Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 18:10, курсовая работа
Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима. В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только основой стройной и красивой осанки, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава1.Теоретические основы проблемы формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.
Исследования и сущность понятия «правильная осанка»…………..
1.2.Виды нарушения и современные проблемы формирования осанки у детей их методика……………………………………………………………
1.3. Физические упражнения как формирование правильной осанки…..
Глава 2. Практическая работа по формированию у детей дошкольного возраста навыка правильной осанки.
2.1Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической практике.
Заключение
Литература
Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации.
Таким образом, к нарушению осанки приводит отсутствие необходимых условий, вредные привычки и различные заболевания.
Меры профилактики нарушений и формирования правильной осанки у детей.
Методы борьбы с нарушениями осанки могут быть различными. Но, конечно, наиболее эффективен для этого комплексный метод воздействия на организм, включающий продуманную и всестороннюю систему мер.
По мере роста ребенка система профилактики нарушений осанки и сколиозов у детей состоит из нескольких этапов.
На первом этапе устраняются факторы риска в грудном
На втором этапе, который приходится на
дошкольный и младший школьный возраст,
создаются условия для формирования здорового позвоночника:
все дети не менее двух часов в день должны
посвящать активным движениям, устраняются неблагоприятные
На третьем этапе, приходящемся на средний и старший школьный возраст, закрепляются достигнутые на предыдущих этапах положительные результаты. Из видов спорта предпочтение следует отдавать разнообразным спортивным играм с мячом, бегу на лыжах, плаванию, гребле, атлетической гимнастике. Одной из важнейших задач в начале этого этапа является выявление детей с нарушениями осанки и сколиозом (по уровню плеч и лопаток, по положению головы, по неодинаковой форме треугольников, образованных контурами талии и рук) и создание из них специальных групп, в которых под руководством специалистов (школьных учителей физической культуры, валеологов или врачей) принимаются незамедлительные меры, направленные на выпрямление позвоночника и формирование «мышечного корсета» (ЛФК, массаж спины, дыхательные упражнения, разгрузочный режим, здоровое питание)
Лечебная физическая культура - это применение
средств физической культуры с целью терапии
и профилактики различных заболеваний.
Биологической основой
По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера.
Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля.
В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства.
Ациклические упражнения оказывают преимущественное
влияние на функции опорно-двигательного
аппарата, в результате чего повышаются
сила мышц, быстрота реакции, гибкость
и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата.
К видам с преимущественным использованием
ациклических упражнений можно отнести
гигиеническую и
Из различных видов физических упражнений
наиболее эффективным является плавание.
Горизонтальное положение в воде способствует
освобождению позвоночника от значительной
физической нагрузки, равномерному распределению тяжести
тела, лучшему кровоснабжению органов,
симметричному расположению верхних и нижних
конечностей, а также возможности полного
Подвижные и спортивные игры обеспечивают разностороннее воздействие на организм, равномерную нагрузку на основные группы мышц, постоянную смену различных положений тела, что также способствует укреплению опорно-двигательного аппарата и устранению нарушений различного характера.
Ценным средством исправления осанки является оздоровительная ходьба, однако важным условием ее эффективности является постоянный самоконтроль за правильным положением тела: прямое положение спины, живот втянут, плечи расправлены и находятся вертикально над пятками, подбородок поднят (смотреть перед собой, лопатки сведены, тяжесть тела равномерно распределена на правую и левую ногу).
В целях профилактики и устранения нарушений осанки упражнения ритмической гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым соответственно выявленным типам осанки, а также с учетом пола, возраста и уровня физического развития учащихся. В таких группах всегда есть возможность предложить каждому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которые ему наиболее необходимы в данный момент. Поэтому, организуя занятия, учитель физкультуры и врач должны тщательно обследовать каждого школьника с тем, чтобы правильно отнести его к той или иной группе и разработать для каждой группы соответствующий ее задачам комплекс упражнений.
При стойких нарушениях осанки занятия с детьми
следует проводить в специальных группах
Методика составления комплексов упражнений корригирующей ритмической гимнастики аналогична методике построения комплексов для уроков с элементами ритмической гимнастики. Следовательно, каждый такой комплекс должен состоять из трех частей.
В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие
и корригирующие упражнения, соответствующие
типу нарушения осанки. Темп выполнения
- медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка
Основную часть насыщают собственно корригирующими упражнениями, большинство из которых должно выполняться в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения медленный, умеренный и средний. Дозировка зависит от самочувствия детей, их физической подготовленности и усвоенности материала. В среднем упражнения повторяют 8,16 раз. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны.
Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.
Выполняя упражнения, дети должны дышать через нос, не задерживая дыхание. Следует учитывать также, что формированию правильной осанки способствуют упражнения с предметами. С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы.
