Основные функции физической культуры и особенности их реализации в физкультурной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи: на основе анализа научно методической литературы определить основные функции физической культуры и особенности их реализации в физкультурной практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные функции физической культуры и особенности их реализации в физкультурной практике.
1.1 Функции физической культуры…………………………………………........4
1.2 Основные средства и методы физического воспитания……………......….10
1.3 Дифференцированный подход к учащимся при обучении и воспитании физической культурой ……...…………………………………………................13
1.4 Реализации основных функций физической культуры физкультурной практике……………………………………………………………………………14
1.4.1 Дозирование нагрузки……...………………………………………………17

1.4.2 Самостоятельные занятия учащихся………………………………………19
1.5 Основа основ - желание учиться….………………………………………….20
1.6 Внеклассная работа по физическому воспитанию………………………....22
Выводы…………………………………………………………………………….24
Библиография……………………………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

готова.docx

— 70.28 Кб (Скачать файл)

Выполнение  домашних заданий — это тоже самостоятельная работа учащихся. Основной вид заданий на дом — выполнение упражнений для развития двигательных качеств с целью предварительной подготовки к прохождению следующего раздела программы. Например, в начале осени выполнение упражнений в отжимании и подтягивании для лучшего освоения в последующем разделе гимнастики — это, во-первых. Во-вторых, с целью повышения эффекта воздействия некоторых общеразвивающих упражнений, которые регулярно применяются на уроках, например поднимания ног в упоре или в висе. В-третьих, для поддержания тех качеств, которые в меньшей мере развиваются в данный период времени года, например, зимой — силы мышц-сгибателей рук. Помимо этого, можно давать задание школьникам разучить ту или иную комбинацию упражнений с целью развития координации и точности движений, например упражнений со скакалкой, с обручем, с гимнастической палкой, с малыми мячами (типа жонглирования). Так же можно задавать разучивать элементы техники метания мяча, лыжных ходов.

Необходимо  стимулировать самостоятельные занятия учащихся по интересам. Одни интересуются оздоровительным бегом, регулярно тренируются и выступают в популярных в настоящее время соревнованиях вместе с родителями; другие ходят на каток, третьи — в бассейн и т. д. Нужно проявлять интерес к таким занятиям школьников и поощрять их за активность. В ряде школ учителя начали по определенному расписанию предоставлять учащимся спортивный зал для самостоятельных занятий. В таких случаях ответственным за порядок в зале и организованное проведение занятий назначают физорга класса. Учитель инструктирует его , а сам в часы занятий находится в преподавательской комнате, примыкающей к залу, ведет какие-либо записи или готовится к следующим занятиям. Эти часы ученики могут уделить выполнению домашних заданий, остальное же время поиграть в волейбол, баскетбол, подготовиться к соревнованиям «Старты надежд» и т. д. Желательно, чтобы ученики сами проводили и тесты физической подготовленности, записывая результаты в личные карточки,— это сэкономит учителю много времени урока.

 

 

 

1.5 Основа основ  - желание учиться

 

Многие занятия  по физической культуре проходят по схеме: ходьба, бег, перестроение по четыре, упражнения типа зарядки с подсчетом, эстафеты (класс делится на две команды) и в заключение — игра. Такие уроки быстро надоедают и ученикам, и учителю. Дисциплина на уроках падает, научить чему-нибудь очень трудно. Более опытные учителя «держат» дисциплину, но обычно она основана на окрике, страхе. И результат: ребята выполняют упражнения кое-как, только обозначают выполнение. Всё идет насмарку, даже если и составлен хороший план урока.

Уверен, спасение в одном: научить сознательно работать занимаясь физической культурой, необходима сознательная дисциплина и сознательное, активное, самостоятельное выполнение упражнений.

Слабая занятость, отсутствие учебно-познавательного интереса, низкая моторная плотность, т.е. безделье, приводят к снижению внимания, к ухудшению дисциплины. Если нет постоянного возбуждения, заинтересованности, нет положительных эмоций, нет индивидуальных заданий, не создана ситуация успеха, то нет и повода для стимулирования — одобрения, поддержки, похвалы. А ведь известно, что одна похвала может поднять настроение, способствовать достижению высоких целей.

Известный наш  учитель В.А.Сухомлинский писал: «Процесс воспитания — не какая-то механическая передача моральных норм, требований, правил от воспитателя к воспитанникам. Воспитание — это живые непринужденные человеческие взаимоотношения педагога и школьника; от того, что преобладает в этих отношениях, зависит результат воспитания».

Вот она —  педагогика сотрудничества. И далее: «Если ребенок не видит успеха в своей учебной работе, его сердце словно гаснет, он теряет веру в свои силы, он словно ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителей».

Поэтому первое, к чему необходимо стремиться для того, что бы реализовать на практике все изложенные мною основные функции физической культуры, — это создание атмосферы интереса к занятиям.

 

Приемов в этом деле немало:

  1. объяснить значение занятий для укрепления здоровья, необходимость активных и самостоятельных занятий;
  2. объяснить (очень коротко) значение каждого общеразвивающего упражнения при дальнейшем обучении полезным навыкам;
  3. обеспечить достаточное количество мелкого раздаточного инвентаря, что помогает увеличить занятость учеников;
  4. регулярно использовать игровой и соревновательный методы, создающие положительные эмоции на занятиях;
  5. вводить самостоятельную работу на уроке, как средство активной познавательной деятельности. Заметно повышается интерес учеников на уроках тренировочного плана; урок легкой атлетики, урок гимнастики, урок игр. У каждого своя структура, свои, присущие данному виду спорта, упражнения.

