Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:27, реферат
Качество жизни любого человека и его успехи в личной и общественной деятельности, в труде, учебе, спорте и даже в любви самым тесным образом связаны с состоянием его здоровья. Без хорошего здоровья - хорошая и счастливая жизнь просто немыслима! Тысячи раз каждый из нас слышал это часто употребляемое слово «здоровье» в своей повседневной жизни, однако четко и правильно объяснить его смысл и содержание сможет далеко не каждый. Давайте ХОТЯ БЫ на время отвлечемся от назойливой мирской суеты, посторонних дел, забот, переживаний, сосредоточимся на чрезвычайно актуальной науке о здоровье и попытаемся обогатиться новыми ценными знаниями, позволяющими весьма выгодно, осмысленно и целенаправленно улучшить наше бренное существование в этом подлунном мире.
1. Введение.
2. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
3. Валеология - наука о здоровье и здоровом образе жизни.
4. Педагогика здоровья.
5. Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья.
6. Основные требования, предъявляемые к здоровому образу жизни студенческой молодежи.
7. Правильный режим дня.
8. Рационализация умственного и физического труда.
9. Жизненная сущность, важнейшие средства и методы закаливания организма.
10. Рациональное питание в здоровом образе жизни.
11. Пагубные воздействия вредных привычек: курения, приема алкоголя и наркотиков.
Особенности силовой тренировки женщин связаны с физиологическими особенностями их организма, объективными различиями между женщинами и мужчинами:
• женщины в среднем меньше и легче мужчин;
• абсолютная сила женщин составляет 60 - 80% от абсолютной силы мужчин;
• гормональная структура женского организма ограничивает рост мышечной массы;
• доля мышц в общей массе тела у женщин значительно меньше и составляет 30 -35%, а у мужчин 40 - 47%;
• женщины, в среднем, обладают большей гибкостью по сравнению с мужчинами.
Научные исследования и практический опыт показывают, что силовые тренировки при учете особенностей женского организма, способствуют улучшению здоровья, укрепляют мышцы и связки, улучшают фигуру.
Значительно хуже переносит большие силовые нагрузки опорно-связочный аппарат женщин. При тренировках женщинам следует избегать работы с предельными и близкими к ним отягощениями. Предпочтение надо отдавать упражнениям, не нагружающим позвоночник. Женский организм гораздо лучше переносит нагрузки, направленные на развитие выносливости. Поэтому, в тренировках женщин широко применяются методы развития силовой выносливости: они связаны с небольшими отягощениями, быстро снижают жировой компонент массы тела, способствуют решению задач эстетической коррекции телосложения.
Пожилые люди могут заниматься с отягощениями, силовая тренировка помогает им улучшать свое физическое состояние. Пожилым людям нельзя увлекаться большими отягощениями и высокими объемами нагрузки. Необходим постоянный медицинский контроль и, конечно, опытный тренер, хотя бы консультации. Занятия физической культурой в этом возрасте должны быть комплексные, то есть включать, кроме силовых упражнений, также и упражнения на аэробную (общую) выносливость, гибкость и координацию, с приоритетом упражнении на общую и силовую выносливость. Силовые упражнения лучше всего подбирать не перегружающими позвоночник.
4.8. Основные правила организации силовых тренировок и предупреждения травматизма при выполнении силовых упражнении
1. Занимайтесь силовыми
2. Строго соблюдайте общие
методические принципы
3. Общефизическая подготовка - основа успехов в развитии силы.
4. Тренировки не должны быть монотонными.
5. До 16 лет не выполняйте силовые
упражнения с максимальными
6. Уделяйте внимание укреплению мышц брюшного пресса и спины.
7. Предупреждайте травмы - они
являются следствием
8. Не увлекайтесь упражнениями с изометрическим (статическим) и уступающим (эксцентрическим) режимами работы.
9. Прекращайте тренировочное занятие при возникновении боли
10. Регулярно проходите осмотр у врача.
11. Общие правила предупреждения травматизма:
• Перед каждой тренировкой сначала выполните общую разминку.
• Соблюдайте в зале порядок и меры безопасности.
• В процессе тренировки необходимо использовать только исправные тренажеры, тренировочные приспособления и снаряды.
• Никогда не отвлекайтесь при выполнении силовых упражнений.
• Применяйте правильную технику выполнения силовых упражнений.
• При работе с предельными и большими весами не забывайте о страховке.
• Силовые нагрузки увеличивайте постепенно.
• Исключайте из тренировки упражнения, при выполнении которых возникают болевые ощущения. Обязательно выясните у тренера причину их возникновения. Боль - сигнал, предупреждающий о возможности получения серьезной травмы. Если боль возникла во время выполнения упражнения, то наиболее вероятными причинами могут быть недостаточная разминка, неправильно выполняемое движение или неадекватная (слишком большая) величина отягощения, приводящая к травмам мышц и связок.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И АДЕКВАТНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
Основой эффективного врачебного контроля за занимающимися физической культурой и спортом в высших учебных заведениях является правильно организованная система врачебных наблюдений, которая складывается из комплексного обследования студентов, текущих наблюдений и обследований непосредственно в условиях тренировки, занятий или соревнований (т.н. врачебно-педагогические наблюдения).
Основные задачи комплексного обследования:
диагностика состояния
Врачебное обследование всех лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом является обязательным и состоит из первичного, повторного и дополнительных.
Первичное обследование проводится до начала занятий физическими упражнениями.
Повторное обследование имеет целью определить эффективность влияния занятий на здоровье, физическое развитие, а также нарастание тренированности занимающихся. Они повторяются не реже одного раза в год, а для занимающихся в спортивных секциях - два раза в год.
