Олимпиады выражение академической активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить является ли участие в олимпиадах выражение академической активности.
Задачами исследования выступили:
Задачи теоретического исследования:
На основе анализа литературы по данной проблематике
Изучить олимпиадное движение как инновационную форму организации обучения;
Изучить проявление академической активности в условиях олимпиадного движения;
Обобщить опыт проведения олимпиад на кафедре социальной работы и социальной безопасности прошлых лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОЛИМПИАД 5
1.1 Олимпиадное движение как инновационная форма организации обучения. 5
1.2 Академическая активность в условиях олимпиадного движения 10
ГЛАВА 2. ОЛИМПИАДЫ, ОРГАНИЗОВАННЫЕ КАФЕДРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 14
2.1 Опыт проведения олимпиад по социальной работе 14
2.2 Организация и итоги студенческой олимпиады 2013 года 19
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ОЛИМПИАДАХ. 22
3.1. Программа и методы исследования 22
3.2 Анализ данных исследования 24
3.3. Выводы по исследованию 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЛИМПИАД 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая, Пеньевская.docx

— 254.35 Кб (Скачать файл)

- молодежные организации;

-незащищенные слои населения;

-ОРМ, история и современность

- практическая работа  специалистов

-вопросы о преподавателях.

Форма проведения следующей  олимпиады

-игра;

-тест;

-викторина;

-творческий конкурс.

13. Как вы оцениваете организацию олимпиады

Рисунок 12. Оценка организации  олимпиады

По полученным данным (рис.12), мы видим, что 54,1% опрошенных оценивают уровень проведение олимпиады на хороший, 29,7% - удовлетворительно и 16,2% - прекрасно.

14. Есть ли у вас нарекания или пожелания судебной комиссии?

Все респонденты единогласно  ответили об отсутствии нареканий.

15. Что полезного дала вам Олимпиада

Рисунок 13. Опыт, полученный при участии в олимпиаде.

Больше половины респондентов (рис.13), а именно 53,5% ответили что олимпиада дала им возможность попробовать свои силы, 21,4% респондентов получили новые знания, это говорит об ярком проявлении академической активности.

Результаты интервьюирования представлены в виде таблиц.

Таблица 1 Интервью для преподавателей

Критерии

Выдержки из интервью

Оценка тенденций проведения олимпиад

На сегодняшний день влияние  оказывают внешние факторы (негативные условия). Когда обстановка нормализуется, тенденции будут положительные: участники, кадры есть, поэтому развиваться  будем. Перспективы для развития есть.

Оценка полезности проведения олимпиад на факультете

Безусловно, полезный опыт. Олимпиады позволяют подготовить  более подкованную в социальной сфере молодежь.

Проявление активности студентов

В первую очередь проявление академической активности, затем  творческой.

Мотивация студентов к  участию в олимпиадах

Одним из основополагающих мотивов является возможность получения  стипендии.

Так же:

- личные амбиции;

-проявление индивидуальности;

-заслуга научного руководителя.

Подготовка студентов  к участию в ВОС

- Самое главное изучить  программу;

- Обсудить возможности и распределить обязанности;

- Провести мозговой штурм, найти ресурсы;

- Дать студентам возможность проявить самостоятельность;

- Поддерживать во всех начинаниях, но иногда указывать на ошибки.

Оценка заданий, которые  давались студентам на ВОС

- Первые олимпиады были более продуманными, задания продуманны;

-В Белгороде все тетрализованно, но главное  академическакая, интеллектуальная активность, не была учтена;

- Есть над чем работать.

Оценка организации ВОС

- Есть существенные замечания по организации представления работ;

-  Некомпетентная работа  жюри;

- Работа коллектива нашей  кафедры в организации олимпиад  систематизирована.

Критерии отбора участников

- Формальные критерий: победитель олимпиады на местном уровне.

Неформальные критерии:

- желание участвовать;

- умение работать в  команде;

- исследовательская деятельность;

- компьютерная грамотность.


В качестве респондента выступила  преподаватель кафедры социальной работы и социальной безопасности кандидат педагогических наук, доцент Евгения  Владимировна Рыбак.  По итогам интервью, можно сделать следующий вывод: респондент считает опыт проведения олимпиад факультетом социальной работы и социальной безопасности и участие  студентов во Всероссийских олимпиадах, безусловно, полезным. Участие в  олимпиадах формирует академическую, интеллектуальную и творческую активность. По мнению респондента, организация  ВОС имеет существенные замечания, в основном по некомпетентной работе жюри. Организация же университетской олимпиады систематизированна.

