Методика аквареабилитации для детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Двигательная деятельность детей является одной из основных физиологических составляющих нормального формирования и развития организма. При возникновении различных заболеваний физиологическое и психо-эмоциональное состояние ребенка меняется. Так, у детей с заболеванием ДЦП идет нарушение функционирования костно-мышечного аппарата, что приводит к изменениям вегетососудистой и дыхательной систем, нарушению обменных процессов, изменению психики. Отмечаются такие двигательные расстройства как: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общее представление о ДЦП……………………………………….6
Детский церебральный паралич: понятие, формы………………………6
Характеристика нарушений при ДЦП………………………………….12
ГЛАВА 2. Роль гидрореабилитации в процессе восстановления
детей с ДЦП……………………………………………………………………..15
2.1 Влияние занятий гидрореабилитацией на двигательную и эмоционально-волевую сферу детей с ДЦП…………………………………………………..15
2.2 Условия проведения занятий по гидрореабилитации у детей с церебральным параличом……………………………………………………..19
2.3 Влияние методики аквареабилитации на двигательные способности детей с ДЦП…………………………………………………………………………....23
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая моя 1.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Все это показывает на необходимость занятий гидрореабилитацией для детей с детским церебральным параличом.

 

2.2 Условия проведения  занятий по гидрореабилитации  у детей с ДЦП

Помимо общих требований к плавательным бассейнам, таким, как нескользкое напольное покрытие, бассейны для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеют свои особенности.

Оздоровительный бассейн для детей с ДЦП имеет размеры 4м х 7м, зеркало воды 28 кв.м., глубина от 1,4м до 1,7м. Помещение, в котором проводится занятие с ребенком, должно быть светлым, проветренным, теплым, температура воздуха 23-25°С, температура воды 32-35°С. [4] Занятия могут поводиться в ваннах и специализированных бассейнах для занятий ЛФК. К воде, для занятий с грудными детьми предъявляются те же требования, что и для питьевой. Не рекомендуется применять раствор хлора из-за повышенной чувствительности детей и возможности возникновения аллергической реакции. Занятия проводятся методистом ЛФК курсами по 15-20 занятий на курс лечения, с перерывами между курсами в 3-4 месяца.

Оптимальный режим занятий гидрореабилитацией

№ занятия

Продолжительность занятия (мин)

Температура воды (°С)

1-5

15-20

36-35

5-10

20-25

35-34

10-15

25-30

34-33

15-20

30

33-32


Более низкая температура воды возбуждает ребенка и может усиливать спастику, а более высокая – уменьшать двигательную активность ребенка. При подборе дозирования упражнений в температурном режиме необходимо ориентироваться на самочувствие ребенка, его настроение и место процедуры в общем курсе реабилитации. [20]

Непосредственно перед занятием гидрореабилитацией в зале ЛФК или в зале «сухого плавания» при бассейне могут проводиться подготовительные, имитационные и специальные лечебные упражнения. Значительная часть их выполняется в исходном положении лежа или сидя, поэтому зал должен быть оснащен поролоновыми матами, гимнастическими скамейками. Гимнастические стенки и перекладины необходимы для выполнения упражнений в висе.

В бассейне обязательно должны работать специалисты, прошедшие соответствующую подготовку: врач, инструктор-методист по плаванию и реабилитолог.

На всех занимающихся должны быть заведены медицинские карточки с краткой характеристикой программы и методики занятий.

Посещение бассейна лицами с отклонениями в состоянии здоровья осуществляется с помощью партнеров. Партнерами могут быть прежде всего родители, студенты кафедр плавания и адаптивной физической культуры.

Первый приход в бассейн является стрессом, поэтому реакция ребенка в данном случае может меняться от пассивного, подавленного состояния до состояния возбуждения, со склонностью к паническим реакциям. Перед первым контактом с обучаемым тренер должен предварительно познакомиться с родителями и получить от них всю необходимую информацию о ребенке.

Знакомство должно происходить в спокойной обстановке, настраивая ребенка на положительное эмоциональное общение. Тренер не должен повышать голос и делать резкие замечания и движения в отношении к обучаемому.

Вход в воду. Перед обучением в воду занимающиеся должны обойти ванну бассейна, ознакомиться с оборудованием и инвентарем. Сесть на бортик поработать ногами, смочить водой руки, ноги, лицо, шею, плечи.

В зависимости от физических возможностей вход и выход из воды могут осуществляться с помощью одного или двух партнеров либо самостоятельно.

