Основные понятия: физкультура, спорт, физическое воспитание, физическая и функциональная подготовленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 19:09, контрольная работа

Краткое описание

Физическая культура и спорт является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья. Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения двигательной активности (гиподинамии). Цели и содержание, средства и формы, распространение и эффективность физической культуры и спорта следует рассматривать во взаимосвязи с внешней средой, бытом, питанием, возрастом и полом.

Содержание

Введение..............................................................................................................................3

Физкультура, Основные понятия: физкультура, спорт, физическое воспитание, физическая и функциональная подготовленность.

1 Понятие физкультура и спорт..............................................................................4

2 Физическое воспитание......................................................................................11

3 Физическая и функциональная подготовленность..........................................18

Заключение........................................................................................................................21

Список используемой литературы..................................................................................22

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат физра.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

      Теоретические сведения о гигиенических основах  физического воспитания раскрываются в темах «Личная и общественная гигиена», «Гигиеническая гимнастика».

     Знание  гигиенических основ физического воспитания имеет важное значение для организации здорового образа жизни учащихся и внедрения физической культуры в их быт. Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима учебы и отдыха, систематические занятия физическими упражнениями в быту — обязательное условие успешного решения задач физического воспитания, предусмотренных программой. Полученные знания необходимо закрепить на практических занятиях, увязать их с общими гигиеническими требованиями, 'предъявляемыми учащимся в учебной .и производственной деятельности.

      О физической культуре в трудовой деятельности рассказывается в теме «Производственная  гимнастика». Теоретические знания по этой теме необходимо сообщать применительно  к особенностям будущей специальности  учащихся и закреплять в процессе практических занятий, во время проведения вводной гимнастики и физкультурной паузы.

     Давая теоретические знания по отдельным  видам общей физической подготовки, учащихся следует познакомить с  основами техники различных видов  спорта, профилактикой травматизма, с инвентарем и правилами ухода за ним. Теоретические знания вместе с практическими навыками по видам спорта должны содействовать спортивному совершенствованию в избранном виде спорта и внедрению физических упражнений в 'быт учащихся.

      Методы  сообщения теоретических знаний (лекции, беседы, теоретические сведения в процессе занятий физическими  упражнениями) устанавливаются руководителями физического воспитания.

     Общая физическая подготовка.

     Она составляет главное содержание занятий физическими упражнениями в профтехучилищах.

     Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и  спортивные игры. Надо иметь в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания.

Гимнастика — одно из основных средств общей физической подготовки, с помощью которого решается большой 'круг задач: формируется правильная осанка, совершенствуются координация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др. Гимнастика — это целая школа движений. С помощью гимнастических упражнений обеспечивается специальная физическая подготовленность для успешного выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и др. Гимнастика также играет большую роль в профессионально-прикладной физической подготовке учащихся.

     Вместе  с тем занятия гимнастикой  недостаточно влияют на органы кровообращения и дыхания, на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видами физических упражнений.

     Программа по гимнастике включает строевые и  общеразвивающие упражнения (без  предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы акробатики. Легкая атлетика имеет большие оздоровительное и прикладное значение, ее виды включены в комплекс ГТО.

      Легкая  атлетика в учебной работе в ПТУ  содействует более успешному выполнению учащимися требований программ по лыжной подготовке и плаванию, восполняет недостатки в разносторонней , физической подготовке по другим видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию.

Программа по легкой атлетике включает специальные подготовительные упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки в длину и высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.

     Лыжная  подготовка. В программе физического  воспитания лыжной подготовке отводится  значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу весь двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног, плечевого пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость, вестибулярная устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, повышается закаленность организма.

     Лыжной  подготовке способствуют предварительные  занятия другими видами физической подготовки и в первую очередь  гимнастикой и легкой атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.

Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные упражнения, строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.                        

     Спортивные  игры. Среди различных средств  физического воспитания учащихся профтехучилищ  определенное место Нанимают спортивные игры.             

В программе  предусмотрено занятие одной  какой-либо спортивной игрой (баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами выбрать спортивную игру, для культивирования которой в училище наиболее благоприятные условия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость; повышают эмоциональность, способствуют привитию .интереса к физическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и другие качества.

      Спортивные  игры имеют важное значение и для  нормального досуга и активного отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных требований по другим основным разделам физического воспитания.

Плавание. Занятия  плаванием способствуют правильному  и гармоническому развитию форм тела, воспитанию выносливости. Длительные физические нагрузки при горизонтальном положении тела в воде равномерно развивают мышцы, формируют правильную осанку. Плавание значительно влияет на тренировку физиологических механизмов теплорегуляции, способствуя закаливанию организма.

Обучение плаванию имеет большое прикладное значение и способствует внедрению физической культуры в быт учащихся.

