Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:47, курсовая работа
Цель работы: изучить методы использования средств физической культуры для решения задач воспитания личности в школьном возрасте.
Задачи:
Изучить и сравнить физическое, психологическое развитие детей разного возраста и разных полов;
Определить воспитательные задачи на уроках физической культуры;
Определить средства и методику использования средств физической культуры для решения задач воспитания личности школьников
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………..4
1.1 Физическое, психологическое развитие ребёнка в школьном возрасте….4
1.1.1 Физическое, психологическое развитие ребёнка в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………4
1.1.2 Физическое, психологическое развитие ребёнка в среднем школьном возрасте……………………………………………………………………………5
1.1.3 Физическое, психологическое развитие ребёнка в старшем школьном возрасте……………………………………………………………………………6
1.2. Формирование личности в условиях учебно – тренировочного процесса.8
1.2.1. Воспитательные задачи на уроке физической культуры………………..8
1.2.2. Физическая культура в формировании личности школьника…………11
1.2.3 Развитие морально-волевых качеств личности школьника…………….12
1.3 Средства и методы физического воспитания для решения задач воспитания личности в школьном возрасте……………………………………14
1.3.1 Игровой метод: особенности и применение……………………………..14
1.3.2 Соревновательный метод: особенности и использование………………16
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………19
2.1 Анализ литературных источников…………………………………………19
2.2 Метод экспертной оценки…………………………………………………..19
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………....20
3.1 Метод экспертной оценки…………………………………………………..20
3.1.1 Методика проведения подвижных игр…………………………………..20
3.2 Заключение…………………………………………………………………..25
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
6) Вероятное программирование действий и ограниченные возможности дозирования нагрузки.
Игровая деятельность является наиболее продуктивным направлением в современной методике физвоспитания. Игровой метод всегда привлекает и радует ребенка, а варьирование различных его форм дает возможность успешного решения задач физического воспитания.
Игровой метод используется для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, для совершенствования физических качеств, потому что в нем присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, находчивости, самостоятельности, инициативности, выносливости в усложненных условиях. Он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. В игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Игры развивают у детей способности к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, а также в гимнастике, спорте и туризме. Кроме этого, игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием между играющими определенных отношений, что способствует активному общению детей, установлению контакта с одноклассниками.
Правила и двигательные действия подвижной игры закрепляют в сознании играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни.
Упражнения, выполняемые в игровой форме — подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. — повышают интерес к спорту и физкультуре, стимулируют усвоение техники отдельных элементов упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных задач.
1.3.2 Соревновательный метод: особенности и использование
Главная черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества или борьбы за первенство.
Соревнование, как и игра, относится к числу наиболее распространенных общественных явлений. Оно является способом организации и стимулирования деятельности в различных сферах жизни — в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.
Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Невозможно сравнивать силы, если нет эталона для сравнения и не упорядочен процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и т. д.), но при использовании соревновательного метода она всегда присутствует. В спорте унификация закрепляется едиными правилами соревнований, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует все детали. Характер деятельности соревнующихся определяется логикой борьбы.
Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, причем спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.
Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет об элементе занятия (как способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений), во втором — об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и другие подобные им состязания).
Фактор соперничества в процессе состязаний, условия их организации и проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые результаты, признание значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях-первенствах и т. д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях состязаний, как правило, значительнее, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках. Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, больше, чем в игре, выражена психическая напряженность. Здесь постоянно действует фактор противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные соревнования характеризуются отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности перед целым коллективом за достижение победы.
На практике используются несколько методических подходов соревновательного метода:
- выполнение соревновательным методом подготовительных упражнений с установкой на превышение параметров тренировочной нагрузки (тренировочное состязание на предельное число повторений упражнения и т. п.);
- состязание в выполнении эпизодически вводимых заданий, не требующих специальной подготовки, но требующих психической мобилизации (например, состязания в быстроте освоения с ходу новых форм движения или необычных сочетаний освоенных ранее элементов);
- введение в качестве предмета состязания частично видоизмененных форм основного упражнения (метание утяжеленного снаряда, бег на дистанциях, смежных с основной соревновательной дистанцией, и др.);
- «смещение» соревновательной установки с акцентом преимущественно на качественную сторону упражнений.
Первостепенное значение соревновательного метода в формировании черт спортивного характера определяется тем, что этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит человека перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях.
По мере адаптации тренирующегося к нагрузкам и ситуациям роль соревновательного метода в волевой подготовке не уменьшается при условии, что степень требований, предъявляемых к волевым качествам, возрастает.
Таким образом, соревновательный метод используется при решении разнообразных педагогических задач — воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рационально использовать их в усложненных условиях. Он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию.
Исключительно велико значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и др. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
2.1 Анализ литературных источников
Для получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методики исследования изучалась литература: о физическом, психологическом развитии детей разного возраста и разных полов;
о задачах физического воспитания на уроках физической культуры;
о средствах и методах использования средств физической культуры для решения задач воспитания личности школьников.
2.2 Метод экспертной оценки
Была проведена беседа с учителями физкультуры 261 гимназии Кировского района на предмет методики использования средств физической культуры для решения задач воспитания личности школьников.
ГЛАВА III РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В беседе приняли участие учителя физкультуры 261 гимназии Кировского района, города Санкт – Петербурга: Андронова Наталья Вениаминовна - учитель физической культуры, образование - высшее, категория - высшая
Савицкая Марина Борисовна - учитель физической культуры, образование - высшее, категория - высшая и Богданова Елена Витальевна - учитель физической культуры, образование - высшее, категория – высшая.
В ходе беседы учителя подтвердили, что лучшие методы для развития личностных качеств школьников – игровой и соревновательный. В ходе спортивных игр у учеников развиваются такие качества, как собранность, ответственность за коллектив, чувства товарищества и взаимной поддержки. В ходе соревнований у учеников развивается чувство ответственности за результат, целеустремленность, собранность, смелость, решительность, и настойчивость. Особенно учителя отметили, что развитию личности школьников способствуют подвижные игры.
Перед объяснением учеников следует разместить в исходное положение, из которого они будут начинать игру. Объясняя, учитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока, его место. При объяснении и проведении игры учитель может стоять в таком месте, из которого все игроки могли бы его доброе видеть и слышать. Для лучшего усвоения игры рассказ можно сопровождать показом отдельных сложных движений. Особое внимание игроков надо свернуть на правила игры. И если эта игра проводится впервые, учитель проверяет, все ли игроки понимают ее правила.
Существует несколько способов определения ведущего, а применяют их в зависимости от условий занятий, характера игры и количества игроков. Учитель может назначить ведущим одного из игроков на свое усмотрение, коротко обосновав свой выбор. Ведущего также могут избрать самые игроки. Однако для этого необходимо, чтобы они доброе знали друг друга, иначе их выбор не всегда будет удачной.
Можно назначить ведущего по результатам предшествующих игр. Этот выбор стимулирует учеников добиваться лучших результатов. Часто применяют жеребьевку в виде счета. Роли ведучого могут быть разнообразные и оказывать содействие формированию организаторских привычек и активность. В командных играх и эстафетах соревнуются между собою две и больше команды, а распределение игроков на команды может осуществляться учителем одним из следующих способов: