Психологическая подготовка лыжника-гонщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:41, реферат

Краткое описание

Цель работы:
• Разработать методику саморегуляции психических состояний юных лыжников-гонщиков на этапе углубленной спортивной тренировки.

Содержание

1. Введение …………………………………………………………………….... 3

2. Понятие психологической подготовки лыжника-гонщика ……………….. 4

3. Морально-волевая подготовка …………………………………………….... 5

4. Дисциплинированность ……………………………………………………... 7

5. Воспитание правильного отношения к труду ……………………………... 8

6. Психологическая подготовка ……………………………………………...... 9

7. Способность к максимальным напряжениям …………………………….. 14

8. Стартовое состояние лыжника …………………………………………...... 15

9. Разминка перед стартом ………………………………………………….... 17

10. Тактическая подготовка лыжника …………………………………..…… 18

11. Вывод ……………………………………………………………………..... 19

12. Список литературы ………………………………………………………... 20

Вложенные файлы: 1 файл

лыжники-гонщики.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию.

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессорского образовательного Тихоокеанского Государственного Университета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине «Физическая  культура». 

Тема: «Психологическая подготовка лыжника-гонщика». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                             Работу выполнила  студентка ТОГУ  ФК-92:

                                                                                                 Луценко Анастасия Михайловна

                                                                             Работу проверил:  Оглазов Олег Викторович

                                                                                
 
 

г. Хабаровск 2010 г.

 

Содержание: 

1. Введение …………………………………………………………………….... 3

2. Понятие психологической подготовки лыжника-гонщика ……………….. 4

3. Морально-волевая подготовка …………………………………………….... 5

4. Дисциплинированность ……………………………………………………... 7

5. Воспитание правильного отношения к труду ……………………………... 8

6. Психологическая подготовка ……………………………………………...... 9

7. Способность к максимальным напряжениям …………………………….. 14

8. Стартовое состояние лыжника …………………………………………...... 15

9. Разминка перед  стартом ………………………………………………….... 17

10. Тактическая  подготовка лыжника …………………………………..…… 18

11. Вывод ……………………………………………………………………..... 19

12. Список  литературы ………………………………………………………... 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 
     Современный спорт предъявляет  исключительно высокие требования к уровню разносторонней подготовленности спортсменов. Особенно важными составляющими тренировочного процесса специалисты считают физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку. 

      Специфика соревновательной деятельности  лыжника-гонщика требует от спортсмена высокого уровня психической выносливости, волевых качеств, самостоятельности, умения сохранять эмоциональную устойчивость в ответственных соревнованиях.  
Таким образом, важное место в учебно-тренировочном процессе юных лыжников-гонщиков должно занимать формирование психического состояния готовности к соревновательной и тренировочной деятельности, особенно на этапе углубленной тренировки в период значительного увеличения объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок.

 
     Цель работы:
 

  • Разработать методику саморегуляции психических  состояний юных лыжников-гонщиков на этапе углубленной спортивной тренировки.
  • Особенности организации и содержания методики психологической подготовки юных лыжников гонщиков.

 
     Основными задачами специальной психологической подготовки являются:
 

  • формирование  готовности к основным соревнованиям, главным образом уверенности  и надежности, мобилизованности, эмоционально-волевой  устойчивости, стенических эмоциональных  состояний; 
  • психопрофилактика психического перенапряжения, скованности, переутомления, перегрузки, срывов волевой регуляции, астенических эмоциональных состояний;
  • преодоление нежелательных отношений спортсмена к соревнованию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие психологической подготовки лыжника-гонщика.  

      Психологическая подготовка лыжников  представляет собой процесс создания, поддержания и восстановления  состояния психической готовности  спортсмена к выступлению в  соревновании, к борьбе за достижение  наилучшего результата. 

      Психологическая подготовка - вид формирования личности, цель которого выявление индивидуальных психологических особенностей и развитие способностей к определенной деятельности, формирование ее мотивации. Психологическая подготовка - неотъемлемая часть управления деятельностью личности и коллектива, при выполнении ее в экстремальных условиях. 

