Методика обучения поворотам в движении на лыжах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:51, реферат

Краткое описание

Занятия на лыжах имеют образовательное значение. В ходе занятий лыжники приобретают новые знания, умения и навыки, связанные с лыжным спортом (изучают теорию лыжного спорта, закономерности подготовки, гигиену занятий физическими упражнениями и т.д.).
В нашей стране сложились две основные формы работы по лыжам - лыжная подготовка и лыжный спорт.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Общая характеристика поворотов в движении на лыжах……………………5
2. Методика обучения поворотам в движении на лыжах……………………..7
2.1. Поворот переступанием………………………………………………….7-9
2.2. Поворот упором……………………………………………………………9
2.3. Поворот "плугом" и «полуплугом»…………………………………...9-12
2.4.Поворот на параллельных лыжах……………………………………...…12
2.5. Поворот «ножницами»………………………………………………...…15
3.Заключение……………………………………………………………………..16
4.Список литературы…………………………………………………………....17

Вложенные файлы: 1 файл

методика обучения поворотам в движении на лыжах (Автосохраненный).docx

— 95.39 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

 

Реферат

По дисциплине

Физическая культура   

На тему

«Методика обучения  поворотам в движении на лыжах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Общая характеристика поворотов в движении на лыжах……………………5

2. Методика обучения  поворотам  в движении на лыжах……………………..7

   2.1. Поворот переступанием………………………………………………….7-9

   2.2. Поворот упором……………………………………………………………

   2.3. Поворот "плугом" и «полуплугом»…………………………………...9-12

   2.4.Поворот на параллельных лыжах……………………………………...…12

   2.5.  Поворот «ножницами»………………………………………………...…15

3.Заключение……………………………………………………………………..16

4.Список литературы…………………………………………………………....17

5.Приложения……………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры.

Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.

Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют большое удовольствие и эстетическое наслаждение, оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшают общее и эмоциональное состояние организма, повышают умственную и физическую работоспособность. Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах.

Во всех видах занятий на лыжах - на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках - успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, что особенно важно в подготовке юношей к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.

Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди школьников и молодежи. Особенно привлекают спуски со склонов различной крутизны.

Занятия на лыжах имеют образовательное значение. В ходе занятий лыжники приобретают новые знания, умения и навыки, связанные с лыжным спортом (изучают теорию лыжного спорта, закономерности подготовки, гигиену занятий физическими упражнениями и т.д.).

В нашей стране сложились две основные формы работы по лыжам - лыжная подготовка и лыжный спорт.

Лыжная подготовка - обязательный минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних и высших учебных заведениях различного профиля, в Вооруженных Силах страны; рекомендуется в качестве спортивного развлечения включать в занятия по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и передвижение на лыжах.

Лыжная подготовка проводится на основании государственных программ и обеспечивает обучение детей, подростков, юношей и всего взрослого населения страны технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов, в том числе и нормативов любого комплекса, характеризующего физическую подготовленность всех возрастных групп страны.

В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум знаний по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям и т.д.; прививаются навыки самостоятельных занятий и инструкторской практики.

Лыжный спорт - один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВОРОТОВ В ДВИЖЕНИИ НА ЛЫЖАХ.

 Передвижение на лыжах  по пересеченной местности требует  от лыжника умения спускаться  со склонов различной крутизны, преодолевать их неровности и  в случае необходимости выполнять  торможения и повороты в движении. Уверенное владение всеми этими  способами имеет большое значение  не только для лыжников-гонщиков, но и для туристов и всех  любителей прогулок на лыжах.

Смещение массы тела вперед или назад соответственно увеличивает загрузку частей лыж и смещение точки приложения силы трения. Это играет важную роль при выполнении поворотов. С тем чтобы в какой-то мере компенсировать изменение скольжения (в зависимости от температур), делаются попытки в создании лыж, изменяющих свою форму от температуры снега. Различная реакция верхнего и нижнего слоя лыжи на изменение температуры вызывает уменьшение или увеличение изгиба лыжи и ее внутреннего напряжения, что меняет площадь соприкосновения лыж с поверхностью снега и соответственно скольжение.

