Основы здорового образа жизни студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:29, реферат

Краткое описание

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Содержание

Введение. 3
1.Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
2.Функциональные резервы организма
3.От чего зависит здоровье.
4.Составляющие здорового образа жизни студента.
5.Режим труда и отдыха
6.Профилактика вредных привычек.
7.Режим питания.
8.Физическое самовоспитание.
9.Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

физическая культура.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по физической культуре.

 

Основы здорового образа жизни студента

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса

Факультета управления и психологии

специальность Государственное и муниципальное управление

Группа 3

Дунцова Екатерина Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар, 2013

 

Содержание

 

     Введение. 3

   1.Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

   2.Функциональные резервы организма   

   3.От чего зависит  здоровье.

   4.Составляющие здорового образа жизни студента.

   5.Режим труда  и отдыха 

   6.Профилактика вредных привычек.

   7.Режим питания.

   8.Физическое самовоспитание.

   9.Заключение.

     Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Здоровье - бесценное  достояние не только каждого человека, но и всего

общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют  о то, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах

нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого,

человек  не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и

так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя

до катастрофического  состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной  ни была медицина, она не может избавить нас от всех

болезней. Человек - сам  творец своего здоровья, он должен за него бороться. С

раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться,

заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, -

словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «здоровье», его  содержание и критерии.

Существует много определений  этого понятия, смысл которых  определяется

профессиональной точкой зрения авторов.   По определению Всемирной

Организации Здравоохранения  принятому в 1948 г.:  «здоровье - это  состояние

физического, духовного  и социального благополучия, а не только отсутствие

болезней и физических дефектов».

С физиологической точки  зрения определяющими являются следующие формулировки:

- индивидуальное здоровье  человека - естественное состояние  организма на фоне

отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой,

согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

- здоровье представляет  собой гармоничную совокупность  структурно-

функциональных данных организма, адекватных окружающей среде  и обеспечивающих

организму оптимальную  жизнедеятельность, а также полноценную  трудовую

жизнедеятельность;

- индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных

обменных процессов  в организме, что создает условия  для оптимальной

жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);

- здоровье - это процесс  сохранения и развития биологических,

физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной

активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В.П. Казначеев).

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом,

психическом и нравственном (социальном).

·        Физическое здоровье - это естественное состояние

организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и

систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека

(система саморегулирующаяся) пра­вильно функционирует и развивается.

·        Психическое здоровье зависит от состояния

головного мозга, оно  характеризуется уровнем и качеством  мышления, развитием

внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых

качеств.

·        Нравственное здоровье определяется теми моральными

принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в

определенном человеческом обществе. Отличи­тельными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически  здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он от­лично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Функциональные резервы  организма.

 

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и

взаимодействии психических  и физических сил организма. Гармония психофизических

сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого

самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек

надолго сохраняет молодость, продолжает созидательную деятельность, не

позволяет «душе лениться». Академик Н. М. Амосов предложил ввести новый

медицинский термин «количество  здоровья» для обозначения меры резервов

организма.

Скажем, у человека в  спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров

воздуха в минуту. Некоторые  высоко тренированные спортсмены могут  произвольно

в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров

воздуха, т.е. с превышением  нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.

Возьмем сердце и подсчитаем его мощность. Есть минутные объемы сердца:

количество крови в  литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в

покое оно дает 4 литра  в мину­ту, а при самой энергичной физической работе -

20 литров. Значит,  резерв  равен 5 (20:4). Точно также есть  скрытые резервы

почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных  проб.

Тогда с этой точки зрения, здоровье - это количество резервов в организме,

это максимальная производительность органов при сохранении качественных

пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно раз­бить на подсистемы:

1. Биохимические резервы  (реакции обмена).

2. Физиологические резервы  (на уровне клеток, органов, систем  органов).

3. Психические резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-

спринтера. Прекрасный результат  в беге на 100 м - 10 секунд. Его могут

показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить?

Расчеты показывают, что  можно, но не более чем на несколько  десятых секунды.

Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения

возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и

расслабления мышц.

 

Составляющие здорового  образа жизни студента.

 

 

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

рациональный режим  труда и отдыха, искоренение вредных  привычек, оптимальный

двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

 

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

    Рациональный  режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа

жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме

вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что

создает оптимальные  условия для работы и отдыха и  тем самым способствует

укреплению здоровья. Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если началопроцесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения»дополнительных импульсов.

Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно  в

течение 10 минут  планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2

часа, а также вернее и лучше  справиться с важными делами. Надо взять за

правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого  часа никто и

ничто не может помешать. Таким  образом,  студент получает время  – возможно,

самое важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему

усмотрению по-разному: дополнительно  на отдых, на самообразование, хобби  либо для внезапных или чрезвычайных дел.

Построение аудиторной работы значительно  облегчено, т.к. оно регламентируется

уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка,

производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.

Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение

(например, библиотеку, аудиторию,  кабинет и пр.), чтобы там не  было громких

разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик. Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное

освещение рабочего места  уменьшает утомление зрительных центров и

способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь

располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в

процессе труда укрепляет  наше тело. Долго живет тот, кто  много и хорошо

работает в течение  всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости

мускулатуры,  нарушению  обмена веществ, ожирению и преждевременному

одряхлению.

Студент должен правильно  чередовать труд и отдых. После занятий  в

университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после

работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при  очень большом

утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер

отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный»  принцип

построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во

время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут

(сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись  по коридору, не

мешая работать другим).

Необходимо избегать переутомления и однообразного  труда. Например,

нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами

труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием.

Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для  здоровья.

Человек, много времени  проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Основы здорового образа жизни студента