Принципы и методы обучения и воспитания в сфере физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 15:05, контрольная работа

Краткое описание

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает
достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятиефизическими
упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества,именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться вобразовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в деловоспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебныезаведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы,способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную иналаженную методику обучения и воспитания студентов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I Глава: ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………………………4
II Глава:СПЕЦИФИЧИСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………………5
IIIГлава: МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………………………... 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….... 13
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат принципы и методы обучения и воспитания в сере физкультуры.docx

— 44.55 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра математических и  естественнонаучных дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Физическая культура

на тему

Принципы  и методы обучения и воспитания в  сфере физической культуры.

Выполнена: студенткой курса I группы 1.700

Очной формы обучения

специальности 100700 «Торговое  дело», профиль «Логистика в торговой деятельности

Пуряховской Яной Константиновной

Руководитель                                        Корзникова О.И.

Отметка о допуске к  защите ______________________________________________________

«    »_______________ 2012 г.                          __________________________________________

 

 

Южно-Сахалинск

2012г.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

I Глава: ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………………………… 4

II Глава: СПЕЦИФИЧИСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………………5

III Глава: МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ………………………...  9

ЗАКЛЮЧЕНИе……………………………………………………………………………....  13

Список литературы………………………………………………………………………..  15

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает

достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятие физическими

упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями.

Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет.

Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.

Разработка методики занятий  физическими упражнениями должна производиться высоко профессиональными специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам.

Тем более в высших учебных  заведениях, где нагрузка должна быть более усложненная - методика занятий физкультурными упражнениями должна быть более четко, правильно разработана и детализирована.

I Глава

ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ  ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Общеметодические принципы — это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Они отражают основные и общие положения, а также рекомендации, сделанные из сопос- тааления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания. Рассматривая общеметодические принципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и выясняем методические положения, вытекающие из них.

Это, отправные положения, определяющие общую методику процесса ФВ.

1. Принцип сознательности  и творческой активности раскрывается в следующих требованиях:

- формировать осмысленное  отношение и устойчивый интерес  к общей цели и конкретным  задачам занятия (занятий);

- стимулировать сознательный  анализ, самоконтроль и рациональное  расходование (использование) сил  при выполнении физических упражнений;

- воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое  отношение к заданиям.

Согласно теории деятельности активность человека зависит от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких  категорий как знание, мотивация, потребность, интересы и цели.

2. Принцип наглядности предполагает включение органов чувств в процессе познания при формировании представления о разучиваемом действии, при анализе возникающих ошибок.

а) зрительная наглядность  – демонстрация движений в целом  и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов на этапе начального разучивания и анализ в записи собственного исполнения на этапе совершенствования двигательного действия.

б) звуковая наглядность  – в виде различных звуковых сигналов, команд для уточнения временных  и ритмических характеристик  двигательных действий.

в) двигательная наглядность  – наиболее специфическая для  ФВ направляющая помощь и проведение по движению.

3. Принцип доступности  и индивидуализации обучения требует учета готовности занимающихся (интеллектуальной, психологической, физической) к выполнению задания. Суть этого принципа в области ФВ раскрывают следующие положения:

- определять меру допустимого (программно-нормативная и индивидуальная доступность);

- не завышать посильную  меру нагрузок.

Одно из решающих методических условий доступности – это  преемственность физических упражнений. Она обеспечивается правилами: от известного к неизвестному; от освоенного к неосвоенному; от простого к сложному; от легко к трудному.

Критериями для определения  доступных нагрузок и заданий  являются: 1) объективные показатели (показатели здоровья, функциональные пробы, кардиограммы и др. показатели тренированности; 2) субъективные показатели (сон, аппетит).

 

II Глава

СПЕЦИФИЧИСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Принцип систематичности  (непрерывности) процесса ФВ

Предполагает непрерывность  процесса ФВ и оптимального чередования  нагрузок с отдыхом.

Необходимость относительной  непрерывности тренировочных воздействий  обусловлена:

1) закономерностями адаптации  к физическим нагрузкам (кумулятивный  тренировочный эффект);

2) дидактическими соображениями,  связанными с необходимостью  повторного упражнения для «заучивания», формирования двигательного динамического  стереотипа. Достаточно 3 раза в неделю. Для детей младшего школьного  возраста приемлемы более частые, но короткие занятия. Этот принцип  предполагает также последовательность  и взаимосвязь занятий, а так  же нагрузок в занятии и  в цикле. 

 

2. Принципы системного  чередования нагрузок и отдыха

Системное чередование нагрузок и отдыха является важным положением, от которого зависит суммарный эффект (кумулятивный).

Умело оперируя различными вариантами отдыха между занятиями, а также величиной и характером нагрузок можно добиться максимального  эффекта при достаточно частом проведении занятий с достаточно большой  напряженностью.

