Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 18:46, реферат
Утомление и его проявление;
Теории о физиологической природе утомления;
Методы определения степени утомления;
Способы временного преодоления утомления.
Министерство Спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования «Волгоградская государственная академия физической культуры»
Кафедра анатомий и физиологии.
СРС №1
«Проблема утомления и её значение для спортивной практики»
Выполнил:
Студент 4 курса 405 группы
Максименко М. И.
Г.Волгоград 2015
План:
Утомление — физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Нередко как синоним утомление употребляют термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость — субъективное переживание, чувство, которое обычно является отражением утомление. В некоторых случаях чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т. е. без реального утомления. У. может возникнуть при любом виде деятельности — и при умственной, и при физической работе.
С физиологической точки зрения
утомление является функциональным состоянием
организма, вызванным умственной или физической
работой, при котором могут наблюдаться
временное снижение работоспособности,
изменение функций организма и появление
субъективного ощущения усталости. Исходя
из этого, принято выделять два основных
вида утомления — физическое и умственное,
хотя такое деление достаточно условно.
Таким образом, главным и объективным
признаком утомления человека является
снижение его работоспособности. Однако
понижение работоспособности не всегда
является симптомом утомления.
Работоспособность
может снизиться вследствие пребывании
человека в неблагоприятных условиях
(высокая температура и влажность воздуха,
пониженное парциальное давление кислорода
во вдыхаемом воздухе и др.). С другой стороны,
длительная работа с умеренным напряжением
может протекать на фоне выраженного утомления,
но без снижения производительности. Следовательно,
снижение работоспособности является
признаком утомления только тогда, когда
известно, что оно наступило вследствие
конкретно выполненной физической или
умственной работы. При утомлении работоспособность
снижается временно, она быстро восстанавливается
при ежедневном обычном отдыхе.
Состояние утомления имеет свою динамику
— усиливается во время работы и уменьшается
в процессе отдыха (активного, пассивного
и сна). Утомление можно рассматривать
как естественное нормальное функциональное
состояние организма в процессе труда.
Другим важным критерием
оценки утомления является изменение
функций организма в период работы. При
этом в зависимости от степени утомления
функциональные сдвиги могут носить различный
характер. В начальной стадии утомления
клинико-физиологические и психофизиологические
показатели отличаются неустойчивостью
и разнонаправленным характером изменений,
однако их колебания, как правило, не выходят
за пределы физиологических нормативов.
При хроническом утомлении, и особенно
переутомлении, имеет место однонаправленное
значительное ухудшение всех функциональных
показателей организма с одновременным
снижением уровня профессиональной деятельности
человека.
Процесс утомления характеризуется
и еще одним признакам — субъективным
симптомом, усталостью (тяжесть в голове,
конечностях, общая слабость, разбитость,
вялость, недомогание, трудность выполнения
работы и т. д.).
лительное выполнение работы неизбежно ведет к утомлению. Это состояние знакомо каждому человеку с детства. Слово «устал» — одно из первых, появляющихся в лексиконе детей уже в 2—3 года. Устал — значит «не могу больше делать это дело», а вовсе не «ничего не могу делать». Переключение на другой вид деятельности — одна из лучших форм преодоления утомления, о чем писал еще в XIX в. наш выдающийся физиолог И.М.Сеченов.
До настоящего времени не прекращаются споры о том, где в организме то «место», в котором накапливается утомление. Одни физиологи убеждены, что все дело в нервных центрах, которые истощаются и не могут более продолжать посылать управляющие импульсы к органам-исполнителям. Другие настаивают на том, что утомить нервную клетку крайне трудно, а причина утомления лежит исключительно в сдвигах гомеостаза, несовместимых с продолжением работы. Третьи считают, что утомление — процесс периферический, означающий истощение тех клеток и тканей, которые несут на себе основные тяготы выполняемой деятельности.
В последние годы стало складываться представление о том, что все эти три утверждения по-своему верны, но применить их для объяснения феномена утомления можно лишь с учетом конкретного вида деятельности и параметров нагрузки: ее интенсивности, объема, а также от условий, в которых происходит деятельность.
Утомление — процесс фазный, как и многие другие процессы в организме человека. В первой фазе возникает некоторое напряжение в деятельности физиологических систем. Устойчивое состояние может еще не нарушиться, но поддерживать его становится все труднее. Только современные математические приемы обработки результатов физиологических исследований с помощью компьютеров позволили «увидеть» эту фазу утомления.
