Построение тренировочного процесса лыжников-спринтеров в подготовительном периоде годичного цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Лыжный спринт – увлекательное и скоротечное соревнование, где спортсмены состязаются в умении быстро преодолевать короткую – по лыжным меркам – дистанцию. Но самое интересное в этом виде программы лыжных соревнований – это борьба, борьба спортсменов за медали, за честь, гордость и славу! Она бывает разной: как жестокой, беспощадной, так и тактической, предсказуемой. В спринте не обязательно быть сильнейшим, здесь надо быть хитрым, немного наглым, тактически грамотным, а также внимательным, потому что эта дисциплина подразумевает под собой борьбу, жесткость, скорость и сообразительность спортсмена. Вот именно такими качествами должен обладать настоящий спринтер!

Содержание

Введение
Глава 1. Современное состояние проблемы спортивной подготовки лыжников-спринтеров
Глава 2. Параметры различных видов подготовленности лыжников-спринтеров
Глава 3. . Специфика подготовки лыжников-спринтеров в подготовительном периоде годичного цикла
Выводы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 1.23 Мб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

                            УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОПОЛОЦКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  УЧИЛИЩЕ 

                       ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»

 

                                                                          Допущена к защите

                                                                   Зам. директор УО «НГУОР»

                                                                     Борисёнок Игорь Васильевич

                                                                         «___»_____________2009 г.

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Построение  тренировочного процесса лыжников-спринтеров в подготовительном периоде годичного  цикла

 

       Преподаватель II категории:

       Ромео  Владимир Альбертович

 

 

Исполнитель: учащаяся II курса

Сахоненко Светлана Владимировна

 

                                           г. Новополоцк, 2009 г

 

 

 

Содержание

 Введение 

  1. Глава 1.  Современное состояние проблемы спортивной подготовки лыжников-спринтеров
  2. Глава 2.  Параметры различных видов подготовленности лыжников-спринтеров
  3. Глава 3.  . Специфика подготовки лыжников-спринтеров в подготовительном периоде годичного цикла
  4. Выводы
  5. Заключение
  6. Список литературы

 

 

 

 

 

 


                   Введение.

Лыжный спринт – увлекательное и скоротечное соревнование, где спортсмены состязаются в умении быстро преодолевать короткую – по лыжным меркам – дистанцию. Но самое интересное в этом виде программы лыжных соревнований – это борьба, борьба спортсменов за медали, за честь, гордость и славу! Она бывает разной: как жестокой, беспощадной, так и тактической, предсказуемой. В спринте не обязательно быть сильнейшим, здесь надо быть хитрым, немного наглым, тактически грамотным, а также внимательным, потому что эта дисциплина подразумевает под собой борьбу, жесткость, скорость и сообразительность спортсмена. Вот именно такими качествами должен обладать настоящий спринтер!        


         Сегодня наши медальные надежды связаны и с лыжным спринтом. Конкуренты на этих дистанциях очень сильные, но сама гонка часто напоминает лотерею. Десять лет назад сегодняшние спринтерские гонки выглядели бы пародией на лыжный спорт. Они и сегодня кажутся странными тем, кто помнит, каким был образ лыжника весь прошлый век. Одиночка-марафонец уходит на дистанцию один и через несколько секунд скрывается в лесу, где начинается невидимое собравшимся на стадионе зрителям испытание на скоростную выносливость. Традиция в этом виде спорта — гонка на 15, 30 или 50 км. Для легендарных Галины Кулаковой и Раисы Сметаниной спринтом была дистанция 5 км. Для Николая Зимятова и Вячеслава Веденина — в два раза длиннее.  
         Гонку на километр в тех лыжах представить невозможно. А сегодня суперспринты составляют уже треть всех гонок вообще. За последние пять лет лыжи стали совершенно другим видом спорта.  
Появлению спринта обрадовались не только болельщики и телевидение, которые наконец-то получили по-настоящему зрелищный вид — быстротечный, непредсказуемый, с жесткой контактной борьбой на дистанции и понятной формой соревнования.

 

Этап Кубка Мира по лыжным гонкам ( спринт )

 

 
         Идею на ура восприняли и специалисты во многих сборных. Специалистам показалось, что вырастить чемпиона в спринте будет проще.    Достаточно специальной подготовки наподобие той, какую проходят спринтеры в велоспорте, плавании или легкой атлетике. И во многих командах принялись создавать специальные группы спринта.