Таблица 2 Интервью для студентов

Критерии

Выдержки из интервью

Оценка организации олимпиад (местный уровень, ВОС)

- На местном уровне организация удовлетворительная (содержание заданий не в полной мере отражает специфику специальностей).

- Проблема в том, что организация не отточена, но решать эту проблему нужно лишь проведением олимпиад.

- На Всероссийском уровне  свои проблемы, так как уровень  более масштабный: задания не  всегда отражают уровень знаний  студента,  много творческой деятельности. Равномерное распределение интеллектуальной и творческой деятельности.

Оценка уровня сложности  заданий (местный уровень, ВОС)

- Сложность заданий должна соответствовать государственному образовательному стандарту, по которому проводиться олимпиада, что выполняется как на местном, так и на всероссийском уровнях.

-Необходимо включать  в олимпиаду и задания и  вопросы по общим дисциплинам,  так как общий уровень знаний  необходимо также проверять, ведь  человек должен быть развит  всесторонне, особенно если он  работает с людьми.

-В целом сложность  заданий приемлема, но необходимо  уходить от закрытых вопросов, так как это убивает творческую составляющую, и выбор ответов зачастую оказывается случайным.

Предложения по изменению  заданий

- Необходимо вводить систему  многоуровневой олимпиады, с различными  заданиями, как тестовыми, так  и творческими. 

-  Необходимо также  уходить от формализованных тестов, так как реальный уровень знаний  он не отражает.

- В не тестовых заданиях  необходимо увеличивать степень  объективности оценки, так как  предвзятое отношение зачастую  губит поистине стоящие работы.

- Задания должны состоять  не только из профессиональных  дисциплин, но и общеобразовательных.

- Внести более четкие  правила для выполнения заданий.

Выражение активности при  участии в олимпиадах

- Участие в каком-либо  мероприятии это уже активность, так как студент проявляет  себя вне учебного, запланированного  процесса.

- Участие в подобных  мероприятиях является выражением  учебной активности, так как именно  в таких мероприятиях можно  проверить уровень своих знаний  по специальности, вне периода  зачетов и экзаменов.

Полезность участия в  подобных мероприятиях

- Участие в олимпиадах  это возможно как то себя  проявить, показать уровень своих  знаний, сравнить свой уровень  с другими студентами.

- Важен соревновательный  момент, очень интересно посоревноваться  с одногруппниками, другими курсами, сравнить себя с младшими курсами и старшими.

- Возможность получать  повышенную стипендию – нельзя  игнорировать и этот факт.

Мотивация к участию в  олимпиадах

- Интерес к проверке  своих знаний.

- Желание проверить чему  я научился за годы обучения.

- Желание себя показать, проявить, посоревноваться.

- Возможность получения  повышенной стипендии. 

Подготовка к участию  в Олимпиаде

- В систематической подготовке  к лекционным и семинарским  занятиям по различным дисциплинам.

- Написание проекта

- Моральная подготовка


 В качестве респондентов  выступили участники Всероссийской  социальной олимпиады от нашего  факультета. По итогам интервью, можно сделать следующие выводы: организация ВОС и университетской  олимпиад , по мнению респондентов  не отточена, это обусловлено  малым количеством, проведенных  олимпиад; участие в олимпиадах  является выражение учебной активности. Мотивирует студентов не только  возможность получения стипендии,  но и интерес к проверке  своих знаний.

3.3. Выводы по  исследованию

 

1. Основным мотивом участия в олимпиадах для студентов является проверка знаний, что говорит об повышении интеллектуального уровня студентов, интересе и к науке, и к практике социальной работы.

2.  Стимулирует же студентов  получение новых знаний, академическое  поощрение. Таким образом, можно  сделать вывод о том, что  участие в олимпиаде дает возможность формировать и проявлять способности и умения, важные с точки зрения профессиональной компетентности: воспринимать, анализировать и решать социальные проблемы целостно (а не как отдельные вопросы изучаемых социальных дисциплин), в идеале — в контексте определенной социально-ориентированной ситуации; творчески осмысливать социальную деятельность, выбирая собственный путь и ресурсы для решения предъявленной задачи; обосновывать собственную позицию, формулировать её ценностные основания; работать в коллективе единомышленников, в команде, выбирать оптимальные пути взаимодействия, распределения ресурсов и обязанностей, совместно обсуждать проблемы, вырабатывать и принимать решения, проявлять свои способности и умения в условиях ограниченного времени. Следовательно, содержание заданий социальной олимпиады должно по возможности отражать многообразные аспекты социальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из наиболее эффективных  методов формирования творческих компетенций  в вузе является олимпиадное движение студентов – активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и студентов) на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности, направленная на достижение целей обучения (основной образовательной цели – подготовке конкурентоспособного специалиста,

обладающего высоким уровнем  готовности к творчеству).

