Основы тренировки в лыжном спорте. Принципы и методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:18, контрольная работа

Краткое описание

В процессе обучения на уроках лыжной подготовки в школе учителя должны руководствоваться основными дидактическими принципами педагогики. Однако, отражая специфику физического воспитания в целом, эти принципы имеют особое содержание и реализуются средствами и методами, применяемыми в лыжном спорте. Особенностям обучения способам передвижения на лыжах в большей мере отвечают следующие принципы: сознательность и активность, доступность, систематичность и последовательность, наглядность, прочность, индивидуализация.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 58.05 Кб (Скачать файл)

Кроме этого, необходимость  частичной перестройки техники  может быть связана с заметным улучшением физической подготовленности школьника в процессе тренировки, когда изученные элементы техники  уже не соответствуют новому уровню развития физических качеств спортсмена. Переучивание и исправление отдельных ошибок в технике лыжных ходов - процесс очень длительный и сложный. Даже после кропотливой многомесячной работы по исправлению ошибок на соревнованиях в момент максимального физического и психического напряжения, а также в сложных внешних условиях могут проявиться старые навыки в технике передвижения. Тогда потребуется кропотливая, длительная совместная работа учителя и ученика: требуется разрушить ранее выработанный динамический стереотип и сформировать новый. Трудность еще заключается в том, что новый навык имеет сходство со старым.

В этом случае необходимо проводить обучение в облегченных  условиях - на хорошо подготовленной лыжне  или склоне при хорошем скольжении и сцеплении лыж со снегом, при  постоянном контроле со стороны учителя  и самоконтроле ученика. Очень важно, чтобы ученик был постоянно информирован о деталях движения и особенно о появлении старых ошибок. Порой бывает целесообразно повторить весь комплекс подводящих и имитационных упражнений, по существу, пройти весь процесс обучения данному способу передвижения на лыжах заново.

Вот почему порой  бывает легче научить заново даже сложному ходу, чем переучивать и  исправлять застарелые ошибки. Творческий подход к этому позволит успешно  переучить учащихся. Но лучше всегда с первых шагов по лыжне учить  школьников правильным основам техники  с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

На последнем  этапе обучения очень важно постоянно  осуществлять контроль за эффективностью техники (как известно, критерием эффективности хода, поворота является скорость передвижения по лыжне, склону и т.д.). Контроль должен осуществляться за степенью автоматизации движений (как спортсмен выполняет ход, сохраняет технику при отвлечении его внимания), за устойчивостью техники в момент высоких эмоциональных сдвигов, при нарастающем утомлении. Все это проверяется путем сравнения техники, де-монстрируемой лыжником на тренировках и соревнованиях.

Подготовка мест занятий и организация обучения

Эффективность учебной  работы по лыжной подготовке и лыжному  спорту в школе во многом зависит  от правильного выбора и своевременной  и тщательной подготовки мест занятий. Основное требование к местам проведения уроков лыжной подготовки - это близость их расположения к школе, что позволяет  до минимума сократить время, затрачиваемое  на переход от школы до учебных  площадок, склонов и учебно-тренировочных  трасс. В сельских школах подбор мест занятий не представляет большого труда. Обычно лес, луга, склоны оврагов располагаются  в непосредственной близости от школы, но лучше проводить занятия в  лесистой местности, защищенной от ветра. В городских школах уроки проходят в близлежащих скверах, парках, зонах отдыха и т.п. Близость мест занятий имеет особое значение для проведения уроков в начальной школе. Для учащихся I—IV классов порой достаточно подготовить лыжню на пришкольном участке.

В любом случае качество учебной работы во многом зависит от тщательной подготовки лыжни. Лыжня всегда прокладывается ровной (без извилистости), достаточно узкой и по возможности прямолинейной (особенно для начального обучения в младших классах) и тщательно накатывается. Места для отталкивания палками с обеих сторон лыжни также уплотняются. Следует заранее подготовить лыжню для уроков. Лучше это сделать с группой учеников, занимающихся в школьной секции по лыжному спорту. При прокладке и накатывании лыжни группа должна пройти в две колонны: каждый лыжник прокатывает лыжню, чуть сместившись вправо или влево, т.е. один лыжник идет правой лыжей по месту толчков правой палкой, а левой - по лыжне для правой лыжи; второй - наоборот и т.д. При таком размещении сразу хорошо подготавливаются и лыжня, и места опоры для палок. Впереди для группы прокладывает лыжню опытный лыжник или учитель, который может наметить ее ровной и узкой. В зависимости от поставленных задач часть урока или учебно-тренировочного занятия или все занятия полностью проводятся на учебных площадках, учебных или тренировочных лыжнях (трассах).

