Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 21:19, курсовая работа
Актуальность курсовой работы состоит в том, что исследования по данной проблеме в физическом воспитании спортсменов заключается в применении соревновательного метода во всестороннем воспитании личности и выявлении как данный метод влияет на работоспособность и уровень физической и психологической подготовленности.
Методы физического воспитания делятся на 3 большие группы:
1 Методы формирования сознания или, по-другому, методы убеждения.
2 Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
ГЛАВА 1 ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Всесторонне воспитание личности при использовании соревновательного метода……………………………………………………..
Особенности соревновательного метода…………………….
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ МЕТОДОМ
2.1 Дозировка нагрузки при применении соревновательного метода..
2.2 Конспект занятий по спортивной тренировке баскетболистов, построенного с применением соревновательного метода…………….....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Дозирование нагрузки при
использовании
1 Использование
2 Соревновательный метод в тренировке можно использовать с помощью эстафет. Всех занимающихся надо разделить на 2, 3 или 4 команды. В эстафетах должно быть не менее 8 различных заданий. Задания могут быть как общеразвивающимися, так и специально развивающимися, характерные для баскетбола. Во время эстафет могут использоваться множество различного инвентаря – баскетбольные мячи, скакалка, волейбольные, теннисные мячи, обручи и многое другое.
3 Можно предложить занимающимся подвижные игры. Деление на команды придаст игре соревновательный характер. Для баскетбола характерны такие игры как «10 передач», «гонки», командные броски с трехочковой линии и многие другие. Каждая игра должна длиться не более 10 минут.
4 Соревновательный метод также можно использовать в упражнениях в парах. Например, обведение противника с атакой на кольцо. Каждый занимающийся выступает в роли нападающего и защитника по 6 раз. После каждого раза защитник и нападающий меняются ролями.
2.2 Конспект
занятия по спортивной
План-конспект разработан
для учебно-тренировочной
Вид спорта: баскетбол.
Преподаватель: тренер по баскетболу.
Возраст занимающихся: 13-14 лет.
Пол занимающихся: девушки.
Инвентарь: баскетбольные мячи (по количеству занимающихся), фишки – 6 шт., гимнастические скамейки – 2 шт., теннисный мяч, стулья.
Время занятия: 90 минут.
Задачи спортивной тренировки:
Частные задачи |
Содержание занятия |
Дозировка нагрузки |
Организационно-методические указания |
1. Подготовительная часть |
30 мин. |
||
Организовать занимающихся. |
1. Построение, проверка присутствующих, сообщение задач занятия. |
2 мин. |
Равнение по носкам ног. Голову не опускать. |
Подготовить организм к основной части занятия. |
2. Обычная ходьба. |
30 сек. |
Следить за правильной координацией рук и ног. |
Подготовить кисти, пальцы к работе с мячом. |
3. Обычный бег. |
30 сек. |
Разминаем кисти рук. |
Развить прыгучесть. |
4. Обычный бег. При приближении к кольцу – 2 шага, прыжок. |
30 сек. |
Стараемся достать щит. Дистанция – 2 метра. |
Подготовить суставы к предстоящей работе. |
5. Бег с заданием: 1) круговые движения прямых рук вперед, поочередно; 2) круговые движения прямых рук назад, поочередно; 3) с высоким подниманием бедра; 4) сгибая ноги назад; 5) подскоки на каждый шаг; 6) передвижение в стойке защитника спиной вперед; 7) ускорение спиной вперед; 8) ускорение лицом вперед. |
3 мин. |
Каждое новое задание выполняем по диагонали. На подскоках на каждый шаг – круговые вращения прямых рук назад. |
Восстановить дыхание. |
6. Обычный бег. |
30 сек. |
Пробегая мимо корзины с баскетбольными мячами, каждый берет себе по мячу. |
Совершенствовать специальные координационные движения баскетболиста. |
7. Индивидуальные упражнения с мячом: 1) вращение мяча вокруг шеи влево, вправо; 2) вращение мяча вокруг тела влево, вправо; 3) вращение мяча вокруг ног по восьмерке стоя; 4) вращение мяча вокруг ног по восьмерке в шаге; 5) ведение мяча по прямой; 6) ведение змейкой. |
5 мин. |
Упражнения выполняются по прямой линии. При ведение мяча змейкой справа обводить фишки правой рукой, слева – левой. |
Организовать занимающихся для уборки инвентаря. |
8. Обычный бег. |
30 сек. |
По ходу бега каждый кладет мяч обратно в корзину. |
Восстановить дыхание. |
9. Обычная ходьба. |
30 сек. |
Во время ходьбы подняться на носки, сделать глубокий вдох, прямые руки поднять через стороны вверх. Опуститься – сделать глубокий выдох, прямые руки через стороны опустить вниз. |
Направлено на развитие мышц шеи. |
10. ОРУ: 1) И. п. – ноги вместе, руки на поясе. 1 – поворот головы налево; 2 – и. п.; 3 – поворот головы направо; 4 – и. п. |
12 мин.
