Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 12:56, курсовая работа
В настоящее время, как на международной спортивной арене, так и внутренних соревнованиях страны резко обострилась спортивная конкуренция, поединки волейбольных команд становятся все более длительными и напряженными. Отмечено, что уровни физической, технической и тактической подготовленности отдельных игроков высокой квалификации и команд в целом постепенно сближаются, научные разработки тренировки в этих разделах широко известны. Для достижения победы в таких условиях первостепенное значение имеют научная разработка и практическое использование методов формирования состояния оптимальной готовности к соревновательной деятельности игроков конкретной спортивной квалификации, особенно волейболистов высших разрядов и, именно, в течение соревновательного периода конкретных соревнований годичного цикла.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Характеристика современного волейбола……………………………...5
1.1. Тенденции современного волейбола………………………………….5
1.2. Комплектование команды…………………………………………......6
2. Тактические средства защиты………………………………………....12
2.1. Основы тактики………………………………………...……………..12
2.2. Тактика защиты в волейболе ………………………………………..14
3. Методика обучения тактики волейбола…………………………….…19
3.1. Методика обучения тактики защиты………………………………..19
3.2. Групповые упражнения для совершенствования защиты
от нападающих ударов…………………………………………………….22
3.3. Командные упражнения для совершенствования защиты от
нападающих ударов……………………………………………………….26
Список литературы ………………………………………………………..29
Раздел 3. Методика обучения защиты в волейболе
3.1 Методика обучения тактики в волейбол
Обучение тактике волейбола осуществляется с помощью освоения индивидуальных, групповых, командных тактических действий и воспитания тактического мышления.
Индивидуальные тактические действия связаны с развитием •тактического мышления и с целесообразным использованием средств тактики. К средствам тактики, как говорилось выше, относятся все действия без мяча и с мячом, т. е. перемещения по площадке, выбор места, своевременность действия и ориентировка на поле, передачи и приемы мяча, нападающие удары, блокирование и подачи.
Групповые тактические действия обусловлены взаимодействием двух и более игроков, а командные связаны с согласованными действиями игроков всей команды.
Этапы методики обучения тактике волейбола зависят от степени владения занимающимися спортивной техникой.
Например, овладение каким-либо техническим приемом создает предпосылки для расширения индивидуальных тактических возможностей волейболиста. Так, овладев техникой прямого нападающего удара по ходу разбега, волейболист осваивает удары с переводом вправо и влево, а умение пользоваться обычной верхней передачей позволяет игроку перейти к овладению отвлекающими действиями, применяемыми при скрытых передачах.
В свою очередь уровень групповых и командных действий на соревнованиях также зависит от технической подготовленности волейболистов.
Первый этап освоения тактики связан с изучением правил волейбола и элементарных индивидуальных, групповых и командных действий. В частности, на макете изучается расстановка спортсменов на площадке, переход игроков после отыгрыша подачи, применение элементарных тактических комбинаций. Обучающимся рассказывается, куда следует направлять первую и вторую передачи, как лучше расставить игроков в начале игры и как они должны располагаться при своей подаче и при подаче противника.
После теоретического занятия волейболисты на практике закрепляют изучаемый по тактике материал в индивидуальных, групповых и командных упражнениях. Закрепление тактических действий осуществляется в двусторонних учебных и товарищеских играх, а также на соревнованиях.
Второй этап освоения тактики заключается в изучении индивидуальных и командных тактических действий. Он соотносится с изучением и совершенствованием разновидностей спортивной техники и по существу протекает в период спортивной тренировки.
Овладение индивидуальными тактическими средствами осуществляется в упражнениях, приближенных к игровой обстановке, в учебных и контрольных играх и соревнованиях.
Для приобретения тактических знаний на данном этапе необходимо просматривать соревнования сильнейших волейбольных команд и проводить теоретические занятия по тактике.
На третьем этапе обучения решаются задачи, связанные с выбором тактических систем нападения и защиты и их вариантов во всех шести расстановках игроков на площадке.
Разучивание тактических систем нападения и защиты также осуществляется в упражнениях, приближенных к игровой обстановке, которые вначале проводятся при пассивном, а затем активном противодействии условного противника.
Закрепление разучиваемых систем и их вариантов производится в учебных, контрольных и официальных играх. Третий этап освоения тактических действий осуществляется также в период совершенствования спортивной техники.
Таким образом, процесс обучения спортивной технике несколько опережает процесс обучения тактике. Это связано с необходимостью иметь определенный уровень технической подготовленности к моменту изучения основ тактики волейбола. Отсутствие же навыков в технике игры является своеобразным препятствием для освоения индивидуальных, групповых и командных тактических действий.
В остальном методическая последовательность (постановка задач, средства и методы) при обучении тактике та же, что и при обучении технике.