Вход в воду с помощью двух партнеров осуществляется следующим образом:

  • Пододвинуть коляску как можно ближе к бассейну и поставить ее на тормоз;
  • Убрать подлокотники и подножку;
  • Партнерам встать с двух сторон от кресла;
  • Партнеры наклоняются, приседая, для того чтобы ребенок смог положить руки на плечи партнерам; затем партнеры крепко берут друг друга за руки под коленями и за спиной;
  • Контролирую положение ребенка, партнеры его приподнимают;
  • Партнеры аккуратно переносят ребенка к бортику бассейна и опускают на специальный мат;
  • Один из партнеров входит в воду и подтягивает ребенка за ноги, другой, поддерживая за подмышки, подталкивает его в воду.

Вход в воду с помощью одного партнера осуществляется следующим образом:

  • Партнер наклоняется к ребенку, который обхватывает его за шею;
  • Партнер приподнимает ребенка, обхватывая его за спину;
  • Партнер разворачивает ребенка и плавно опускает его на мат;
  • Партнер помогает ребенку подвинуться к краю мата, входит в воду сам и поддерживая занимающегося за подмышки помогает ему войти в воду.

Самостоятельный вход в волу осуществляется следующим образом:

  • Ребенок наклоняется и касается мата вначале одной, затем двумя руками;
  • Опираясь на руки, ребенок опускается на колени;
  • Ребенок переходит в положение полулежа на боку, помогая руками передвинуть ноги;
  • Ребенок опускает ноги в бассейн;
  • Ребенок опускается в бассейн из положения лежа на груди.

При выходе из воды действия выполняются в обратном порядке. [16]

При составлении программ по гидрореабилитации нужно обязательно учитывать общие методические принципы, которые позволяют обеспечить высокую эффективность лечебного действия упражнений в воде: своевременное (раннее) начало реабилитационных мероприятий, комплексное использование различных средств (их всестороннее воздействие на организм), индивидуализацию программы ( в зависимости от возраста, характера заболевания, общего состояния организма, степени физической подготовки, умения держаться на воде и т.п.), адекватность и постепенность нарастания нагрузки, системность воздействий (тщательный подбор упражнений и последовательность их выполнения), цикличность, регулярность воздействия и его длительность, применения новых и разнообразных упражнений, использование методов контроля.

Дозировка упражнений осуществляется выбором исходного положения (стоя у бортика, лежа на воде, в плавании); сложностью движения (степень усилия, амплитуда движений, нагрузка на мелкие или крупные мышечные группы и т.п.), наличием элементов облегчения плавания или дополнительной нагрузки, продолжительностью и темпом, количеством повторений. Обязательно подбирается оптимальное соотношение упражнений: общеразвивающих и дыхательных, у бортика и в плавании, по элементам и в координации, в свободном и ускоренном темпе, с активным (свободное плавание, купание) и пассивным отдыхом (расслабление, паузы отдыха), с различной глубиной погружения. Общий объем движений должен соответствовать режиму двигательной активностью больного.

 

2.3 Влияние методики  аквареабилитации на двигательные  способности детей с ДЦП

В настоящее время накоплен большой материал по разработке новых средств и методик обучения двигательным действиям посредством занятий гидрореабилитацией. Одним их них таких методик является аквареабилитация, основанная на врожденной способности ребенка свободно двигаться в воде, использовать воду как пространство для жизни и развития.

При контакте с водой ребенок рефлекторно затаивает дыхание и совершает плавательные движения. При определенной тренировки он начинает самостоятельно нырять и плавать еще до того, как научиться стоять на ногах и  ходить. Эти способности заложены в ребенка настолько прочно, что сохраняются даже при очень серьезных травмах мозга, когда практически полностью утрачивается контроль над движениями. При тяжелых двигательных расстройствах ребенок не способен держать голову, самостоятельно сидеть и стоять, но погрузившись в воду, он начинает согласованно грести руками и ногами. Для того чтобы эти рефлекторные движения стали настоящим плаванием также нужна специальная тренировка.[23]

Также как и грудной ребенок, ребенок с двигательными нарушениями способен быстрее научиться плавать, чем ходить. Тренировка нырятельного и плавательного рефлексов дает мощный импульс к восстановлению и развитию ребенка. Адаптация к воде позволяет ребенку восстановить навыки, необходимые для того, чтобы научиться ходить. Ребенок, который не способен стоять на суше, гораздо быстрее обучается этому в воде.

