Понятие «специально-подготовительные
упражнения» является собирательным,
так как объединяет целую группу
упражнений:
1) подводящие упражнения
- двигательные действия, облегчающие
освоение основного физического
упражнения благодаря содержанию
в них некоторых движений, сходных
по внешним признакам и характеру
нервно-мышечных напряжений (например,
переход толчком ног из упора
лежа в упор стоя согнувшись
ноги врозь является подводящим
упражнением для освоения прыжка
ноги врозь через козла в
длину);
2) подготовительные
упражнения - двигательные действия,
способствующие развитию тех
двигательных качеств, которые
необходимы для успешного изучения
основного физического упражнения
(например, подтягивание будет служить
подготовительным упражнением для
изучения лазанья по канату).
3) упражнения в
виде отдельных частей соревновательного
упражнения (элементы соревновательной
комбинации — у гимнастов,
отрезки соревновательной дистанции
— у бегунов, пловцов, игровые
комбинации —у футболистов, волейболистов
и т. п.);
4) имитационные .упражнения,
приближенно воссоздающие в иных
условиях соревновательное упражнение
(бег на роликовых коньках —
для конькобежца);
5) упражнения из
смежных видов спортивных упражнений
(сальто из акробатики — для
прыгуна в воду).
Выбор специально-подготовительных
упражнений зависит от задач тренировочного
процесса. Например, при освоении нового
двигательного действия широко используются
подводящие упражнения, а для поддержания
необходимого уровня тренированности
в межсезонье — имитационные упражнения.
Общеподготовительные
упражнения являются преимущественно
средствами общей подготовки спортсмена.
Общеподготовительные упражнения не имеют
прямой связи с соревновательными
и предназначены расширить запас
двигательных навыков и качеств
спортсмена, повысить его общую тренированность.
Объем общеподготовительных упражнений
теоретически не имеет пределов. Однако
в конкретном тренировочном процессе
используется сравнительно ограниченное
их количество. Объясняется это тем,
что в условиях глубокой специализации
и дефицита тренировочного времени
спортсмен отбирает только те общеподготовительные
упражнения, которые так или иначе
способствуют его специализации
При выборе общеподготовительных
упражнений обычно соблюдают следующие
требования: общая физическая подготовка
спортсмена должна включать на ранних
этапах спортивного пути средства,
позволяющие эффективно решать задачи
всестороннего физического развития,
а на этапах углубленной специализации
и спортивного совершенствования
являться фундаментом для совершенствования
соревновательных навыков и определяющих
спортивный результат физических способностей.
Общепедагогические
и другие средства и методы, используемые
в спортивной тренировке.
В комплексе с
системой упражнений, составляющей специфическую
основу тренировочного процесса, в
спортивной тренировке используются многие
общепедагогические и специальные
средства и методы, включенные в
систему подготовки спортсмена.
Средства и методы
словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного
воздействия. Как и во всяком педагогическом
процессе, ведущая роль в спортивной
тренировке принадлежит педагогу-тренеру.
Для руководства тренировочной
деятельностью спортсмена, его обучения
и воспитания тренер использует в
первую очередь методически разработанные
формы речевого общения, убеждения,
внушения, разъяснения и управления
. Хорошо известно, что роль слова
в качестве педагогического средства
и метода исключительно велика и
многогранна. С его помощью тренер
влияет фактически на все стороны
деятельности спортсмена в процессе
тренировки. К этим методам относятся
инструктирование перед выполнением
заданий, сопроводительные пояснения,
вводимые по ходу упражнений и в
интервалах между ними, указания и
команды, замечания и словесные
оценки поощрительного или коррекционного
характера.
Для обеспечения
необходимой наглядности и достоверности
восприятий при постановке, выполнении
заданий и анализе фактических
результатов их выполнения наряду с
традиционными средствами и методами
наглядного обучения (натуральный показ,
демонстрация наглядных пособий
и т. д.) в современной практике
спорта используются специализированные
средства и методы. Они направлены
не только на формирование зрительных
восприятий, но и обеспечивают наглядность
в самом широком смысле этого
слова (как направленное воздействие
на все органы чувства, участвующие
в управлении движениями), дают объективную
информацию о параметрах выполняемых
действий и способствуют их исправлению
по ходу выполнения. Так, решая задачи
технической, тактической и физической
подготовки, в частности, применяют:
— средства киноциклографической
и видеомагнитофонной демонстрации
(демонстрация типовых кинокольцовок
с записью техники спортивных
движений, анализ видеомагнитофонных
записей упражнения, только что выполненного
спортсменом, и т. п.);
— методы и приемы
направленного «прочувствования»
движений , связанные с использованием
специальных тренажерных устройств
(например, гимнастических тренажеров
с механическим приспособлением, задающим
направления вращения, маятниковых
тренажеров для прочувствования
динамики усилий при толкании ядра);
— средства и методы
избирательной демонстрации, ориентирования
и лидирования (воссоздание пространственных,
временных и ритмических характеристик
движений с помощью электронной
и механической аппаратуры, позволяющей
воспринять их зрительно, на слух или
тактильно; введение в Обстановку действия
предметных и других ориентиров; выполнение
упражнений под звуколидер или светолидер
и т. д.).
Идеомоторные, аутогенные
и подобные им методы. Эту специфическую
группу методов составляют специальные
способы направленного использования
спортсменом внутренней речи, образного
мышления, мышечно-двигательных и других
чувственных представлений для
воздействия на свое психическое
и общее состояние, регулирования
его и формирования оперативной
готовности к выполнению тренировочных
или соревновательных упражнений. Это,
в частности, идеомоторное упражнение
(мысленное воспроизведение двигательного
действия с концентрацией внимания
на решающих фазах перед его фактическим
выполнением), эмоциональная самонастройка
на предстоящее действие с помощью
внутреннего монолога, самоприказы
и тому подобные способы самопобуждения
и самоорганизации.
Методы психорегулирующей
тренировки используется до и
после тренировочных занятий,
но отдельные методы, не связанные
с продолжительной релаксацией
(состоянием внушенного расслабления),
могут иметь место и в ходе
тренировочного занятия.