     Программа по плаванию включает в себя специальные  подготовительные упражнения, обучение технике плавания кролем на груди  и на спине; дополнительно также предусмотрено изучение плавания брассом на груди.

В связи с  тем что на плавание программой выделено ограниченное количество часов, главным  являются обучение технике плавания и 'подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО.

     Туризм. Занятие туризмом имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение. Туристские походы проводятся во внеучебное время — в выходные дни по специальному плану. Они могут быть пешие, на лыжах и велосипедах. Дальность походов определяется в зависимости от способа передвижения. Туристские групповые походы проводятся с активным передвижением по всему маршруту. Туризм предоставляет широкие возможности для изучения прошлого и настоящего нашей Родины, воспитывает чувство советского патриотизма. Занятия этим видом спорта приучают учащихся к длительным физическим напряжениям. Овладение навыками туризма и привитие интереса к туристским походам способствуют внедрению этого ценного средства физического воспитания в быт учащихся.

     Профессионально-прикладная физическая подготовка. Этот вид физической подготовки — один из обязательных разделов программ. 

     3 Физическая и функциональная  подготовленность.

      Одним из важнейших условий, способствующих лучшей реализации «Единой столичной  системы физического воспитания и оздоровления учащихся», является систематическое наблюдение  (педагогическая диагностика и мониторинг) за состояние и сдвигами (динамикой) показателей двигательной подготовленности  учащихся, достигаемой ими в ходе учебного года.

      В этих целях программой физического воспитания предусмотрены специальные научно обоснованные тесты. Наиболее объективно отражающие степень развития у учащихся основных физических качеств и функциональных возможностей в сочетании с состоянием их физического развития.

        Придавая большое значение тестированию учащихся в интересах повышения эффективности их оздоровления средствами физической культуры, Московский комитет образования решением коллегии от 27 марта 1984 г. № 6/1 обратил внимание преподавателей физической культуры на введение единой системы контроля за состоянием физической подготовленности и здоровья учащихся на основе «Тест – программы мэра Москвы». Организация тестирования ставит своей целью создание личностно-ориентированной системы мониторинга физической подготовленности и здоровья учащихся школы.

      На  основании данных об уровне физической подготовленности учащихся, полученных в начале учебного года (сентябрь), преподаватель  физической культуры корректирует систему  физического воспитания для параллели  групп. Преподаватель разрабатывает специальные рекомендации по двигательным режимам и методические приемы доля коррекции, профилактики осложнений, характеризующих низкие и средние уровни физической подготовленности каждого учащегося.   Процесс физического воспитания подлежит корректировке, если в классе выявлено свыше 15% учащихся с низким уровнем развития одного или нескольких физических качеств, либо с дисгармоничным развитием. При высоком уровне развития физических качеств применяются учебно-тренировочные модели, по их дальнейшему развитию.

      В конце учебного года (май) преподаватель  проводит обязательное итоговое тестирование. На основании итоговых данных тестирования физической подготовленности учащихся, формируются рекомендации для них  по индивидуальной летней физкультурно-оздоровительной   деятельности и планы учебной, физкультурно-оздоровительной работы на новый учебный год.

      Физическую  подготовленность мы изучали в различных  по форме движениях, в которых  в той или иной мере появляются быстрота, сила, ловкость, выносливость или их сочетание. Причем степень развития этих качеств определяет меру двигательных возможностей детей, уровень их общей физической подготовленности, который влияет и на овладение учебными нормативами по физкультуре и на овладение другими, более сложными двигательными умениями.

      Для исследования физической подготовки на каждого школьника (по полу и возрасту) заполнялась карточка, в которую  вносились данные о двигательных умениях в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май) каждого учебного года. В ней же фиксировались результаты контрольных упражнений.

      К основным качествам человека относят  силу, быстроту, выносливость, проявляемые  в двигательной деятельности, а также  прыгучесть и ловкость, непосредственно  связанные с ними  морфо - функциональные свойства организма. Эти качества определяют различные физические способности человека (силовые, скоростные, координационные и т.д.) и реализуются в них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Для нормального функционирования человеческого  организма и сохранения здоровья необходима определенная "доза" двигательной активности. Физическая культура имеет два вида влияния на организм человека - общий и специальный. Общий эффект физической культуры заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям.

      Специальный эффект физической культуры связан с  повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается  в экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Помимо выраженного увеличения резервных возможностей сердечно-сосудистой системы, физическая культура также является мощным профилактическим средством против сердечно-сосудистых заболеваний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

      1 Головин В.А., Маслаков В.А.и др. Физическое воспитание: Учебник.М.: высшая школа 1983г.

      2 Серолегин И.М.и др. физиология  человека: Учебник М.: Физкультура  и спорт, 1979г.

      3 Физическая культура студента: Учебник:  Под ред. В.И. Ильинича.-М.:Гардарики. 2003

Информация о работе Основные понятия: физкультура, спорт, физическое воспитание, физическая и функциональная подготовленность