Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 16:03, курсовая работа
Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения (т. е. тем, чему учат) являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.
Двигательным действиям обучают, решая различные конкретные задачи. В большинстве случаев они сводятся к следующим:
- обеспечить «начальную школу движений», т. е. научить управлять относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создав тем самым исходную базу для более сложных форм двигательной деятельности;
- обучить действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения либо как средства избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей;
- сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в трудовой, спортивной и других сферах деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
2
ГЛАВА I.ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
5
1.1. Основные понятия и термины методики обучения двигательным действиям
5
1.2. Общие требования к методике обучения двигательным действиям
7
1.3. Классификация методов обучения двигательным действиям
9
ГЛАВА II. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
12
2.1. Практические методы
12
2.2. Методы использования слова
21
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
29
Беседа помогает, с одной стороны, повысить активность, развить умение высказывать свои мысли, а с другой - узнать учителю своих учеников, оценить проделанную работу. Беседа может протекать в виде вопросов учителя и ответов учеников или в виде свободного выяснения взглядов. Вторая разновидность более активна, но доступна ученикам с высоким уровнем знаний и двигательного опыта.
Разбор отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого-либо задания (например, игры). Разбор может быть односторонним, когда его проводит только учитель, или двусторонним - в виде беседы с участием учеников. Вторая форма позволяет решать образовательные и воспитательные задачи более эффективно.
Задание предусматривает постановку задачи перед уроком или частных задач по ходу урока. Первая форма задания характеризуется тем, что учитель объясняет все способы выполнения задачи, ученикам остается лишь выполнить требуемое. Вторая форма является более сложной для учеников, так как они получают от учителя лишь формулировку задачи, а способы ее решения вынуждены искать самостоятельно.
Указание (или распоряжение) отличается краткостью и требует безоговорочного исполнения. Это акцентирует внимание учеников на необходимости выполнения задачи и одновременно повышает уверенность в возможности ее выполнения. Через указания ученики получают точную ориентацию в способах решения задачи, в приемах исправления ошибки, но без обоснования.[10]
Оценка является результатом анализа выполнения действия. Критерии оценки зависят от задач учебного процесса, а поэтому имеют несколько разновидностей:
- Оценка путем сравнения со стандартной техникой исполнения применяется, как правило, на начальных этапах обучения, когда возможности учеников ограничены способностью подражать образцу. По мере накопления опыта и знаний отклонения от заданного образца могут быть индивидуальными проявлениями, а не ошибками (особенно, если результативность упражнения прогрессирует).
- Оценка путем сравнения с техникой исполнения другого ученика является своеобразной конкурсной оценкой. Она призвана стимулировать интерес ученика к упражнению, к систематическим занятиям, но часто не может служить показателем качества исполнения.
- Оценка путем определения результативности действия обладает, как правило, наибольшей дидактической ценностью. Она заставляет ученика сопоставлять технику своего исполнения с достигнутым результатом и искать способы ее индивидуализации. Однако подобная оценка пригодна лишь для хорошо подготовленного ученика, умеющего критически оценивать свои действия и' понимающего роль техники исполнения в эффективности физического воспитания.
Категории оценки выражаются в различного рода замечаниях учителя, отражающих его одобрение или неодобрение: «хорошо», «правильно», «так», «плохо», «неправильно», «не так», а также в форме инструктивных указаний: «выше ноги», «не сгибать руки» и т. п.
Подобные односложные замечания должны мотивироваться учителем. Правда, одобрение уже само по себе имеет положительное значение, так как подтверждает правильность действий ученика. Однако и в этом случае пояснение учителя, что именно заслуживает похвалы, будет иметь большое дидактическое значение, причем не только для выполнявшего упражнение, но и для наблюдавших за ним товарищей. Неодобрение или отрицательная оценка обязательно должны сопровождаться мотивировкой с указанием, что выполнено неправильно, какова причина этого и что надо сделать для исправления ошибки.
Оценка учителя обязана быть средством воспитания в ученике уверенности в своих силах. Поэтому оцениваться должны успехи или неудачи в освоении учебного материала, отношение к работе, но ни в коем случае не личность ученика.
Команда - специфический и наиболее распространенный метод использования слова в физическом воспитании. Она имеет форму приказа к немедленному исполнению действия, к его окончанию или к изменению темпа движений. Применяются строевые команды, принятые в армии, и специальные - в виде судейских реплик, стартовых команд и т. п. При работе с детьми дошкольного возраста команда не применяется, а при работе с детьми младшего школьного возраста используется с ограничениями. На эффективность команды влияют: умение правильно и с необходимыми ударениями произносить слова, развитое чувство ритма речи и движений учеников, способность изменять силу и тон голоса, красивая осанка и умеренная жестикуляция, высокий уровень дисциплинированности учеников.