В предложенном подходе организации  обучения в условиях олимпиадного движения, нацеленного на формирование творческих компетенций, в качестве базовой характеристики специалиста нами рассматривается его креативность. На развитие креативности и динамику личностной, профессиональной и духовной зрелости на этапе обучения в вузе, прежде всего, влияют, по нашему мнению, педагогические факторы (широкая мотивирующая креативная среда, индивидуально направленная система обучения), с которыми тесно взаимодействуют социальные (общественное признание инновационной деятельности в макросоциуме (обществе)), социальные тенденции мезосоциума (учебного и трудового коллектива) и психологические (уровень интеллектуальной активности, лидерские качества, готовность к совместной творческой деятельности, адекватная самооценка, самоорганизация творческой деятельности).

Высокий уровень творческих компетенций может быть сформирован  при соблюдении выявленных в процессе исследования психолого-педагогических условий:

· направленность содержания обучения по учебным дисциплинам  на развитие креативности студентов  и их нравственных и лидерских качеств;

· наличие во главе олимпиадной  микрогруппы и во главе соревновательной части олимпиадного движения духовно-нравственной личности, обладающей не только выдающимися профессиональными качествами, но готовой стать для студентов подлинным лидером и Учителем в процессе проектирования собственной образовательной траектории;

· создание благоприятного психологического фона познавательной деятельности;

· обеспечение состязательности образовательной деятельности;

· моделирование системы  проблемных ситуаций, отражающих задачи профессионального становления, в  виде олимпиадных задач;

· применение олимпиадных  творческих задач как измерительного средства для определения уровня креативности.

Модель формирования творческих компетенций, включает цели, задачи, педагогические принципы и психолого- педагогические условия, а также содержание, формы, методы и средства деятельности преподавателя и студента в процессе обучения в вузе с использованием олимпиадного движения, критерии и уровни сформированности творческих компетенций. По результатам моделирования в качестве основного педагогического фактора – креативной среды нами предложена олимпиадная креативная образовательная среда (в вузе) – совокупность участников образовательного процесса, строящих свою деятельность в условиях интеграции обучения в команде и обучения в соревновании и нацеленности на достижение творческих, созидательных результатов.

Модель управления олимпиадным  движением в вузе (включающая используемые ресурсы: человеческие, информационные, материальные и финансовые; направления планирования и поддержки олимпиадного движения; организационную структуру) позволяет определять управляющие воздействия для получения основных результатов: конкурентоспособного специалиста при высокой удовлетворённости студента от самого процесса обучения.

Основным условием успешности олимпиадного движения является доминирование  самоуправления в познавательной деятельности студента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЛИМПИАД

 

Для проведения социальной олимпиады 2014 года, мы предлагаем несколько памятных дат, на наш взгляд имеющих непосредственное отношение к социальной работе.

  1. 28 апреля 2014 года – всемирный день охраны труда (25 лет).

Название олимпиад для  школьников, абитуриентов и студентов  единое.

На выбор предлагается несколько вариантов

  • С охраной труда к светлому будущему
  • Цени свой труд смолоду
  • Права трудящихся – права всех
  • Управляй мечтой.

Олимпиада для  школьников

Домашнее задание: написать эссе на одну из предложенных тем

  1. Роль гражданского общества в реализации государственной политики в сфере охраны труда.
  2. Противодействие нарушениям в сфере охраны труда
  3. Ответственность работодателя за охрану труда
  4. Профессия «Инспектор труда», соотношение с социальной работой.
  5. Охрана труда в социальной работе.

Критерии оценки:

  1. Раскрытие темы (20)
  2. Композиция (целостность, логичность) (20)
  3. Оригинальность, актуальность (20)
  4. Богатство языка (10 баллов за эссе и 10 баллов за его представление жюри с элементами дискуссии) (20)
  5. Представление собственной точки зрения, авторская позиция (20).

Основной этап: тестирование: несколько блоков вопросов на тему охрана труда.

  1. Ограничение применения детского труда
  2. Применение женского труда + лица с семейными обязанностями
  3. Международные акты о: трудовых мигрантах, эксплуатации наемного труда
  4. Региональная политика по трудоустройству молодежи
  5. Льготы в трудовом законодательстве.

Победитель выявляется по результатам суммы баллов домашнего  задания и тестирования. Все участники получают сертификаты участников, победитель – диплом победителя. Лучшие творческое работы право размещения на сайте института.

 Для студентов:

Первый этап: тестирование: несколько блоков вопросов на тему охрана труда.

Информация о работе Олимпиады выражение академической активности