Методика обучения детей строевым упражнениям в разных возрастных группах
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 12:58, контрольная работа
Краткое описание
Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм. Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания. Физические упражнения оказывают на человека многостороннее воздействие: они изменяют его физическое состояние, способствуют осуществлению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, а также развитию психических качеств.
Содержание
1.Значение строевых упражнений 2.Методика обучения строевым упражнениям 3.Использование строевых упражнений на праздниках и в повседневной жизни 4.Игры на построение и перестроение 5.Последовательность обучения определенному виду строевых упражнений в конкретной группе Список литературы
ФГБОУ ВПО «Мордовский
государственный педагогический
институт имени М.Е.Евсевьева»
Факультет дополнительного
образования
Контрольная работа
по теории и технологии
физического воспитания
детей на тему:
«Методика обучения
детей строевым упражнениям в разных возрастных
группах».
Выполнил:
слушатель 802 группы
Качалина С.В.
Проверил:
кандидат педагогических наук,
доцент
Максимкина О.И.
Саранск 2015
Содержание
1.Значение строевых упражнений
2.Методика обучения строевым
упражнениям
3.Использование строевых упражнений
на праздниках и в повседневной жизни
4.Игры на построение и перестроение
5.Последовательность обучения
определенному виду строевых упражнений
в конкретной группе
Список литературы
1.Значение строевых
упражнений
Для решения задач физического
воспитания детей дошкольного возраста
используются: гигиенические факторы,
естественные силы природы, физические
упражнения и др. Полноценное физическое
воспитание достигается при комплексном
применении всех средств, так как каждое
из них по-разному влияет на организм.
Физические упражнения - основное
специфическое средство физического воспитания.
Физические упражнения оказывают на человека
многостороннее воздействие: они изменяют
его физическое состояние, способствуют
осуществлению задач нравственного, умственного,
эстетического и трудового воспитания,
а также развитию психических качеств.
Строевые упражнения являются
одним из средств физического воспитания
детей. Они содействуют воспитанию дисциплины
и организованности, навыков коллективных
действий, правильной осанки, чувства
ритма и темпа.
Строевые упражнения - совместные
или одиночные действия занимающихся
в том или ином строю, удобном и целесообразном
размещении занимающихся на спортивной
площадке, в зале или в другом месте. Этот
вид упражнений служит средством постепенного
и умеренного разогревания мышц, а также
содействию формирования правильной осанки
и регулируют эмоциональный настрой занимающихся.
Классифицируются строевые
упражнения на четыре группы: строевые
приемы, построения и перестроения, передвижения,
размыкания и смыкания. Ниже перечислены
основные понятия, которые используются
в строевых упражнениях:
Строй – установленное размещение
занимающихся для совместных действий.
Сомкнутый строй - строй, в котором
занимающиеся расположены в шеренгах
с интервалом, равным ширине ладони (между
локтями), один от другого или в колоннах
на дистанции, равной поднятой впереди
руки.
Разомкнутый строй - строй, в
котором занимающиеся расположены в шеренгах,
с интервалом в один шаг или с интервалом,
указанным преподавателем.
Шеренга - строй, в котором дети
стоят один возле другого на одной линии,
лицом в одну сторону, с интервалом в одну
ладонь, приставленную к бедру.
Фланги - правая и левая оконечности
строя.
Интервал - расстояние по фронту
между занимающимися (в шеренге).
Колонна - строй, в котором занимающиеся
расположены в затылок друг другу.
Дистанция - расстояние между
занимающимися в глубину (в колонне).
Направляющий - занимающийся,
идущий первым в колонне.
Замыкающий - занимающийся,
идущий в колонне последним
Размыкания - способы увеличения
интервала или дистанции строя.
Смыкания - приемы уплотнения
разомкнутого строя.
2.Методика обучения
строевым упражнениям
При обучении строевым упражнениям
пользуются в основном методами показа,
объяснения и обучения по частям (по разделениям).
Исходя из небольшой сложности овладения
строевыми упражнениями, чаще всего при
обучении сочетаются показ и объяснения,
а затем упражнение выполняется всей группой
одновременно.
Начинать обучение строевым
упражнениям следует с самых необходимых
для проведения занятий, одновременно
для всех групп, начиная с построения,
строевых приёмов, передвижения, кончая
размыканиями и смыканиями, ставя узкие,
конкретные задачи на каждом занятии.
Для более успешного овладения строевыми
упражнениями целесообразно с первых
же занятий начинать практику по их проведению
в составе учебных отделений. Некоторые
строевые приёмы можно проводить в парах,
когда один подаёт команду, а второй её
выполняет.
Строевые упражнения выполняются
детьми дошкольного возраста с различными
предметами. Они сопровождаются музыкой,
речевками, песнями, ударными инструментами
(бубном, барабаном). Ребенок младшего
и среднего возраста выполняет различные
команды педагога, воспринимает пространственную
терминологию с ориентировкой на предмет:
«повернитесь к окну, Направо». В старших
группах без ориентира: «первое звено
- направо, второе - налево -- марш» и т.д.
