Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 17:48, дипломная работа
Научная и практическая актуальность этой проблемы заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение. В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.
Введение………………………………………………………….......................3
Глава 1. Понятие социальной адаптации.
1.1.Подходы к изучению социально - психологической адаптации..................5
1.2. Особенности социальной и спортивной адаптации……………………....14
1.3. Самооценка подростка……………………………………………………..16
1.4. Проблемы личностной тревожности……………………………………..24
1.5. Характер самооценки и качества личности……………………………….37
Глава 2. Подростковый возраст.
2.1.Психологические особенности подросткового возраста……………….39
2.2. Проблемы развития личности подростка………………………………….41
2.3. Особенности адаптации в подростковом возрасте……………………….53
Глава 3. Опытно-экспериментальная часть
3.1.Методика диагностики самооценки...……………………………………...59
3.2. Приемы повышения самооценки и адаптационных возможностей учащихся подросткового возраста…………………………..............................61
3.3. Упражнения на уменьшение личностной тревожности у подростков…62
3.4.Методика диагностики социально – психологической адаптации ………64
Заключение......................................................................................................66
Список литературы.........................................................................................67
Новая для него позиция проявляется:
· во внешнем облике,
· манерах (как часть поведенческой идентификации со своим полом),
· копирование отношений (как часть половой идентификации),
· включение во взрослую интеллектуальную жизнь (участие в таких отраслях жизни, как: наука, искусство, занятие самообразованием),
· помощь в решении ежедневных домашних проблем (например, ежедневные обязанности по дому, помощь уставшей на работе маме).
Одновременно с этими проявлениями возникает чувство взрослости — отношение подростка к себе, как к взрослому, ощущение себя взрослым (как особая форма самосознания). При этом надо оговориться о том, что подросток всеми известными и доступными для него методами пытается показать, что он является такой же весомой и значимой частью общества, как и все, кто его окружает, но все эти доказательства создаются для получения дополнительных прав, которых у него/нее ранее не было, а не для получения дополнительных обязанностей. Одновременно возникает интерес к своему внутреннему миру, подросток открывает сложные переживания, связанные с новыми отношениями, пристально анализирует свои поступки. Происходит становление основ мировоззрения. При этом часто сближение воображения и теоретического мышления является импульсом к творчеству, но не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, хотя и используют возможности своего творческого воображения.
Все ранее высказанные переживания и приводят к наиболее заметным и известным всем взрослым конфликтам взрослый – подросток. Надо учесть, что немного завышенные требования к себе и окружающим– это всего лишь результат самоутверждения подростка в его новом качестве, а не проявление его наиболее вредных черт характера, который взрослые связывают с наличием таких же отрицательных черт у родственников подростка.
Самоутверждение — это долгий, растянутый во времени, сложный процесс, во время которого человек сам утверждает самого себя как единую, целую и гармоничную личность. Самоутверждение происходит путем выбора стратегии самоутверждения.
Одна из известных классификаций выделяет три способа самоутверждения личности:
· неуверенное поведение,
· ассертивное поведение,
· агрессивный стиль межличностного общения.
Для людей, выбравших неуверенное поведение (неуверенная личность), характерно:
- ориентация
личности на конформное
- тенденция скрывать собственное мнение (которое может иногда и не формироваться из-за отсутствия необходимости его высказывать),
- адекватные
эмоциональные реакции, с
Для людей, выбравших ассертивное поведение (конструктивная личность) характерно:
- отвечать без заминки, говорить достаточно громко и естественным для себя тоном
- не избегать смотреть на собеседника,
- охотно обсуждать предложенную тему,
- открыто давать знать о своих чувствах,
- высказывать свое мнение,
- учитывать при беседе или любом личном контакте правила и законы, присущие данному коллективу, но при этом ориентироваться и использовать их по своему усмотрению.
Для людей, выбравших агрессивный стиль межличностного общения (доминирующая личность), характерно:
- отвечать, прежде чем собеседник успел закончить свою мысль,
- громко говорить вызывающим тоном,
- смотреть на других свысока,
- пренебрежительно отзываться о предмете разговора (осуждать, порицать, принижать),
- навязывать всем свое мнение,
- с жаром изливать свои чувства,
- ставить себя выше всех и причинять боль другим, чтобы не сделать больно себе.
Неуверенная личность в различных жизненных ситуациях используют стратегию самоподавления. Например, говорят «да», когда надо сказать «нет»; избегают ситуаций, когда надо брать инициативу на себя. Но могут реагировать конструктивно, если в ситуации отсутствует конкретный партнер.
Конструктивная личность ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, стремится к людям, используя стратегию сотрудничества.
Доминирующая личность использует стратегии агрессии, в тех ситуациях, когда конструктивная личность ведет себя, как описывалось ранее.
Следовательно, самоутверждение заключается в том, что именно благодаря ему человек находит способ обретения Смысла Жизни. Это самораскрытие себя, как Человека и постановка своего места в Жизни.
