Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 19:09, контрольная работа
Физическая культура и спорт является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья. Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения двигательной активности (гиподинамии). Цели и содержание, средства и формы, распространение и эффективность физической культуры и спорта следует рассматривать во взаимосвязи с внешней средой, бытом, питанием, возрастом и полом.
Введение..............................................................................................................................3
Физкультура, Основные понятия: физкультура, спорт, физическое воспитание, физическая и функциональная подготовленность.
1 Понятие физкультура и спорт..............................................................................4
2 Физическое воспитание......................................................................................11
3 Физическая и функциональная подготовленность..........................................18
Заключение........................................................................................................................21
Список используемой литературы..................................................................................22
Содержание
Введение......................
Физкультура, Основные понятия: физкультура, спорт, физическое воспитание, физическая и функциональная подготовленность.
1 Понятие физкультура и спорт.........................
2
Физическое воспитание.........
3
Физическая и функциональная подготовленность..............
Заключение....................
Список используемой
литературы....................
Введение
В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни, поэтому развитие физической культуры и спорта - приоритетное направление социальной политики государства.
Кроме того, в настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения.
По данным Госкомстата России, естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 млн. человек в год). В 65 субъектах Российской Федерации резко сократилась численность населения. Депопуляция в разной степени затронула практически всю территорию России и почти все этнические группы.
Физическая культура и спорт является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья. Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения двигательной активности (гиподинамии). Цели и содержание, средства и формы, распространение и эффективность физической культуры и спорта следует рассматривать во взаимосвязи с внешней средой, бытом, питанием, возрастом и полом.
Физкультура
и спорт представляют собой субъективные
аспекты жизни людей и поэтому являются
составной частью формирования здорового
образа жизни каждого человека в отдельности
и всего общества в целом.
Физкультура, Основные
понятия: физкультура,
спорт, физическое воспитание,
физическая и функциональная
подготовленность.
1 Понятие Физкультура и спорт.
Согласно
общепринятому определению, Физическая
культура и спорт. Физическая культура
(Ф. к.) - часть общей культуры общества,
одна из сфер социальной деятельности,
направленная на укрепление здоровья,
развитие физических способностей человека
и использование их в соответствии с потребностями
общественной практики. Основные показатели
состояния Ф. к. в обществе: уровень здоровья
и физического развития людей; степень
использования Ф. к. в сфере воспитания
и образования, в производстве, быту, структуре
свободного времени; характер системы
физического воспитания, развитие массового
спорта, высшие спортивные достижения
и др. Основные элементы Ф. к.: физические
упражнения, их комплексы и соревнования
по ним, закаливание организма, гигиена
труда и быта, активно-двигательные виды
туризма, физический труд как форма активного
отдыха для лиц умственного труда. В социалистическом
обществе Ф. к., будучи достоянием народа,
является важным средством "воспитания
нового человека, гармонически сочетающего
в себе духовное богатство, моральную
чистоту и физическое совершенство. Ф.к.
способствует повышению социальной и
трудовой активности людей, экономической
эффективности производства. Физкультурное
движение опирается на многостороннюю
деятельность государственных и общественных
организаций в области Ф. к. и спорта
На современном этапе решается задача
превращения массового физкультурного
движения в общенародное, базирующееся
на научно обоснованной системе физического
воспитания, которая охватывает все социальные
слои общества. Существуют государственные
системы программно-оценочных нормативов
и требований к физическому развитию и
подготовленности различных возрастных
групп населения физкультурный комплекс
ГТО = "Готов к труду и обороне. Обязательные
занятия Ф. к. по государственным программам
проводятся в дошкольных учреждениях,
во всех типах учебных заведений, в армии;
на предприятиях, в учреждениях и др. =
в режиме рабочего дня (производственная
гимнастика, физкультурные паузы и т.п.).
Для организации массовой физкультурно-оздоровительной
работы на предприятиях, в учреждениях,
колхозах, учебных заведениях и др. созданы
коллективы Ф. к. в 1976 = около 250 тыс.
таких коллективов, объединявших свыше
50 млн. физкультурников, в т. ч. около 120
тыс. сельских коллективов = свыше 18 млн.
чел.; в физкультурно-спортивных секциях
занималось свыше 20 млн. школьников, около
2 млн. учащихся профтехучилищ, свыше 2
млн. учащихся средних специальных учебных
заведений, около 2 млн. студентов; производственной
гимнастикой на предприятиях = свыше 22
млн. чел., в группах общей физической подготовки
= около 7 млн. чел.). В капиталистическом
обществе трудящиеся не имеют условий
для овладения всеми достижениями Ф. к.,
как и культуры вообще. В буржуазных государствах
Ф. к. развивается в основном в зависимости
от конкретных интересов монополий, фирм
и т.п., что обусловливает отсутствие единства
требований, нормативов по физическому
воспитанию и возможности занятий Ф. к.
