Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 20:33, доклад
Плаванье - вид спорта; метод профилактики и лечения различных заболеваний. Различают плаванье на поверхности воды (спортивное, оздоровительное, прикладное, лечебное, игровое) и подводное плавание, включающее скоростные виды, подводное ориентирование и др. В спортивном плаванье наиболее популярны четыре способа — кроль на груди и на спине, брасс, дельфин (баттерфляй).
Оздоровительное плаванье является одной из форм массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением. Систематические занятия плаваньем оказывают закаливающее действие, способствуют развитию мышечной системы, подвижности связочно-суставного аппарата, совершенствованию координации движений, положительно воздействуют на нервную систему, улучшают обмен веществ, работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
Жестикуляция значительно повышает эффективность обучения плаванию. Условия работы в бассейне - повышенный шум, возникающий при выполнении упражнений и плавании в результате плеска воды, брызг и др., - затрудняют восприятие команд и указаний педагога. Поэтому преподавателями, тренерами по плаванию применяется большой арсенал условных сигналов и жестов, позволяющих установить более тесный контакт с группой.
Практические методы
Метод упражнений. Этот метод характеризуется многократным выполнением движения в целом и по частям с учетом величины физической нагрузки, которая регулируется путем изменения количества выполняемых упражнений в уроке, их сложности, количества повторений, темпа выполнения, продолжительности отдыха между упражнениями и др. Изучение техники плавания проводится путем многократного выполнения отдельных ее элементов, направленного на овладение способом плавания в целом, т.е. применяются два метода разучивания - по частям и в целом.
Метод разучивания по частям. Разучивание по частям облегчает освоение техники плавания, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. Освоение отдельных элементов техники расширяет двигательный опыт, обогащая моторику занимающегося.
Основу метода разучивания по частям составляет система подводящих упражнений, последовательное изучение которых ведет в конечном итоге к освоению способа плавания в целом.
Необходимость этих упражнений обусловлена спецификой плавания: выполнение упражнений в непривычной среде и при непривычном горизонтальном положении тела; затрудненные условия общения педагога и группы по сравнению с условиями в других видах спорта; освоение циклических движений с большой амплитудой.
Применение подводящих упражнений позволяет постепенно увеличивать трудность движения, усложняя условия его воспроизведения (сначала на суше, потом в воде; сначала с опорой, затем без опоры); изменяя исходное положение (сначала стоя, потом лежа); увеличивая динамичность (сначала на месте, потом в движении).
Метод разучивания в целом. Сюда входит плавание с полной координацией движений, а также плавание с помощью движений ног и рук с различными вариантами сочетания этих движений. Этот метод применяется на завершающих этапах освоения способа плавания после изучения его элементов по частям. Совершенствование техники плавания проводится только путем целостного выполнения плавательных движений.
Вначале целостное разучивание техники плавания осуществляется в облегченных условиях: плавание поперек бассейна; проплывание коротких отрезков с задержкой дыхания; проплывание коротких отрезков кролем с дыханием через 2-3 гребка; плавание с помощью рук кролем и выдохами в воду с поплавком между ногами и другие упражнения. Затем по мере освоения техники чередуют плавание в облегченных и плавание в обычных условиях, постепенно переходя на плавание с полной координацией движений.
Соревновательный и игровой методы. У этих методов есть много общего. Они широко применяются при начальном обучении плаванию для повышения эмоциональности и динамизма занятий. Общим методическим правилом является обязательное предварительное разучивание движений или упражнений, прежде чем они станут объектом соревнования или игры. Однако между этими методами существует принципиальное отличие: в игровом методе всегда есть сюжетное содержание, тогда как в соревновательном его нет.
Соревновательный метод. Его отличают следующие признаки:
1) достижение победы в
результате предельной
2) умение показывать
Игровой метод. Для него характерны:
1) эмоциональность и
2) вариативное применение
полученных умений и навыков
в связи с изменяющимися
3) умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях;
4) комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе и др.
Применение дополнительных ориентиров. На первых уроках плавания, пока новичок еще не умеет открывать глаза в воде, необходимо научить его определять положение тела и головы по отношению к поверхности воды и дну бассейна, для чего используются ориентиры типа верх-низ. На последующих этапах освоения с водой необходимо определять направление движения своего тела вперед-назад, вправо-влево и т.д. Для этого пригодны все предметы, ориентируясь на которые новичок может определить, в какую сторону и сколько он проплыл. Это могут быть бортик бассейна, дорожки, лестницы и др.
При освоении упражнений (например, формы, характера и амплитуды движения), согласовании движений рук и дыхания рекомендуется ориентировать движения конечностей по отношению к собственному телу. Так, при плавании на спине для выполнения эффективного гребка с большой амплитудой дается указание грести рукой до бедра, коснуться его, после чего вынуть руку из воды; для правильного согласования движений рук кролем с дыханием дается задание в конце гребка дотронуться до бедра рукой, одновременно выполнив вдох.
Непосредственная помощь преподавателя. Виды помощи, оказываемой педагогом ученикам, имеют разный характер. Он помогает занимающемуся, сопровождая выполнение упражнения подсчетом с эмоциональной интонацией, подбадриванием и т.д.