Однако содержание и характер упражнений для овладения тактикой имеют свои специфические особенности. Ниже приводятся задачи, средства, методы и учебный материал для освоения индивидуальных, групповых и командных тактических действий.
3.2. Групповые упражнения для совершенствования защиты
от нападающих ударов
Упражнение 1-е. Задание выполняется на сетке двумя подгруппами, из пяти человек каждая. На одной стороне площадки два нападающих игрока (с двумя мячами) и один игрок под сеткой — передающий. На другой стороне защитник расположен в зоне 1 и вспомогательный игрок под сеткой.
Упражнение выполняется в такой последовательности: 1. Нападающий игрок передает мяч игроку под сеткой. 2. Оттуда следует вторая передача. 3. Нападающий разбегается и производит удар на защитника. 4. Защитник принимает мяч и направляет его своему партнеру (вспомогательному игроку под сеткой), который ловит мяч и бросает его нападающему. 5. Второй нападающий подготавливается к атаке. В этом же упражнении необходимо изменять место атаки и расположение защитника на противоположной площадке.
Упражнение 2-е. То же, но в упражнении участвуют два или три защитника,
Методическое замечание. В данном случае нападающие игроки, чтобы не мешать защитникам, смещаются ближе к сетке и производят прыжки для ударов с укороченного разбега. В упражнениях такого типа число нападающих игроков в подгруппе можно увеличить до четырех. Количество мячей должно соответствовать числу нападающих.
Упражнение 3-е. Упражнение проводится на сниженной сетке. В каждой подгруппе четыре игрока. Двое из них нападающие, один защитник и один вспомогательный игрок. Нападающие по очереди сами подбрасывают себе мяч для удара и направляют его через сниженную сетку на защитника, который старается принять мяч и передать его на вспомогательного игрока под сеткой. Последний возвращает мячи для повторения упражнения.
Упражнение .4-е Задание выполняют две подгруппы. В каждой по пяти игроков. Три игрока стоят на площадке б, один из них под сеткой и два на площадке а.
Упражнение выполняется так: 1. Игрок площадки б направляет мяч для удара своему партнеру. 2. Нападающий сделал разбег для удара и произвел удар на защитников площадки а. 3. Один из защитников принял мяч и передал его своему партнеру, стоящему под сеткой. В этот же момент нападающий игрок площадки б успел отойти от сетки. 4. Игрок площадки а направил мяч по вертикальной траектории на одного из игроков площадки б для повторения упражнения. Таким образом игроки на одной стороне только обороняются, а на другой только атакуют.
Методические указания. 1. На другой половине поля защитники второй подгруппы располагаются на площадке а рядом с нападающими площадки б, а нападающие на площадке б рядом с игроками защиты площадки а. Такая расстановка подгрупп сделана для того, чтобы игроки, выполняя задание, не мешали друг другу. 2. Нападающие игроки могут проводить атаки не только с первой, но и со второй передачи. При ударах с первой передачи значительно увеличивается плотность упражнения. 3. В упражнение можно ввести меры поощрения и наказания. Например: нападающий игрок, допустивший несколько ошибок при простых передачах или при ударах, переводится на сторону обороняющихся, а игрок защиты, принимающий трудные мячи лучше других, переходит на сторону нападающих. За частое повторение грубых ошибок игрок может быть временно поставлен (в виде наказания) под сетку, т. е. на место вспомогательного игрока.
Упражнение 5-е. Аналогичное упражнение может проводиться на всей площадке. При этом на стороне обороняющейся команды может быть три или четыре игрока, один из которых (вспомогательный) встает под сеткой, а на сторону атакующих ставится три игрока. Если игроки оба задания выполняют хорошо, то через какой-то промежуток времени они меняются сторонами и обязанностями.
Упражнение 6-е. Упражнение, сходное 4 и 5, но обе противоположные команды-группы обороняются и нападают. Группы могут состоять из 3, 4 и 5 игроков, один игрок (вспомогательный — передающий) должен находиться под сеткой. Однако, если мяч от удара направлен сразу на удар, то следует проводить атаку с первой передачи.
Упражнение 7-е. По три игрока составляют каждую команду-группу. Волейбольное поле по всей длине условно делится пополам. Схематичное расположение игроков и противоположных групп-команд изображено.
Упражнение начинается с подачи одного из игроков правой половины поля площадки А, и в другой подгруппе одного из игроков правой половины площадки Б. Игроки в своих подгруппах-командах разыгрывают мячи с подачи и производят нападающие удары на противоположную сторону, где действия волейболистов заключаются в приеме и розыгрыше мяча для ответных атакующих действий. Игра длится до тех пор, пока кто-либо из игроков не сделает ошибки. При этом данный игрок вводит мяч из-за лицевой линии подачей в игру, и упражнение продолжается. Игрок, допустивший три ошибки, ставится под сетку. Подсчет ошибок в подгруппах ведется игроками, расположенными под сеткой. Ошибки этих игроков не учитываются.