Самоутверждение и адаптация для подросткового возраста являются единым целым, при этом самоутверждение можно рассматривать как внутренний процесс, а адаптация – его внешнее проявление, или самоутверждение – это основной способ адаптации.
Адаптация
— это процесс активного
Адаптация включает в себя следующие подвиды:
- биологический (телесный),
- психологический (внутренний мир),
- социальный (внешнее проявление в семье и коллективе).
Адаптация – это схема, или стиль разрешение различных видов проблем, например:
- временной (при нахождении временно в коллективе или ситуации),
- постоянной
(общение со школьными
- трудной (требующей долгого и терпеливого разрешения),
- простой (разрешаемой сама по себе),
- разрешимой (ведь как говорят старейшие: есть три выхода из любой ситуации: один - знает человек, который завел тебя в эту ситуацию, другой - ты найдешь сам, а третий - никто не знает),
- не разрешимой (то есть по твоему мнению у этой проблемы нет выхода);
- вообще не быть проблемой, в зависимости от ситуации, коллектива, и самого человека, ведь именно он определяет для себя постановку данного вопроса.
Сам субъект
может замечать или не
Наиболее активно из всех видов адаптации проявляется социальная адаптация, ее главной особенностью является сближение целей и ценностных ориентаций группы, и входящего в нее человека, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Адаптация происходит строго в рамках социума, в котором находится человек и предусматривает все нюансы, как для отдельного человека, так и для группы, вне зависимости от ее количества, так как именно социум и является контролирующей и корректирующей совокупностью для человека. Так как практически даже выходя на улицу, мы должны общаться со всеми кто нас окружает.
Адаптация так же предусматривает возрастные особенности, в данном случае это подростковые, а именно подросток является новым человеком, начинающим принимать нормы социального поведения как взрослый член общества. Следовательно, это принятие ряда норм, обязанностей и прав.
Доля поисков
стратегии самоутверждения и
адаптации подростка
Подводя итог выше сказанному, можно еще раз напомнить, что сложный мир подростка, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировки, надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, что бы потом долго и утомительно не заниматься исправлением их ошибок. Ведь именно взрослый осознанно или нет, формирует личность, стратегию самоутверждения и адаптацию у своего подростка.
Глава 3. Опытно – экспериментальная часть
1 этап эксперимента
Методика диагностики
Ю. Л. Ханина
3.1. Цель, задачи, методы исследования.
Гипотеза: заключается в том что, существует взаимообусловленность между уровнем социальной адаптации учащихся подросткового возраста и увеличением самооценки.
Для выявления
самооценки учащихся и их адаптации
проводились следующие
Исследования проводились в школе № 14 Нижегородского района, в котором принимали участие ученики 9 классов в количестве 12 человек.
Шкала
самооценки состоит из двух частей,
раздельно оценивающих
Уровни самооценки учащихся
По данным этой диаграммы мы видим, что преобладает средний уровень самооценки(56%), затем низкий(27%) и высокий уровень(17№).
Уровни адаптации
Уровень тревожности подростка
Перед
началом занятий по физической культуре
уровень тревожности у
3.2 Приемы повышения самооценки и адаптационных возможностей учащихся подросткового возраста
Основные
стратегии в повышении
Так, различные способы регуляции психофизиологического тонуса, на основе системности в формировании целостного состояния, способствующие уменьшению нервно – психологического напряжения, могут быть отнесены к ресурсам индивидной составляющей человека в противодействии психическому стрессу и, соответственно, повышению его адаптированности.
Существуют
различные группы методов, направленные
на улучшение адаптации и
Были
проведены следующие
- Упражнение «Интерпретация позы»
- Упражнение «Настроение»
- Упражнение «Антистресс»
После проведения вышеизложенных упражнений, была проведена методика диагностики социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
После
проведенных тренингов, уровень
адаптации значительно
3.3. Упражнения на уменьшение личностной тревожности у подростков.
Способствуют устранению предстартовой тревожности более интенсивная, чем обычно, разминка с помощью физических упражнений, а также воздействие авторитета тренера, особенно для начинающих спортсменов.
В ряде видов спортивной деятельности ( например, в спринтерском беге) состояние стартовой тревожности может даже способствовать успешным выступлениям в соревнованиях.
Общеразвивающие упражнения без предметов:
И.п. – руки на пояс
1. Вращение головы в одну и другую стороны
2. Вращение руками вперед – назад
3. Наклоны к каждой ноге (касаясь)
4.Выпады одной и другой ногой
5. Многоскоки на месте
Упражнения в движении:
1. Бег с высоким подниманием бедра
2. Бег с захлестыванием голени
3. Бег на прямых ногах
4. Бег правым – левым боком
Затем проводились соревнования на дистанции 300м, в которых участвовали учащиеся школы, ребята бежали по кругу парами. Перед стартом у всех был высокий уровень тревожности.
2 этап эксперимента
3.4. Методика диагностики социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав
или прослушав очередное