Особое место занимает непосредственная помощь педагога, когда он и ученик действуют совместно. Такая ситуация возникает при выполнении упражнения, когда нужно уточнить деталь техники или исправить ошибку ученика. Для этого занимающийся с помощью педагога несколько раз воспроизводит движение, фиксирует нужное положение тела или конечностей, имитирует упражнение. Такого рода помощь ученику при обучении плаванию педагог оказывает только на суше. [6]
4.5 Задачи для развития двигательных качеств при обучении плаванию способом "кроль на спине"
1. Повышать общий уровень
развития силы, выносливости, быстроты,
гибкости, ловкости и на основе
этого создать функциональную
базу для спортивного
2. Совершенствовать силу мышц, участвующих в выполнении гребков.
3. Совершенствовать специальную
аэробную и анаэробную
4. Совершенствовать скоростные
способности мышц несущих
5. Совершенствовать подвижность в плечевых и голеностопных суставах.
6. Совершенствовать
4.6 Упражнения
для обучения плаванию
Комплекс упражнений для обучения движениям ногами в воде
1. И.п. — лежа на спине с опорой руками о бортик бассейна. Попеременные движения ногами кролем.
2. В скольжении на спине, руки у бедер — попеременные движения ногами кролем.
3. В скольжении на спине — одна рука вперед, другая у бедра, попеременные движения ногами кролем.
4. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем с плавательной доской в вытянутых вперед руках (голова затылком у заднего края доски).
Комплекс упражнений для обучения движениям руками на суше
1. И.п. — стоя, одна рука вверх, другая вниз. Круговые движения руками назад («мельница назад»).
2. Предыдущее упражнение, но растягивая резиновый амортизатор, закрепленный сзади.
3. И.п. — лежа на спине на узкой скамейке, одна рука вперед, другая у бедра. Движения руками, как при плавании кролем на спине.
4. И.п. — лежа на спине на узкой скамейке, одна рука вперед, другая у бедра. Движения руками, как при плавании кролем на спине, в согласовании с дыханием.
Комплекс упражнений для обучения движениям руками в воде
1. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем и гребков одновременно двумя руками до бедер (сделать два–три цикла движений).
2. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем и 2–3 гребков одной рукой, другая вытянута вперед. Усложнить упражнение: выполнять поочередно 2–3 гребка одной и 2–3 другой рукой.
3. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем из и.п. — руки вытянуты за головой, 2 гребка левой, 2 гребка правой, 1 гребок одновременно 2 руками.
4. Плавание кролем на спине с помощью движений руками и с надувным кругом или дощечкой между бедрами.
Комплекс упражнений по общему согласованию движений на суше
1. И.п. — стоя, одна рука вверх, другая вниз. Движения руками, как при плавании кролем на спине, с притопыванием ногами в ритме шестиударного кроля.
2. И.п. — стоя, одна рука вверх, другая вниз. Движения руками, как при плавании кролем на спине, с семенящим бегом на месте.
3. И.п. — руки вдоль туловища. Круговые движения рук, левая вперед, правая назад, с разворотом туловища. Выдох в момент встречи рук над головой, вдох — в положении их вдоль туловища.
Комплекс упражнений по общему согласованию движений в воде
1. Выполнить скольжение (одна рука вперед, другая у бедра) с непрерывными попеременными движениями ногами и последующим присоединением движений руками кролем на спине (сделать 2–3 цикла движений).
2. И.п. — на спине, руки вытянуты за головой, ноги работают кролем, 2 гребка левой рукой, два гребка правой, один гребок двумя руками вместе.
3. И.п. — на спине, руки вытянуты за головой, ноги работают кролем, через каждые 6–8 ударов ногами правая рука делает гребок и фиксируется у бедра, далее возвращается в и.п., левая повторяет то же самое.
4. Плавание кролем на спине различных отрезков.
Комплекс упражнений по уточнению и закреплению техники движений
После того как ученики освоят при плавании на спине энергичный гребок почти прямой рукой и научатся проплывать не менее 50 м, следует переходить к освоению гребка рукой со сгибанием и разгибанием ее в локтевом суставе. При этом необходимо следить за:
1) оптимальной (на первых порах умеренной) степенью сгибания руки;
2) ее относительной жесткостью в локтевом суставе;
3) опережающим движением кисти по отношению к локтю.
Необходимо постепенно увеличивать так называемую глубину начала гребка (фаза захвата воды) и его окончания.
На этом этапе обучения рекомендуются следующие упражнения.
На суше
1. И.п. — стоя спиной к стене на расстоянии 20–30 см от нее, одна рука вверх и касается стенки ребром ладони, другая вниз и касается стенки ладонью. Выполнять движения руками, как при плавании кролем на спине (со сгибанием их в локтевых суставах), одновременно отрывая кисти обеих рук от стенки во время «гребка» и движения «над водой» и вновь одновременно касаясь стенки ребром ладони одной руки в момент ее «входа в воду» и ладонью другой в момент завершения «гребка».
2. Предыдущее упражнение, но лежа на спине вдоль узкой скамейки.
В воде
1. Плавание кролем на спине с помощью движений руками с надувным кругом или доской между бедрами.
2. Плавание на спине кролем с помощью непрерывных и энергичных движений ногами с различными положением рук (обе вперед, голова затылком на руках; одна рука вперед, другая у бедра).
3. Плавание кролем на спине с помощью движений ногами и гребков одной рукой, другая вперед или у бедра — после 5 гребков поменять и.п. рук и продолжить упражнение.
4. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем и гребков двумя руками одновременно.
5. Плавание кролем на спине. [7]
Список использованных источников