6-8 раз |
Спина прямая. Локти точно в стороны. Темп – медленный. |
Направлено на развитие мышц верхних конечностей и плечевого пояса. |
2) И. п. – ноги на ширине плеч, руки сцеплены в «замок» перед грудью ладонями к груди. 1 – встать на носки, руки вытянуть вверх, ладони повернуть кверху; 2 – и. п.; 3 – руки выпрямить вперед, ладони от себя; 4- и. п. |
6-8 раз |
Ноги прямые. Спина прямая. При подъеме на носки голову поднять вверх, взгляд – на ладони. Темп – средний. |
Направлено на развитие мышц туловища. |
3) И. п. – ноги широко расставлены, руки на поясе. 1 – повернуть корпус влево; 2 – и. п.; 3 – повернуть корпус вправо; 4 – и. п. |
6-8 раз |
Спина прямая. Голова и глаза обращены к сзади стоящему занимающемуся. Темп – медленный. |
Направлено на развитие мышц нижних конечностей и брюшного пресса. |
4) И. п. – ноги вместе, руки на поясе. 1 – поднять согнутую в колене левую ногу, чтобы носок касался колена; 2 – выпрямить ногу в колене; 3 – держать прямую ногу параллельно полу; 4 – и. п.; 5 – поднять согнутую в колене правую ногу, чтобы носок касался колена; 6 – выпрямить ногу в колене; 7 – держать прямую ногу параллельно полу; 8 – и. п. |
4-6 раз |
Спина прямая. Носок натянут от себя. При выпрямлении ноги колено остается на том же уровне. Темп – медленный. |
Направлено на развитие мышц туловища. |
5) И. п. – ноги расставлены широко, руки согнуты в локтях перед грудью, лежат друг на друге. 1-3 – пружинные наклоны вниз, пытаясь достать пол; 4 – и. п. |
5-7 раз |
Колени не сгибать. С каждым последующим наклоном опускаться все ниже и ниже. Темп – средний. |
Направлено на комплексное развитие всех мышц организма. |
6) И. п. – ноги вместе, руки на поясе. 1 – отставить левую ногу назад, прямые руки поднять вперед-вверх, прогнуться в туловище; 2 – приставить ногу, наклон вниз, руки касаются пола; 3 – присесть, прямые руки вперед; 4 – и. п.; 5 – отставить правую ногу назад, прямые руки поднять вперед-вверх, прогнуться в туловище; 6 – приставить ногу, наклон вниз, руки касаются пола; 7 – присесть, прямые руки вперед; 8 – и. п. |
4-6 раз |
При наклоне вниз ноги прямые. При приседаниях ноги в коленях не разводить, спина прямая. Ладони везде обращены друг к другу. Голова смотрит вперед-вверх, но не запрокидывается. При отведении ноги назад ногу ставить на носок. Темп – средний. |
Направлено на развитие мышц нижних конечностей. |
7) И. п. – ноги на ширине плеч, руки прямые в стороны. 1 – мах левой ногой, хлопок руками под ногой; 2 – и. п.; 3 – мах правой ногой, хлопок руками под ногой; 4 – и.п. |
6-8 раз |
При махе ноги прямые. Спина прямая. Туловище вперед не наклонять. Носок тянуть от себя. Темп – быстрый. |
Направлено на развитие мышц нижних конечностей. |
8) И. п. – ноги вместе, руки на поясе. 1-3 – прыжки на месте на двух ногах; 4 – поворот прыжком влево на 360º; 5-7 – прыжки на месте на двух ногах; 8 – поворот прыжком вправо на 360º. |
4-6 раз |
Ноги вместе. Стараться смотреть в одну точку, чтобы не потерять равновесие. Темп – быстрый. |
Способствовать развитию быстроты реакции. |
11. Подвижная игра «Вызов номеров». Содержание: Занимающиеся делятся на 2 команды, встают в 2 колонны, в каждой колонне рассчитываются по порядку номеров, начиная с первого. Каждый запоминает свой номер. Все вместе с тренером выполняют ОРУ. В конце каждого упражнения тренер называет любой номер. Каждый занимающийся, услышав свой номер, должен обежать фишку и вернуться на свое место в колонне. Тот игрок, который из двух команд прибежит первый, приносит 1 очко своей команде. |
12 мин. |
Игра проводится вместе с комплексом ОРУ. Обегать команду и возвращаться на место нужно с правой стороны. Победившая команда отдыхает, проигравшая бежит 2 круга легким бегом. |
Укрепить мышцы брюшного пресса. |
12. Упражнения в парах: 1) Лежа на скамье, спиной к скамье, сгибание и разгибание туловища. |
5 мин.
