Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 20:33, доклад
Плаванье - вид спорта; метод профилактики и лечения различных заболеваний. Различают плаванье на поверхности воды (спортивное, оздоровительное, прикладное, лечебное, игровое) и подводное плавание, включающее скоростные виды, подводное ориентирование и др. В спортивном плаванье наиболее популярны четыре способа — кроль на груди и на спине, брасс, дельфин (баттерфляй).
Оздоровительное плаванье является одной из форм массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением. Систематические занятия плаваньем оказывают закаливающее действие, способствуют развитию мышечной системы, подвижности связочно-суставного аппарата, совершенствованию координации движений, положительно воздействуют на нервную систему, улучшают обмен веществ, работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
Помимо всех вышеперечисленных методов в практике плавания применяется и метод непосредственной помощи, который используется в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему несколько раз правильно воспроизвести движение.
3. Общая схема и этапы обучения плаванию
Методика обучения плаванию зависит от возраста и индивидуальных особенностей обучаемых, поставленных задач, условий обучения и др. В общих же чертах (за исключением возраста примерно до 5 лет) методика обучения плаванию принципиально не отличается. Наиболее благоприятный возраст для овладения навыком плавания — это 6–8–10 лет. В дальнейшем также не должно возникать проблем, однако следует учитывать, что быстрое и качественное освоение новых двигательных умений и навыков идет в определенные возрастные периоды. Поэтому желательно не откладывать начало обучения плаванию на более поздние сроки. Однако и взрослый человек, особенно под руководством инструктора или тренера, беспрепятственно может научиться плавать, пусть и с некоторыми сложностями, связанными с уже совершенно другой реакцией его организма на процесс обучения и овладение новым двигательным действием, нежели в периоды интенсивного развития организма.
Естественно, что набор средств и методов и их сочетание в том или ином случае будут различаться. Однако методика обучения плаванию имеет общую схему, где идет последовательное изучение отдельных элементов изучаемого способа и их согласование, и последовательность этапов. Методика, основанная на обучении спортивным способам плавания, является достаточно эффективной и пригодной для массового обучения навыку плавания.
Общая схема в обучении спортивным способам плавания выглядит следующим образом:
1) обучение дыханию;
2) обучение работе ног;
3) обучение согласованию дыхания с работой ног;
4) обучение работе рук;
5) общее согласование работы ног, рук и дыхания.
Основной смысл схемы — последовательное изучение элементов.
Основное правило — без достаточно прочного освоения и закрепления одного элемента или согласования элементов не стоит переходить к следующему.
Следует также отметить, что приведенная общая схема не является основанием для того, чтобы, например, во время изучения техники работы ног, полностью игнорировать работу рук. Речь идет о преимущественной направленности изучения одних элементов перед другими.
Данная схема вполне логична и давно уже апробирована при обучении спортивным способам плавания. Она же должна стать основой и для обучения в прикладных и других целях.
Слишком поспешное и быстрое обучение плаванию, включая так называемым облегченным способам с высокоподнятой головой над водой (об этом говорится во многих учебных изданиях по плаванию) приводит к искажению самого навыка плавания. В данном случае основной его элемент — дыхание — не освоен и, соответственно, неправильно работают ноги, а в большинстве своем, особенно при плавании кролем на груди, они совсем не работают.
В качестве примера можно привести сдачу контрольных нормативов по плаванию абитуриентами при поступлении в институт физической культуры, которые, с одной стороны, укладываются во временной норматив на дистанции 100 м вольным стилем, с другой (а как правило, все плывут чем-то подобным кролю на груди), они просто истязают себя, так как работают одни руки, голова находится на поверхности, пловец пытается увернуться от брызг, ноги не работают, а в связи с подниманием головы над поверхностью воды ноги опускаются еще ниже и создают вместе с туловищем колоссальное сопротивление своему движению.
Самое интересное, что если бы дистанция была не 100, а 150–200м, то многие просто не финишировали бы. И практика работы со студентами подтверждает это.
Такой «простонародный» или «облегченный» способ плавания не может являться эффективным и надежным, особенно в сложных и критических ситуациях. Часто не умеющие плавать люди в качестве оправдания заявляют, что «на водоемах тонут в большинстве своем умеющие плавать, а кто не умеет – не заходят в воду вообще». В какой-то степени они правы, только скорее всего эти «умеющие плавать» по большому счету и не умели плавать, а лишь кое-как держались на воде, не умея дышать и согласованно работать руками и ногами.
Не научившись правильно дышать в воде, потом очень сложно поставить работу ног, совершенствовать физические качества с помощью плавательных тренировок и занятий.
Человек, не способный делать выдох в воду и ритмично дышать, при преодолении дистанции или плавательного отрезка начинает задерживать дыхание с неодинаковой периодичностью, пытаться остановиться для вдоха или найти промежуток между брызгами и волной, однако, учитывая выполняемую физическую работу, потребность в дыхании будет возрастать с каждой секундой.
Поэтому обучение способности держаться на воде должно проходить именно по приведенной выше схеме без нарушения ее последовательности. Пусть даже плавательные движения научившегося плавать будут неловкими и «корявыми», а скорость незначительная, самое главное, чтобы при плавании он ритмично дышал, мог делать выдохи в воду, т. е. комфортно себя чувствовал в водной среде.
Весь же процесс обучения плаванию
1-й этап — формирование первоначального представления о способе плавания.