Экспериментально доказана доступность
усвоения и самостоятельного использования
пространственной терминологии ребенком
5-6 лет.
1я младшая
группа
Наиболее удобно в этом возрасте
построение в круг. В начале года лучше
применять построение врассыпную, так
как дети еще плохо ориентируются и
на организованное в определенную форму
построение уходит слишком много времени.
В первое время построения проводятся
с небольшой подгруппой детей, по 6-8человек.
Постепенно к построениям привлекают
всю группу.
Все построения проводятся
с помощью воспитателя. Он показывает
каждому ребенку его место среди других
детей, например: «Миша, ты встань рядом
с Ирой. Олечка, и ты с ними становись!».
Если после этого ребенок плохо ориентируется
при построении, воспитатель подходит
к нему, берет за руку и отводит на место.
В младшей группе дети становятся в пары
с помощью воспитателя, кто с кем хочет.
Для построения в круг.
1 прием. Дети становятся
сначала в линейку, берутся за
руки. Воспитатель берет за руку
первого и последнего в шеренге
и замыкает круг.
2 прием. На пол ставится
стул или кладется какой-нибудь
яркий предмет (кегля, кубик и
др.), которые обозначают центр круга. Воспитатель
предлагает детям стать вокруг этого предмета
лицом к нему, взяться за руки, а затем
сделать круг как можно больше, отходя
назад. Воспитатель всегда становится
с детьми в круг, следит, чтобы дети его
не сужали.
Переходы, необходимые в занятии,
дети совершают гурьбой, либо направляясь
к указанным воспитателем ориентирам
(к окну, куклам, скамейке и пр.), либо двигаясь
за ним самим.
Дети располагаются произвольно,
без учета роста. Очень важно приучать
их становиться для выполнения упражнений
подальше друг от друга. Воспитатель предлагает
поднять руки в стороны, помахать ими вверх-вниз
и отодвинуться так, чтобы не касаться
соседа. Удобны для быстроты размещения
детей нанесенные на пол краской или обозначенные
мелом, липкой лентой-пластырем точечки
или кружочки. По предложению воспитателя
каждый ребенок находит себе ориентир
(домик) и становится там.
2ая младшая
группа
Дети, особенно во второй половине
года, уже более самостоятельны при построениях.
По указанию воспитателя они легко и достаточно
быстро становятся в круг, пары и друг
за другом.
1. Вначале им разрешают становиться
в колонну друг за другом
в любом порядке независимо
от роста. Постепенно их приучают
занимать определенное место
среди других детей. Чтобы добиться
этого, воспитатель постоянно напоминает,
что нужно запомнить, кто за
кем стоит в колонне, шеренге,
кто с кем ходит в паре. Если
ребенок затрудняется найти свое
место, воспитатель подсказывает, за
кем он должен встать.
2. Детей приучают становиться
в шеренгу, т.е. вдоль одной линии,
один возле другого с обращенным
в одну сторону лицом. Проще
всего встать в шеренгу из
построения друг за другом
в затылок (колонну). Из этого положения
воспитатель предлагает детям
повернуться всем направо или
налево. Так как дети еще плохо
знают стороны, воспитатель становится
с одной из сторон колонны,
примерно посередине ее, и говорит
детям, чтобы они повернулись лицом к нему.
Другой способ: дети строятся в шеренгу,
ориентируясь по нанесенным краской или
мелом линиям, становясь на них носочками.
3. Для построения в круг можно на пол по
кругу положить связанную концами веревку
или начертить линию. Дети ориентируются
на линию или веревку. Другой способ: воспитатель
становится против середины шеренги на
расстоянии нескольких шагов от нее и
предлагает детям, стоящим на концах шеренги,
двигаться к нему, образуя круг. Дети
при этом держаться за руки.
4. Воспитатель показывает
детям, как поворачиваться, переступая
на месте. При поворотах широко
используются зрительные ориентиры
(лицом к стене, окну).
5. Во время перемещений на занятиях
используется те же способы, что
и в предыдущей возрастной
группе.
Средняя группа
1. Для закрепления навыков
самостоятельного построения в
круг, в пары, в колонну, в шеренгу
воспитатель предлагает детям
интересные задания во вводной
части занятия: построиться в
определенном порядке, затем по
сигналу разбежаться по всему
залу, а по повторному сигналу
снова быстро стать на свои
места. Чаще всего для таких
упражнений применяются звуковые
сигналы: хлопки, удар в бубен, слово,
прекращение музыки и др. Могут
быть использованы и зрительные
сигналы: поднятая и опущенная
рука, зеленый и красный флажок
и т.п.
2. В колонну и шеренгу
детей средней группы приучают
становиться по росту. Надо чаще
напоминать, чтобы они становились
по свободнее, не касались друг друга.
