Оздоровительное направление в обучении видам метаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 01:11, реферат

Краткое описание

Одним из основных принципов государственной политики в области образования, закреплённых законом об образовании, является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности. Этот принцип лежит в основе физического воспитания обучающихся.

Содержание

Введение.
Оздоровительная направленность в занятиях по метанию.
Методика обучения технике метания малого мяча в учебном процессе общеобразовательной школы.
Особенности методики развития физических качеств при подготовке в метаниях.
Заключение.
Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

Метание реферат.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию и науке РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Лёгкая атлетика»

на тему: «Оздоровительное направление в обучении видам метаний».

 

 

 

Выполнил:

Студент ФФК группы 51-31

Сахабутдинов А.Ф.

Проверил:

Корнаухов В.Ю.

 

 

 

 

Уфа, 2013г.

План:

 

  1. Введение.
  2. Оздоровительная направленность в занятиях по метанию.
  3. Методика обучения технике метания малого мяча в учебном процессе общеобразовательной школы.
  4. Особенности методики развития физических качеств при подготовке в метаниях.
  5. Заключение.
  6. Библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Одним из основных принципов государственной политики в области образования, закреплённых законом об образовании, является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности. Этот принцип лежит в основе физического воспитания обучающихся.

      Одной из важнейших задач физической культуры является укрепление здоровья человека. Систематическое выполнение физических упражнений совершенствует приспособительные механизмы организма, снимает нервно-психическое напряжение, улучшает процессы обмена веществ и кровоснабжения тканей и органов, что положительно отражается на общем физическом состоянии, самочувствии и работоспособности. Физические упражнения применяются как средство профилактики и лечения многих недугов, прежде всего сердечнососудистых заболеваний: гипертонической болезни, атеросклероза, ишемической болезни сердца, в развитии которых не последнюю роль играет натренированность сердца современного человека, лишившего себя оптимальной двигательной активности.

      Достичь необходимого двигательного эффекта на занятиях физического воспитания можно лишь при соблюдении основных принципов:

- систематичности (регулярность  нагрузки);

- постепенности (постепенное  повышение нагрузок, обеспечивающие развитие функциональных возможностей);

- адекватности (индивидуализации  нагрузки).

 

2. Оздоровительная направленность в занятиях по метанию.

      Физическая культура располагает мощным потенциалом для повышения духовного, нравственного и физического здоровья. В последние годы происходит бурное развитие оздоровительной физической культуры, которое становится одним из основных факторов здорового образа жизни. Принципы оздоровительной направленности физического воспитания, как правило, характеризуются в физкультурно-оздоровительных технологиях.

      В настоящее время в сфере оздоровительной физической культуры происходит активное внедрение в практику инновационных технологий с целью достижения и поддержания оптимального физического состояния человека в соответствии с его мотивацией и индивидуальными способностями.

      Для нормальной работы всех систем организма необходим, прежде всего, оптимальный уровень развития мышечной силы. Гармонично развитые мышцы туловища имеют основное значение при формировании правильной осанки. Красоту движений, оздоровительный эффект для тела и организма в целом развивает лёгкая атлетика (бег, прыжки, метания и т.д.) Простые комплексы упражнений и с предметами и без оказывают оздоровительный эффект на все органы и системы, развивают силу, ловкость, способствуют снижению веса, исправляют осанку, предупреждают развитие остеохондроза, повышают настроение.

     При утрате утилитарного значения метаний в жизни современного человека и возросшим предпочтениями занятиями оздоровительной ходьбой, бегом, гимнастикой и играми, метательные упражнения находят большее применение в организованных формах занятий, нежели в досуговых. Однако их прикладное и оздоровительное значение играет большую роль при подготовке школьников к трудовой деятельности, воинской службе, в начальной спортивной подготовке. Метания являются одним из немногих естественных средств в развитии координационных способностей, быстрой силы мышц рук и плечевого пояса, пространственной точности движений и быстроты реакции.