Во второй фазе уже отчетливо видны нарушения устойчивого состояния. При мышечной деятельности это проявляется в несогласованном снижении одних показателей и повышении других. Например, потребление кислорода может начать снижаться, а объемная скорость дыхания при этом возрастать. Это явный признак снижения эффективности и разбалансировки в деятельности вегетативных систем, характерный для утомления. При этом работа по-прежнему выполняется в том же объеме, с прежней интенсивностью: компенсаторные механизмы все еще справляются с удержанием необходимых функциональных свойств мышц. При умственной работе эта фаза обычно проявляется в увеличении числа ошибок, т. е. опять же в снижении эффективности, при сохранении скорости работы.
Третья фаза — срыв устойчивого состояния. Разбалансировка в работе вегетативных систем быстро нарастает, их эффективность резко падает, и вслед за этим наступает отказ от работы («Не могу!»). Умственная работа, не требующая столь больших энергетических ресурсов, может при этом и продолжаться, однако ее неэффективность делает ее продолжение совершенно бессмысленным.
Таким образом, чем дольше не наступает утомление при определенном уровне нагрузки либо чем выше уровень нагрузки, при котором наступает утомление, тем выше работоспособность человека.
Особенности утомления у детей исследованы мало, и это понятно, учитывая, сколь сложны и небезопасны для здоровья могли бы быть подобные исследования. Тем не менее известно, что пределы колебаний разнообразных характеристик гомеостаза у детей существенно уже, чем у взрослых, и это — один из факторов большей утомляемости детей. Второй фактор — незрелость нервных центров. Третий фактор — незрелость периферических органов и тканей. По крайней мере установлено, что скелетные мышцы морфологически и функционально созревают до уровня, при котором организм способен противостоять утомлению при умеренных нагрузках, когда возраст ребенка достигает 6—6,5 лет, а утомление от нагрузок большой мощности у детей младшего школьного возраста наступает в 20 раз быстрее, чем у старшеклассников.
Признаками утомления являются: потливость рук и лица, покраснение лица, появление различных жалоб на самочувствие («болит голова», «живот» и т.п.). В тяжелых случаях (при переутомлении) могут наблюдаться вегетативные расстройства, бледность, тошнота и рвота, обмороки. Одним из факторов утомления может быть гипогликемия (снижение концентрации сахара в крови), а при физической работе — дегидратация организма, поэтому в такой ситуации ребенку рекомендуется предложить теплое сладкое питье.
2. Теории о физиологической природе утомления.
А. А. Ухтомский усмотрел
в усталости не только
Однако выраженность усталости
не всегда соответствует степени утомления,
т. е. объективным прямым и косвенным показателям
работоспособности. В основе этого несоответствия
в первую очередь лежит разная эмоциональная
настройка работающего на выполняемую
работу. При выполнении приятной или социально-значимой
работы, при высокой мотивации работающего,
усталость не возникает у него в течение
длительного времени. Наоборот, при бесцельной,
неинтересной работе усталость может
возникнуть, когда объективно утомление
или вовсе еще не наступило, или выраженность
его далеко не соответствует степени усталости.
Следовательно, один и тот же
признак утомления является информативным
только в конкретных условиях деятельности
и при определенном состоянии организма.
Поэтому для констатации утомления в каждом
виде работы целесообразно использовать
особый набор прямых и косвенных показателей,
адекватный для данного вида труда.
Настойчивые попытки многих
исследователей проникнуть и тайны физиологических
механизмов состояния утомления привели
к накоплению обширного экспериментального
материала. На основе этих данных было
создано много гипотез и теорий, но в настоящее
время в качестве самостоятельных они
могут выступать только в историческом
аспекте. К их числу следует отнести теорию
истощения энергетических ресурсов в
мышцах Шиффа (1868), теорию засорения мышц
продуктами обмена Пфлюгера (1872), теорию
отравления метаболитами Вейхарда (1902)
и теорию задушения (вследствие недостатка
кислорода) Ферворна (1903). Все эти так называемые
локально-гуморальные теории не полностью
вскрывают механизмы утомления, так как
в качестве его основной причины рассматривают
лишь местные изменения в мышечной ткани,
и частные сдвиги принимаются за общие
процессы. Однако каждая из этих теорий
правильно отражала одну из многих сторон
сложного процесса утомления.
Наиболее распространенная
в нашей стране центрально-нервная теория
утомления, сформулированная И. М. Сеченовым
в 1903 голу, всесторонне развития и дополненная
А. А. Ухтомским, связывает возникновение
утомления только с деятельностью нервной
системы, в частности, коры больших полушарий.
При этом предполагалось, что основой
механизма утомления является ослабление
основных нервных процессов в коре головного
мозга, нарушение их уравновешенности
с относительным преобладанием процесса
возбуждения над более ослабленным процессом
внутреннего торможения и развитием охранительного
торможения.
