Причины нарушения осанки среди старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 19:27, реферат

Краткое описание

Цель работы: Изучение распространение и выявление возможных причин нарушение осанки среди старшеклассников (8, 11 класс) школы №100.
Задачи:
Изучить теоретическую информацию по заданной теме из доступных источников.
Провести социологическое исследование с помощью анкетирования среди учащихся школы №100.
Изучить статистические распространённости нарушения осанки и плоскостопие среди учащихся школы №100.
Изучить меры профилактики.
Пропаганда здорового образа жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

!!!.docx

— 73.33 Кб (Скачать файл)

Также все виды плоскостопия можно разделить на врожденное и приобретенное. Но здесь тоже все очень просто. Врожденное плоскостопие, которое лечат уже с первых дней появления малыша на свет, встречается очень редко и является следствием порока развития тканей плода. Поэтому в основном плоскостопие всегда является приобретенным.

Приобретенное плоскостопие встречается в совершенно любом возрасте и бывает нескольких видов:

  • травматическое;
  • паралитическое;
  • рахитическое;
  • статическое.

Травматическое плоскостопие является следствием переломов костей стопы и голеностопного сустава, а также повреждения мягких мышечных тканей и связок, которые укрепляют свод стопы.

Вследствие перенесенного полиомиелита, а также в результате паралича мышц стопы и большеберцовых мышц, может возникнуть - паралитическое плоскостопие.

Рахитическое плоскостопие является следствием перенесенного рахита. Рахит нарушает правильное формирование костей стопы. Кости стопы становятся более хрупкими и под воздействием нагрузок стопа деформируется и образуется плоскостопие.

Причины плоскостопия

Самой распространенной формой является - статическое плоскостопия (80% всех случаев), причинами которого могут быть:

  • избыточный вес;
  • наследственная предрасположенность к слабым мышцам и связкам стопы;
  • избыточный вес;
  • слабые связки и мышцы стопы и голени, как следствие малой физической активности и отсутствия физических тренировок, особенно у людей "сидячих" профессий;
  • неудобная и узкая обувь;
  • продолжительные нагрузки на ноги и стопы (высокий каблук, беременность, люди "стоячих" профессий).

Симптомы плоскостопия

  • ваша старая обувь стоптана и изношенна с внутренней стороны, особенно это хорошо видно, если у обуви есть каблук;
  • ноги очень быстро утомляются при ходьбе и стоячей работе;
  • после больших физических нагрузок начинают болеть стопы;
  • в конце дня появляется усталость и боль в ногах, чувство тяжести, ноги словно "налиты свинцом", отечность, возможны даже судороги;
  • в области лодыжек появляется отечность;
  • хождение на каблуках превращается в сплошное мучение;
  • нога словно выросла в размере, как по ширине, так и по длине, поэтому приходится покупать обувь на размер больше, а в старую обувь вы уже не влезаете;
  • на последней стадии заболевания помимо ног начинает болеть поясница, хождение в обуви становится мучением, а боли в ногах могут сочетаться с головными болями.

Многие перечисленные симптомы плоскостопия могут соответствовать варикозному расширению вен, поэтому при первых же появлениях болевых ощущений в области стопы и голени необходимо немедленно обратиться к ортопеду.

Продольное плоскостопие и его симптомы:

  • утомляемость в ногах, надавливание на стопы или середину подошвы вызывает боль, тыл стопы отекает к вечеру;
  • сильные и постоянные боли в стопах, в области лодыжек и голеней, подобрать правильную обувь становится очень сложно;
  • помимо болей в стопах, голенях часто возникает боль в пояснице, продольный свод внешне уже не заметен, пятка полностью распластана, стопа отечна, голеностопный сустав трудноподвижен, ходить в обуви массового производства становится практически невозможно.

Поперечное плоскостопие и его симптомы:

  • исчезновение поперечного свода стопы, и как следствие деформация пальцев стопы;
  • боли в переднем отделе стопы, омозоленность кожи;
  • появление молоткообразных пальцев.

