Методика развития гибкости школьников 9-10 лет на основе применения стретчинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. Изучение особенностей воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования. Процесс развития и воспитания гибкости учащихся 9-10 лет общеобразовательной школы, не занимающихся спортом.
Предмет исследования. Методика развития гибкости детей 9-10 лет на основе применения стретчинга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
ГЛАВА I. ГИБКОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………...
1.1. Общая характеристика гибкости………………………………………
1.2. Особенности возрастного развития детей как важнейший фактор в воспитании гибкости …….
1.3. Методика воспитания гибкости…………………………………
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ……………………………………………….

ГЛАВА II. Организация, методика и результаты исследования
2.1. Организация исследования
2.2. Методика экспериментальной программы по развитию гибкости у детей 9-10 лет………. ……………………………………
2.3. Результаты исследования и их интерпретация……………………………………….
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                                                                         Таблица 6

Уровень развития гибкости в экспериментальной группе в начале и в конце эксперимента по тестам «Наклон вперед» и «Продольный шпагат»

 

 

Ф.И.О.

Показатель гибкости по тесту «Наклон вперед» в начале экспер-та, см

Показатель гибкости по тесту «Наклон вперед» в конце экспер-та, см

Показатель гибкости по тесту «Продольный шпагат» в начале экспер-та, в градусах

Показатель гибкости по тесту «Продольный шпагат» в конце экспер-та, в градусах

1.

6

11

160

180

2.

4

6

158

174

3.

3

6

156

172

4.

5

7

158

176

5.

2

5

145

155

6.

4

6

155

158

7.

5

7

158

176

8.

4

7

157

178

9.

3

6

150

165

10.

3

5

154

168

11.

6

9

158

179

12.

4

7

156

171

13.

3

6

152

166

14.

2

4

140

154

15.

5

8

156

178

Средние показатели

гибкости

3,93

6,66

154,2

170,6


 

Определим достоверность различий результатов эксперимента по t- критерию Стьюдента и проверим правильность выдвинутой гипотезы. Для этого необходимо сделать ряд расчетов.

1. Вычислить средние арифметические  величины Х для каждой группы в отдельности по формуле:

Х= ∑Хi/n

Средние арифметические величины по результатам в тесте «Наклон вперед» : Хэ=6,66                     Хк=5,13 

Средние арифметические величины по результатам в тесте «Продольный шпагат» :   Хэ= 170,6         Хк=161,3 

2. В обеих группах вычислить  стандартное отклонение (d) по следующей формуле:          d =  Х i max –Х i min/К

К – табличный коэффициент равный в данном случае 3,47

Стандартное отклонение по результатам в тесте «Наклон вперед»:

d э = 2,01                                       d к = 1,15

Стандартное отклонение по результатам в тесте «Продольный шпагат» :  

                              d э = 7,7                                   d к = 3,45

                                                                                                                                                                                                    

3. Вычислить стандартную ошибку  среднего арифметического значения (т) по формуле:

т = d/√n-1

Стандартную ошибку среднего арифметического значения по результатам в тесте «Наклон вперед»:

                          mэ= 0,53                         mк=0,3

Стандартную ошибку среднего арифметического значения по результатам в тесте «Продольный шпагат»:

 

                          mэ=0,26                           mк=0.92

4. Вычислить среднюю ошибку разности по формуле:

t= Хэ-Хк/ Ö тэ2+т2к

Средняя ошибка разности по результатам в тесте «Наклон вперед»:

           t=  2,4

Средняя ошибка разности по результатам в тесте «Продольный шпагат»:

          t =  9,47  

 

5. По специальной таблице определяется достоверность различий. Для этого полученное значение (t) сравнивается с граничным при 5 %-ном уровне значимости (t0.05) при числе степеней свободы  f = nэ+ nк –2, где  nэ и nк- общее число индивидуальных результатов соответственно в экспериментальной и контрольной группах. Если окажется, что полученные в эксперименте t больше граничного значения (t0.05), то различия между средними арифметическими двух групп считаются достоверными  при 5 %-ном уровне значимости, и наоборот, в случае когда полученные t меньше граничного значения t0.05, считается, различия недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случай характер. Граничное значение при 5-%-ном уровне значимости (t0.05) определяется следующим образом:

- вычислить число степеней свободы  f = nэ+ nк –2:    f = 15+15 –2 = 28

- найти по таблице граничное  значение  t0.05 при  f = 28

  В нашем примере табличное значение t0.05 = 2.04, сравним его с вычисленным t, которое равно 2.4 и 9,47, т.е больше граничного значения (2.04). Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит, достаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что разработанная нами методика развития гибкости школьников 9-10 лет на основе применения стретчинга казалось эффективнее, чем общепринятая.