На этапе осуществляется предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела и дыхание, характер гребковых движений), используя показ техники изучаемого способа плавания лучшими пловцами, включая демонстрацию учебного видеофильма и использование средств наглядной агитации (плакатов, рисунков, фотографий и др.). Таким образом, у детей создается представление об изучаемом способе плавания, стимулируется активное отношение и интерес к занятиям.
2-й этап — разучивание отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом.
Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела и дыхание, движения ногами, согласование движений ног с дыханием, движения руками, согласование всех движений, т. е. по общей схеме обучения спортивным способам плавания. При этом освоение каждого элемента техники проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном счете выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении (рабочая поза пловца).
Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
— ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах без совершенствования деталей, поскольку условия выполнения движения на суше и в воде различны;
— изучение движений в воде с неподвижной опорой (на месте). При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна. Движения руками изучают стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
— изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют плавательные доски. Движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера);
— изучение движений в воде без опоры. Все упражнения выполняются в скольжении и плавании.
Несмотря на изучение техники плавания по частям на этом этапе необходимо стремиться к целостному выполнению техники способа плавания, насколько это позволяет подготовленность занимающихся.
В связи с быстрой утомляемостью на этапе разучивания обычно целесообразно давать большой объем нагрузки в отдельном занятии, число повторений нового действия определяется, прежде всего, возможностью обучающегося улучшать движения при каждой попытке.
Основными причинами грубых искажений двигательного акта на этапе его разучивания бывают:
1. Недостаточная физическая подготовленность. Анализируется характер искажения техники движения, преподаватель в первую очередь должен установить, какое из физических качеств недостаточно развито, и в зависимости от этого определить дополнительные задания, которые предусматривали бы подготовительные упражнения;
2. Боязнь. Эмоции страха
бывают причиной чрезмерного
напряжения мускулатуры и
3. Недостаточное понимание двигательной задачи. По этой причине могут быть допущены самые разнообразные ошибки. Устраняются же они достаточно доходчивым объяснением, качественной демонстрацией, методами активизации внимания и углубленного осмысления двигательной задачи;
4. Недостаточный самоконтроль движений;
5. Дефекты в исполнении предыдущих частей действия. Эти дефекты устраняют, исправляя ошибочную фазу действия, если оно, естественно, поддается расчленению;
6. Утомление. Начальные попытки
выполнить новое действие
7. Отрицательный перенос
навыков. Основной путь предупреждения
8. Неблагоприятные условия
выполнения действий (плохой инвентарь
или оборудование, метеорологические
условия и т.д.).
Всего вышеперечисленного можно избежать при методически грамотном построении тренировочного (учебного) процесса, опираясь на общепедагогические принципы обучения.
3-й этап — закрепление и работа над ошибками. На этом этапе необходимо обеспечить оптимальное владение двигательным действием в условиях его практического применения и своевременно начать исправление возможных ошибок, так как повторность в упражнениях создает предпосылки для закрепления ошибок на уровне стереотипа.
Основные задачи обучения на этом этапе:
1. Углубить понимание закономерностей движений изучаемого действия;
2. Уточнить технику действия по её пространственным, временным и динамическим характеристикам выполнения движений в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемых;
3. Нивелировать имеющиеся ошибки;
4. Создать предпосылки вариативного выполнения действия.
На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1.
Повторное исполнение со стереотипными ошибками, а тем более ухудшение качества движений является сигналом к перерыву для отдыха и осмысливания действия. Без непрерывного повторения, разумеется, невозможно обойтись в большинстве действий с циклической структурой. В этих случаях корректируют технику по ходу движений или при кратковременных остановках.
4-й этап — углубленного разучивания и совершенствования.
Современная техника плавания чрезвычайно вариативна. Она постоянно развивается и совершенствуется.
На этапе углубленного разучивания и дальнейшего совершенствования преследуется цель — довести первоначальное владение техникой действия до относительно совершенного.
Задачи:
1. Закрепить навык владения техникой действия;
2. Расширить диапазон вариативности техники действия для целесообразного выполнения его в различных условиях, в том числе при максимальных проявлениях физических качеств;
3. Завершить индивидуализацию
техники действия в соответствии с достигнутой
степенью развития индивидуальных способностей
и её дальнейшее совершенствование на
основе развития физических качеств.
Обучение на этом этапе строится
в соответствии с закономерностями совершенствования
двигательного умения, а затем перехода
его в навык. Уточнение техники происходит
в процессе многократного воспроизведения
действия или его частей с направленным
внесением изменений в движения. При этом
система движений изменяется не во всех
фазах. Ряд фаз, выполняемых правильно,
повторяется без значительных изменений
и постоянно автоматизируется. По мере
отработки техники число автоматизированных
компонентов движений увеличивается,
что и определяет переход двигательного
умения в навык. К концу этой стадии функциональная
система действия, приобретает стационарный
характер, упрочняется системность протекания
нервно-регуляторных процессов. Характерно
и то, что ведущая роль в системе афферентации
при управлении движениями переходит
к двигательному анализатору, «мышечному
чувству» (И.П. Павлов, П.К. Анохин и др.).
Согласно физиологическим представлениям,
на этой стадии формирования навыка происходит
его закрепление, тончайшая специализация
и упорядочение центрально-нервных регуляторных
процессов, что позволяет тонко дифференцировать
движения.