При движении с вершины склона скорость невелика, но постепенно нарастает, и лыжник спускается с максимальной для данных условий скоростью. Внизу при выкате на горизонтальную площадку скатывающая сила становится равной нулю, сила сопротивления тормозит движение, и лыжник постепенно останавливается. В том случае, если лыжня переходит во встречный склон, скатывающая сила также направлена вниз по склону (в сторону, противоположную движению лыжника, - назад); от этого торможение увеличивается, скорость быстро уменьшается. Если не принять никаких мер к остановке на склоне (развести носки лыж в стороны и лыжи закантовать или быстро повернуться боком к склону), то лыжник под воздействием скатывающей силы начнет скользить назад. Значительное сопротивление испытывают лыжи при преодолении неровностей на склоне - бугров и впадин.

Каждый поворот можно условно разделить на несколько фаз: разгон - прямолинейное движение, обеспечивающее набор скорости; вход в поворот - выполнение действий, необходимых для начала движений по дуге; движение по дуге поворота необходимой крутизны т.е. непосредственное изменение направления движения; выход из поворота - действия, обеспечивающие переход к движению по прямой в избранном направлении после окончания поворота.

Поворот переступанием в движении - один из самых распространенных в лыжных гонках. Для его выполнения лыжник периодически переносит массу тела с лыжи на лыжу и одновременно переставляет разгруженную лыжу внутрь поворота в направлении движения. Другая нога выполняет в это время отталкивание в сторону, тем самым несколько увеличивая скорость скольжения. Этот способ применяется иногда и в горнолыжном спорте.

При выполнении поворотов важно совместить момент облегчения давления на снег с боковым перемещением пяток или всех лыж. Все эти движения, вызывающие облегчение давления лыж на снег, имеют большое значение не только в горнолыжном спорте, но и в лыжных гонках при обучении поворотам в движении и торможениям. Перечисленные способы играют важную роль и при преодолении неровностей склона, которые встречаются в лыжных гонках, туристских походах и на прогулках. Это особенно важно при движении с грузом, когда инерционные силы от перемещения груза (рюкзака) заметно увеличиваются. Своевременно выполненные компенсаторные движения помогут лыжнику сохранить устойчивое равновесие.

 

 

 

 

 

2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОВОРОТАМ В ДВИЖЕНИИ НА ЛЫЖАХ.

2.1. ПОВОРОТ ПЕРЕСТУПАНИЕМ.

Существует два вида поворотов - переступанием с внутренней и с наружной лыжи.

Поворот переступанием с внутренней лыжи наиболее распространен. Он применяется при передвижении на лыжах по пересеченной местности. Этот поворот позволяет изменить направление движения, не только не теряя скорости, но в некоторых случаях даже увеличивая ее за счет отталкивания наружной лыжей. Обучение повороту переступанием с внутренней лыжи следует начинать на выкате на ровной площадке после спуска. 
Другая разновидность - поворот переступанием с наружной лыжи применяется значительно реже и чаще всего при спуске с невысокой скоростью. При этом повороте тяжесть тела переносится на внутреннюю лыжу, а наружная отставляется пяткой в сторону и, перенося на нее вес тела, лыжник приставляет внутреннюю палку к наружной. Затем все движения повторяются. Оба поворота обязательно следует изучать в обе стороны, постепенно крутизна склона и скорость спуска увеличиваются, а радиус поворота уменьшается. Затем необходимо добиваться уверенного овладения поворотом из прямого спуска в спуск наискось и наоборот, а также из спуска наискось в одну сторону в спуск наискось в другую. 
Задача 1. Изучение работы ног.

Средства:

1. Поворот переступанием  на месте.

2. Движение переступанием  по кругу.

Методические указания

Движение производится в стойке лыжника со значительным наклоном

туловища внутрь, при этом руки можно несколько развести в стороны. Для выработки уверенности следует избегать большой частоты переступания.

Движения по кругу выполнять в разных направлениях.

Наиболее удобным местом для занятий будет горизонтальная ровная

площадка с неглубоким снежным покровом. Диаметр учебного круга — 15

— 20 м. На одном круге могут заниматься 5 — 7 человек.

 Задача 2. Овладение поворотом  в целом.

Средства:

1. Поворот после спуска  с горы.

2. Поворот на пологом  склоне.

Методические указания.

Начальное разучивание поворота проводится на малой скорости после

спуска с горы, затем — на пологом склоне в такой последовательности: из

спуска наискось — к склону; из прямого спуска и из спуска наискось — от

склона. На каждом этапе повороты выполняются в обе стороны.

