Основные формы самостоятельных занятий студентов, методика и организация самостоятельных занятий по избранным видам упражнений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 15:20, реферат

Краткое описание

Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье человека, является двигательная физическая активность. Движения, применяемые в любой форме, пока они соответствуют физиологическим возможностям организма, всегда будут оздоровительным и лечебным факторами. Именно поэтому любой человек, заботящийся о своем здоровье, уделяет особое внимание самостоятельным оздоровительным упражнениям. Особенно такие упражнения полезны школьникам и студентам.

Содержание

1
Самостоятельные занятия студентов ……………………………………..


1.1 Мотивация выбора формы самостоятельных занятий ……………...


1.2 Формы самостоятельных занятий студентов ……...……………......

2
Методика и организация самостоятельных занятий …………………….

3
Общие рекомендации при проведении самостоятельных занятий …….

Вложенные файлы: 1 файл

на сайт.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1

Самостоятельные занятия студентов ……………………………………..

 
 

1.1  Мотивация выбора формы самостоятельных  занятий ……………...

 
 

1.2  Формы самостоятельных занятий  студентов ……...……………......

 

2

Методика и организация самостоятельных занятий …………………….

 

3

Общие рекомендации при проведении самостоятельных занятий …….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Самостоятельные занятия  студентов

 

 

 В соответствии с Федеральным  законом Российской Федерации  от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической  культуре и спорте в Российской Федерации» физическая культура – это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития .

Кроме того, физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности.

Организация физической культуры в университете имеет две формы: группа регламентированных форм, обеспечивающихся государственными программами и осуществляющихся за счет средств бюджета, и самостоятельные или самодеятельные формы организации физической активности.

Самостоятельные занятия студентов – занятия физической культурой и спортом, проходящие на самостоятельной основе в свободное время. Основной целью самостоятельных занятий является сохранение хорошего здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.

 

 

    1. Мотивация выбора формы самостоятельных занятий

 

 

Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности. [12] 

Различают две большие группы мотивации, в зависимости от ее происхождения:

  1. внешняя мотивация (экстринсивная) – обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами;
  2. внутренняя мотивация (интринсивная) – связана с самим содержанием деятельности, внешние факторы на выбор чего-либо не оказывают влияния.  

К основным мотивациям выбора формы самостоятельных занятий можно отнести:

  1. укрепление здоровья и исправление физических недостатков;
  2. достижение наивысших спортивных результатов;
  3. повышение функциональных возможностей организма;
  4. активный отдых.

 

После определения мотивации к самостоятельным занятиям необходимо определить индивидуальные особенности занимающегося : пол, возраст, состояние здоровья, уровень физической и спортивной подготовленности. Не стоит забывать, что существуют противопоказания к занятиям физической культурой:

  1. острые респираторные заболевания (грипп, ОРВИ и др.);
  2. ангина;
  3. артрит (полиартрит) в стадии обострения;
    1. острая травма, гематомы, переломы костей, сотрясение головного мозга;
    1. тромбофлебит, трофические язвы, тромбоз сосудов, капилляротоксикоз;
  1. болезни крови (лимфогранулематоз, гемофилия и др.);
  1. активная форма туберкулеза;
    1. язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии обострения;
  1. маточное кровотечение;
  2. менструация (первые дни);
  3. острые гинекологические заболевания (аднексит, кольпит и др.).

Все эти факторы будут влиять на выбор формы самостоятельных занятий и составление индивидуального плана занятий.

 

 

    1. Формы самостоятельных занятий студентов

 

 

Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение дня, самостоятельные тренировочные занятия. 

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)

Выполняется ежедневно. В комплекс УГГ следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхание. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость. Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером, с мячом.

При выполнении УГГ рекомендуется придерживаться определенной последовательности выполнения упражнений:

    1. медленный бег, ходьба (2-3 мин.);
    2. упражнение типа “потягивание” с глубоким дыханием;
    3. упражнение на гибкость и подвижность для рук, шеи, туловища и ног;
    4. различные наклоны в положении стоя, сидя, лежа, приседания на одной и двух ногах и др.;
    5. легкие прыжки или подскоки (например, со скалкой) – 20-30 с.;
    6. упражнения на расслабление с глубоким дыханием.

При составлении комплексов УГГ рекомендуется физиологическую нагрузку на организм повышать постепенно, с максимумом во второй половине комплекса. К концу выполнения комплекса нагрузка снижается и организм приводится в спокойное состояние.

Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно выполнение упражнений на открытом воздухе.

Упражнения УГГ как одна из основных форм самостоятельных занятий способствуют более быстрому приспособлению организма человека к ритму трудового дня.

Упражнения в течение учебного дня

Выполняются в перерывах между учебными и самостоятельными занятиями. Такие упражнения призваны предупредить наступающее утомление, способствовать поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнять физические упражнения необходимо через каждые 1-1,5 часа работы в течение 10-15 минут.

