Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 10:24, курсовая работа
Двигательная деятельность детей является одной из основных физиологических составляющих нормального формирования и развития организма. При возникновении различных заболеваний физиологическое и психо-эмоциональное состояние ребенка меняется. Так, у детей с заболеванием ДЦП идет нарушение функционирования костно-мышечного аппарата, что приводит к изменениям вегетососудистой и дыхательной систем, нарушению обменных процессов, изменению психики. Отмечаются такие двигательные расстройства как: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общее представление о ДЦП……………………………………….6
Детский церебральный паралич: понятие, формы………………………6
Характеристика нарушений при ДЦП………………………………….12
ГЛАВА 2. Роль гидрореабилитации в процессе восстановления
детей с ДЦП……………………………………………………………………..15
2.1 Влияние занятий гидрореабилитацией на двигательную и эмоционально-волевую сферу детей с ДЦП…………………………………………………..15
2.2 Условия проведения занятий по гидрореабилитации у детей с церебральным параличом……………………………………………………..19
2.3 Влияние методики аквареабилитации на двигательные способности детей с ДЦП…………………………………………………………………………....23
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..31
4. Гиперкинетическая форма ( в раннем возрасте – дистоническя форма, атетоидная форма, атетоидная тетраплегия) – при этой форме двигательные расстройства представлены гиперкинезами – атетозом, хореоатетозом, хореиформными движениями, торсионной дистонией. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. Произвольные движения дискоординированные, размшистые. Гиперподвижность может быть причиной подвывихов тазобедренных, плечевых, челюстно- лицевых и других суставов. Стояние и ходьба формируются очень поздно и только в случаях, когда ноги поражены в меньшей степени, чем туловище и руки, а контроль головы и реакции равновесия достаточно развиты. В 60-73% случаев дети обучаются самостоятельно ходить, однако произвольная двигательная активность, в особенности тонкая моторика, в значительной степени нарушены. В ряде случаев это делает невозможным процесс обучения. При умеренных двигательных расстройствах дети могут научиться писать, рисовать. Больные с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения и адаптируются к определенной трудовой деятельности.
а) атетоидные гиперкинезы – медленные, червеобразные движения пальцев рук, реже – мышц лица: выпячивание губ, перекашивание рта, гримасничанье, прищелкивание языком и др. Атетоидные гиперкинезы сопровождаются изменением тонус мышц.
б) Хореоатетоидные гиперкинезы – смешанная форма гиперкинеза, сочетающая хореиформные и атетоидные насильственные движения.
в) Хореиформные гиперкинезы – это быстрые, интенсивные, размашистые, неритмичные непроизвольные движения в различных мышечных группах: непроизвольное нахмуривание бровей, лба, зажмуривание глаз, высовывание языка, причмокивание, шмыганье носом, порывистые и беспорядочные движения конечностей. Движения при хореическом гиперкинезе иногда напоминают произвольные двигательные акты – гримасы, выразительные жесты. При выраженном хореиформном гиперкинезе существенно затрудняется прием пищи, стояние и ходьба. Хореиформные гиперкинезы развиваются, как правило, на фоне мышечной гипотонии.
г) торсионная дистония – в мышцах туловища и конечностей наблюдаются медленные тонические спазмы, приводящие к искривлению тела по типу вращения вокруг продольной оси (торсионный спазм, вращательный спазм). Эти судороги охватывают мышцы спины, шеи, туловища, тазового пояса и конечностей, при которых развивается искривление спины, выгибание туловища в сторону или вперед, голова запрокидывается назад, руки отводятся назад или с силой приводятся к туловищу. Эти насильственные мышечные спазмы – гиперкинезы, резко усиливаются при всякой попытке к движению, в результате чего больные с большим трудом ходят и даже стоят. Все остальные функции нервной системы и психика остаются полностью сохранными. Мышцы постоянно находятся в состоянии контрактуры/ напряжения. В зависимости от того, куда направлено усилие напряженной мышцы, начинается искривление тела. Заболевание в большинстве случаев неуклонно прогрессирует. При неблагоприятном течении в поздних стадиях болезни могут развиваться деформация суставов, мышечная контрактура туловища и ригидность мускулатуры туловища, конечностей, лица, языка, глотки, что сопровождается нарушениями жевания, глотания и дыхания. Нарушаются практически все функции организма. Быстро происходит глубокая инвалидизация больных и наступает летальный исход.
5. Атонически- астатическая форма (мозжечковая)
При этой форме церебрального паралича на 2-3 году жизни выявляются симптомы поражения мозжечка: интенционный тремор, туловищная атаксия, расстройства координации движений. У этих больных резко страдают статические функции: они не могут держать голову, сидеть, стоять, ходить, сохраняя равновесие. Отмечается выраженная задержка психического развития. Степень снижения интеллекта зависит от локализации поражения мозга.
