Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 23:28, контрольная работа
В ходе научно-технического прогресса открылись мощные источники энергии, создаются механизмы, освобождающие человека на производстве и в быту от утомительных физических напряжений. Все это не только ставит человека в новые для него условия, но и содействует повышению культурно-технического уровня, всестороннему развитию его физических и духовных способностей.
1. Научные основы активного отдыха (феномен И.М.Сеченова)
2. Назначение и задачи производственной гимнастики (ПГ)
3. Характеристика и назначение различных форм ПГ
4. Характеристика средств ПГ
5. Методика разработки комплексов ПГ
6. Методика внедрения ПГ в условиях промышленного производства.
7. Оценка эффективности ПГ
- характер трудовой активности
(точность движений, их повторяемость,
быстрота реакции,
- степень и характер утомления по субъективным показателям (рассеянное внимание, ощущение боли в мышцах, головная боль, раздражительность);
- санитарно-гигиенические
Принцип систематичности указывает
на необходимость соблюдения рациональной
последовательности физических упражнений.
Поэтому при чередовании
Простые упражнения необходимо постепенно усложнять, используя правила модификации, согласно которому для создания многочисленных вариантов упражнений нужно главное действие включать последовательно или одновременно в ряд дополнительных действий либо комбинировать главные с дополнительными, изменяющимися 2-3 раза. Простые по выполнению упражнения внедряются на начальном этапе организации производственной гимнастики. Характерной чертой их доступности является то, что все они состоят из главных действий, не сложных по координации.
Усложненные упражнения включаются в комплекс производственной гимнастики при условии прочного усвоения простых. В этом случае каждое из упражнений сочетается с дополнительным действием, что предъявляет более высокие требования к координации движений.
Сложные упражнения рекомендуется выполнять тем, кто достаточно уверено справляется с усложненными комплексами упражнений. Отличительной особенностью их является то, что в отдельных упражнениях (а их должно быть не менее 50% в комплексе) применяются комбинации главных действий с дополнительными, изменяющимися 2-3 раза, или двух главных действий, сочетающихся с дополнительными.
Использование в начальном периоде внедрения производственной гимнастики простых упражнений обеспечит успешное начало занятий. Знание способов усложнений гимнастических упражнений общеразвивающего характера позволит постепенно включать в комплексы упражнения более сложные по координации.
Доступность в обучении достигается подбором физических упражнений, распределенных по сложности выполнения, с учетом особенностей здоровья, физического развития, возраста и пола занимающихся производственной гимнастикой.
Рассматриваемый принцип требует постепенного и последовательного перехода от одного доступного для занимающихся комплекса к другому, представляющему определенную трудность для выполнения. Слишком легкие упражнения в комплексе могут оказаться скучными, приносящими мало пользы. А те, которые будут представлять повышенную трудность при исполнении, повредят своей сложностью.
Для практического осуществления принципа доступности необходимо соблюдать правило " от легкого и простого - к трудному и сложному", т.е. опираться при изучении нового материала на ранее усвоенные знания, умения и навыки.
Правило перехода "от легкого к трудному" обязывает учитывать как координационную сложность упражнения, так и структуру построения комплекса. В практике предприятий, учреждений используются три основных способа выполнения комплексов производственной гимнастики - раздельный, полупоточный и поточный.
Наиболее прост способ раздельного выполнения упражнений. При этом показу упражнений должно предшествовать подробное объяснение исходного положения и последующих действий.
По окончании одного упражнения начинается объяснение, показ и выполнение следующего. И так до завершения комплекса. Этот способ дает подробные методические указания при выполнении упражнений, что очень важно на начальном этапе освоения нового материала. Он удобен и для дифференцирования нагрузки при разнородном контингенте занимающихся.
Объяснение такого комплекса происходит примерно так: "Исходное положение первого упражнения - основная стойка. На счет раз, два - подняться на носках, руки через стороны вверх, прогнуться. На счет три, четыре - вернуться в исходное положение. Внимание! Исходное положение принять! Упражнение начинай! Раз,два..."
Отличительной чертой полупоточного способа проведения комплексов является то, что при объяснении упражнений занимающиеся повторяют каждое из названных движений.
При проведении занятий с использованием полупоточного метода меньше времени отводится на объяснение тех или иных положений и движений отдельных частей тела, что сводит к минимуму паузы между упражнениями. Он применяется как при изучении комплекса, так и при последующем постоянном его применении.
Поточный способ выполнения комплексов требует определенной предварительной подготовки. Характерной особенностью его проведения является то, что упражнения выполняются одно за другим, без перерыва. Причем окончание предыдущего упражнения есть исходное положение для последующего. Объяснение при этом отсутствует. Лишь в начале комплекса и при чередовании упражнений дается команда на выполнение последующего упражнения. Команды подаются в конце выполнения каждого упражнения так, чтобы они совпадали с его окончанием и давали возможность сразу же начать последующее. Применение поточных комплексов позволяет сократить время проведения производственной гимнастики, повысить плотность занятий. Эти комплексы оказывают положительное влияние на улучшение координации, точности и культуры движений, помогая тем самым овладению более высокими профессиональными двигательными навыками.
Руководствуясь принципом
Закрепление достигнутых положительных изменений в физической подготовленности и состояния здоровья занимающихся производственной гимнастикой невозможно без прочного усвоения приобретенных умений и навыков.