Задача 3. Совершенствование в выполнении поворотов переступанием.

Средство: Повороты при различных условиях спуска.

После освоения техники поворота проводится дальнейшее   совершенствование с последовательным усложнением условий: скорости, крутизны склона, плотности снежного покрова; выполнение серий поворотов

с расстановкой искусственных препятствий в виде ворот из флажков, на склонах с естественными препятствиями (впадины, бугры, контруклоны и др.).

Типичные ошибки:

1. отсутствие уверенности;

2. недостаточный наклон внутрь поворота;

3. излишнее отклонение назад.

Способы устранения ошибок.

Ошибки при поворотах переступанием возникают в основном из-за слабого владения лыжами. Поэтому наряду с многократным повторением основных упражнений нужно прибегать к использованию ряда вспомогательных, направленных на выработку устойчивости. Например: спуски с гор с последовательным переносом тяжести тела с одной ноги на другую; передвижение «коньковым» ходом и т. п.

2.2. ПОВОРОТ УПОРОМ.

          Поворот упором выполняется на склонах средней крутизны при неглубоком снежном покрове и достаточно высокой скорости, когда поворот переступанием уже неприменим. Для выполнения поворота необходимо предварительно перенести массу тела на одну из лыж (внутреннюю по отношению к повороту); другую, свободную от массы тела, ставят в положение упора: пятка лыжи отведена в сторону, носок выводится чуть вперед и лыжа кантуется на внутреннее ребро. Для выполнения поворота массу тела необходимо перенести на лыжу, находящуюся в упоре. Крутизна поворота зависит от угла отведения пятки лыжи, угла кантования лыжи, состояния снежного покрова и величины переноса массы тела. Лыжники обычно легко осваивают этот способ поворота. Вначале положение упора имитируется на ровном месте, учащиеся выполняют и перенос массы тела.

Упражнение повторяется несколько раз. Затем они пробуют выполнить поворот на хорошо подготовленном склоне. Поворот необходимо обязательно изучать и в ту и в другую сторону. У лыжников при выполнении этого поворота встречаются следующие ошибки: малы углы отведения пятки лыжи и кантования, мало переносится масса тела на наружную лыжу, недостаточно выдвигается вперед носок лыжи. Школьники, освоившие торможение упором, обычно легко овладевают данным поворотом.

2.3.ПОВОРОТЫ «ПЛУГОМ» И «ПОЛУПЛУГОМ».

Задача 1. Изучение стойки поворота и загрузки лыж.

Средство: Имитация стойки и выполнение поворотов на месте.

Методические указания.

Упражнение выполняется на месте и заключается в изменении загрузки лыж в стойках торможения «плугом» и «полуплугом».

При имитации поворота «плугом» лыжник должен перенести вес тела на одну лыжу (внешнюю по отношению к повороту) и поставить ее на ребро.

Многократным перемещением веса тела с одной лыжи на другую последовательно обозначается поворот в правую или левую сторону.

В положении поворота «полуплугом» большая часть веса расположена на опорной лыже, другая лыжа (рулящая) должна быть вначале почти разгружена, затем постепенно загружаться.

Имитация поворота «полуплугом» выполняется также в разные стороны, но каждый раз из стойки прямого спуска.

 Задача 2. Овладение поворотом  в целом.

Средство: Выполнение поворота в движении.

Методические указания.

Поворот «плугом» вначале производится из стойки торможения «плугом» при спуске прямо.

Выполняется он закручивающим усилием стопы внешней ноги носком внутрь с одновременным тормозящим упором разгруженной лыжи. Положение лыж в «плуге» сохранять в течение всего поворота.

Разучивание поворота «полуплугом» легче начинать с перехода из спуска наискось в спуск прямо, для чего в положении торможения верхней по склону лыжей увеличить ее загрузку, поставив более плоско опорную лыжу.

Задача 3. Совершенствование в выполнении поворотов «плугом» и «полуплугом».

Средства:

1. Выполнение серии свободных  поворотов.

2. Спуски с поворотами  по заданию.

Методические указания

После овладения отдельными поворотами в одну и другую стороны следует переходить к выполнению серий свободных поворотов (3-4 поворота на 25 — 30 м спуска) и поворотов по заданию (преодоление ворот, расставленных на склоне).

Информация о работе Методика обучения поворотам в движении на лыжах