Учебные площадки - это места, где проводится первоначальное обучение передвижению на лыжах, осуществляются контроль за техникой и ее оценка. Для подготовки учебной площадки наиболее пригодна поляна в лесу или в парке. Можно ее подготовить и на опушке леса, но при этом необходимо учитывать господствующее направление ветра в этой местности в зимний сезон. Защищенность от ветра - важное требование к месту занятий, так как учащимся при обучении приходится, стоя на месте, выслушивать объяснение или следить за показом, а зимой на пронизывающем ветру это недопустимо. Желательно, чтобы половина площадки была горизонтальной, а другая имела небольшой уклон (2-3°), что позволит разучивать и совершенствовать скользящий шаг и одновременные ходы под уклон. В зависимости от наполняемости класса выбираются и размеры учебной площадки (для группы учащихся в 12-15 человек - 100x40 м). Меньшие площадки снижают эффективность обучения: частые повороты нарушают темп и ритм. Нецелесообразно значительно увеличивать размер площадок (более 120x60 м), так как большие расстояния не позволяют учителю заметить отдельные ошибки и дать своевременные указания. При большом количестве учащихся их следует располагать на внутренней лыжне. При передвижении друг за другом расстояние между учащимися не должно быть меньше 8-10 м, отсюда в зависимости от общего количества учеников и рассчитываются размеры площадки. Формы учебной площадки могут быть самые разнообразные в зависимости от местности - лучше в виде вытянутого четырехугольника с закругленными углами. Но можно и в виде эллипса или неправильного «круга». На площадке в зависимости от количества школьников и их подготовленности прокладывается одна или несколько лыжней (внутри площадки - лыжня для учителя).

Учебные лыжни  служат для закрепления совершенствования  техники изученных способов передвижения. Для совершенствования техники  попеременных ходов лыжня должна иметь ровные участки и пологие  уклоны, для закрепления навыков  передвижения одновременными ходами целесообразно  подобрать участки с более  крутыми склонами и твердой опорой для палок, при совершенствовании  техники преодоления подъемов крутизна склонов увеличивается. Трассы учебных  лыжней должны быть проложены в виде петли и замкнутых кривых, близко подходящих друг к другу в нескольких местах, чтобы учителю или тренеру  было удобно наблюдать за учащимися, делать замечания, отмечать и исправлять ошибки. В зависимости от количества, подготовленности, возраста учащихся, задач урока или тренировочного занятия длина учебных лыжней может быть от 400 до 1000 м.

Тренировочные лыжни  прокладываются для дальнейшего  совершенствования навыков, приобретенных  на учебных площадках. Помимо этого  они используются для развития физических качеств - скорости, скоростной и общей  выносливости у юных лыжников. Местность  для прокладки тренировочных  лыжней подбирается так, чтобы можно  было включить участки ровной лыжни, подъемы и спуски различной длины, крутизны и рельефа. Форма тренировочных  лыжней может быть самой различной: круг, овал, два-три сходящихся круга  или петли и т.д. Это зависит  от местности и предназначения лыжни. Для школьников длина лыжней обычно от 500 м до 3 км, а иногда и более. Главное, чтобы учитель так же, как и на учебной лыжне, мог  контролировать занимающихся.

Учебные склоны служат для изучения спусков, торможений и поворотов в движении, а также  способов преодоления подъемов. Если есть возможность, необходимо подобрать  не один, а два-три склона различной  крутизны, рельефа и длины. Это  позволит решать любые задачи урока  и внеклассного занятия в зависимости  от возраста и подготовленности учащихся и постепенно переходить от пологих  склонов к более крутым. На склонах не должно быть ни выступающих из-под снега, ни скрытых посторонних предметов (пней, камней, поваленных деревьев), которые могут послужить причиной травм. Все эти предметы должны быть удалены еще осенью при подготовке склона.

Снег на склонах  должен быть «прорублен» лыжами (группа учеников поднимается снизу до вершины  «лесенкой») и тщательно укатан на всю глубину так, чтобы при  падениях не оставалось глубоких вмятин. Но верхний слой снега не должен быть леденист - иначе занятия на склоне на спортивно-беговых лыжах могут повлечь за собой падения, привести к травмам. Для удобства организации уроков и внеклассных занятий учебные склоны не должны быть далеко расположены от учебных площадок, лыжней. Длина склонов в зависимости от задач возраста и подготовленности учащихся должна быть от 50 до 150 м, крутизна - от 5 до 15° и от 15 до 25°. Во многом эти цифры зависят от наличия подходящей местности, расположенной рядом со школой.

                                      Травматизм, причины его возникновения и меры предупреждения

Уроки по лыжной подготовке, внеклассные и внешкольные  занятия по лыжному спорту иногда проходят в трудных погодных условиях, на сложном рельефе местности  и порой при значительном утомлении  занимающихся, что приводит к травмам. При планировании и организации  учебно-тренировочного процесса и соревнований необходимо не только учитывать эти  факторы, но и их возможные изменения  в ходе уроков, занятий и туристских походов. Во время занятий лыжной подготовкой и лыжным спортом  со школьниками очень важно для  сохранения здоровья и высокой работоспособности  полностью исключить любые травмы. Для этого необходимо знать причины  их возникновения и меры по их предупреждению.