При поражении преимущественно лобных долей доминирует глубокая задержка психического развития. При преимущественном поражении мозжечка психическое развитие страдает меньше, но в этом случае доминируют симптомы поражения мозжечка. [3]
1.2 Характеристика
нарушений при детском
Такие нарушения, как стойкие двигательные расстройства и нарушение тонуса мышц в конечностях, патологические установки позы, а также нарушение психоречевых функций зависят от тяжести и локализации очага поражения головного мозга. [21]
Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в широких пределах. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, варьируют в широком диапазоне, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными, и наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства. [1]
У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы. Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи, затрудняют ребенку получение информации о форме предметов, их величине и особенностях материала, из которых они сделаны. У половины детей с ДЦП имеются различные расстройства зрения и слуха, что ограничивает поступление информации. У детей с ДЦП выражены психоорганические проявления – замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объема механической памяти. Большое число детей отличается низкой познавательной активностью, отсутствием интереса к заданиям, плохой сосредоточенностью. При выпонении интеллектуальных заданий быстро нарастает утомление, что снижает умственную работоспособность ( церебрастенический синдром). [9]
Задерживается развитие пространственных представлений, медленно накапливается запас сведений об окружающем мире в силу относительной изолированности на ранних этапах развития. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. У детей с ДЦП выражена непропорциональность в развитии высших психических процессов. При некоторых формах заболевания отмечается несоответствие между удовлетворительным общим уровнем развития абстрактного мышления и недостаточностью пространственных представлений, что в дальнейшем обусловливает трудности в усвоении счетных операций. Выражена оптико-пространственная недостаточность – недоразвитие навыков пространственных отношений и конструктивного мышления. Речь может быть малопонятной, ребенок испытывает затруднения при устном ответе. Отставания в развитии речи связаны с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности. Речевые нарушения затрудняют общение детей с окружающими. [9]
При тяжелой степени двигательных нарушений ребенок не овладевает навыками ходьбы, манипулятивной деятельностью, навыками самообслуживания. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно. Они не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте. Навыки самообслуживания и манипулятивная деятельность у них развиты не полностью. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно как в помещении, так и за его пределами, могут передвигаться на городском транспорте, они полностью себя обслуживают. У них достаточно развита манипулятивная деятельность, однако могут наблюдаться неправильные, патологические позы и движения, нарушение походки, движения недостаточно ловкие, замедленные, снижена мышечная сила.[9]
Для детей с ДЦП характерна ограниченная подвижность артикуляционных мышц, нарушено дыхание, голосообразование, повышено слюноотделение. Нарушены функции глазодвигательных нервов: косоглазие, нарушение фиксации и прослеживание предметов. Нарушена зрительно-моторная координация. Моторные нарушения ограничивают способность самостоятельного передвижения и самообслуживания, препятствуют освоению предметно-практической деятельности, что отрицательно сказывается на формировании высших психических функций, интегративной деятельности мозга, общем ходе психического развития. Обучение осуществляется в специальных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. [12]
Таким образом из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что детский церебральный паралич – это заболевание, которое включает в себя глубокие поражения не только физического развития, но и психического, что в итоге приводит к неполноценной жизни каждого ребенка.
Глава 2. Роль гидрореабилитации в процессе восстановления детей с ДЦП
2.1 Влияние занятий
гидрореабилитацией на
Влияние плавания на организм ребенка с церебральным параличом необычайно благотворно и разнообразно. Здесь важно разделять понятия плавание и гидрореабилитация. Так, под плаванием понимают – физическое действие, основу которого составляют удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении. А гидрореабилитация – это обучение и воспитание ребенка – инвалида ( в частности) в условиях водной среды, с целью достижения качественно нового, более высокого от его исходного уровня.
При работе с детьми, имеющими церебральную патологию, рекомендуется использовать занятия в «сухом» бассейне и гидрореабилитация в воде. В «сухом» бассейне тело ребенка находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, стимулируется проприоцептивная и тактильная чувствительность. Ребенок свободно двигается, меняет направление движения, чередует деятельность с отдыхом, самопроизвольно регулируя нагрузки, удовлетворяет потребность в движении. «Сухой» бассейн способствует развитию моторики, координации движений, равновесия, поприоцептивной чувствительности, всех сенсорных систем. Упражнения, проводимые в «сухом» бассейне, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, деятельность желудочно-кишечного тракта, способствует развитию физических качеств, уменьшают спастику и гиперкинезы, стимулируют функцию паретичных мышц, способствуют увеличению подвижности позвоночника и суставов верхних и нижних конечностей, создают положительный эмоциональный настрой. Подбор упражнений в бассейне должен быть индивидуальным в зависимости от ее формы и степени тяжести заболевания. [20]
Гидрореабилитация особенно эффективна в раннем возрасте (до 3 лет) как средство оздоровления и развития детей. При занятиях гидрокинезотерапией с детьми с церебральным параличом отмечается тот же эффект, что и при занятиях со здоровыми, однако их подвижность ограничена, интерес к занятиям и эмоциональный контакт с окружающими снижены. [7]
Показаниями к занятиям являются все формы ДЦП различной степени тяжести.