30 раз |
Ноги согнуты в коленях. Один выполняет упражнение, другой держит ноги, затем меняются. Руки согнуты в «замок» за головой. Локти в стороны. |
Укрепить мышцы брюшного пресса и спины. |
2) Лежа на скамье, лицом к скамье, поднимание и опускание туловища. |
15 раз |
Ноги прямые. Один выполняет упражнение, другой держит ноги, затем меняются. Руки согнуты в «замок» за головой. Локти в стороны. |
3) Лежа на скамье, лицом к скамье, круговые движения туловищем вправо-влево с подниманием и опусканием туловища. |
10 раз в каждую сторону | ||
2. Основная часть |
50 мин. |
||
Обучить групповому тактическому взаимодействию в нападении. |
Содержание: Играющие располагаются попарно по кругу; за пределами круга находится водящий и убегающий; задача водящего – догнать убегающего и осалить его, в этом случае они меняются ролями; убегающий игрок в любой момент может занять позицию впереди какой-либо пары, предварительно коснувшись рукой спины сзади стоящего партнера, что является сигналом к побегу от водящего. |
5 мин. |
В и. п. водящий и убегающий находятся на расстоянии 5 – 6 м друг от друга. |
|
5 мин. |
Изначально игроки располагаются по кругу на расстоянии 2 – 3 м, перед каждым из них установлен стул, обозначающий защитника; внутри круга чуть сзади – сбоку от одного из игроков занимает позицию свободной от условной опеки нападающий, который начинает упражнение по сигналу педагога; он забегает вперед и устанавливает для партнера заслон сзади – сбоку от условного защитника; партнер после финта скрестным шагом осуществляет выход под заслон и в свою очередь освобождает заслоном впереди стоящего нападающего и т. д.; каждый из поставивших заслон игроков занимает место, освобожденное партнером. | |
Обучить тактическому взаимодействию «двойка». |
|
2 мин. |
Показ данного взаимодействия может показываться на демонстрационной доске или в конкретной игровой ситуации на площадке. |
|
3 мин. |
Упражнение выполняется в тройках. | |
|
10 мин. |
Упражнения выполняются в тройках. Нападающие лицом обращены в сторону корзину противника, защитник – к опекаемому нападающему. После обведения противника – 2 шага, бросок в кольцо. | |
Совершенствовать раннее изученные тактические действия в игре. |
|
25 мин. |
Игра проводится в 2 периода по 12 мин. Перерыв между периодами равен 1 минуте. |
3. Заключительная часть |
10 мин. |
||
Восстановить дыхание. |
|
1 мин. |
По сигналу «Хоп!» преподаватель засекает 1 мин., занимающиеся идут по залу, про себя отсчитывают время, если они считают, что 1 мин. прошла – делают шаг в сторону и останавливаются. |
Способствовать развитию внимания, ловкости. |
Содержание: Все занимающиеся становятся в круг, вытянутые руки кладут на плечи рядом стоящим занимающимся. Один водящий выходит в центр круга. Тренер незаметно дает в руки одному из занимающихся теннисный мяч, они начинают передавать мяч незаметно друг другу, водящий пытается понять у кого находится мяч. Он говорит: «Покажи руки». Если он ошибся, продолжает угадывать дальше, если нашел - меняется с этим игроком местами. |
6 мин. |
Занимающиеся должны стоять плотно-плотно друг к другу, чтобы между их плечами было как можно меньше свободного пространства. |
Успокоить и восстановить занимающихся. |
|
3 мин. |
Занимающиеся построены в одну шеренгу. Выравнивание по носкам. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сказать, что соревновательный метод играет большое значение как в собственно соревновательной форме, так и в учебной форме занятия. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.