для большинства социальных слоев и возрастных
групп населения, крайне ограничено число
добровольных физкультурно-спортивных
организаций трудящихся, существующих
на средства профсоюзов. Многочисленные
стадионы и др. спортивные сооружения
принадлежат буржуазным спортивным клубам,
членство в которых обусловлено недоступными
для широких масс денежными взносами,
а во многих случаях и традиционно сословными
ограничениями. Субсидирование государством
физкультурно-спортивных организаций
и спортивных сооружений, как правило,
отсутствует. Средства, выделяемые на
Ф. к., направлены в основном на развитие
военно-прикладных видов спорта и т. н.
большого спорта = в престижных целях.Спорт
составная часть Ф. к., а также средство
и метод физического воспитания, система
организации и проведения соревнований
по различным комплексам физических упражнений
и подготовительных учебно-тренировочных
занятий. Исторически сложился как особая
сфера выявления и унифицированного сравнения
достижений людей в определённых видах
физических упражнений, уровня их физического
развития. Спорт в широком слове охватывает
собственно соревновательную деятельность,
специальную подготовку к ней (спортивную
тренировку), специфические социальные
отношения, возникающие в сфере этой деятельности,
её общественно значимые результаты. Социальная
ценность спорта заключается в том, что
он представляет собой фактор, наиболее
действенно стимулирующий занятия Ф. к.,
способствует нравственному, эстетическому
воспитанию, удовлетворению духовных
запросов, является одной из наиболее
массовых форм дружеских интернациональных
связей. Существуют три основные взаимосвязанные
организационные формы спорта: массовый
самодеятельный спорт, спорт как учебный
предмет и спорт высших достижений (или
т. н. большой С.). Первые две формы являются
органической частью системы физического
воспитания, Ф. к. общества: массовый спорт
лишь относительно лимитируется возрастом,
состоянием здоровья, уровнем физического
развития людей; спорт как учебный предмет
входит в программы всех типов учебных
заведений и военно-физической подготовки
в армии. В этих формах реализуются прежде
всего общие образовательно-воспитательные,
подготовительно-прикладные, оздоровительные
и рекреационные С высших достижений
позволяет на основе выявления индивидуальных
возможностей и способностей человека
в определённой сфере спортивной деятельности
(посредством углублённой специализации
и индивидуализации учебно-тренировочного
процесса, связанного с использованием
возрастающих до предельных функциональных
нагрузок) добиваться максимальных, рекордных
спортивных результатов, моделировать
для них эталонные ориентиры, вооружать
массовую практику наиболее эффективными
средствами и методами спортивного совершенствования.
Рекорды в спортивных высших достижений,
победы в официальных международных, национальных
и др. спортивных соревнованиях создают
моральный стимул развития массового
Современный спорт состоит из множества
видов, каждый из которых характеризуется
предметом, особым составом действий и
способами ведения спортивной борьбы
(как правило, с максимальным проявлением
волевых и моральных качеств). Виды спорта,
получившие международное признание,
условно подразделяются на 5 основных
групп по характеру деятельности спортсменов:
1) имеющие в основе активную двигательную
деятельность (лёгкая и тяжёлая атлетика,
плавание, гребной, конькобежный, лыжный
спорт, спортивные единоборства = бокс,
борьба, фехтование, спортивные игры и
др.); 2) основу которых составляет мастерство
управления средствами передвижения =
спортивными аппаратами (мотоцикл, автомобиль,
самолёт, планёр, яхта, буер и т.д.); 3) связанные
с использованием специального оружия
для поражения цели (стрельба пулевая,
стендовая, из лука); 4) в которых сопоставляются
результаты модельно-конструкторской
деятельности и умение управлять созданными
моделями в испытаниях (авиа-, авто-, судомодельный
спорт); 5) игровые единоборства, в основе
которых = абстрактно-логическое композиционное
мышление соперников (шахматы, шашки).В
сферу спорта исторически вошли разнообразные
элементы человеческой деятельности.