Противопоказаниями являются:
Занятия гидрореабилитацией является хорошим способом развития навыков передвижения для детей с ДЦП, у которых мышечная сила и подвижность суставов ограничена, так как сопротивление воды служит им в качестве опоры для движений рук и ног. Водная среда также способствует управлению положением тела в пространстве. Обучение плаванию и гидрореабилитация детей-инвалидов способствует не только развитию «самостоятельности», но и развитию интеллектуальной и двигательной деятельности, их интеграции в общество. [28]
Во время занятия отсутствуют значительные статические усилия, что позволяет развивать плавность движений и способность хорошо расслаблять мышцы тела, поэтому, при выполнении упражнений в воде у детей с ДЦП по механизму временных связей образуются новые координации движений. [15]
Водная реабилитация в течение многих десятилетий активно используется как средство восстановления двигательных функций. Для детей с ДЦП водная среда является оптимальным условием для осуществления коррекции и развития движений и является обязательным компонентом современной реабилитации. Благодаря разгрузке позвоночника в воде плавание эффективно используется в лечебной физкультуре при атрофических процессах в мышцах, при параличах и парезах, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, суставов и пр. [14]
Методика индивидуального обучения плаванию детей с тяжелой формой церебрального паралича позволяет научить ребенка-инвалида плавать, предупреждает развитие опасных и особо опасных критических ситуаций для жизни и здоровья, открывает возможности достижения учеником качественно нового уровня двигательной и общественной активности. [11]
Занятия гидрореабилитацией способствует укреплению мышц. Движение в воде должно быть замедленно, что придает ребенку запас времени для расчета действий. Водная среда способствует устранению боевых ощущений при совершении ребенком пассивных и активных физических упражнений. Плавание увлекает ребенка, доставляет ему удовольствие.
В воде он более активно включается в произвольную деятельность. Как показывает практика, во время плавания дети не проявляют раздражительности и негатива, с которыми часто сталкиваются специалисты во время проведения традиционных занятий ЛФК.
Лечебное плавание стимулирует рефлекс Галанта – Бабинского - Робинзона, рефлекс опоры верхних и нижних конечностей и подавляет патологические тонические рефлексы. Во время лечебного плавания более эффективно формируется опорная реакция рук и ног ребенка, ритмичность и согласованность, улучшаются реакции равновесия и координации. Подбор упражнений производится с учетом последовательности смены одних выпрямительных установочных рефлексов другими и времени появления новых движений. [20]
Важными задачами являются увеличение объема активных движений в суставах, повышение силы мышц, укрепление опорно-двигательного аппарата ребенка. Кроме того гидрокинезотерапия улучшает аппетит и сон.
Важно отметить, что гидрореабилитация обладает способностью снимать не только физическую нагрузку, но и эмоциональную. Присутствие в плавательном бассейне приносит детям с церебральным параличом безудержный поток положительных, иногда неконтролируемых эмоций: радости, счастья, развития свободы и повышения двигательной активности, смены новой обстановки, обостренное чувство гидроневесомости. Улучшаются нарушенные процессы эмоционально-волевой сферы такие как: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражимость, плаксивость, колебание настроения, двигательная расторможенность у одних детей, у других – заторможенность, застенчивость, робость, капризность, реакции протеста. Плавая, ребенок освобождается от накопленного телом стресса. Вода является отличным антидепрессантом, укрепляет нервы и «смывает» негативные эмоции. Такие занятия развивают смелость и силу воли.
Эмоциональная сфера характеризуется не только эмоциями и чувствами, но также тревожностью и самооценкой. Дети с церебральным параличом характеризуются нестабильностью самооценки. Таким образом, занятия гидрореабилитацией непосредственно влияют на ее адекватность.
Детям с ДЦП свойственна задержка эмоционального развития, которая, как правило, сочетается с интеллектуальной задержкой и это выражается в форме психического инфантилизма (незрелость эмоционально-волевой сферы). Эту проблему во многом решает гидрореабилитация. После занятия у детей наблюдается эмоциональная устойчивость, улучшается психическое состояние, снятие проявлений агрессии, истеричности. После прохождения всего курса гидрореабилитации достигается качественно новый, существенный уровень духовного, физического и интеллектуального развития личности.
Информация о работе Методика аквареабилитации для детей с ДЦП