Особенности психологической адаптации учащихся подросткового возраста на уроках физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 17:48, дипломная работа

Краткое описание

Научная и практическая актуальность этой проблемы заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение. В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.

Содержание

Введение………………………………………………………….......................3
Глава 1. Понятие социальной адаптации.
1.1.Подходы к изучению социально - психологической адаптации..................5
1.2. Особенности социальной и спортивной адаптации……………………....14
1.3. Самооценка подростка……………………………………………………..16
1.4. Проблемы личностной тревожности……………………………………..24
1.5. Характер самооценки и качества личности……………………………….37
Глава 2. Подростковый возраст.
2.1.Психологические особенности подросткового возраста……………….39
2.2. Проблемы развития личности подростка………………………………….41
2.3. Особенности адаптации в подростковом возрасте……………………….53
Глава 3. Опытно-экспериментальная часть
3.1.Методика диагностики самооценки...……………………………………...59
3.2. Приемы повышения самооценки и адаптационных возможностей учащихся подросткового возраста…………………………..............................61
3.3. Упражнения на уменьшение личностной тревожности у подростков…62
3.4.Методика диагностики социально – психологической адаптации ………64
Заключение......................................................................................................66
Список литературы.........................................................................................67

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 591.50 Кб (Скачать файл)

 

Новая для него позиция проявляется:

·        во внешнем облике,

·        манерах (как часть поведенческой идентификации со своим полом),

·        копирование отношений (как часть половой идентификации),

·        включение во взрослую интеллектуальную жизнь (участие в таких отраслях жизни, как: наука, искусство, занятие самообразованием),

·        помощь в решении ежедневных домашних проблем (например, ежедневные обязанности по дому, помощь уставшей на работе маме).

Одновременно  с этими проявлениями возникает  чувство взрослости — отношение подростка к себе, как  к взрослому, ощущение себя взрослым (как особая форма самосознания).  При этом надо оговориться о том, что подросток всеми известными и доступными для него методами пытается показать, что он является такой же весомой и значимой частью общества, как и все, кто его окружает, но все эти доказательства создаются для получения дополнительных прав, которых у него/нее ранее не было, а не для получения дополнительных обязанностей. Одновременно возникает интерес к своему внутреннему миру, подросток открывает сложные переживания, связанные с новыми отношениями, пристально анализирует свои поступки. Происходит становление основ мировоззрения. При этом  часто сближение воображения и теоретического мышления является импульсом к творчеству, но не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, хотя и используют возможности своего творческого воображения.

Все ранее высказанные  переживания и приводят к наиболее заметным и известным всем взрослым конфликтам взрослый – подросток. Надо учесть, что немного завышенные требования к себе и окружающим– это всего лишь  результат самоутверждения подростка в его новом качестве, а не  проявление его наиболее вредных черт характера, который взрослые связывают с наличием таких же отрицательных черт у родственников подростка.

Самоутверждение — это долгий, растянутый во времени, сложный процесс, во время которого человек сам утверждает самого себя как единую, целую и гармоничную  личность. Самоутверждение  происходит путем выбора стратегии самоутверждения.

Одна из известных  классификаций выделяет три способа самоутверждения личности:

·        неуверенное поведение,

·        ассертивное поведение,

·        агрессивный стиль межличностного общения.  

 

Для людей, выбравших неуверенное поведение (неуверенная личность), характерно:

- ориентация  личности на конформное поведение  (т.е. строгие рамки законов,  правил поведения, общественной  морали являются обязательными  и не могут даже подвергаться  пересмотру),

-  тенденция скрывать собственное мнение (которое может иногда и не формироваться из-за отсутствия необходимости его высказывать), 

- адекватные  эмоциональные реакции, с предпочтением  неопределенных и мало выразительных  форм речевого общения (то, что  от него могут ждать и не более).  

 Для людей,  выбравших ассертивное поведение (конструктивная личность) характерно:

-   отвечать без заминки, говорить достаточно громко и естественным для себя  тоном

-   не избегать смотреть на собеседника,

-   охотно обсуждать предложенную тему,

-   открыто давать знать о своих чувствах,

-   высказывать свое мнение,

-   учитывать при беседе или любом личном контакте правила и законы, присущие данному коллективу, но при этом ориентироваться и использовать их по своему усмотрению.  