Самостоятельные тренировочные занятия

Можно проводить индивидуально или в группе из 3-5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Заниматься рекомендуется 2-7 раз в неделю по 1-1,5 часа. Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего комплекса физических качеств, а также укреплению здоровья и повышению общей работоспособности организма.

Каждое самостоятельное тренировочное занятие состоит из трех частей.

Подготовительная часть (разминка) состоит из ходьбы (2-3 мин.), медленного бега (девушки 6-8 мин., юноши 8-12 мин.), общеразвивающих гимнастических упражнений на все группы мышц. Упражнения рекомендуется начинать с легких групп мышц рук и плечевого пояса, затем переходить на более крупные мышцы туловища и заканчивать упражнениями для ног. После упражнений силового характера и на растягивание следует выполнять упражнения на расслабление.

В основной части изучаются спортивная техника и тактика, осуществляется тренировка, развитие физических волевых качеств. При выполнении упражнений в основной части занятия необходимо придерживаться следующей последовательности: после разминки выполняются упражнения, направленные на изучение и совершенствование технических упражнений и на быстроту, затем упражнения для развития силы и в конус основной части занятия – для развития выносливости.

В заключительной части выполняются медленный бег (3-8 мин.), переходящий в ходьбу (2-6 мин.), упражнения на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, которые обеспечивают постепенное снижение тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние.

При тренировочных занятиях продолжительностью 60-90 мин. можно ориентироваться на следующее распределение времени по частям занятий: подготовительная 15-30 мин., основная 30-55 мин., заключительная 5-15 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Методика и организация самостоятельных занятий

 

Согласно определению, данному в словаре Д.Н.Ушакова, методика – система правил; изложение методов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы.

 Выделяют следующие методические  принципы, которыми необходимо руководствоваться  при проведении самостоятельных  тренировочных занятий:

  1. принцип сознательности и активности - предполагает углубленное изучение занимающимися теории и методики спортивной тренировки, осознанное отношение к тренировочному процессу, понимание целей и задач занятий, рациональное применение средств и методов тренировки в каждом занятии, учет объема и интенсивности выполняемых упражнений и физических нагрузок, умение анализировать и оценивать итоги тренировочных занятий;
  2. принцип систематичности требует непрерывности тренировочного процесса, рационального чередования физических нагрузок и отдыха, преемственности и последовательности тренировочных нагрузок от занятия к занятию. Эпизодические занятия или занятия с большими перерывами (более 4-5 дней) неэффективны и приводят к снижению достигнутого уровня тренированности;
  3. принцип доступности и индивидуализации обязывает планировать и включать в каждое тренировочное занятие физические упражнения, по своей сложности и интенсивности доступные для выполнения занимающимися. Подбор упражнений, объем и интенсивность тренировочных нагрузок осуществлять в соответствии с силами и возможностями их организма.

Очень важную роль при проведении занятий выполняет самоконтроль – это регулярные самостоятельные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом.

Данные самоконтроля записываются в дневник, они помогают контролировать и регулировать правильность подбора средств, методику проведения учебно-тренировочных занятий. В дневнике самоконтроля рекомендуется регулярно регистрировать субъективные (самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения) и объективные (ЧСС, масса тела, тренировочные нагрузки, нарушения режима, спортивные результаты) данные самоконтроля.

Самочувствие отмечается как хорошее, удовлетворительное или плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.

Сон. Отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).

Аппетит. Отмечается как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой. Различные отклонения состояния здоровья быстро отражаются, поэтому его ухудшение, как правило, является результатом переутомления или заболевания.

Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие и т.п.) и силе проявления.

ЧСС – важный показатель состояния организма. Его рекомендуется подсчитывать регулярно, в одно и то же время суток, в покое. Лучше всего утром, лежа, после пробуждения, а также до тренировки (за 3-5 мин) и сразу после спортивной тренировки. Ритм сердечной деятельности считается правильным, если сокращения осуществляются с частотой от 60 до 80 ударов в минуту. При умеренной физической и психоэмоциональной нагрузке ЧСС увеличивается до 90-120 ударов в минуту, а при больших нагрузках – до 100-150.

 Масса тела должна определяться периодически (1-2 раза в месяц) утром натощак, на одних и тех же весах. В первом периоде тренировки масса обычно снижается, а затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается

Тренировочные нагрузки записываются коротко, вместе с другими показателями самоконтроля они дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

Нарушение режима: не соблюдение рационального чередования труда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкоголя, курение и др.

Спортивные результаты показывают правильно ли применяются средства и методы тренировочных занятий. Их анализ может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства.

Информация о работе Основные формы самостоятельных занятий студентов, методика и организация самостоятельных занятий по избранным видам упражнений