Подсчет позволяет задавать ученикам необходимый темп выполнения движений. Осуществляется он несколькими приемами: голосом с применением счета («раз-два-три-четыре!»), счетом в сочетании с односложными указаниями («раз-два-выдох-выдох!»), только односложными указаниями («вдох-вдох-выдох-выдох!») и, наконец, различными сочетаниями счета, постукивания, похлопывания и т. п. Применение подсчета - довольно сложный метод. Было бы неправильно думать, что подсчет необходим всегда и везде. Приучение учеников работать только под задаваемый темп лишает их возможности самостоятельно ориентироваться во времени, научиться сохранять заданный темп. Периодически ученикам необходимо создавать возможности для работы в естественном для них темпе, так как задаваемый темп может быть труден, недоступен. Подсчет должен быть использован и для того, чтобы научить отличать один темп от другого, видоизменять темп по ходу работы.[11]
ВЫВОДЫ
Проведённая мною работа по данной теме позволяет сделать следующие выводы:
1. Изучение и анализ теоретического и методического материала показывает, что в школьном возрасте , благодаря активному развитию функций двигательного действия , дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений.
2. В качестве основных методов и средств применяемых в процессе обучения двигательных действий я выбрала две группы:
- Специфические
- Общепедагогические
К специфическим методам относятся:
- методы строго регламентированного упражнения
- игровой метод
- соревновательный метод
Общепедагогические методы включают в себя:
- словесные методы
- методы наглядного действия
Знакомство с многообразием методов выполнения двигательных действий
позволяет сделать вывод о том, что ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания, как наилучшим. Только оптимальное сочетание названых методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.
3.Классификация методов обучения двигательных действий позволяет учителю оценить сходство и различие способов преподавания учебного материала и усвоения его учениками, что необходимо знать при выборе методов для решения конкретной дидактической задачи.
В своей работе я указала несколько классификаций, они раскрывают процесс обучения с разных сторон.
- Во-первых, способы отражающие характер познавательной активности ребёнка.
- Во-вторых способы передачи учителем своих знаний, умений, с помощью слова, показа, демонстрации.
- В-третьих способы получения учениками знаний, умений, путём прослушивания, наблюдения и выполнения движений.
1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 107с.
2. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985 - 75с.
3.Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л. П. Матвеева. - Физкультура и спорт, 1983. - 65 с.
4. Гандельсман А. Б., Смирнов К. М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1970.
5. Донской Д. Д. Законы движения в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 1968.
6. Мейксон Г. Б., Шаулин В. Н., Шаулина Е. Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. - М.: Просвещение, 1986.
7. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Проф. Л. Б. Кофмана - М.: Физкультура и спорт, 1998.
8. Очерки по теории физической культуры / Под ред. Л. П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1984.
9. Совершенствование технического мастерства. / Под ред. В. М. Дьячкова.- М.: Физкультура и спорт, 1972.
10. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию: Пособие для учителей / Сост. В. П. Богословский. - М.: Просвещение, 1984. - 117 с.
11. Теория и методика физического воспитания. / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова.- М.: Физкультура и спорт, 1976. 1-й том.
12. Теория и методика физического воспитания. / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова.- М.: Физкультура и спорт, 1976. 2-й том.
13. Теория и методика физической культуры: учебник для института физической культуры в двух томах. / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.
14. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В. А. Говрилова, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова и др. - М.: Высшая школа, 1983.
15. Безмельницын, Н.Г. Подготовка курсовых (дипломных) работ по
предмету «Теория и методика избранного вида физкультурно-спортивной
деятельности» /Н.Г. Безмельницын, Н.В. Астафьев. - Омск: СГАФК, 1995.
16. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в
физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений /Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: «Академия», 2002. - 264 с.
17. Петров, П.К.Курсовые и выпускные квалификационные работы по
физической культуре. П. К. Петров.-М., 2001
18.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений «Академия», 2010-480с.
19. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры учеб. пособие
К.Д. Чермит.-М 2005.-272с.
20.Шевцов, В.В. Организация и методика подготовки курсовых работ по специальности «физическая культура и спорт» В.В. Шевцов,- Тюмень, 1996.-133с.