 Различают ординарный (полный) отдых, обеспечивающий восстановление  работоспособности к началу следующего  занятия (задания), жесткий (неполный) отдых – предусматривает выполнение нагрузки на фоне более или менее значительного не довосстановления работоспособности занимающихся и суперкомпенсационный отдых – обеспечивает повышенную работоспособность, наступающую при определенных условиях в силу некоторых закономерностей протекания восстановительных процессов, что позволяет на очередном занятии выполнить более значительную по объему и интенсивности нагрузку.

Учитывая гетерохронность восстановления отдельных сторон так варьировать средствами, чтобы не было ни каких отрицательных последствий, а достигался бы положительный эффект.

Для контроля величины физической нагрузки, следует учитывать следующие компоненты:

1) продолжительность упражнения (длина отрезка);

2) интенсивность упражнения (скорость передвижения);

3) продолжительность интервалов  отдыха между упражнениями;

4) характер отдыха (другие  виды деятельности);

5) число повторений упражнения (для циклических упражнений);

6) координационная сложность  упражнения (для спортивных игр);

7) количество игроков  (для спортивных игр);

8) размер площадки (для  спортивных игр).

 

3. Принцип динамичности  или постепенного повышения требования (постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий – ТМФВ)

Данный принцип предполагает необходимость систематического повышения  требований к проявлению у занимающихся двигательных и психических функций  за счет повышения сложность заданий  и увеличения нагрузок. Развитие физических качеств возможно лишь при условии  повышения требования к функциональной деятельности организма человека. В  основе развития тех или иных физ. качеств лежат специфические  адаптационные перестройки органов  и систем организма в ответ  на воздействие нагрузок, превышающих  те, к которым организм приспособился. Поэтому каждый последующий шаг  в увеличении нагрузки (объема или  интенсивности) должен быть оптимальным. Следует учитывать и тот факт, что функциональная перестройка, в  организме наступает быстрее, нежели морфологическая.

Что касается технического совершенствования или формирования двигательного навыка в процессе обучения, то характерно постепенное  изменение деталей технического приема и изменение техники движений в связи с ростом физ. возможностей занимающихся (силы, быстроты, гибкости и т.д.).

 

4. Принцип адаптированного  сбалансирования динамики нагрузок

Разработаны три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов ФВ.

1. Суммарная нагрузки  должна быть такой, чтобы не  вызывала негативных состояний  и ухудшения состояния здоровья. С этой целью необходима реализация  этапного, текущего и оперативного  контроля.

2. По мере адаптации  необходимо ввести очередное  увеличение суммарной нагрузки.

3. Использование суммарных  нагрузок предполагает на отдельных  этапах ФВ в системе занятий  ее: или временное снижение, или  стабилизацию, или временное увеличение.

Можно выделить две формы  динамики повышения суммарной нагрузки: ступенчато повышающуюся, волнообразно-восходящую и возможна третья форма – линейно-повышающаяся, но на небольшом временном промежутке. 

 

5. Принцип циклического  построения занятий

Процесс ФВ предполагает повторение целей и задач на каждом этапе  циклов.

Различают три вида циклов: микроцикл – приравниваются к недели - двум неделям; мезоцикл (месячно), включают в себя от 2-х до 6-ти микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств; и макроциклы (годичные).

Это позволяет специалистам ставить задачи и решать их в учетом и в рамках завершенных циклов.

 

6. Принцип возрастной  адекватности направлений ФВ

Этот принцип обязывает  последовательно изменять направленность ФВ в соответствии с возрастными  этапами и стадиями человека, т.е. в соответствии со сменяющимися периодами  онтогенеза и особенно периодами  возрастного физ.развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст). При построении дошкольного и школьного ФВ необходимо учитывать наиболее благоприятные (чувствительные) (сенситивные) периоды (временные зоны) для развития тех или иных физ.качеств.

 

Изложенные принципы отражают различные закономерности и стороны  целостного процесса ФВ. Ни составляют единство принципиальных методических положений взаимно обусловленных  и дополняющих друг друга.

Существуют другие версии интерпретации понятий принципов.

 

III Глава

МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

Основными средствами физического  воспитания являются физические упражнения, оздоровительные силы природной  среды и гигиенические факторы.

Физические упражнения –  это двигательные действия, при выполнении которых решаются задачи физического  воспитания.

Оздоровительные силы природной  среды и гигиенические факторы (солнечная радиация, свойства воздушной  и водной среды и пр.) служат средствами укрепления здоровья, закаливания и  повышения работоспособности человека.

Физические упражнения в  сочетании с естественными факторами  закаливания помогают повысить общую  устойчивость организма к неблагоприятным  воздействиям внешней среды.

Информация о работе Принципы и методы обучения и воспитания в сфере физической культуры