Методы физкультурного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:30, контрольная работа

Краткое описание

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического воспитания можно отобразить в виде схемы:

Содержание

1. Средства физического воспитания 3
1.1 Гигиенические факторы 3
1.2 Физические упражнения 4
1.3 Оздоровительные силы природы 7
2. Методы физического воспитания 7
2.1 Методы строго регламентированного упражнения 8
2.2 Игровой метод 9
2.3 Соревновательный метод 9
2.4 Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании 10
Литература 11

Вложенные файлы: 1 файл

методы физ.восп-я..doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Средства физического воспитания.

 

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные  силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством  физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического воспитания можно отобразить в виде схемы:

 

  • 1.1. Гигиенические факторы.

  • К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия  физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

    Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.

    Цель гигиены  физического воспитания и спорта состоит в профилактике различных заболеваний, связанных с воздействием факторов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом.

    Предметом гигиены  физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта.

    Основная  задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

    К основным гигиеническим  средствам, применяемым для этого, относятся:

    • оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;
    • рациональное питание;
    • оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;
    • закаливание.

    1.2. Физические упражнения.

  • Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его законам.

  • Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной); внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

    Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

    Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной  стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс  многократного повторения.

    Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

    Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное  значение, образовательную роль, влияние  на личность. Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

    Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно  при гипокинезии, гиподинамии, сердечно - сосудистых заболеваниях.

    Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую  методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях  уменьшают.

    С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно - сосудистая и дыхательная системы.

    Техника физических упражнений. Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

    В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

    Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

    Основная фаза состоит  из движений (или движения), с помощью  которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

    Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения  инерции тела после выпуска снаряда  в метаниях и т.п.).

    Классификация физических упражнений. Классифицировать физические упражнения — значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.

    В теории и методике физического  воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.

    1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

    Каждая из этих групп  физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они  различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в  системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.

    В нашей системе физического  воспитания гимнастика, игра, спорт  и туризм дают возможность:

    • во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;
    • во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания;
    • в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни — от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.

     

    1. Классификация физических упражнений по их анатомическом признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).
    2. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам: скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.); 2) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.); 3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).
    3. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.
    4. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, большой и умеренной мощности.
    5. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и обще подготовительные.

    В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.

  • 1.3. Оздоровительные силы природы.

  •  

    Оздоровительные силы природы оказывают  существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

    В процессе физического  воспитания естественные силы природы  используют по двум направлениям:

    1) как сопутствующие  факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, , повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

    2) как относительно  самостоятельные средства оздоровления  и закаливания организма (солнечные,  воздушные ванны и водные процедуры).

    При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

    Одним из главных требований к использованию оздоровительных  сил природы является системное  и комплексное применение их в  сочетании с физическими упражнениями.

     

    1. Методы физического воспитания.

     

    Под методами физического  воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

    В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

    К специфическим методам  физического воспитания относятся:

    1. методы строго регламентированного упражнения;
    2. игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
    3. соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

    С помощью этих методов  решаются конкретные задачи, связанные  с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием  физических качеств.

    Общепедагогические методы включают в себя:

    1. словесные методы;
    2. методы наглядного воздействия.

    Ни одним из методов  нельзя ограничиваться в методике физического  воспитания как наилучшим. Только оптимальное  сочетание названных методов  в соответствии с методическими  принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.



    2.1. Методы строго регламентированного упражнения.

    Основным методическим направлением в процессе физического  воспитания является строгая регламентация  упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается  в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

    Методы строго регламентированного  упражнения обладают большими педагогическими  возможностями. Они позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.

    2.2. Игровой метод.

    В системе физического  воспитания игра используется для решения  образовательных, оздоровительных  и воспитательных задач.

    Сущность игрового метода заключается  в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

    Основными методическими  особенностями игрового метода являются:

    1. игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
    2. наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
    3. широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
    4. соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
    5. присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

    Информация о работе Методы физкультурного воспитания