В лыжном спорте наиболее часто встречаются следующие  травмы: ушибы, повреждения суставов и связок, чаще нижних конечностей, значительно реже переломы, вывихи, ранения. Весьма редко, но все же встречаются  такого рода состояния, которые сопровождаются расстройством общей жизнедеятельности  организма: обморок, рефлекторный шок (при длительных напряжениях на выносливость), а также общее переохлаждение (озноб) от длительного пребывания в  условиях низких температур. Кроме  этого, под воздействием внешних  условий, низких температур, ветра и  влажности встречаются различного рода обморожения, чаще всего конечностей  и открытых частей тела. По сравнению  с другими видами спорта в лыжном спорте травматизм встречается реже, чем в играх (футбол, хоккей), единоборствах (бокс, борьба) и гимнастике. Среди  видов лыжного спорта количество травм распределяется также неравномерно: значительно реже в лыжных гонках, чаще - горнолыжном спорте и прыжках на лыжах с трамплина.

Анализируя причины  возникновения травм, их условно  можно разделить на две группы: внешние и внутренние факторы. Внутренние факторы чаще зависят от самого школьника, от его дисциплинированности, попыток скрыть от учителя заболевание или не долеченную травму и др. Однако даже в этих случаях роль учителя в предупреждении травматизма исключительно велика.

Наибольшее количество травм при занятиях лыжной подготовкой и лыжным спортом обычно связано с теми недочетами и ошибками в методике проведения занятий, которые допускают неопытные или безответственные учителя при организации учебно-тренировочного процесса (от 51 до 60% от общего количества травм - по данным различных авторов). Ошибки в методике проведения занятий по лыжному спорту чаще всего связаны с нарушениями дидактических принципов - постепенности, последовательности и систематичности - в обучении и в развитии физических  качеств.   Порой   учитель   предлагает  выполнить   сложное упражнение на лыжах, не учитывая подготовленность учеников, ли формирует процесс обучения и тренировки, переходя к более сложным упражнениям, не освоив или не закрепив навыки в более простых движениях. Например,  ученики  еще не  освоили достаточно  уверенный спуск по прямой на высокой скорости, а им уже предлагается выполнить повороты на крутых склонах или преодолеть неровности.

Только тщательное изучение учителем своих учеников, их технической и физической подготовленности поможет избежать ошибок и травматизма. Длительные перерывы в занятиях, снижение тренированности, допуск к урокам или соревнованиям после болезни или травмы без разрешения врача, недостаточная техническая подготовленность, участие в соревнованиях крупного масштаба на сложных трассах без достаточно длительной и систематической подготовки, проведение обучения сложным упражнениям (поворотам в движении) на фоне заметного утомления -все это тоже может стать причиной травматизма.

Учитель должен быть особенно внимателен при занятиях с новичками, так как травмы чаще всего бывают у технически слабо подготовленных школьников, а также после возвращения учащихся на занятия после болезни, даже если врач уже разрешил приступить к урокам. Не менее внимателен должен быть учитель при выявлении скрытых заболеваний или недолеченных травм, так как учащиеся порой скрывают свое болезненное состояние; кроме того, они порой сами не в состоянии оценить истинную опасность таких тренировок.

Причиной травматизма  может стать и недостаточная  разминка (или даже полное ее отсутствие) перед соревнованиями или длительный перерыв после разминки до старта. Подобное может произойти и при  излишне удлиненных интервалах отдыха при повторном прохождении отрезков на скорость. Это особенно опасно в  условиях низких температур, когда  мышцы быстро охлаждаются.

Ошибки и нарушения  в подготовке мест занятий порой  приводят к тяжелым травмам. Чаще всего это случается, если плохо  подготовлены спуски на учебно-тренировочных  лыжнях или не укатаны учебные  склоны. Падение на плохо укатанном (только верхний слой) глубоком снегу, когда лыжи проваливаются и останавливаются, а лыжник продолжает двигаться (вращается), приводит к тяжелейшим травмам суставов и связок нижних конечностей. Наличие  на склоне или под снегом посторонних  предметов (камней, пней и т.д.) также  приводит к тяжелым последствиям.

Для исключения указанных ошибок необходимо очень  тщательно проводить всю предварительную  организационную и методическую работу. При составлении учебного и тренировочных планов, при выборе методики следует учесть физическую подготовленность и тренированность  школьников; определить правильную методическую последовательность в прохождении  учебного материала; обеспечить верное проведение вводной части занятия  и своевременной разминки; точно  планировать интервалы отдыха при  повторном прохождении отрезков различной длины; не допускать перегрузки учащихся на уроке; при подборе упражнений и дозировке нагрузки с отстающими учениками исходить из их индивидуальной подготовленности, особенно в начале занятий лыжной подготовкой и  при вынужденных перерывах. В  ходе уроков или учебно-тренировочных  занятий необходимо учесть текущее  изменение состояния школьников - возможное непредвиденное утомление  и т.д.

Информация о работе Основы тренировки в лыжном спорте. Принципы и методы обучения