 Для людей,  выбравших агрессивный стиль межличностного общения (доминирующая личность), характерно:

-  отвечать, прежде чем собеседник успел закончить свою мысль,

-  громко говорить вызывающим тоном,

-  смотреть на других свысока,

-  пренебрежительно отзываться о предмете разговора (осуждать, порицать, принижать),

-  навязывать всем свое мнение,

-  с жаром изливать свои чувства,

-    ставить себя выше всех и причинять боль другим, чтобы не сделать больно себе.  

  Неуверенная личность в различных  жизненных ситуациях используют стратегию самоподавления. Например, говорят «да», когда надо сказать «нет»; избегают ситуаций, когда надо брать инициативу на себя. Но могут реагировать конструктивно, если  в ситуации отсутствует конкретный партнер. 

Конструктивная личность ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, стремится к людям, используя стратегию сотрудничества.

Доминирующая  личность использует стратегии агрессии, в тех ситуациях, когда конструктивная личность ведет себя, как описывалось ранее.

Следовательно, самоутверждение заключается в  том, что именно благодаря ему  человек находит способ обретения  Смысла Жизни. Это самораскрытие  себя, как Человека и постановка своего места в Жизни.

Самоутверждение  и адаптация для подросткового возраста являются единым целым, при этом самоутверждение можно рассматривать как внутренний процесс, а адаптация – его внешнее проявление, или самоутверждение – это основной способ адаптации. 

 Адаптация  — это процесс активного приспособления  индивида к условиям новой среды, при последовательном достижении результатов: в обществе, коллективе, семье и  по отношению к себе.   

Адаптация включает в себя следующие подвиды:

-  биологический (телесный),

-  психологический (внутренний мир),

-  социальный (внешнее проявление в семье и коллективе).

Адаптация –  это схема, или стиль разрешение различных видов проблем, например:

-  временной (при нахождении временно в коллективе или ситуации),

-  постоянной (общение со школьными друзьями  или родителями дома),

-  трудной (требующей долгого и терпеливого разрешения),

-  простой (разрешаемой сама по себе),

-  разрешимой (ведь как говорят старейшие: есть три выхода из любой        ситуации: один - знает человек, который завел тебя в эту ситуацию, другой - ты найдешь сам, а третий - никто не знает),

- не разрешимой (то есть по твоему мнению у этой проблемы нет выхода);

- вообще  не быть проблемой, в зависимости от ситуации, коллектива, и самого человека, ведь именно он определяет для себя постановку данного вопроса.  

 Сам субъект  может замечать или не замечать  данную проблему, в зависимости  от ее актуальности на данный  момент и личной стратегии  самоутверждения. 

Наиболее активно  из всех видов адаптации проявляется  социальная адаптация, ее главной особенностью является сближение целей и ценностных ориентаций  группы, и входящего в нее человека, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Адаптация  происходит строго в рамках социума, в котором находится человек и предусматривает все нюансы, как для отдельного человека, так и для группы, вне зависимости от ее количества, так как именно социум и является контролирующей и корректирующей совокупностью для человека. Так как практически даже выходя на улицу, мы должны общаться со всеми кто нас окружает.

Адаптация  так же предусматривает возрастные особенности, в данном случае  это подростковые, а именно подросток является новым  человеком, начинающим принимать нормы социального поведения как взрослый член общества. Следовательно, это принятие ряда норм, обязанностей и прав.

Доля поисков  стратегии самоутверждения и  адаптации подростка индивидуально  не слишком велика, так как большое  влияние на него оказывают сверстники и особенно домашний микроклимат  взаимоотношений в семье. Дело в том, что самое первое и самое глубокое воспитание закладывается в ребенке с рождения родителями, ведь не зря говорят, что если вы не стали воспитывать вашего ребенка с первой минуты его рождения, значит, вы уже упустили время. Коррекционная работа по формированию личности подростка в семье, как наиболее сложный процесс должна происходить постоянно. Ведь именно она и является отправной точкой отсчета для подростка. 