Методические указания. 1. В одну из подгрупп ставится только два человека, отсутствует игрок под сеткой. В такой подгруппе игроки проводят атаки с первых передач и откидок, а не разыгрывают мяч через игрока под сеткой, так как это осуществляется у игроков противоположной группы. При этом повышается интерес занимающихся (противоположных пар игроков) к борьбе, так как никому из них не интересно стоять под сеткой и почти не участвовать в заданиях. 2. Группы-команды выполняют задание по всей площадке. 3. В упражнение вводится блокирование. После совершенствования защиты на задней линии необходимо перейти к выполнению упражнений для взаимодействия блокирующих игроков с защитниками. Упражнение 1-е. Упражнение проводится на сниженной сетке. В каждой подгруппе три игрока (защитник, блокирующий и нападающий). Нападающий игрок сам подбрасывает мяч и производит удар. Блокирующему игроку дается тактическое задание: при ударах близко от сетки закрывать зону расположения защитника, при далеких от сетки ударах, прикрывать блоком другую зону, открывая защитника. Защитник на задней линии старается принимать все мячи, которые направлены в его сторону и передавать их к сетке блокирующему игроку; последний отдает мяч нападающему для повторения упражнения.
Упражнение 2-е. То же, но удары производят попеременно два нападающих игрока (двумя мячами).
Упражнение 3-е. То же на обычной сетке со второй передачи игрока зоны 3.
Упражнение 4-е. Игроки располагаются на площадке соответственно изображению . Упражнение выполняется двумя подгруппами.
Упражнение выполняется в следующей последовательности. 1. Один из нападающих игроков передал мяч игроку под сеткой. 2. Игрок зоны 3 направил вторую передачу для удара. 3. Нападающий разбежался и произвел удар на защитника зоны 5, не закрытого блоком. 4. Защитник старается принять мяч и затем быстро отдать его на противоположную сторону для повторения задания. 5. Второй нападающий (вторым мячом) в этот момент начинает второй цикл упражнения.
Методические указания. Игрокам даются задания. 1. Передающему — направлять передачу то близко, то далеко от сетки. 2. Нападающему — проводить удары то на одного, то на другого защитника, несмотря на постановку блока. 3. Блокирующему — стараться закрывать сильное направление удара. 4. Более опытному защитнику — подсказывать блокирующему игроку направление опасного удара и направление, которое не следует закрывать блоком.
Упражнение 5-е. То же, но нападающие удары выполняются из зон 2.
Упражнение 6-е. То же, но пять-шесть нападающих игроков расположены на одной стороне площадки, а защитники на другой стороне.
Методическое указание. Число мячей должно соответствовать количеству нападающих игроков.
Упражнение 7-е. Упражнение для взаимодействия группового блока с защитой на задней линии. На площадке а находятся три блокирующих игрока и два защитника в зонах 5 и 1. На площадке б два игрока (передающий и нападающий) стоят в зоне 4, и два — в зоне 2. Удары производятся попеременно из зоны 4 и зоны 2. При этом центральный блокирующий присоединяется к одному из партнеров и блоком закрывается определенная зона площадки. На рис. 80 блоком закрыт сектор поля, обороняемый защитником зоны 1, и мяч направлен нападающим ударом в зону 5.
Упражнение 8-е. В упражнение 7 вводится игровой момент. Если игроки обороняющейся группы приняли мяч у себя на площадке, то они направляют его способом верхней передачи точно на нападающего игрока противоположной группы для повторения задания. Если же мяч «потерян», тогда производится атака вторым мячом из зоны 2. В виде поощрения игрок, принявший несколько трудных мячей подряд, переводится в группу нападающих на площадку б. Для согласованности действий всех игроков, и особенно игрока зоны 6, по чьей инициативе на основании конкретной игровой обстановки принимается решение выбора системы двух или трех защитников на задней линии, необходимо выполнять специальные упражнения при участии всех игроков команды.
3.3. Командные упражнения для совершенствования защиты от
нападающих ударов
Упражнение 1-е. Расположение игроков и содержание те же, что и в упражнении последнем (8-м) предыдущего раздела. Дополнением является введение шестого игрока, который ставится в зону бив момент подготовки атаки на противоположной стороге, в зависимости от отдаленности передач от сетки и характера нападающего удара, перемещается вперед на страховку в место организации группового блока или отходит назад для участия в защите (система трех защитников). В последнем случае страховку на передней линии осуществляет один из игроков передней линии, не участвующий в групповом блокировании.