Детей приучают также становиться друг
за другом ровно по одной полоске. Воспитатель
объясняет, что, стоя в одну линеечку (в
шеренгу), надо стараться поставить носочки
ровненько, так, чтобы они все были на одной
линии.
3. Дети самостоятельно
становятся из колонны по одному
в пару со своим соседом
и, обратно, из пар в колонну, как
на месте, так и во время
ходьбы.
4. Воспитатель учит детей
перестраиваться из одной колонны
или шеренги в несколько звеньев.
Для этого он заранее распределяет
детей по звеньям так, чтобы
в каждом из них было равное
число детей, и назначает ведущих.
По сигналу ведущие выходят
на условные места, за ними
становятся ребята.
Позже дети перестраиваются
в звенья на ходу - во время ходьбы по залу
врассыпную или вокруг зала друг за другом.
Услышав сигнал о перестроении в звенья,
ведущие направляются к заранее указанным
местам, останавливаются и поворачиваются
лицом к воспитателю. Остальные ребята
становятся за ведущими друг за другом
в свои звенья. В начале обучения ведущим
можно дать флажки или повязки разного
цвета, чтобы детям было легче находить
свое звено.
5. Можно строиться вокруг
водящих в несколько кружков.
Дети ходят или бегают врассыпную,
по сигналу окружают водящих,
берутся за руки и образуют
круг. Водящие могут находиться
на площадке в любом месте.
Воспитатель приучает поддерживать
определенную величину круга, следит,
чтобы дети не сужали, не расширяли
и не разрывали его.
6. Направо, налево и кругом
дети поворачиваются, переступая на
месте, без применения специальных строевых
приемов.
7. Во время перемещений
от пособия к пособию дети
движутся чаще всего в колоннах
друг за другом.
8. Указания для построения,
перестроения и поворотов воспитатель
дает в форме простого распоряжения,
а не команды. « Повернулись направо.
Пошли вокруг зала. Ребята, разойдитесь
в звенья за ведущими и т.п.»
Старшая группа
1. В старшей группе
дети уже довольно самостоятельны
при построениях в колонну, круг,
они умеют перестраиваться из
колонны в пары, в звенья, как
на месте, так и при передвижении.
Самостоятельно строятся дети
в два и несколько кругов. Круг
из колонны по два дети образуют следующим
образом: стоящие в парах поворачиваются
лицом друг к другу, берутся за руки с рядом
стоящими, первые и последние в шеренгах
соединяют руки, все отходят назад - образуется
круг. Из пар или колонны по два можно построиться
и в два круга. В этом случае дети по сигналу
воспитателя поворачиваются не лицом
друг к другу, а спиной, берутся за руки
с рядом стоящими, крайние в шеренгах замыкают
круги. Этим же приемом проводится построение
из несколько звеньев в несколько кружков.
2. При построениях детей учат соблюдать
определенный порядок: становиться по
росту, равняться в затылок друг другу
в колонне, выравнивать шеренгу по носкам.
3. Перестроение в звенья совершаются в
старшей группе более четко и организованно.
Во время ходьбы вокруг зала воспитатель
предлагает перестроиться в 2-4звена. Когда
ведущий колонны дойдет до середины зала,
он делает несколько шагов на месте, а
в это время воспитатель называет тех
детей, которые будут ведущими в звеньях,
первое звено поворачивается и идет по
залу, за ним - следующие звенья. Воспитатель
говорит:
«Первые на месте». По этому сигналу дети
продолжают идти на месте до команды «Стой».
Размыкание звеньев значительно облегчается,
если для каждого звена имеется свой ориентир
(кегля, флажок, кубик), к которому должны
идти ведущие.
4. В движении дети осваивают также ходьбу
змейкой и расхождение из колонны по одному
в разные стороны, с последующим слиянием
в пары.
Ходьба змейкой выполняется по распоряжению
воспитателя «Змейкой!». По этой команде
направляющий заходит правым (левым) плечом
вперед и начинает движение навстречу
колонне, сохраняя интервал между встречными
в один шаг.
5. Расхождение из колонны по одному в разные
стороны производится так: колонна проходит
через центр зала до противоположной стороны,
воспитатель подает команду: «Один налево,
другой направо!». Образуются две колонны,
движущиеся по залу в разные стороны. Когда
они встретятся у середины противоположной
стены, воспитатель говорит: «Парами через
центр зала!». Соединяясь по двое, дети
идут парами. Затем они снова расходятся
по одному либо так и идут парами вокруг
зала.
6. Дети осваивают и некоторые способы
размыкания. В колонне они размыкаются
на вытянутые руки вперед. Для этого направляющий
остается на месте, а все остальные поднимают
руки вперед и отходят назад так, чтобы
не касаться впереди стоящего. После этого
руки опускают. В кругу и шеренге дети
размыкаются на вытянутые руки в стороны.
Все дети одновременно по указанию воспитателя:
«На вытянутые руки в стороны разомкнись!»
- поднимают руки в стороны и расходятся
вправо и влево так, чтобы не мешать друг
другу.