Начальным этапом в процессе формирования двигательных умений и навыков является усвоение занимающимися специальных знаний, в том числе знание анатомических названий частей человеческого тела, а также наиболее распространенных гимнастических терминов.
Начальное усвоение движений связано с функционированием органов чувств, и в первую очередь, зрительного и слухового анализаторов. Знакомство занимающихся с каждым новым упражнением комплекса одной из форм производственной гимнастики начинается с правильного его показа. Демонстрировать упражнение лучше всего с какого-либо возвышения и в некотором отдалении от занимающихся. Практический показ всегда сопровождается словесными объяснениями.
Благодаря показу и разъяснениям занимающиеся
получают первоначальное представление
об упражнении, что дает возможность
правильно и сознательно
Следует иметь ввиду, что многие, ранее не занимавшиеся производственной гимнастикой, при выполнении упражнений смущаются, ведут себя застенчиво, избегают занятий. С такими людьми следует вначале заниматься индивидуально, помогая овладению техникой выполнения упражнений.
Нельзя выставлять на показ замеченные ошибки. Исправлять их и давать нужные указания следует, не унижая достоинства занимающихся.
Необходимо заранее
При смене комплексов необходимо стремиться к тому, чтобы они состояли из упражнений, максимально полезных и интересных. Следует помнить,что производственная гимнастика может быть эффективна лишь в том случае, если при выборе формы и определении содержания комплексов будут соблюдены основные педагогические и методические принципы.
В зависимости от задач, стоящих перед производственной гимнастикой, определяется содержание комплексов. Физические упражнения в комплексах должны периодически меняться. Смена комплексов производится через 3-4 недели занятий. Комплексы обычно обновляются целиком, но в отдельных случаях возможна и постепенная замена упражнений. Дольше всего сохраняются удачно подобранные упражнения, понравившиеся занимающимся.
При записи нескольких действий, выполняемых одновременно различными частями тела, следует вначале указать на движение ногами, затем туловищем, руками и головой.
5.2. Дозировка физической нагрузки в комплексе
Выполнение комплекса
Работу по проверке комплексов проводят по следующей методике. Измеряют частоту пульса в течение 10 секунд непосредственно перед выполнением комплекса физических упражнений и сразу же после него. Регистрация пульса между отдельными упражнениями комплекса производится по 10-секундным интервалам, если комплекс выполняется раздельным способом. При поточном способе регистрацию пульса следует вести пульсометром по окончании выполнения упражнений, после которых изменяется частота пульса: после выполнения первого упражнения, первого и второго, первого, второго, третьего и т.д. Перед каждым повторением испытуемому необходимо отдохнуть до полного восстановления пульса.
На основе полученных данных вычерчивают физиологическую кривую комплекса, определяющих пригодность комплекса упражнений. Пик физической нагрузки должен приходиться на середину выполнения комплекса физических упражнений, это является одним из наиболее важных показателей для оценки влияния физической нагрузки в комплексе. Момент двукратного повторения исходной частоты пульса после выполнения комплекса следует считать его восстановленным.
Длительность периода
Наблюдения Баранова показали, что
при незначительной нагрузке частота
пульса непосредственно после
Нагрузка комплекса
Увеличивать или уменьшать нагрузку так, чтобы она стала оптимальной для определенной категории трудящихся рекомендуется путем изменения плотности занятий, темпа выполнения и количества повторений отдельных упражнений.
Например, для представителей 1, 2 групп профессий (сборщики изделий из мелких деталей, операторы, монтажники электросхем) типовая кривая физиологической нагрузки при семи упражнениях выглядит следующим образом: динамика пульса (возрастание от исходного) 1-е упражнение возрастание на 5%; 2-е - на 10%; 3-е - на 20%; 4-е - на 30%; 5-е - снижение на 15%; 6-е - на 10%; 7-е - снова возрастание на 10% - подготовка к работе.
Для представителей 3 группы профессий (станочники, ткачихи, продавцы) типовая кривая физиологической нагрузки в комплексе уже будет иной. Возрастание пульса от исходного: 1-е упражнение на 3%, 2-е - на 7%, 3-е - на 12%,4-е - на 20%; 5-е упражнение снижение на 10%, 6-е - на 5% и снова возрастание на 7-м упражнении на 5% - подготовка к работе.
Совершенно иная динамика пульса в комплексе у представителей 4-й группы профессий (сталевары, грузчики и др.). Если показатель пульса при работе равен 100 уд/мин, то в результате выполнения комплекса происходит его снижение и 1-е упражнение выполняется на пульсе 90 уд/мин, 2-е - 80 уд/мин, 3-е - 75 уд/мин, затем возрастание пульса - 4-е упражнение 85 уд/мин, 5-е - 90 уд/мин, 6-е - 93 уд/мин, 7-е - 95 уд/мин.
6. Методика внедрения ПГ в условиях промышленного производства.
Организация и проведение производственной гимнастики имеет свои особенности, которые необходимо учитывать. Прежде чем приступить к организации гимнастики на производстве, рекомендуется составить план, который поможет последовательно внедрить ее на предприятии.
Мероприятия по внедрению производственной гимнастики проводят поэтапно. На первом этапе изучается структура и технология производства, взаимосвязь цехов, служб и отделов, характер труда, основные профессии и рабочие позы, санитарно-гигиеническое состояние помещений, сменность работы предприятия и его подразделений.
Информация о работе Методика оценки эффективности производственной гимнастики