По мере тренировки простые рефлекторные движения развиваются в более сложные. После того, как навык будет достаточно сформирован - окрепнут соответствующие группы мышц, суставы, связки и сухожилия, движения можно перенести на сушу в условия большей нагрузки на двигательный аппарат. [23]

Уникальная особенность методики в том, что ныряя, ребенок тренирует дыхание, от которого зависит мышечный тонус и общая энергетика организма, Дыхание становиться глубоким и спокойным, от этого снижается напряжение мышц всего тела, движения становятся более мягкими и точными. Кратковременные погружения в воду и кратковременные задержки дыхания повышают функциональные возможности дыхательной системы. Тренировка дыхательного аппарата позволяет снизить тонус дыхательной мускулатуры и избежать в дальнейшем ее перенапряжения. [20]

Прежде чем ребенок начнет нырять, его необходимо обучить правильному дыханию. В этом помогают упражнения, которые носят в основном игровой характер.

Упражнение 1. Просим сделать вдох, задержать дыхание и надуть щеки. Можно сопроводить комментарием: « Надуй щеки, как у хомячка!» Сначала сами показываем ребенку, выразительно выполняем вдох, раздуваем щеки и звучно выдыхаем. Побуждаем ребенка выполнить действие фразой « А ты так можешь?» Если у ребенка получается, то обязательно подкрепить успех похвалой. Следует выполнять примерно 4-5 раз, до того момента, когда ребенок правильно освоит упражнение.

Упражнения 2. Это упражнение выполняется в тесной взаимосвязи между педагогом и учеником. Ребенок выполняет вдох, надувает щеки, а преподаватель или родитель нажимает на щечки ребенка. Неожиданный выход воздуха доставляет ребенку массу приятных ощущений. Выполнять 4-6 раз, в игровой форме.

Упражнение 3. «Окно и дверь». В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» - нос, а «дверь» - рот. Ребенок совершает медленный вдох через «окно», потом медленный выдох через «дверь». Выполнять 4-6 раз. Затем «окно и «дверь» меняются местами.

Упражнение 4.  «Воздушный шарик». В этом упражнении ребенок должен надуть воздушный шарик. Замечательно, если шарик будет со свистком. Тогда ребенок оценит плоды своего труда не только визуально, но и сможет услышать их. Для начинающих следует надувать один шарик. На последующих занятиях целесообразно увеличивать количество шариков постепенно.

Упражнение 5. «Подводные пузыри». Ребенку необходимо сделать глубокий вдох ртом и полный выдох в воду через пластмассовую трубку. Пузыри будут сигнализировать о правильном выполнении упражнения. Постепенно укорачивать трубку, приближая тем самым лицо ребенка к воде. Кульминацией является опущенное лицо в воду. Количество повторений этого упражнения зависит от индивидуальной подготовленности ребенка. Начинающим следует выполнять с 3-5 раз.

Это своеобразная дыхательная гимнастика, которую ребенок способен выполнять даже тогда, когда произвольный контроль над своими действиями у него еще не сформирован. [13]

При соблюдении адекватной температуры воды наблюдается улучшение состояния мышечного тонуса. Для детей первых месяцев жизни температура воды не должна превышать температуры тела и не снижаться форсировано на протяжении года. До 1 месяца температура воды должна составлять 36,0 - 36,3°С, а в 4-5 месяцев – 34,5 – 35,0°С. Температура воды в бассейне, где плавают дети старше 3 месяцев, не должна быть ниже 33 - 34°С. Для детей школьного возраста она может быть на уровне 29 - 30°С. [5]

Плавание в теплой воде оказывает благотворное действие, снижая мышечный тонус, тем самым освобождая его руки и ноги. Но самое главное способствует активным движениям пораженных конечностей. В этом помогает особый метод ныряния, заключающийся в том, что тренер погружает больного ребенка под воду и задерживает его на 5-10, и даже 15 секунд. Однако нужно помнить, что при первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания не более 5-6 секунд. К шести месяцам при регулярных занятиях можно довести ее до 25-30 секунд, а к году – до 40 секунд. Пребывание ребенка под водой дольше указанного времени может привести к тяжелым и даже необратимым последствиям. [24] Гипоксия, которая наступает при этом, является сигналом опасности в ЦНС, откуда мощным пучком импульсы поступают в мышцы конечностей, в том числе и на пораженные, вызывая их сокращение и тем самым активные движения. У ребенка возникает так называемая двигательная буря, когда в движение приходят все конечности, даже если они до того времени были неподвижными. Раз за разом повторяя этот прием, можно добиться возникновения активных движений в пораженной конечности. А в дальнейшем применение массажа, в том числе точечного, а также подводного душа-массажа дает положительный результат. Эта методика «задержка ребенка под водой» впервые предложила профессор К.А.Семенова.

Информация о работе Методика аквареабилитации для детей с ДЦП