      Метания – это лёгкоатлетические упражнения, которые требуют кратковременных, но значительных усилий называемых ещё «взрывными». Целью этих упражнений является перемещение снарядов на наиболее возможные расстояния.     

     При выполнении метаний активно работают все основные мышечные группы плечевого пояса, туловища и ног. Чтобы далеко метать легкоатлетические снаряды, необходимы высокий уровень развития силы, быстроты, ловкости и умение концентрировать свои усилия. Занятия метаниями способствуют не только развитию этих важных качеств, но и гармоничному развитию мускулатуры всего тела. Выполняются упражнения быстро, при большой амплитуде и требуют точности. Результаты измеряются в метрах и сантиметрах.

      В зависимости от способа выполнения легкоатлетические метания делятся на три вида:

  1. броском из-за головы (копьё, граната);
  2. с поворотами (диск, молот);
  3. толчком (ядро).

      Различие способов метаний связано с формой и весом снарядов. Лёгкие снаряды можно дальше метнуть из-за головы с прямолинейного разбега. Более тяжёлые снаряды удобнее метать с поворотами, а такой тяжёлый снаряд, как ядро, не имеющий специальной ручки, удобнее толкать.

      В лёгкой атлетике есть четыре вида метания:

  1. метание диска;
  2. метание копья;
  3. метание молота;
  4. толкание ядра.

     Систематичность выполнения физических упражнений обеспечивает переход срочных приспособительных реакций организма в долговременную адаптацию. Одно занятие существенного положительного сдвига в организме не даёт. Положительный эффект отмечается только тогда, когда действие одного занятия сочетается с действием следующего.

      Важное требование организации оздоровительной физкультуры – это постепенное увеличение физической нагрузки, что является развивающим стимулом клеточных структур. Если нагрузка остаётся прежней или не меняется, то её воздействие становится малоэффективным. Постепенность – основной закон физиологии, а индивидуальный подход к постепенному повышению нагрузки обеспечит желаемый результат.

      В современной научно-методической литературе накоплен большой практический материал по методике обучения метаниям учащейся молодежи.

     Предварительное применение специально-подводящих упражнений в метании может значительно улучшить время овладения этим двигательным действием.

      Метания – ациклические одноактные физические упражнения, выполняемые с целью перемещения снаряда в пространстве на возможно большее расстояние или для попадания в цель. Кратковременные, но максимальные нервно-мышечные усилия вовлекают в работу этими упражнениями не только мышцы рук, плечевого пояса и туловища, но и шеи и ног, развивая при этом силу, быстроту, ловкость, глазомер и умение распределять усилия.

     Как и основные двигательные действия человека (ходьба, бег, прыжки) метания стали таковыми, какими мы их видим сегодня, пройдя путь развития от специфической утилитарной деятельности древнего человека, определяющей характер и уровень производства (охота), до физического упражнения – естественной потребности организма, для полноценной жизнедеятельности его органов.

      Известный ученый и организатор физического образования в России П.Ф. Лесгафт относил метания к самым древним упражнениям, которыми воспитывались все народы, отличавшиеся наибольшим физическим развитием. Он отмечал: «…это упражнения, за которыми стоит наибольшая опытность как историческая, так и современная. Эти упражнения знакомят с пространственными отношениями (умственное развитие), из которых вместе с умением распределять свою деятельность во времени состоит всякая элементарная работа». В разработанном им «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста» классификация упражнений и методика обучения определяет метания как упражнения, способствующие гармоничному развитию молодого организма.

      П.Ф.Лесгафт  подчеркивает естественное соответствие развиваемых посредством метаний ловкости, быстроты и силы «существующим здесь мышечным аппаратам». По его словам важное значение принадлежит метаниям, составляющим основные элементы военно-прикладных упражнений, как своеобразной подготовке к стрельбе.