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

  1. Прирост уровня развития гибкости за период эксперимента в контрольной группе рассчитанного по тесту «Наклон вперед» составил 0,93 см, а в экспериментальной группе 2,73 см.
  2. Прирост уровня развития гибкости за период эксперимента в контрольной группе рассчитанного по тесту «Продольный шпагат» составил 4 градуса, а в экспериментальной группе 16,4 градуса.

Таким образом, между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются существенные различия. Положительная динамика развития гибкости у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением гибкости благодаря занятиям физической культурой по обычной программе, а в экспериментальной группе более значительные изменения объясняются именно  эффектом применения нашей методики развития гибкости. Полученные результаты измерений обработаны методом математической статистики. Различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями достоверны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Анализ научно-методической литературы показывает, что развитие гибкости у детей младшего школьного возраста имеет отличия в связи с возрастными особенностями детского организма. Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 – 17  лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для развития активной гибкости возраст 10 – 14 лет.

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7  лет. У детей 9 – 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.  Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости.

2. Литературные данные показали, что  для воспитания гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание по методике стретчинга, а также правильную дозировку нагрузок.

3. Положительная динамика в развитии гибкости у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняет влиянием занятий физической культурой по обычной программе.

4. Высокий прирост показателей  гибкости в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой объясняется именно влиянием нашей методики развития гибкости построенной на основе применения стретчинга. Различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями достоверны.

