Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:39, реферат
Обучение игре начинается с изолированного изучения приемов /вначале технике нападения, а затем защиты/. Это не значит, что должна быть изучена вся техника нападения, а затем защиты. Как только освоены один-два приема нападения, следует переходить к соответствующим контрприемам. По мере овладения приемами техники изучается тактика игры. Правила игры изучаются параллельно с соответствующими приемами тактики и техники.
Обучение каждому приему осуществляется в соответствии с общей схемой:
1. Ознакомление с приемами.
2. Изучение приема в упрощенных условиях или специально созданных.
3. Совершенствование приема в усложненной, приближенной к условиям игры, обстановке.
4. Применение приема в игре.
Взаимодействие различных анализаторов, особенно в условиях сложной двигательной деятельности, не всегда бывает положительным. Функции одних анализаторов могут в определенных ситуациях ослаблять другие рецепторные функции. Ускорить процесс их совершенствования помогают избирательно направленные воздействия на определенные афферентные системы, в частности, на двигательный анализатор, которому в управлении движениями принадлежит особо ответственная роль. В этой связи заслуживает внимание идея временного искусственного включения некоторых анализаторов, на пример, зрительного, для того чтобы повысить требования к двигательному анализатору и тем ускорить совершенствование его функций.
Наглядность важна не только сама по себе, но и как общее условие реализации принципов обучения и воспитания. Широкое использование различных форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков.
Принцип доступности и индивидуализации называют также принципом учета особенностей воспитываемых и посильности предлагаемых им заданий.
Доступность физических упражнений непосредственно зависит, с одной стороны, от возможностей занимающихся, а с другой - от объективных трудностей, возникающих при выполнении того или иного упражнения в силу характерных для него особенностей.
Определяя меру доступного,
преподаватель должен руководствоваться
прежде всего программами и
Известно, что новые двигательные умения и навыки возникают на базе ранее приобретенных, включая в себя те или иные их элементы.
Поэтому одно из решающих методических условий доступности в процессе физического воспитания - это преемственность упражнений. Она обеспечивается использованием естественных между различными формами движений, их взаимодействий и структурной общности.
Необходимо так распределять изучаемый материал, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило ступенькой, позволяющей подводить кратчайшим путем к освоению содержания очередного занятия. Эту мысль выражают правилом «от простого к сложному» или «от освоенного к неосвоенному».
Столь же важное условие - постепенность в переходе от одних заданий, более легких, к другим, более трудным. Поскольку функциональные возможности организма повышаются постепенно, то и требования, предъявляемые к ним в процессе физического воспитания, не должны возрастать чрезмерно резко.
Под индивидуализацией понимается
такое построение всего процесса
физического воспитания и такое
использование его частных
Проблема индивидуализации в процессе физического воспитания решается на основе сочетания двух направлений: общеподготовительного и специализированного. Индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания необходим при решении любой частной задачи - будь то формирование знаний, умений и навыков или воспитание физических навыков. (Индивидуальные особенности не исключают общих свойств, присущих различным индивидуумам). Индивидуализация осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания.
Принцип сознательности и
активности представляет собой общую
предпосылку для реализации всех
других принципов физического
Отличительные черты двигательных навыков и умений
Как двигательные умения, так и навыки представляют собой определенные функциональные образования, которые возникают в процессе и в результате освоения двигательных действий. Вместе с тем, двигательное умение и навык имеют существенные отличия, вытекающие прежде всего из характера управления движениями и выражающиеся в неодинаковой степени владения действием.
Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе необходимого минимума знаний, опыта и общей подготовленности благодаря попыткам сознательно построить некоторую систему движений. В процессе возникновения умения происходит постоянный поиск адекватного способа выполнения действия при ведущей роли сознания в управлении движениями. Это и определяет сущность двигательного умения. Двигательное умение характеризуется такой степенью владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составных операциях и нестабильных способах решения двигательной задачи.
В процессе многократного повторения двигательного действия входящие в его состав операции становятся все более привычными, координационные механизмы действия постепенно автоматизируются и двигательное умение переходит в навык. Его главной отличительной чертой является автоматизированное управление движениями.
Двигательный навык можно охарактеризовать как такую степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью.
Роль двигательных умений
в процессе физического воспитания
может быть различной. В тех случаях,
когда нужно добиться прочного совершенствования
владения техникой двигательных действий,
умения являются переходными ступенями
к двигательному навыку, стадиями
его формирования. Двигательные умения
имеют образовательную
Слитность движений при навыке проявляется в легкости взаимосвязанности и устойчивой ритмичности двигательного действия.
Устойчивость двигательного навыка - ценная черта в тех случаях, когда техника действия не подлежит в дальнейшем существенным изменениям. Навыки служат основой для новых умений. Двигательная деятельность может быть успешна, если она базируется на разнообразных, прочно сформированных навыках. Чем больше запас навыков, тем разностороннее и эффективнее будет деятельность. В спорте это определяет мастерство спортсменов.
Перенос навыков
Существенное значение в обучении двигательному действию имеет взаимодействие, «перенос» навыков, выработанных ранее или формируемых параллельно. Например, владение навыком передачи значительно облегчит обучение броску с места, легче будет идти начальное скрытых передач. В этих случаях обучению способствует «положительный перенос» навыка. Перенос навыка может носить и отрицательный характер /отрицательный перенос/, когда обучение техническим приемам не способствует последовательности обучения.
Перенос навыков происходит
в тех случаях, когда структуры
двигательных действий имеют сходство
наряду с различием. Характер сходства
обуславливает значение переноса. Отрицательный
эффект переноса навыков наблюдается
чаще всего при сходстве подготовительных
фаз и существенном различии в
ведущих фазах техники
Положительный перенос навыков широко используется в процессе обучения двигательным действиям. С учетом закономерностей переноса определяют последовательность обучения различным двигательным действиям таким образом, чтобы освоение одних создавало благоприятные предпосылки к овладению другими. При определении последовательности обучения с использованием взаимосвязей навыков двигательные действия систематизируются по группам на основе сходства структур, а внутри групп распределяются по степени сложности.
При углубленном совершенствовании в отдельных действиях, двигательный состав которых относительно ограничен, положительный перенос частных навыков используется при разработке системы подводящих упражнений.
Во избежание отрицательного
переноса навыков желательно так
планировать учебный процесс, чтобы
исключить одновременное