Подводя итог выше сказанному, можно еще раз напомнить, что сложный мир подростка, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировки, надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, что бы потом долго и утомительно не заниматься исправлением их ошибок. Ведь именно взрослый осознанно или нет, формирует личность, стратегию самоутверждения и адаптацию у своего подростка.

 

 

 

 

Глава 3. Опытно – экспериментальная часть

 

1 этап эксперимента

Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера,

Ю. Л. Ханина

3.1. Цель, задачи, методы исследования.

 

Гипотеза: заключается в том что, существует взаимообусловленность между уровнем социальной адаптации учащихся подросткового возраста и увеличением самооценки.

Для выявления  самооценки учащихся и их адаптации  проводились следующие методики:

  1. Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина.
  2. Методика диагностики социально – психологической адаптации   К. Роджерса, Р. Даймонда.

Исследования  проводились в школе № 14 Нижегородского района, в котором принимали участие ученики 9 классов в количестве 12 человек.

Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (высказывания №1 – 20) и личностную (высказывания №21 -40) тревожность, шкала уровня адаптации учащихся и уровень тревожности подростков.

Уровни самооценки учащихся

По данным этой диаграммы мы видим, что преобладает средний уровень самооценки(56%), затем низкий(27%) и высокий уровень(17№).

Уровни  адаптации

 

 

Уровень тревожности подростка

 

Перед началом занятий по физической культуре уровень тревожности у подростков значительно высокий что сказывается на самооценку и уровень адаптации. Были проведены упражнения на уменьшение тревожности учащихся и повышение самооценки.

 

3.2 Приемы повышения самооценки и адаптационных возможностей учащихся подросткового возраста

 

Основные  стратегии в повышении адаптированности на наш взгляд, заключаются в использовании  ресурсов индивидуального, личностного  и субъективного уровней человека.

Так, различные способы регуляции психофизиологического тонуса, на основе системности в формировании целостного состояния, способствующие уменьшению нервно – психологического напряжения, могут быть отнесены к ресурсам индивидной составляющей человека в противодействии психическому стрессу и, соответственно, повышению его адаптированности.

Существуют  различные группы методов, направленные на улучшение адаптации и повышение  самооценки.

Были  проведены следующие упражнения:

- Упражнение  «Интерпретация позы»

- Упражнение  «Настроение»

- Упражнение  «Антистресс»

После проведения вышеизложенных упражнений, была проведена методика диагностики  социально – психологической  адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

После проведенных тренингов, уровень  адаптации значительно повысился, это свидетельствует о положительном влиянии данных упражнений. [20]

 

 

3.3. Упражнения на уменьшение личностной тревожности у подростков.

 

Способствуют  устранению предстартовой тревожности  более интенсивная, чем обычно, разминка с помощью физических упражнений, а также воздействие авторитета тренера, особенно для начинающих спортсменов.

В ряде видов спортивной деятельности ( например, в спринтерском беге) состояние стартовой тревожности может даже способствовать успешным выступлениям в соревнованиях.

Общеразвивающие упражнения без предметов:

И.п. –  руки на пояс

1. Вращение  головы в одну и другую стороны

2. Вращение  руками вперед – назад

3. Наклоны  к каждой ноге (касаясь)

4.Выпады  одной и другой ногой

5. Многоскоки  на месте

Упражнения  в движении:

1. Бег с высоким подниманием бедра

2. Бег  с захлестыванием голени

3. Бег  на прямых ногах

4. Бег  правым – левым боком

Затем проводились соревнования на дистанции 300м, в которых участвовали учащиеся школы, ребята бежали по кругу парами. Перед стартом у всех был высокий уровень тревожности.

 

 

 

 

 

 

2 этап эксперимента

3.4. Методика диагностики социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

 

В опроснике  содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести  с нашим собственным образом жизни.

Прочитав  или прослушав очередное высказывание опросника, примерить его к своим  привычкам, своему образу жизни и  оценить: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для  того, чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

Информация о работе Особенности психологической адаптации учащихся подросткового возраста на уроках физической культуры