Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 10:24, курсовая работа
Двигательная деятельность детей является одной из основных физиологических составляющих нормального формирования и развития организма. При возникновении различных заболеваний физиологическое и психо-эмоциональное состояние ребенка меняется. Так, у детей с заболеванием ДЦП идет нарушение функционирования костно-мышечного аппарата, что приводит к изменениям вегетососудистой и дыхательной систем, нарушению обменных процессов, изменению психики. Отмечаются такие двигательные расстройства как: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общее представление о ДЦП……………………………………….6
Детский церебральный паралич: понятие, формы………………………6
Характеристика нарушений при ДЦП………………………………….12
ГЛАВА 2. Роль гидрореабилитации в процессе восстановления
детей с ДЦП……………………………………………………………………..15
2.1 Влияние занятий гидрореабилитацией на двигательную и эмоционально-волевую сферу детей с ДЦП…………………………………………………..15
2.2 Условия проведения занятий по гидрореабилитации у детей с церебральным параличом……………………………………………………..19
2.3 Влияние методики аквареабилитации на двигательные способности детей с ДЦП…………………………………………………………………………....23
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..31
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт физической культуры и спорта
Кафедра теории и методики спортивных дисциплин, адаптивной физической культуры и медико-биологических основ физического воспитания
Кульбаева Айгерим Сагандыковна
Научный руководитель:
К.м.н., доцент кафедры ТиМСД, АФКиМБОФВ
Колосова Е.Г.
Подпись научн.руков. _______
оренбург – 2013 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Общее представление о ДЦП……………………………………….6
ГЛАВА 2. Роль гидрореабилитации в процессе восстановления
детей с ДЦП…………………………………………………………………….
2.1 Влияние занятий гидрореабилита
2.2 Условия проведения
занятий по гидрореабилитации
у детей с церебральным
2.3 Влияние методики
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..31
Введение
Двигательная деятельность детей является одной из основных физиологических составляющих нормального формирования и развития организма. При возникновении различных заболеваний физиологическое и психо-эмоциональное состояние ребенка меняется. Так, у детей с заболеванием ДЦП идет нарушение функционирования костно-мышечного аппарата, что приводит к изменениям вегетососудистой и дыхательной систем, нарушению обменных процессов, изменению психики. Отмечаются такие двигательные расстройства как: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др. Коррекция таких нарушений может осуществляться различными средствами физической реабилитации, которые в настоящее время существует большое количество. Разрабатываются реабилитационные программы на основе организационных и методических принципов адаптивной физической культуры и спорта. Но наиболее эффективным является применение метода гидрореабилитации.[15]
В практике используются различные методики по восстановлению двигательных способностей. Одна из самых эффективных методик является аквареабилитация. Она основана на развитии врожденных плавательного и нырятельного рефексов для стимулирования психомоторного развития ребенка и использует эффект невесомости тела в воде для восстановления способности стоять и ходить.
Метод гидрореабилитации в течение многих десятилетий активно используется как средство восстановления двигательных функций. Для детей с церебральным параличом водная среда является оптимальным условием для осуществления коррекции и развития движений и является обязательным компонентом современной реабилитации. Давление воды стимулирует работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем организма.
Благодаря разгрузке в воде плавание эффективно используется в лечебной физкультуре при атрофических процессах в мышцах, при параличах и парезах, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, суставов и пр.
Физические упражнения в воде решают несколько задач:
Проведение занятий по методике аквареабилитация имеет ряд преимуществ. Во время реабилитации более эффективно формируется опорная реакция рук и ног ребенка, ритмичность и согласованность в движении, улучшаются реакции равновесия и координации. При соблюдении адекватной температуры воды наблюдается улучшение состояния мышечного тонуса.