Задачи, которые были поставлены в начале написания работы, успешно решены. А именно, удалось обосновать теоретические и методические основы использования соревновательного метода в спортивной тренировке детей. Нужно отметить, что удалось показать как с помощью задач нравственного, эстетического, умственного и волевого физического воспитания происходит всесторонне воспитание личности. Особенно ярко некоторые из этих задач выражаются в занятиях соревновательного характера. Также в теоретической главе описаны особенности соревновательного метода, его достоинства и недостатки.
В работе также были разработаны практические рекомендации для тренеров по баскетболу с применением соревновательного метода с учетом возраста, пола занимающихся, уровнем их подготовленности, задач тренировки. Были описаны дозировки нагрузки при использовании соревновательного метода на примере учебно-тренировочного занятия по баскетболу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах : конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей / В. В. Воронов. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 192 с.
2 Губа, В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи : учеб. пособие / В. П. Губа, О. С. Морозов, В. В. Парфененков. – М. : Советский спорт, 2008. – 206 с.
3 Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / Ю. Ф. Курамшин. – М. : Советский спорт, 2003. – 463 с.
4 Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учеб. пособие / Ю. Ф. Курамшин. – СПб : СПбГАФК, 1999. – 320 с.
5 Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. – М. : Прометей, 1992. – 528 с.
6 Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки : учебное пособие / Л. П. Матвеев. – М. : Физкультура и спорт, 1977. – 282 с.
7 Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
8 Мустаев, В. Л. Технология соревновательного метода на уроке физической культуры в начальной школе : автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук / В. Л. Мустаев ; СибГАФК. – Омск, 2001. – 24 с.
9 Нестеровский, Д. И. Баскетбол : Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский. – М. : Академия, 2004. – 336 с.
10 Новоселова, О. А. Общие основы теории и методики физического воспитания : краткий курс лекций в таблицах и схемах / О. А. Новоселова, И. А. Шведкая, А. А. Колесников. – Челябинск : УралГАФК, 2000. – 48 с.
11 Общие основы теории и методики физической культуры : учебное пособие. – Омск : СибГАФК, 2001. – 72 с.
12 Озолин, Н. Г. Молодому коллеге : научно-популярное издание / Н. Г. Озолин. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 288 с.
13 Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте : учебник для вузов физ. воспитания и спорта / В. Н. Платонов. – Киев : Олимпийская литература, 1997. – 583 с.
14 Пономарев, Н. А. Совершенствование средств и методов физического воспитания спортивной тренировки : сборник научных трудов / Н. А. Пономарев, Е. Б. Сологуб, Г. П. Иванова, А. В. Романова, Л. В. Шапкова, В. И. Румянцева. – Ленинград : ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1981. – 124 с.
15 Портнов, Ю. М. Баскетбол : Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва : учебник / Ю. М. Портнов. – М. : Советский спорт, 2008. – 100 с.
16 Стандарт организации о выполнении письменных работ : СК-СТО.2-008.04-09. – Челябинск : УралГУФК, 2009. – 32 с.
17 Тозик, О. В. Повышение функциональных резервов организма учащихся старших классов средствами физического воспитания : автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук / О. В. Тозик ; Московский городской пед. ун-т. – М., 2011. – 24 с.
18 Федорова, М. Ю. Развивающее обучение в формировании «школы мяча» по баскетболу у детей начальных классов : автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук / М. Ю. Федорова ; Бурятский гос. Ун-т. – Улан-Удэ, 2011. – 25 с.
19 Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2002. – 480 с.
Информация о работе Особенности и теорию соревновательного метода