Школьная мебель

Для формирования правильной осанки  у учащихся  важное значение имеет правильный подбор мебели,  особенно в условиях школы, где дети проводят за партами от 4-7  часов  и  даже  больше  (учитывая   внешкольную работу). Гигиенические требования к мебели основываются на данных антропометрии  и физиологии детского возраста. Мебель должна способствовать гармоничному физическому развитию детей, вырабатывать у  них  правильную осанку, длительно сохранять работоспособность ребёнка.

Одним из основных требований является соответствие размеров мебели длине тела и пропорции  ребёнка. Необходимым условием для поддержания физиологически рациональной позы является соответствие мебели антропометрическим данным  детей и подростков.         

 Если  мебель мала для школьника, он находится в согнутом положении и при этом испытывает значительную статическую нагрузку; 

если большая, ребёнок  вынужден тянутся, ноги не стоят,  на полу, висят;  поза неустойчива, что также ведёт к нарушению осанки . Соответствие  стола и стула пропорциям  тела школьника- главное условие позволяющее сохранить наименее утомительную позу , которая в то  же  время воспитывает  правильную осанку,  предупреждает искривление позвоночника.     

    При  правильной  посадке голова и туловище  ребёнка находятся в прямом положении, грудь  и живот не сдавлены, расстояние от груди до крышки стола, обращённой к ученику  д.б.  шириной с кулак, ноги согнуты  в тазобедренном и коленном суставах  под прямым углом,  ступни опираются  на пол, предплечья лежат свободно  на столе, расстояние  от книги или тетради до глаз уч-ся начальных классов от 25-35 см, уч-ся средних и старших классов  -   30-45 см.

 Отрицательно  сказывается на осанке постоянное ношение школьниками тяжёлых сумок, портфелей.   Нормами определено какой вес  ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать  для учащихся  1-2 класса- более 1,5 кг,3-4 кл.- не более 2  кг,5-6 кл. – не более – 2,5 кг,7-8 кл.  -не более 3,5 кг,9-11 кл. –не более 4 кг. Для сохранения правильной осанки  необходимо  правильно подойти при выборе  сумок для ношения учебников, школьных принадлежностей: предпочтение отдавать ранцам  с формоустойчивой   спинкой, широкими  лямками ( 4- 4,5 см). Ранцы исключают  возникновение боковых искривлений  позвоночника. Не  нужно покупать   рюкзаки,  сумки через плечо ,т.к при их ношении неравномерно распределяется нагрузка, оттягивая одно плечо , что формирует неправильную осанку детей.

Необходимо  усилить  контроль  за правильной посадкой  детей, подбором мебели в соответствии с ростом школьников,  как медицинским работникам, так и педагогам. Родителям  следить  за посадкой детей при выполнении домашних заданий, правильно подбирать стол, стул ( исключить табуреты) в соответствии с ростом, ответственно отнестись к подбору  ранца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Методика исследования

В ходе изучения заявленной проблемы проведены следующие исследования:

  1. Изучение статистических данных нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия среди учащихся школы №100.

    Исследование проводилось  с участием врача школы Градабоева Андрея Николаевича: были взяты данные по заявленным нарушениям на основе проведённых медицинских осмотров школьников в 2013 году.

  1. Проведено социологическое исследование по вопросам предложенной анкеты (приложение 2). Среди учащихся 8-ых и 11-ых классов.

    Выбраны учащиеся 8-ых, 11-ых  классов, так как:

    1. Исследуемые вопросы по школьной программе изучаются в 8-ом классе;
    2. Выше названные нарушения осанки наиболее ярко проявляются у подростков среднего и старшего возраста.
  1. Среди учащихся 8-ых классов проведены пробы на наличие плоскостопия, изогнутости и поясничного лордоза.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

Анализ результатов исследования

3.1. Анализ данных медицинских осмотров в 2013 году.

Статистические данные на основе проведённых медицинских осмотров.

 

Таблица описания результатов.