Большинство детей с двигательными нарушениями чувствуют себя в воде более комфортно, чем на суше. Вода способствует устранению болевых ощущений при совершении ребенком пассивных и активных физических упражнений. Также расковывает способность к движению, дает возможность более ярко проявить себя в общении с родителями и окружающим миром. Вода позволяет ребенку почувствовать радость самостоятельного движения, свою способность достигать результатов, формирует у него новое позитивное отношение к своему телу, а самое главное, раскрепощает собственную активность и интерес. Использование уникальных свойств воды делает процесс реабилитации более привлекательным для ребенка и эффективным.
Во время занятий аквареабилитацией наблюдается значительное уменьшение интенсивности гиперкинетических расстройств. Включаются более эффективные упражнения, направленные на подавление патологической тонической активности и предупреждение формирования патологических поз и двигательных стереотипов. Аква- методика дает возможность предупреждения и устранения контрактур и деформаций суставов. В результате существенным образом облегчается совершение ребенком различных упражнений, появляется возможность расширить спектр его физических нагрузок без риска вызвать значительное утомление. [8]
Навык плавания становится основой для восстановления всей системы движений. Адаптация ребенка к воде позволяет восстановить в воде все навыки, необходимые ребенку для того, чтобы научиться ходить. Обучение этим навыкам составляет основу методики аквареабилитации.
В воде ребенок более активно включается в произвольную деятельность. Как показывает практика, во время аквареабилитации дети не проявляют раздражительности и негативизма, с которыми часто сталкиваются специалисты во время проведения традиционных занятий ЛФК. Водные процедуры способствуют улучшению аппетита, стимулируют обменные процессы, улучшают кровоснабжение органов и тканей, повышают резистентность детского организма к различным инфекциям. Таким образом, аква- методика способствует не только развитию двигательных возможностей ребенка с ДЦП, но и существенно улучшает его соматическое здоровье.
Объект – реабилитационный процесс у детей с ДЦП
Предмет – методика аквареабилитации у детей с ДЦП
Цель – рассмотреть влияние методики аквареабилитации на двигательные способности детей с ДЦП
Задачи:
Глава 1. Общее представление о ДЦП
1.1 Детский церебральный паралич: понятие, формы.
ДЦП (детский церебральный паралич) – органическое поражение головного (реже спинного) мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями, характеризуются неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. [17]
Эти симптомы нередко сопровождаются задержкой психоречевого развития, судорожными припадками, нарушениями зрения, слуха, чувствительности и другими патологиями. [6]
Расстройства в двигательной сфере наблюдаются у 100 %, с речевыми нарушениями у 75%, и психическими у 50 % детей. Характерные для ДЦП двигательные расстройства: параличи, парезы, насильственные движения, гипертонус мышц, нарушение координации движений, атрофия мышц и др. При ДЦП формируются устойчивые порочные позы и движения, меняется осанка, возникают контрактуры и деформации опорно-двигательного аппарата (ОДА) и другие нарушения. [19] Эти симптомы нередко сопровождаются задержкой психоречевого развития, судорожными припадками, нарушениями зрения, слуха, чувствительности и другими патологиями. [6]
Причины детского церебрального паралича, как правило, остаются неясными. Однако более поздние наблюдения показали, что причинами могут являться в частности интоксикация плода во время беременности в результате болезни матери; неправильное питание женщины во время беременности, стрессовые состояния, наличие у нее хронических заболеваний сердечно-сосудистой и эндокринной систем, а также вредных привычек (алкоголизм, наркомания, курение). В первые годы жизни также причинами являются тяжелые болезни: менингит, сепсис, травма и тяжелое обезвоживание – могут вызывать повреждение головного мозга. Эти заболевания являются возможными причинами церебрального паралича . [2]
Независимо от причины повреждения нервной ткани во время беременности происходит ее гипоксия – недостаточное снабжение кислородом. В результате нарушаются обменные процессы в клетках мозга, прежде всего кислородный обмен, наблюдается сбой в развитии жизненно важных нервных центров и сосудистой системы головного мозга, целый ряд патологических изменений. Все это, в свою очередь, является причиной нарушений нормального хода родового акта: возникает асфиксия плода или он получает черепно-мозговую травму. [6]
Профессор К.А. Семенова вывела наиболее совершенную классификацию форм ДП с учетом развития не только двигательной, но и интеллектуальной, психоречевой и эмоциональной сфер. [17]
а) двойной атетоз
б) атетозный баллизм
в) хориоатетозная форма
г) хореический гиперкинез
5. Атонически-астатическая форма
1. Двойная спастическая гемиплегия.
