации физического воспитания

Целью физического  воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности  направленного использования разнообразных  средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается  решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и  оздоровительных задач:

  • Понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовки ее к профессиональной деятельности;
  • Знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
  • Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
  • Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
  • Обеспечение общей и профессионально-прикладой физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
  • Приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. 

     
    5.2. Функции физической культуры в ВУЗе 

     Физическая  культура в вузе выполняет следующие  социальные функции:

     ♦ преобразовательно-созидательную, что  обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;

     ♦ интегративно-организационную, характеризующую  возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;

     ♦ проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

     ♦ проективно-прогностическую, позволяющую  расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;

     ♦ ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;

     ♦ коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;

     ♦ социализации, в процессе которой  происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств.

     Изучение  социальных функций физкультуры  в вузе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она названа потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технических условий.

Информация о работе Место физической культуры в профессиональной подготовке студентов