Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 20:33, доклад
Плаванье - вид спорта; метод профилактики и лечения различных заболеваний. Различают плаванье на поверхности воды (спортивное, оздоровительное, прикладное, лечебное, игровое) и подводное плавание, включающее скоростные виды, подводное ориентирование и др. В спортивном плаванье наиболее популярны четыре способа — кроль на груди и на спине, брасс, дельфин (баттерфляй).
Оздоровительное плаванье является одной из форм массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением. Систематические занятия плаваньем оказывают закаливающее действие, способствуют развитию мышечной системы, подвижности связочно-суставного аппарата, совершенствованию координации движений, положительно воздействуют на нервную систему, улучшают обмен веществ, работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
Уточненная на предыдущем этапе обучения и в значительной части автоматизированная система движений ещё не обладает устойчивостью к различным неблагоприятным факторам. На данном этапе предстоит упрочить сформировавшийся динамический стереотип, лежащий в основе навыка, и вместе с тем увеличить его подвижность, определяющую возможность приспособления действия различным изменениям внешних условий. При этом в зависимости от характера двигательных действий на этой стадии можно выделить относительно самостоятельную фазу закрепления навыка, или закреплять навык, одновременно увеличивая его варианты, либо частично перестраивая технику в связи с развитием физических качеств.
Главным средством совершенствования техники каждом из этапов является скоростные упражнения на коротких отрезках, выполняемые по элементам и в координации.
При обучении и совершенствовании техники спортивных способов плавания необходимо обеспечивать постепенный переход к более совершенным ее фазам. С момента, когда в тренировке пловца начинают широко применяться большие нагрузки, его техника и стиль находятся в прямой зависимости от состояния всего организма. Сильно утомленный пловец на какое-то время утрачивает лёгкость движений, теряет обычную их согласованность. По мере восстановления сил спортсмена, техника не только возвращается в исходное состояние, но и претерпевает ряд сложных качественных изменений, которые сопровождаются повышением скоростных абсолютных возможностей пловца.
Для обучения технике или её совершенствованию отводится всё занятие или его часть. Так, урок с новичками целиком посвящается обучению, а для шлифовки стиля плавания мастера спорта, иногда достаточно несколько замечаний тренера во время выполнения скоростных упражнений.
4. Плаванье способом «кроль на спине»
4.1. Общая характеристика плаванья способом «кроль на спине»
Способ кроль на спине, как самый быстрый, вытеснил все остальные способы и занял главенствующее положение - в соревнованиях по плаванию на спине в настоящее время плавают исключительно кролем.
При плавании кролем на спине положение тела горизонтальное. Голова затылком лежит в воде так, чтобы ось головы была продолжением оси туловища. Ноги работают примерно так же, как и при плавании способом кроль на груди, т.е. производят частые упругие нажимы на воду сверху вниз и снизу вверх. Ступни повернуты внутрь и совершенно свободны. Движение ноги снизу вверх выполняется более энергично, чем сверху вниз.
Руки по очереди свободно проносятся по воздуху через стороны, опускаются в воду несколько шире плеч и гребут. В начале гребка рука сгибается в лучезапястном суставе и ладонью захватывает воду. Пальцы при этом свободно сомкнуты и несколько округлены.
Гребок несколько согнутой рукой выполняется с нарастающим ускорением по направлению к бедру. Ладонь проходит на глубине 15-30 см от поверхности воды. В первой фазе гребка (подтягивание) рука согнута в лучезапястном суставе для лучшей опоры о воду. По мере продвижения руки, когда фаза подтягивания переходит во вторую фазу гребка - отталкивание, ладонь отгибается, чтобы обеспечить лучшую опору о воду.
По воздуху рука проходит несколько быстрее, нежели вторая - гребущая, и поэтому погружается в воду раньше, чем гребущая рука выйдет из воды. И здесь происходит зацепление, хотя и в меньшей степени, чем в кроле на груди.