Виды спорта, имеющие многовековую историю,
развились из самобытных физических упражнений,
форм трудовой и военной деятельности,
использовавшихся человеком в целях физического
воспитания ещё в глубокой древности =
бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей,
гребля, плавание и т.д.; часть видов современного
спорта. В социалистических странах спорт
опирается на массовое физкультурное
движение, постоянно растет количество
занимающихся различными видами спорта,
расширяется сеть спортивных школ, спортивных
сооружений; государственные и общественные
организации планируют развитие спорта
и выделяют для этого значительные средства;
сложилась стройная система спортивных
соревнований. В России культивируется
свыше 70 видов спорта, включая технические
и национальные. Наиболее массовые: лёгкая
атлетика (в 1976 свыше 6 млн. занимающихся
в спортивных секциях), волейбол (5,2 млн.
чел.), лыжный спорт (4,2 млн. чел.), футбол
(3,7 млн. чел.), баскетбол (3,5 млн. чел.), стрелковый
спорт (около 3 млн. чел.), шахматы (2,8 млн.
чел.), шашки (2,5 млн. чел.), настольный теннис
(2,3 млн. чел.), спортивная гимнастика, плавание,
ручной мяч, хоккей с шайбой (0,6=0,7 млн. чел.);
национальными видами спорта занимается
650 тыс. чел. Последовательность роста
мастерства в отдельных видах спорта,
уровень подготовленности спортсменов
и развития их достижений от массовых
спортивных разрядов до высших квалификационных
категорий фиксирует Единая Всесоюзная
спортивная классификация. Ежегодно разрядные
нормы выполняют до 16 млн. чел.Высокие
спортивные достижения, успехи в воспитательно-тренерской
и др. спортивной деятельности поощряются
почётными спортивными званиями; мастера
спорта (на 1 января 1976 присвоено 108,5 тыс.
чел.), мастера спорта России международного
класса (3,5 тыс. чел.), заслуженного мастера
спорта (свыше 2 тыс. чел.), заслуженного
тренера (около 1 тыс. чел.), судьи всесоюзной
категории (9,7 тыс. чел.), а также спортивными
знаками и наградами.Всесоюзный спортивный
календарь включает до 300 различных соревнований,
в том числе чемпионаты страны по видам
спорта, спартакиады профсоюзов, Вооружённых
Сил, школьников, спортивной игры молодёжи,
студентов, массовые детские соревнования
крупнейшие в мире по количеству видов
спорта и числу участников спортивные
соревнования (в 1975 в массовых стартах
= 54 млн. чел., в финале = 7,1 тыс. спортсменов
из всех союзных республик). В 1976 было 7
всесоюзных и 30 республиканских спортивных
обществ, около 7 тыс. спортивных клубов,
около 5 тыс. детско-юношеских спортивных
и спортивно-технических школ, свыше 200
высших и средних специальных учебных
заведений, готовящих специалистов с физкультурным
образованием, свыше 350 врачебно-физкультурных
диспансеров, осуществляющих врачебный
контроль за занимающимися Физической
культурой и спортом, свыше 3 тыс. стадионов,
свыше 60 тыс. спортзалов, свыше 1,3 тыс. наливных
бассейнов для плавания, около 500 тыс. спортплощадок,
около 100 тыс. футбольных полей, свыше 18
тыс. стрелковых тиров, около 7 тыс. лыжных
баз; объём производства спортивного инвентаря
и оборудования = до 2 млрд. ежегодно
.Одним из важнейших факторов массового
развития Ф. к. и С. является устная, печатная
и наглядная пропаганда их в газетах, журналах,
по радио, телевидению, а также средствами
кино, изобразительного искусства, литературы.
В 1976 издавалось свыше 30 спортивных газет
и журналов. Издательства ежегодно
выпускает свыше 250 названий книг и др.
изданий общим тиражом около 17 млн. экз.
Общий объём передач по Физической культуры
и спорта составляет ежегодно в программах
Центрального телевидения до 900 ч, Всесоюзного
радио = свыше 750 ч.С конца 40-х гг. сов. спортсмены
активно участвуют в международном спортивном
движении. В 1976 спортивные федерации входили
в 83 международных спортивных объединения.
В 1948=76 звания чемпионов Европы завоевали
1936 сов. спортсменов, чемпионов мира = 1391,
Олимпийских игр = 605. Международные спортивные
связи составляют свыше 30% всех культурных
связей, спортивные контакты поддерживаются
с более чем 90 странами, общий объём обмена
спортивными командами, тренерами и др.