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте /И.В. Аулик// Теория и практика физической культуры. – 1979. - № 10. – С. 192.
  2. Ашмарин Б. А. - Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина. - М.: Просвещение, 1990.-287с.
  3. Ашмарин Г. А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие /А.Г. Ашмарин.- М.: Просвещение, 1995.-287с.
  4. Башуков С. М. Детский праздник /С.М. Башуков//Физическая культура в школе. – 1988. - № 5. – 39 с.
  5. Бердинков Г.И, - Массовая физическая  культура в ВУЗе: Учебное пособие/ Г. И. Бердинков, Максимова В.Н - М.: Высшая школа, 1991.- 240с.
  6. Береснева И.А. Особенности развития гибкости у художественных гимнасток 5-7 лет разных самотипов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. - №6. – С. 36. 
  7. Богданова  Г. П. - Уроки физической культурой 4-8 классов средней школы: Пособие для учителя /Г.П. Богданова, В.Н Максимова -  М.: Просвещение, 1986.-220с.
  8. Бондаренко Е.В., Ревякин Ю.Т. Развитие гибкости и силовых способностей на занятиях аэробикой // Теория и практика физической культуры. – 2006. - №9. – С.37.
  9. Быков  В. С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие /В.С. Быков. – Челябинск: УралГАФК, 1998.-74с.
  10. Воробьев В.И. - Определение физической работоспособности спортсменов: Учебное пособие / В.И. Воробьев. - Челябинск, 1998. – 54 с.
  11. Волгецкий Э. И. Опыт организации спортивно-массовой работы в школе /     Э.И. Волгецкий// Физическая культура в школе. -  1991.- №10. – С. 40.
  12. Галеева М.Р. - Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: Учебное пособие /М.Р. Галеева. -  Киев, 1980. – 56 с.
  13. Гейнц К. А. Ни дня без физкультуры /К. А. Гейнц// Физическая культура в школе. - 1990.- № 4.- С. 4-1.
  14. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте /А.Г. Дембо// Теория и практика физической культуры. – 1988. - № 3. – С. 18-19.
  15. Демидов В. М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников /В.М. Демидов// Физическая культура в школе. - 1991.- № 1.- С. 47.
  16. Дуранов М. Е. Исследовательский подход /М.Е. Дуранов,  А.Г.  Гостев// Педагогическая деятельность. - 1996.- №5. – С.7-2.
  17. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учебник /Ю.А. Ермолаев. - М., Возрастная физиология, 1985.- 34 с.
  18. Зимкина Н. В. - Физиология человека: Учебник /Н.В. Зимкина. -  М.: Физкультура и спорт, 1964.-589с.
  19. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов /В.В. Иванов// Спорт. - 1987.- № 8. – С. 43.
  20. Иванов А.В.  От уроков к дням здоровья и спорта/А.В. Иванов// Физическая культура в школе. - 1996.- № 8. – С.44.
  21. Козлова В.И. Физиология развития ребенка: Учебное пособие /В.И. Козлова,  Д.А. Фарбер. - М.: Терра-спорт,  1983.- 31.
  22. Костенок П.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта /П.И. Костенок// Физиология человека – 1997. – Т.23, № 6. – С. 65-73.
  23. Коца  Я.М Спортивная физиология: Учебник /Я.М. Коца.  -  М.: 1983. – 39c.
  24. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 192с.
  25. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии /Э.Г. Мартиросов// Физиология человека. -  1982. -  №7. – С. 19.
  26. Масленников С. М.  Родительский час в спортивном зале /С.М. Масленников//Физическая культура в школе.- 1990.- № 1. – С.5-4.
  27. Матвеев Л.П. -  Теория и методика физического воспитания: Учебник /Л.П. Матвеев. -  М., 1991. – 65 с.
  28. Матвеев Л. П. - Теория и методика физического воспитания. Т.I: Учебник /Л.П. Матвеев. -  М.: Физкультура и спорт, 1976. - 229 с.
  29. Матвеева О. П. - Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (I-XI классов): Программа /О.П. Матвеева. -  М.: Просвещение, 1995.-215с.
  30. Матвеев Л. П. - Теория и методика физического воспитания. ТII: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1976.-173с.
  31. Морозов О. В.  Успех в разнообразии форм занятий /О.В. Морозов// Физическая культура в школе. -  1991.- № 5.- С. 4-7с.
  32. Наука и спорт: Сб. обзорных статей. - М.: Издатель А.Н. Жуков, 1982.- 34 с.
  33. Программа /О.П. Матвеева. -  М.: Просвещение, 1996. – 43 с.
  34. Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости /Б.В. Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр.  - М., 1970.- С. 32.
  35. Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: Учебное пособие /Б.В. Сермеев. - М.: Просвещение 1970.- 24с.
  36. Смоленский В.А, Гимнастика в трех измерениях: Учебное пособие /В.А. Смоленский,  Ю.А. Менхин, В.А. Силин. - М - 1979. – 123с.
  37. Трещева О.Л., Панова Е. В. Методика развития гибкости у юных пловцов с помощью статических упражнений растягивающего характера // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. - №5. – С. 37-41. 
  38. Туманян Г.С. Телосложение и спорт: Учебное пособие /Г.С. Туманян, Э.Г Мартиросов.-   М.: Терра-спорт, 1976. -  239с.
  39. Фомин Н.А. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие /Н.А.Фомин, Филин В.П. - М.: Академия, 1983.- 75с.
  40. Харабуги Г.Д. - Теория и методика физического воспитания: Учебник /Г.Д. Харабуги.-  М.: Физкультура и спорт, 1974. - 102с.
  41. Холодов Ж. К. – Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник /Ж.К. Холодов, В. С.  Кузнецова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480с.
  42. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология /А.Г. Хрипкова.  - М.: Академия, 1978.- 73с.
  43. Хрипкова Л.Т. - Возрастная физиология: Учебное пособие /Л.Т. Хрипкова. -  М..: Просвещение,  1988 .- 36с.

40.Чудновец В. Н.  Турнир рыцарей спорта /В.Н. Чудновец// Физическая культура в школе. - 1995.- № 2. – С. 6-4.

 


Информация о работе Методика развития гибкости школьников 9-10 лет на основе применения стретчинга