Однако другой выдающийся наш соотечественник, педагог А.С.Макаренко утверждал, что нельзя основывать все воспитание на интересе. «Я требовал воспитания закаленного крепкого человека, могущего проделать и неприятную, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива».

Важно на примерах внушать ребятам и родителям мысль об огромных потенциальных возможностях организма, о том, что тренировки гарантируют отличное физическое развитие, а оно влияет на функции нашей психики; внимание, память, наблюдательность. Это, как правило, воспринимается учениками с увлечением, и занятия идут с большей отдачей (что и есть сознательная дисциплина).

Занятия с  подростками требуют от них не только сознательности, но и активности. Основной путь к активности — такая организация уроков, при которой делом занят каждый. Правда, активность проявляется тогда, когда ученики постоянно получают что-то новое, когда их знания, умения и навыки от урока к уроку совершенствуются. У подростков творческая активность основана не столько на двигательной деятельности, сколько на ее результате. Поэтому в средней школе чаще применяется на уроках соревновательный метод. И очень важно сделать очевидным для ребят рост их результатов (тем более зависящих от систематических и упорных занятий). В этом необходимы строгий порядок и четкая организация. И конечно, наглядность.

А еще —  демократические сердечные отношения: без них трудно добиться положительных результатов в учебном процессе при самых обширных замыслах и наилучших желаниях.

Уместно опять  напомнить истины: углубление профессиональных знаний, изучение особенности класса, поиск новых методических решений, качественное материально-техническое оснащение во многом гарантируют качество уроков, заинтересованное отношение к ним учащихся.

Итог: в воспитании сознательной дисциплины на уроках основная роль принадлежит учителю. Его активность, желание научить и добиться улучшения в физическом воспитании передается детям.

 

 

1.6 Внеклассная  работа по физическому воспитанию

 

Во внеклассной работе,  поле деятельности еще шире. Можно считать, что соревнование есть нечто иное, как душа физической культуры и спорта. Урок был и есть главный стержень работы в школе, но если его спланировать таким образом, чтобы он обосновывал внеклассные формы физического воспитания, то внеурочные формы станут необходимым дополнением к уроку. Интерес к внеклассным формам физического воспитания, к соревнованиям в частности, порождает более осознанное восприятие урока, а всё это порождает привычку к самостоятельным занятиям, потребность в дальнейшем совершенствовании.

Спортивно-массовая работа в школе должна строиться  не на отдельных круглогодичных секциях, где занимается кучка ребят, а  на массовых соревнованиях, матчах, спортивных праздниках, днях здоровья, туристских походах и слетах, всевозможных спортивных встречах между классами, будь то подвижные игры, гонки на санках, настольный теннис, бадминтон, бег на коньках или футбол.

Во внеклассной  работе по физическому воспитанию ставятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом. (9)

Для организации  и проведения внеклассной работы по физической культуре и спорту в основных и средних школах создается коллектив физической культуры, а в начальных классах кружки физической культуры. Руководство коллективом физической культуры возлагается на совет коллектива и на учителя физической культуры, а кружком — на одного из учителей начальных классов. Кроме того, в каждом классе избираются физкультурные организаторы.

В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому  воспитанию можно выделить ряд направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных   основах интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта и, в частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и лекций о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития.

Важным направлением внеклассной работы по физическому  воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся экскурсии на природу, организуются походы. Прогулки и туристские походы для младших школьников должны быть непродолжительными (3—4 часа). Обычно они сопровождаются сообщением детям определенных знаний и правил поведения в походе. В походе дети приобретают первоначальные навыки по туризму (ориентирование на местности, организация места отдыха, приготовление пищи и т.д. ). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей.

В системе внеклассной работы большое  значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и др. Содержание занятий в секциях и кружках в начальных классах могут составлять упражнения из учебной программы, подвижные игры, катание на лыжах и коньках и другие простейшие известные детям упражнения.

Существенным направлением внеклассной  работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, «дней здоровья» и т.д. Спортивные соревнования среди младших школьников обычно проводят также по знакомым детям подвижным играм и по другим упражнениям учебной программы, не вызывающим у школьников чрезмерных физических напряжений. Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни. На торжественном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.

 

 

 

 

Выводы

 

1. Школа может осуществить правильное физическое воспитание детей при наличии тесного контакта в работе с родителями. Условия жизни ребенка, питание, режим, использование естественных факторов природы, физические упражнения и игры — все эти средства физического воспитания могут быть использованы не только школой, но и родителями.

От степени  активности родителей во многом будет  зависеть физическое развитие детей. Большинство  родителей заинтересовано в том, чтобы их дети росли здоровыми и физически развитыми. Многие хорошо понимают, что успехи детей в учебе будут в значительной степени зависеть от состояния их здоровья. Поэтому во многих семьях физическому воспитанию детей придается большое значение. Но проводится оно подчас без определенной системы, слабо связано с усилиями школы. Направить физическое воспитание детей в семье по правильному руслу — долг учителя.

Важно доказать родителям, что учение требует от детей затраты энергии, утомляет еще не окрепший организм и для восстановления его работоспособности огромное значение имеют такие средства, как разумный режим дня, пребывание ребенка на свежем воздухе, нормальное питание, занятия физкультурой и спортом. По всем этим вопросам учитель в определенной системе проводит цикл бесед, консультаций с родителями.

Информация о работе Основные функции физической культуры и особенности их реализации в физкультурной практике