Двойная гемиплегия (тетраплегия) – одна из тяжелых форм ДЦП, при которой двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах, либо руки поражены сильнее чем ноги. Больные с трудом овладевают навыком сидения. Стояние и ходьба невозможны. Любая попытка движения приводит к содружественным реакциям, проявляющимся в нарастании мышечного тонуса и фиксации ребенка в патологической позе. Для двойной гемиплегии характерно ранее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей.
В 35-45% случаев тетраплегии двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха. У 50-75% больных отмечают микроцефалию, которая обычно носит вторичный характер. У 90% детей – снижение интеллекта. У 45-60% детей сопутствуют судороги. Прогноз двигательных возможностей неблагоприятный – даже в тех редких случаях, когда больные овладевают навыками сидения, вставания и стояния, тяжелые отклонения в психическом развитии препятствуют их социальной адаптации и обучению.
Тяжелый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность.
2. Спастическая диплегия.
Спастическая диплегия – наиболее распространенная форма церебрального паралича, известная также под названием «болезнь Литтла». Поражает обе половины тела, причем в большей степени ноги, чем руки, манипуляционные возможности которых широко варьируются от выраженных парезов до легкой неловкости. Степень поражения рук может быть различной – от выраженных ограничений в объеме и силе движений и до легкой моторной неловкости. Часто нарушения моторики рук столь незначительны.
При спастической диплегии основным признаком является повышение мышечного тонуса (спастичность) в нижних конечностях с ограничением объема и силы движений. У детей отмечается вынужденное положение конечностей, при котором бедра повернуты внутрь, колени прижаты друг к другу. Дети начинают ходить с опозданием. Характер походки: ступни касаются пола только пальцами, ноги переставляются большим трудом, часто перекрещиваются. Повышение мышечного тонуса преобладает в приводящих мышах бедер, в силу чего наблюдается перекрещивание ног при опоре на пальцы, что нарушает осанку, затрудняет стояние и ходьбу. Обе ноги при попытке встать или лечь приводятся в движение одновременно. Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов, деформации стоп. У 30- 40% детей выявляется патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушения слуха. Нарушения речи в виде задержки ее развития отмечаются у 70-80% больных. У 30-40% детей наблюдается снижение интеллекта. Прогноз двигательных возможностей менее благоприятный, чем при гемипарезе – лишь 20-25% больных ходят самостоятельно без подручных средств, 40-50% способны передвигаться с помощью различных опор или на коляске. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук. [17]
3. Гемипаретическая форма
(детская церебральная
Гемиплегическая форма (спастическая гемиплегия, гемипарез) – характеризуется односторонним поражением конечностей. Рука обычно поражается больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые.
Паретичные конечности атрофируются, отстают в развитии, особенно при тяжелых формах поражения, рука обычно в большей степени, чем нога.
Гемипаретическая форма ДП характеризуется односторонними двигательными нарушениями. Чаще отмечается более тяжелое поражение руки. Мышечный тонус в руке высокий, она согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу; кисть опущена и сжата в кулак. Если ребенок не пользуется пораженной рукой, то со временем наблюдается ее укорочение ( постепенное отставание в росте), уменьшение в объеме (атрофия). Нога разогнута в коленном суставе, стопа опущена.
Информация о работе Методика аквареабилитации для детей с ДЦП