Дыхание координировано с движениями рук: когда проносится над водой одна рука - делается вдох (через рот) когда проносится вторая рука - выдох (через нос или через рот и нос одновременно). Следует осуществлять полный выдох, который является необходимым условием для последующего полного вдоха. [1]
4.2 Биокинематическая схема плавания способом "кроль на спине"
На рисунке 1 изображен пловец, выполняющий гребок согнутой рукой с шестью ударами ног на каждый цикл движений рук. Для определения глубины гребка рукой смотри вид сбоку.
Рис.1 Техника плавания кролем на спине
Левая рука входит в воду прямо за плечом. Первым погружается мизинец. Правая рука заканчивает гребок и начинает движение вверх.
Количество движения, приобретенное во второй половине движения руки чад водой, вызывает погружение прямой руки в воду. Правая кисть начинает движение вверх одновременно с левой стопой. Такое согласование движений наблюдается у большинства квалифицированных пловцов.
Правая рука выходит из воды, при этом запястье сгибается.
Рис.1 Техника плавания кролем на спине
По мере движения левой руки вниз и в сторону локоть начинает сгибаться. Правая стопа находится в крайней нижней точке и готова начать движение немного внутрь и вверх.
Гребок левой рукой продолжается. При этом увеличивается угол ее сгибания. Ладонь гребущей руки направлена почти прямо назад. Правая рука двигается вверх. Одноименная нога начинает движение внутрь и вверх (по диагонали).
Рис.1 Техника плавания кролем на спине
Левая рука проходит рядом с плечом, локоть максимально согнут (90°). Ладонь руки, выполняющей движение над водой, поворачивается в сторону.
Локоть гребущей руки начинает выпрямляться сразу же после того, как кисть пройдет рядом с плечом. Рука, выполняющая движение над водой и находящаяся над плечом, вращается так, что ладонь оказывается направленной наружу. Пловец закрывает рот, чтобы в него не попала вода, падающая с правой руки. В этот момент угол поворота тела достигает максимума (40-45°).
Рис.1 Техника плавания кролем на спине
Положение левой кисти изменяется, ладонь проходит ближе к телу, чтобы начать отталкивание почти прямо вниз. Правая рука выполняет движение над водой.
Прямая левая рука заканчивает гребок, ее ладонь находится на расстоянии 3-6 дюймов (6,5-13 см) под бедром. Движение кисти вниз способствует подъему правого плеча.
При входе правой руки в воду ладонь "смотрит" наружу; левая рука начинает движение вверх, при этом ее ладонь направлена вниз. Многие пловцы при движении руки над водой выполняют вращение для того, чтобы ладонь оказалась повернутой внутрь, к средней линии тела. В этот момент руки не создают движущей силы.
Рис.1 Техника плавания кролем на спине
Левая рука выходит из воды вслед за одноименным плечом, правая погружается в воду, готовясь к захвату.
Когда левая рука выходит из воды, прямая правая выполняет захват. Левая нога производит удар по диагонали вниз.
Угол сгибания руки становится видимым при её движении в сторону.
Усилие правой кисти, находящейся напротив одноименного плеча, направлено назад. Благодаря вращению тела левое плечо поднимается над водой.
Гребущая рука завершает половину своего движения. В этот момент бедра смещаются в противоположную сторону - это нарушает устойчивое положение тела. Равновесие может быть восстановлено ударом ноги по диагонали вверх.
Левая нога продолжает выполнять удар вверх, в то время как правая рука начинает резкое движение вниз.
При движении левой руки над водой ее кисть поворачивается ладонью наружу, а правая - движется назад и вниз.
Рис.1 Техника плавания кролем на спине
Когда правая рука завершает гребок, левая выполняет движение под водой. Цикл движений рук закончен. [4]
4.3 Задачи для формирования и совершенствования умений и навыков при обучении плаванию способом "кроль на спине"
1. Создать зрительное
представление о технике
2. Ознакомить с положением тела, дыханием, формой и характером гребковых движений плавания способом "кроль на спине".
3. Научить принятию и сохранению положения тела при плавании способом "кроль на спине".
4. Научить дыханию при плавании способом "кроль на спине".
5. Научить движениям ногами при плавании способом "кроль на спине".