Итак, формирование правильной осанки у детей, профилактику ее нарушений можно обеспечить только благодаря сбалансированной системе педагогических воздействий на интеллектуальную, эмоционально-волевую и практическую деятельность детей как со стороны педагогов ДОУ, так и под влиянием родителей.
Важное значение при этом имеют: своевременное правильное питание, свежий воздух, подбор мебели в соответствии с длиной тела, оптимальная освещённость, привычка правильно переносить тяжёлые предметы и правильно сидеть за столом, следить за собственной похо
1.3. Физические упражнения как формирование правильной осанки
Прежде чем выполнять данные упражнения для формирования правильной осанки у детей , необходимо проконсультироваться с врачом.
Комплекс упражнений для формирования правильной осанки у детей:
1.Исходное положение (ИП)–
2.Стоя, руки разведены в стороны.
Круговые движения руками
3.Стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклоны корпуса вперед, спина прямая – выдох; возвращение в ИП – вдох (4–5 раз).
4.Стоя, руки за спиной. Совершаются
наклоны корпуса вправо и
5.Стоя, с палкой в руках. Приседания, корпус прямой, руки вытягиваются вперед, выдох; возвращение в ИП – вдох (4–5 раз).
6.Стоя, с палкой в руках. Поднимание палки вперед вверх – вдох; при возвращении в ИП – выдох (4–5 раз).
7.Лежа на спине, руки вдоль тела. Попеременное поднимание ног вверх (3–4 раза).
8.Лежа на животе, руки на поясе. Разгибание корпуса – вдох; возвращение в ИП – выдох (3–4 раза).
9.Стоя, руки на поясе, производят
подскоки с последующей
10.Стоя, руки перед грудью. Разведение рук в стороны – вдох; сведение – выдох повторить 3–4 раза.
Использование вышеперечисленных
групп упражнений для формирования
правильной осанки у детей вполне
достаточно для поддержания правильного
физического развития здорового
ребенка. Для детей с отклонениями
общего физического развития, недостаточной
функциональной способностью определенных
мышечных групп и сниженной
Подобные мероприятия имеют особенно большое профилактическое значение для детей, перенесших недавно различные заболевания, а также страдающих сердечно-сосудистой недостаточностью. Специальные физические упражнения, подобранные индивидуально с учетом имеющихся у ребенка отклонений со стороны общего здоровья и физического развития, могут выполняться не только в условиях школы, но также и дома в виде самостоятельных занятий.
Детям с наклонностью к сутулости (усиление общего изгиба позвоночника назад) и круглой спине (усиление грудного кифоза преимущественно в верхнем отделе позвоночника) особенно показаны напряженные выгибания корпуса с локализацией движения в грудной части позвоночника (а не в более подвижной поясничной), а детям с крыловидными лопатками и сведенными кпереди плечевыми суставами полезны круговые движения руками и отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок.
При свисающих плечевых суставах полезно упражнение с отведением рук через стороны вверх, подниманием надплечий, вытягиванием рук вверх с противодействием.
При наклонности к лордозированию позвоночника целесообразно производить попеременные движения ногами («велосипед», попеременное поднимание прямых ног) из положения лежа на спине, переходить из положения лежа в положение сидя, а также разгибать ноги в тазобедренных суставах из положения стоя и положения лежа на животе, что способствует укреплению ягодичных мышц. При сглаженности физиологических изгибов позвоночника (плоская спина) необходимо повысить функциональную способность мышц спины и живота. Для более интенсивного напряжения определенных мышечных групп полезны упражнения с легким отягощением, используя гантель массой 0,5–1 кг, медицинбол массой 1–2 кг в зависимости от возраста ребенка. Для выработки более симметричного положения плечевого пояса помогают упражнения с гимнастической палкой (например, передача ее в колонне по одному через голову), переброской мяча, а также упражнения, направленные на самокоррекцию, которые лучше выполнять перед зеркалом.
Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие, например упражнения на бревне, на рейке гимнастической скамейки. Для улучшения осанки следует подчеркнуть пользу порядковых упражнений: построение, повороты, ходьба.
Литература
1.Алиев М. формирование правильной осанки: подготовительная к школе группа //Дошкольное воспитание. 1993, №2., 200с.
2Анисимова В.В. Предупреждение нарушения осанки у детей. М., 1959, 205с.
3.Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой. – М.: ТЦ Сфера, 2008, 186с.
4.Баландина В.Н., Вавилова Е.Н. Формирование правильной осанки //Дошкольное воспитание.1984, №2., 147с.
5.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Издательство Цитадель. Москва, 1998, 877с.
6.Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004, 155с.
7.Долин А.А., Попов Г.В. Традиции у-шу. М., 1991, 188с.
8.Кабанов А.Н. и Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Москва, Просвещение, 1969, 235с.
9.Каратаева Н.Б., Михайлова А.В. Гиподинамика и состояние осанки у дошкольников. М., 1991, 294с.
10.Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста в сб. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - Новокузнецк, 1985, 208с.