    Общие положения проведения этой новой дисциплины таковы: старт  по параллельным дорожкам. Участники проходят квалификационный заезд по результатам которого 24, 12 , 8 участников (6, 4, 2 участника, в зависимости от общего количества участников в данной возрастной группе ), показавших лучшее время, проходят в следующий этап(т.е. делятся на забеги). После квалификации соревнования проводятся по олимпийской системе (кубковая система, с выбыванием). Первых два пересекших финишную черту (а еще два по времени) носком ботинка в каждой шестерке проходит в следующий этап (полуфинал). Победитель полуфинального старта проходит в финал А  своей возрастной группы, проигравший в финал В. Затем начинается розыгрыш призовых мест в финале А , а вот в финале В борются уже за общекомандные очки.    

 

                                                           Актуальность.


Современные тенденции развития спорта требуют систематического совершенствования  организационно-методических основ  спортивной подготовки. Введение в календарь соревнований лыжных спринтерских дистанций увеличило количество разыгрываемых медалей на соревнованиях различного уровня. По международным правилам спринтерская дистанция составляет от 800 до 1800 м, а соревнования проводятся в несколько этапов в течение одного дня. В тоже время в теории и практике лыжных гонок сведения о показателях функционального состояния спортсменов на различных этапах подготовки лыжников-спринтеров, влияющие на результативность в соревновательной деятельности, встречаются лишь фрагментарно, так как они малочисленны и не подтверждены многогодичными  научными исследованиями. Следствием этого является отсутствие обоснованных методик построения учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков, специализирующихся на спринтерских дистанциях.(15)

 

Подготовка спортсменов представляет собой многокомпонентную систему, все части которой находятся  в строгом взаимодействии, в то же время каждый из компонентов решает свой определенный круг задач. Результативность соревновательной деятельности в лыжном спринте во многом зависит от физической, технической, тактической и психологической  подготовленности, при этом система  такой подготовки формируется до сих пор эмпирически и не имеет  необходимого научно-практического  обоснования.    

Поиск оптимального сочетания тренировочных  занятий на различных этапах подготовительного  периода позволит достигнуть высоких  результатов в спринтерской гонке, что является весьма важной и актуальной проблемой, которая определяется практическими запросами лыжного спорта.(16-17)

 

ГЛАВА 1. Современное состояние проблемы спортивной подготовки лыжников-спринтеров


Здесь рассматривается аналитический материал, характеризующий состояние теории и методики построения тренировочного процесса лыжников-гонщиков в подготовительном периоде, проанализированы основные средства и методы, применяемые в тренировочном процессе для развития физических качеств. В современной научно-методической литературе по лыжному спорту в основном изучается аэробная система энергообеспечения мышечной деятельности спортсменов, тренирующихся в видах на выносливость, а анаэробная система, как фактор, определяющий результат в спринтерских лыжных гонках рассматривается недостаточно.


В научно-методической литературе имеются данные по структуре развития двигательных качеств лыжников-гонщиков старших разрядов, выступающих на длинных дистанциях. Рекомендаций по организации тренировочного процесса лыжников-гонщиков массовых разрядов с преимущественной направленностью на спринтерские гонки нами не обнаружено. В связи с этим изучение структуры подготовительного периода лыжников-гонщиков и распределение в нём нагрузок является актуальным, так как от их выполнения зависит результат соревновательного  периода.   Совершенствование методики тренировки за счёт интенсификации нагрузок в микро- и мезоциклах, позволит улучшить результаты в соревновательном периоде лыжников-спринтеров.


Анализ теоретических  и научных исследований, обобщение  опыта практики, касающиеся подготовки спортсменов-спринтеров, показали отсутствие разработок, рассматривающих процесс  формирования и совершенствования  таких двигательных качеств, как  скорость, сила и выносливость, проявляемых  в соревновательной деятельности на коротких дистанциях. Исследование различных  сторон подготовки лыжников-спринтеров, является новым аспектом в отечественной  и зарубежной науке.

          Выявленная проблема определила направление исследований в поиске наиболее эффективных средств и методов совершенствования физических качеств, необходимых при выполнении соревновательной деятельности лыжников-спринтеров, что является важным вопросом теории и практики лыжного спорта.



 

Используя различные методы и средства спортивной подготовки в лыжном спорте, тренер может направить тренировочный процесс на подготовку или лыжников – универсалов, или лыжников – специалистов. Лыжники – универсалы стартуют и завоевывают медали как на  спринтерских так и на длинных дистанциях, лыжники – специалисты выступают и становятся призерами только на одной дистанции (короткой или длинной).  