6. Научить движениям руками при плавании способом "кроль на спине".
7. Научить согласованию движений при плавании способом "кроль на спине" в следующем порядке:
согласование движений ног с дыханием;-
согласование движений рук с дыханием;-
согласование движений ног, рук и дыхания;-
плавание с полной координацией движений.-
8. Закрепить и совершенствовать технику плавания способом "кроль на спине". [6]
4.4 Методы и приёмы обучения плаванию способом "кроль на спине"
Словесные методы
Описание используется для создания предварительного представления о плавании способом "кроль на спине". Описываются наиболее характерные его элементы без объяснения, почему надо делать так.
Объяснение отвечает на основной вопрос, почему надо делать так, и является методом развития логического, сознательного отношения к учебному материалу.
Пониманию сущности движения помогает подсказ занимающимся ощущений, которые должны возникать при правильном выполнении упражнения (например, "опираться ладонью или стопой о воду как о плотный предмет").
Разбор игры или подведение итогов урока проводится после выполнения какого-либо задания. Анализ и обсуждение допускаемых ошибок при выполнении упражнений, нарушений правил игры и др. нацеливают учеников на корректировку своих действий.
Указание чаще всего носит методический характер, акцентируя внимание на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых дает возможность затем выполнить упражнение в целом. Методические указания даются для предупреждения и устранения ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после него. Указания уточняют отдельные моменты в выполнении упражнения, разъясняют условия для правильного его воспроизведения, подсказывают ощущения, которые должны возникать при этом. Например, при выполнении скольжения на спине даются указания: "поднять выше живот", "на воде нужно лежать, а не сидеть"; при освоении техники плавания: "ты должен чувствовать, как от каждого гребка непрерывно, безостановочно продвигаешься вперед".
Команды и распоряжения применяются для управления группой и процессом обучения. Урок плавания как на суше, так и в воде проводится под команду преподавателя.
Подсчет применяется для создания необходимого темпа и ритма выполнения движений, а также для мобилизации внимания на отдельных ключевых моментах техники выполняемых упражнений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями. Например, при изучении движений ног кролем - "раз-два-три, раз-два-три" и т.д.; при освоении выдоха в воду - короткое "вдох" и длинное "вы-ы-дох". [6]
Наглядные методы
Показ техники плавания способом "кроль на спине" в целом применяется на протяжении всего курса обучения плаванию. Показ техники плавания должен проводиться только квалифицированным пловцом перед занятием в воде, когда группа находится на суше и имеет возможность видеть движения пловца сбоку, спереди и сзади, а также слышать сопутствующие объяснения педагога. Демонстратор по его заданию подчеркивает наиболее существенные детали техники, показывает их в медленном темпе, с остановкой, с максимальным расслаблением или, наоборот, с максимальным приложением усилий.
Наряду с целостным показом техники плавания производится показ учебных вариантов техники с разделением движения на отдельные части. При показе отдельных частей движения выделяются главные фазы движения (например, гребка), выполняются упражнения с фиксацией амплитуды движения (например, с остановками руки в основных фазах гребка) и т.д.
Показ учебных вариантов техники на суше проводится педагогом, а показ в воде - занимающимся, у которого лучше других получается данное упражнение. Показ осуществляется не только до начала занятия, когда группа находится на суше, но и во время основной части урока.
Учебные наглядные пособия - рисунки, плакаты, кинограммы - применяются при необходимости концентрации внимания занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений. Наглядные пособия отображают такие детали техники или упражнения, которые трудно показать и объяснить (например, направление действия силы тяжести и выталкивающей силы; оптимальные углы сгибания рук и ног в суставах при выполнении гребковых движений; основные исходные положения при выполнении ключевых упражнений для изучения техники плавания).
Кинограммы и кинокольцовки позволяют многократно показывать как отдельные элементы учебной техники, так и технику спортсменов высокой квалификации. Возможность показа техники в разных плоскостях, в крупном плане, в замедленном темпе и с остановками на отдельных деталях движения имеет огромное дидактическое воздействие.