 

 

Класс

Нарушение осанки

 сколиоз

плоскостопие

  1

-

-

4 (8%)

  2

1 (0.7%)

-

5 (4%)

  3

11 (8%)

-

8 (6%)

  4

24 (18%)

-

10 (7.5%)

  5

16 (12.5)

2 (1.5%)

6 (4.5%)

  6

27 (21.5%)

-

5 (4%)

  7

9 (7%)

-

2 (1.5%)

  8

17 (19.5%)

-

3 (3%)

  9

19 (21%)

-

5 (5.5%)

  10

7 (16.5%)

1 (2.5%)

1 (2.5%)

  11

6 (14%)

1 (2.5%)

4 (9%)


 

Социологическое исследование

В исследовании участвовали учащиеся 8-ых классов (87 человек) и 11-ых классов (43 человека). По данным медосмотров нарушения осанки в большей степени обнаружены в 4-ых, в 6-ых, но в данных классах анкетирование не проводилось из соображений, что учащиеся этого возраста теоретически не вполне готовы к ответам на предложенные вопросы.

 Среди учащихся в 8-ых – 11-ых  классов также наблюдается высокий  процент нарушения осанки.

Медицински подтверждённых случаев сколиоза обнаружено немного.

По плоскостопию явная динамика не наблюдается, что делает возможным предположение о врождённости данного нарушения.

 

3.2. Результаты социологического опроса.

В анкетировании участвовало 120 человек – учащихся 8-ых и 11-ых классов.

  1. Что такое сколиоз знает большинство учащихся, участников анкетирования (в среднем 82% опрошенных учащихся).

Знаете ли вы что такое сколиоз?

 

11 классы

8 классы

Да

36 (83.5%)

70 (80.5%)

Нет

7(16.5%)

  1. ( 19.5%)

 

  1. Подозревают наличие сколиоза в 8-ых классах 24% учащихся, в 11-ых классах 42% учащихся. Данные результаты не подтверждены медицински. По обработанным статистическим данным обнаружено отклонение осанки в форме сколиоза в 8-ых классах 19,5%; в 9-ых классах 21%; в 10-ых – 16,5%; в 11-ых – 14%. Наблюдается динамика в сторону увеличения сколиоза к 11 классу, что возможно объяснить более критичным отношением старшеклассников к своему организму.

Как вы считаете, есть ли у вас сколиоз?

 

11 классы

8 классы

Да

18 (42%)

21 (24%)

Нет

25 (58%)

  1. (76%)

 

  1. В основном о проблемах позвоночника учащиеся узнают от врачей.

Как вы об этом узнали?

 

11 классы

8 классы

От врача

15 (35%)

15 (17%)

Догадались

3 (7%)

9 (10 %)


 

  1. Примерно половина опрошенных учащихся подозревают у себя нарушения скелета в основном в форме сутулости (по ответам в анкетах).

Есть ли у вас другие нарушения скелета: сутулость, горб и др.?

 

11 классы

8 классы

Да

17 (39.5%)

28 (32%)

Нет

15 (35%)

49 (56%)


 

  1. Среди подростков наблюдается плоскостопие в 8-ых классах около 27%, в 11-ых классах 30%.

Есть ли у вас плоскостопие?

 

11 классы

8 классы

Да

13 (30%)

17 (27%)

Нет

30 (70%)

46 (73%)


По ответам выявлено: а) наличие сколиоза и плоскостопия одновременно у 19 человек из 120;  б) Подозревают плоскостопие – 9 человек из 120; в) подозревают наличие сколиоза – 13 человек из 120. Из полученных данных видно, что в большинстве случаев плоскостопие сопровождается сколиозом.

  1. Профилактика и лечение сколиоза, сутулости и плоскостопия.

 

 

Проходите ли лечение?

 

11 классы

8 классы

Да

10 (23%)

14 (16%)

Нет

33 (77%)

73 (84%)


 

К состоянию своего здоровья, а также внешнего вида учащиеся 11-ых классов относятся более ответственно по сравнению с восьмиклассниками. Это можно объяснить возрастными особенностями.

  1. Среди причин выявленных нарушений осанки большинство учащихся называют несоблюдение правильного положения тела при нахождении за столом: учебной партой, рабочим столом при выполнении домашнего задания (60 человек из 130 человек). Также многие называют несоблюдение осанки во время ходьбы (22 человека из 130 человек), неправильное распределение нагрузки на плечи (13 человек из 130 человек).

Информация о работе Причины нарушения осанки среди старшеклассников