достигает 40 тыс. чел. ежегодно. К 1976 в
состоялись 44 чемпионата мира, 26 чемпионатов
Европы и др. крупнейшие международные
соревнования. Достойной оценкой уровня
развития сов. С. и вклада сов. спортсменов
в международный спорт и олимпийское движение
является решение Международного олимпийского
комитета о проведении Олимпийских
игр 1980 в Москве.За выдающиеся спортивные
достижения и заслуги в развитии Ф. к. и
С. свыше 2,5 тыс. спортсменов и работников
физкультурно-спортивных организаций
награждены (1976) орденами и медалями СССР
2 Физическое воспитание
Подготовка
квалифицированных рабочих в
профессионально-технических
Учебный план—документ, определяющий состав учебных дисциплин, количество часов, отводимых на их изучение, а также систему прохождения дисциплин по годам обучения. Предусматриваемые учебными планами общеобразовательные и специальные дисциплины, в том числе и физическое воспитание, призваны обеспечить 'подготовку для народного хозяйства «всесторонне развитых, технически образованных и культурных молодых квалифицированных рабочих, владеющих профессиональным мастерством, отвечающим требованиям современного производства, научно-технического прогресса и перспективам их развития» (ст. 31 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании). Место и значение физического воспитания как учебного предмета определяются общесоциальными и профессионально-прикладными задачами.
Организуя
учебный процесс, руководители и
преподаватели физического
Физическое воспитание—органическая составная часть общей системы обучения и воспитания, оно должно содействовать как общему, так и специальному развитию физических качеств учащихся в соответствии с требованиями осваиваемой профессии.
Оздоровительные
функции физического воспитания
как предмета учебного плана определены
Основами законодательства Союза ССР
и Союзных республик о
Законодательством Союза ССР и Союзных республик о народном образовании, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1972 г. «О введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» определены общие социальные требования к физическому воспитанию как предмету учебного плана.
В законодательстве о народном образовании отмечается, что одна из целей народного образования—подготовка физически здоровых людей, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать социалистическую Родину.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР в связи с введением нового комплекса ГТО указали на необходимость улучшения профессиональной и военно-прикладной физической подготовки молодежи, более широкого применения средств 'физического воспитания в системе организации труда, отдыха и в воспитательной работе с молодежью.
В
профессионально-технических
Учебно-производственная деятельность учащихся часто связана с недостаточной двигательной активностью, что может привести к некоторому ослаблению функций сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Физическое воспитание призвано' обеспечить нормальный двигательный режим, сохранение здоровья и высокую работоспособность учащихся на протяжении всех лет обучения.
Программа физического воспитания учащихся профессионально-технических училищ — государственный документ, определяющий объем знаний, умений и навыков, а также уровень физической подготовленности, которыми должны овладеть учащиеся за время обучения в училище. Основу ее содержания составляет III ступень Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО «Сила и мужество». Этой ступенью комплекса предусмотрено совершенствование физической подготовленности молодежи к повседневной трудовой деятельности и службе в Вооруженных Силах СССР.
В
соответствии с общесоциальными
и профессиональными
формирование специальных знаний, умений и жизненно необходимых двигательных навыков и физических качеств, обеспечивающих готовность учащихся к предстоящей трудовой деятельности и защите Родины;
развитие необходимых
для избранной профессии
воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и внедрение в быт учащихся массовых видов физической культуры и спорта; воспитание организаторских навыков с целью подготовки учащихся к общественной работе по физической культуре и спорту.
В
профессионально-технических
В программе по физическому воспитанию предусмотрены учебные занятия .последующим основным разделам: теоретическая подготовка; общая физическая .подготовка; профессионально-прикладная физическая подготовка. Кроете того, программой предусматривается организация занятий спортом во внеучебное время.
Начальную 'военную подготовку, обучение по гражданской обороне и стрелковую подготовку по комплексу ГТО осуществляют преподаватели других специальных учебных дисциплин совместно с представителями общества ДОСААФ.
Теоретическая подготовка.
В процессе обучения учащиеся должны получить теоретические знания по таким вопросам: общие сведения о советском физкультурном движении и организации физического воспитания в государственной системе профессионально-технического образования; гигиенические основы физического воспитания; физическая культура в трудовой деятельности; теоретические знания по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм, плаванию.
Общие сведения о советском физкультурном движении и организации физического воспитания в государственной системе профессионально-технического образования излагаются в темах «Физическая культура и спорт в СССР», «Физическое воспитание в профессионально-техническом училище».
Эти темы раскрывают социальное значение и основные задачи массового физкультурного движения, выдвинутые Коммунистической партией и Советским правительством на современном этапе; организацию физического воспитания в СССР и в государственной системе профессионально-технического образования; общественное и государственное значение Всесоюзного физкультурного 'комплекса «Готов к труду и обороне СССР» — основы физического воспитания населения нашей страны; содержание единой Всесоюзной спортивной классификации; роль советских спортсменов в международных соревнованиях и борьбе за мир и дружбу между народами разных стран.