Дополнительными врачебными обследованиями решается вопрос допуска спортсмена к участию в соревнованиях, о возобновлении тренировки после травм и заболеваний или после длительного перерыва в занятиях.
В соответствии с состоянием здоровья, уровнем физического развития и степенью общей физической подготовленности учащихся школ, средних учебных заведений и студентов вузов распределяют на три медицинские группы:
основную, подготовительную и специальную.
Последующие медицинские осмотры
позволяют объективно учитывать
результаты влияния на организм выполняемого
двигательного режима, выявлять возможные
изменения в состоянии
При врачебном обследовании большое значение придают индивидуальному определению и оценке физического развития студентов, которые основываются на антропометрических и описательных признаках с учетом конституционных особенностей (развитие тканей организма, общий вид осанки, развитие мускулатуры, жироотложение и др.).
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Для оценки физического развития определяют так называемые описательные признаки и проводят антропометрические измерения.
С целью контроля за динамикой физического развития под влиянием занятий физической культурой, спортом, проводятся повторные антропометрические измерения. Наибольшее значение имеют здесь так называемые функциональные признаки физического развития, которые заметно изменяются в зависимости от функционального состояния организма в связи с нарастанием или ухудшением тренированности, перенесенными заболеваниями, переутомлением и т.п. К таким признакам в первую очередь относятся вес тела, жизненная ёмкость лёгких, сила мышц.
Оценка физического развития проводится по двум наиболее распространённым в спортивной медицине методам: методу стандартов и методу корреляции.
МЕТОД СТАНДАРТОВ. Стандарты - это средние величины признаков физического развития, полученные путём статистической обработки большого числа измерений однородной группы лиц, к которой принадлежит обследуемый. Для этого составляют «нормативные» оценочные таблицы. Данные антропометрических измерений обрабатывают вариационно-статистическим методом. Получают средние величины показателей физического развития (М) и величины среднего квадратичного отклонения (а). Каждому признаку в зависимости от величины среднего квадратичного отклонения даётся определённая оценка.
Для наглядности применяют особые графики - так называемые индивидуальные антропометрические профили.
МЕТОД КОРРЕЛЯЦИИ. Поскольку отдельные признаки физического развития тесно связаны друг с другом, изменение величины одного из них приводит к изменениям величины других. Связь (корреляция) между показателями может быть различной, количественно она выражается коэффициентом корреляции (т ): чем теснее зависимость между величинами изучаемых признаков физического развития, тем больше величина коэффициента корреляции.
Коэффициент корреляции используется и для вычисления коэффициента регрессии, показывающего, на какую величину изменяется изучаемый признак при изменении другого на единицу.
Для оценки физического развития спортсменов конкретного вида спорта можно использовать различные монограммы (специальные таблицы, построенные на основании коэффициента регрессии, помогающие определить по одному признаку другой) и уравнения (множественной регрессии, дискриминантион функции и др.). В уравнения включаются коэффициенты, характеризующие морфологические и функциональные признаки, определяющие успех спортсмена в своём виде спорта, такие, как интегральные показатели кардио-респираторнои системы, удельный вес тела, активная масса( вес мышц, внутренних органов, крови и др.), размеры грудной клетки, вес костного компонента, пассивная масса (вес общего жира).
НЕРВНАЯ СИСТЕМА. При врачебном обследовании занимающихся физическими упражнениями и спортом, большее внимание уделяют исследованию. Фундаментального состояния нервной системы, которое в значительной степени определяет индивидуальные особенности овладения двигательными навыками, нарастание тренированности, быстроту движения, длительность поддержания спортивной формы.
Систематическая тренировка и участие в соревнованиях способствуют функциональному совершенствованию нервной системы спортсмена. Координированная, целенаправленная работа мышц, участвующих в физических упражнениях, осуществляется только при согласованной работе различных
отделов центральной нервной системы при ведущей роли коры больших полушарий головного мозга. Процесс обучения физическим упражнениям, благодаря которым образуются новые двигательные навыки, представляет собой сложные нервно-мышечные акты. При этом происходит создание новых временных связей в коре головного мозга, что приводит к улучшению всей двигательной координации. В развитии и совершенствовании координации большое участие принимают органы чувств, в особенности зрение, осязание, а также мышечно-суставное чувство. В связи с этим они занимают значительное место в неврологическом обследовании спортсмена. Неблагоприятные изменения в состоянии нервной системы являются одним из признаков перетренированности и перенапряжения, ибо в основе этих состояний лежит временное нарушение оптимума уравновешивания основных нервных процессов - возбуждения и торможения.
Ряд методов исследований применяемых
в настоящее время при
Среди специальных неврологических методов исследования различают методы направленные преимущественно на изучение функционального состояния важных отделов головного мозга - коры больших полушарий, и методы, дающие возможность исследовать преимущественно состояние вегетативного отдела нервной системы, хотя резкую границу в этом отношении провести не всегда возможно.
Кроме того, при неврологическом обследовании определяют состояние нервной периферической системы, что для спортсменов имеет важное значение (причиной нормального тренировочного процесса, снижения спортивных результатов нередко являются такие заболевания как ишиас, радикулит, невриты, невралгии).
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА. Исследование
сердечно¬сосудистой системы
Деятельность сердца у спортсменов
отличается от деятельности сердца у
практически здоровых людей, не занимающихся
спортом, рядом характерных
Спортивная деятельность весьма разнообразна, и поэтому требования предъявляемые к сердечно-сосудистой системе при занятиях различными видами спорта, неодинаковы. Это находит отражение в динамике сердечной деятельности у спортсменов разных специализаций.