Однако современные электрофизиологические
и биохимические методы исследования
и полученные на их основе экспериментальные
данные не позволяют свести причины утомления
к изменениям в каком-то одном органе или
системе органов, в том числе нервной системе.
Следовательно, приписывать возникновение
первичного утомления какой-либо одной
системе неправомерно. В зависимости от
состояния функций организма и характера
деятельности человека первичное возникновение
утомления вариативно и может наблюдаться
и различных органах и системах организма.
Мышечная работа связана с вовлечением
в деятельность многих органов и формированием
в организме специальной функциональной
системы адаптации, обеспечивающей конкретную
деятельность человека. Поэтому на снижение
работоспособности влияет возникновение
функциональных изменений не только в
нервной системе, но и в других рабочих
звеньях — скелетных мышцах, органах дыхания,
кровообращения, системе крови, железах
внутренней секреции и др.
Таким образом, согласно современным
представлениям о физическом утомлении,
оно связано, во-первых, с развитием функциональных
изменений во многих органах и системах,
во-вторых, с различным сочетанием деятельности
органов и систем, ухудшение функций которых
наблюдается при том или ином виде физических
упражнений. Поэтому создание общей теории
о физиологических механизмах утомления
не может основываться на отдельных системах
организма и должно учитывать все многообразней
вариативность характера сдвигов функций,
обусловливающих ту или иную деятельность
человека. В зависимости от характера
работы, ее напряженности и продолжительности
ведущая роль в развитии утомления может
принадлежать различным функциональным
системам.
Итак, утомление является нормальной
физиологической реакцией организма на
работу. С одной стороны, оно служит очень
важным для работающего человека фактором,
так как препятствует крайнему истощению
организма, переходу его в патологическое
состояние, являясь сигналом необходимости
прекратить работу и перейти к отдыху.
3. Методы определения степени утомления.
Исследование функционального состояния лиц, занимающихся физической культурой и спортом, осуществляется путем использования различных функциональных проб. При функциональной пробе (тесте) изучается реакция организма на воздействие какого-либо фактора, чаще физической нагрузки. Главным (обязательным) условием при этом должна быть строгая дозировка. Только при этом условии можно определить изменение реакции организма одного и того же лица на нагрузку при различном функциональном состоянии.
При любой функциональной пробе вначале определяют исходные данные исследуемых показателей, затем данные этих показателей сразу (или в процессе выполнения теста) после воздействия того или иного дозированного фактора и, наконец, после прекращения нагрузок до возвращения испытуемого к исходному состоянию. Последнее позволяет определить длительность и характер восстановительного периода.
Наиболее часто в спортивной практике используют пробы с такой физической нагрузкой, как приседание, подскоки, бег, восхождение и спуск на ступеньку (степ-тест) и др. Все нагрузки дозируются как темпом, так и длительностью (продолжительностью). Кроме проб с физической нагрузкой, используют и другие, безнагрузочные, пробы: ортостатическую, клиностатическую и др.
Основные требования при проведении функциональных проб.
1. Хорошее самочувствие.
2. Установленное время - обычно это утренние часы, натощак или через час-два после завтрака.
3. Подготовленное место
Охарактеризуем простейшие функциональные пробы.
Ортостатическая проба - эффективный метод оценки степени восстановления после занятий физическими упражнениями. Она проводится следующим образом. Перед измерением необходимо спокойно полежать не менее 5-6 мин, затем измерить ЧСС в положении лежа и, встав, через 1 мин - в положении стоя. Нормальным является учащение пульса на 10-12 уд/мин, удовлетворительным - до 20 уд/мин, а свыше 20 уд/мин - неудовлетворительным. В последнем случае организм не справляется с предлагаемой нагрузкой, что сопровождается остаточным утомлением. Если нужно характеризовать весь тренировочный день, то ортостатическая проба проводится утром и вечером.
Клиностатическая проба выполняется в обратном относительно ортостатической пробы порядке: при переходе из положения стоя в положение лежа. Она проводится так: после трех- - пятиминутного отдыха в положении лежа сосчитать пульс в течение одной минуты, затем медленно встать и через минуту снова сосчитать пульс. У здорового, хорошо тренированного человека разница между пульсом лежа и стоя составляет примерно 6-8 ударов, у менее тренированных - 10-14 ударов. Учащение пульса больше, чем на 20 ударов в мин, может указывать на сниженную работоспособность сердца или на неудовлетворительное состояние регуляции сердечно-сосудистой системы со стороны ЦНС. Такое учащение может быть одним из признаков переутомления, перетренированности, а также состояния "предболезни".
Информация о работе Проблема утомления и её значение для спортивной практики