      В настоящее время классификацией физических упражнений по признаку сложившихся систем физического воспитания метания характеризуются как игровые и спортивные упражнения. По признаку особенностей мышечной деятельности они отнесены к скоростным, скоростно-силовым упражнениям, а также к упражнениям, требующим проявления координации движений при строгой регламентации условий выполнения, при метании из относительно небольших кругов. При решении задач обучения метательные упражнения могут быть как основными, так и подводящими и подготовительными. Воздействие на основные мышцы всего тела человека определяет их универсальность с точки зрения признака преимущественного развития отдельных мышечных групп.

      В школьном возрасте на базе общей физической подготовки осуществляется и специализированная подготовка к важнейшим видам деятельности: к производительному труду, продолжению образования, службе в армии, а также спортивная подготовка. Метания включены в программный материал на протяжении всего периода обучения и положительно воздействуют на качественные и количественные изменения школьников. Метания мяча и гранаты в вертикальные, горизонтальные и движущиеся цели, на дальность с места и с разбега, из положения стоя на колене и лежа – одни из важных средств в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач обучения.

      Спорт высших достижений стал своеобразным полигоном развития и модернизации метаний как спортивных упражнений. Как и в других видах спорта спортивные достижения в метании диска, копья, молота, толкании ядра становятся фактором государственного престижа. В настоящее время на крупных соревнованиях разыгрывается семь комплектов наград в легкоатлетических метаниях. В подготовке спортсменов высокого класса задействованы большие материальные и людские ресурсы, чем во многом определяется социальная сущность спортивных метаний.

 

3.Методика обучения  технике метания малого мяча  в учебном процессе общеобразовательной  школы.

      Рассмотрим основные положения методики обучения школьников в технике метания мяча и гранаты. Во всем их многообразии отражены пути формирования метательных умений и навыков, содержание средств и методов на различных этапах их обучения.

      Требования существующей комплексной программы физического воспитания предусматривают следующую последовательность обучения метанию мяча: учащимся 1 - 4 классов необходимо овладеть навыками метания мяча с места стоя боком по направлению метания; учащимся 5 – 9 классов – навыками в метании мяча с разбега на дальность по коридору шириной 10 м. Для учащихся отдельных классов определены требования в метаниях в цель и контрольные нормативы в метании на дальность.

      В процессе обучения школьники должны достичь главной цели – уметь выполнять разбег с оптимальным ускорением, слитно переходить от разбега к броску, возможно полнее использовать в финальном движении достигнутую в разбеге скорость, силу мышц туловища, ног и рук.

      Метания двумя руками из-за головы выполняются в таких условиях, когда все внимание обучаемых может быть направлено на согласованные движения ног, туловища, плеча, предплечья и кисти. Выполнение данных упражнений, сходных по биомеханической структуре с основным, с околопредельными и предельными усилиями позволяет одновременно совершенствовать механизм хлеста и развивать специальные физические качества (метод сопряженного воздействия).

      Технике перехода от разбега к броску рекомендует обучать уже в начальной школе. Считается целесообразным учить метанию с трех шагов разбега сразу после овладения навыком метания с места. При обучении скрестным шагам последовательность предлагаемых большинством авторов средств отражает принцип обучения «от простого к сложному», «от легкого к трудному». Имитационные упражнения и упражнения выполняемые по разделениям в постепенно увеличивающемся темпе составляют в данном случае основной арсенал подводящих упражнений.

      Воспитание у школьников пространственной точности метательных движений происходит эффективней при вариативном изменении веса мяча от 50 до 500 г.

      В технической подготовке школьников ряд авторов указывает на необходимость использования домашних заданий. В арсенале упражнений, задаваемых на дом, чаще встречаются имитация положения «натянутого лука» и метания в цели и на дальность. Дополнительной формой при обучении и совершенствовании техники метания мяча и гранаты могут быть занятия физической культурой в группах продленного дня.

Информация о работе Оздоровительное направление в обучении видам метаний