Анализ выступлений спортсменов на крупнейших международных соревнованиях в циклических видах спорта (коньки, гребля, лыжи, бег на выносливость, велосипед, плавание), связанных с проявлением выносливости свидетельствует о том, что в подавляющем  большинстве случаев выдающихся успехов добивались спортсмены – универсалы. Ярчайший пример такого выступления   Э. Хайден (США), который выиграл на олимпийских играх  все дистанции (500, 1000, 1500, 5000, 10000м) в коньках. Нельзя не отметить, что особенно в этом вопросе преуспели  зарубежные пловцы (М. Спитц (США), Д. Шолландер (США), М. Фелпс (США), Г. Хэккетт (Австралия), Й. Торп (Австралия) и др.), а также бегуны -  среднегорцы (Н. Морсели (Алжир), С. Аоиута (Марокко), Х. Гебресилассие (Эфиопия), П. Тергат ( Кения), М. Киптануи (Кения), Д. Комен ( Кения),  К. Бекеле (Эфиопия), И. Эль Герруж (Марокко) и др. Аналогичная картина характерна и для других циклических видов спорта на выносливость. Иными словами, сегодня тон в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости задают спортсмены – универсалы. Сразу отмечу, что в подготовке спортсменов – универсалов пальма первенства принадлежит зарубежным специалистам. (6)


 

Ввиду того, что направленность тренировки выражает закономерность, согласно которой характер адаптационных перестроек в организме спортсмена полностью зависит от характера тренировочных нагрузок то очевидно, что методика подготовки спортсменов – универсалов должна отличаться от методики спортсменов – специалистов. Такая проблема в циклических видах спорта

      Сергей Долидович                 возникла не сегодня, а существует уже давно, но отечественная спортивная наука обходит ее стороной, так как нет даже элементарных научных рекомендаций для тренеров по этому вопросу.

Применяемая отечественными тренерами традиционная система тренировки ( с ее идеей периодизации) вот уже более трех десятков лет в циклических видах спорта предусматривает в основном в течение года, но особенно в так называемом подготовительном периоде в отдельном тренировочном занятии развивать одно основное физическое качество у спортсмена (имеется в виду быстрота или выносливость или сила и т. д. ).(8) Однако зарубежные специалисты уже давно отказались от такой  технологии тренировки и развивают в отдельном занятии как в подготовительном периоде, так и в течение года все ведущие физические качества спортсмена. В подтверждение данного факта приведу несколько примеров. Выдающийся американский ученый  и тренер по плаванию   Д. Каунсилмен еще в конце 60- х годов писал: «Сочетая различные методы тренировки в программе одного занятия, пловец может развивать скорость в одной фазе тренировки, а выносливость в другой. Основой  системы тренировки  Индианского университета является сочетание различных

методов, применяемых в отдельном занятии». Известный английский тренер по бегу  Д. Андерсон пишет: «Я верю, что скорость, силу и выносливость можно развивать одновременно, и этим моя программа отличается от той, которую применяют многие тренеры. Не думаю, что тренировку нужно разбивать на фазы для отдельного совершенствования каждого из этих качеств.» (7) Другими словами, Д. Каунсилмен и Д. Андерсон одновременно сочетают аэробные и анаэробные режимы тренировочных нагрузок в отдельном тренировочном занятии, а также в тренировочном дне (при двух разовых тренировках), когда одна из них носит в основном аэробный характер, а другая - анаэробный. 

С этой целью рассмотрим механизм энергообеспечения в лыжных гонках. В лыжных гонках  в большинстве соревновательных дистанций активно функционируют по крайней мере два энергетических механизма, а в некоторых случаях (например, во время прохождения  дистанций 300м и короче) и все три механизма  энергообеспечения. (см. табл.1.)

 

                        

 

 

 

 

Таблица 1. Механизмы энергообеспечения

Механизм энергообеспечения

Источник АТФ

Характер ресинтеза АТФ

Дистанция и скорость

Креатинфосфатный

Запасы АТФ и Кр Ф  в мышцах

Анаэробный

50-60м – скорость максимальная

Гликолитический

Расщепление глюкозы и  гликогена (сопровождается накоплением  молочной кислоты и образованием кислородного долга)

Анаэробный

300-500-800-1000м скорость максимальная

Аэробный

Окисление глюкозы (накопление молочной кислоты и образованием кислородного долга отсутствуют)

Аэробный

1500-2000-3000 -  5000м, 10км, 15км, 30км, 50км и более -  скорость умеренная


 

 

В соревнованиях продолжительностью до 2 минут ( бег на лыжах на дистанции  примерно до 800м) работа спортсмена носит  преимущественно анаэробный характер. По мере увеличения длины дистанции  аэробный характер мышечной деятельности становится все более очевидным. 

Хотя между бегом и  плаванием имеются существенные различия, «развитие методов тренировки в беге и в плавании происходит параллельно, что является результатом  их сходства и дает возможность применять  многие общие принципы тренировки в  обоих видах спорта»,- утверждает известный тренер по плаванию Д. Каунсилмен. (1) . Подобная картина наблюдается во всех циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости. 

Информация о работе Построение тренировочного процесса лыжников-спринтеров в подготовительном периоде годичного цикла