      Многолетний процесс воспитания, обучения и тренировки лыжника-гонщика  состоит из взаимосвязанных различных  видов подготовки: морально-волевой и психологической, физической (общей и специальной), технической, тактической и теоретической. Такое деление на различные виды подготовки необходимо и реально, так как создает возможности для более тщательного подбора средств, методов и нагрузок для решения конкретных задач всего педагогического процесса подготовки в спорте. Вместе с тем такое дробление единого процесса несколько условно, потому что все формы деятельности человека, функции, органы и системы тесно связаны между собой и составляют единое целое. В подготовке лыжника-гонщика все эти виды объединены в единый педагогический процесс, в котором воспитание гармонично развитой личности является важнейшей задачей. Все основные виды подготовки успешно реализуются в процессе многолетней и круглогодичной работы только на основе дидактических принципов и общих закономерностей, а также положений и принципов спортивной тренировки.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Морально-волевая  подготовка.

 
     
Морально-волевая и психологическая подготовка. Одной из важнейших задач многолетней спортивной подготовки является воспитание высоких морально-волевых качеств. Особое внимание этому разделу работы должно быть уделено в подготовке юных лыжников-гонщиков. Высокие морально-волевые качества, общественная активность, постоянный труд на благо Родины, - вот основные качества, которые всегда отличали российских лыжников. Всю работу по воспитанию подростков и юношей проводят учитель, тренер в тесном содружестве с родителями, педагогическим коллективом и общественными организациями. Важнейшую роль в воспитания моральных качеств всегда играет коллектив (секция, группа или команда), а также коллектив класса, где учится школьник. Поэтому большое значение в работе учителя и тренера имеет создание дружного коллектива.  

      В коллективе спортсменов очень важно создать высокий моральный климат, наладить дружеские отношения, накопить хорошие традиции. В этом случае воспитывающее влияния коллектива будет особенно действенным. У юных спортсменов необходимо воспитывать чувство долга перед командой, школой, классом, коллективом, стремление ставить общественные интересы выше своих личных. Очень важно, чтобы каждый юный лыжник всегда был готов поддержать товарища, прийти на выручку в трудную минуту во время тренировок или соревнований и, конечно, в повседневной жизни. Трудные условия тренировок, туристских походов на лыжах порой создают такие ситуации, когда поддержка товарищей совершенно необходима. Такие ситуации еще больше сближают юных лыжников, укрепляют коллектив. Большое значение для воспитания моральных и волевых качеств имеет совместный общественно полезный труд на субботниках и воскресниках, по строительству и ремонту спортивных сооружений и инвентаря и т.д.  
 
      Вместе с тем личный пример тренера-учителя, его высокие моральные качества - требовательность, честность, справедливость, настойчивость, твердость характера и принципиальность, любовь к своей работе, спортивный опыт и педагогическое мастерство - создают учителю или тренеру высокий авторитет и уважение учеников. Все это в значительной мере способствует достижению отличных результатов в воспитательной работе с юными лыжниками. Тренер использует самые разнообразные методы (убеждение, принуждение, поощрение т.д.) и ряд специальных методов, применяемых непосредственно во время тренировочных занятий для воспитания волевых качеств. Это постепенное повышение трудностей (заданий), соревновательный метод, метод нагрузок "до отказа" и др. Очень важно постоянно оказывать на учащихся воспитывающее воздействие с применением различных методов как во время учебной работы и тренировки, так и вне занятий спортом, в повседневной жизни.  
 
      Воспитание морально-волевых качеств тесно связано с патриотическим воспитанием и психологической подготовкой лыжников. Чувстве патриотизма, долг перед коллективом, стремление своей победой на состязаниях поднять престиж института, школы, класса, города являются мощным стимулом для систематической тренировки и для победы на больших соревнованиях. Все это, в свою очередь, способствует воспитанию настойчивости и упорства, целеустремленности, воли к победе, желанию преодолеть любые трудности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дисциплинированность.

 
     
Дисциплинированность - одно из важнейших качеств, воспитанию которого придают важное значение в работе с подростками и юношами. При создании спортивной секции или учебно-тренировочной группы необходимо сразу ознакомить учеников с основными требованиями и правилами поведения на занятиях и в коллективе. Очень важно с первого момента общения с учащимися постоянно требовать их соблюдения. Точное соблюдение времени начала занятий, четкая их организация, высокая требовательность тренера к ученикам и к себе на протяжении всего времени тренировки и вне занятий - основа высокой дисциплины в группе. Для воспитания дисциплинированности кроме убеждения, разъяснения и других методов очень важен постоянный контроль за поведением школьников на уроках, в школе, на отдыхе и дома. Тренеру совершенно необходимо поддерживать постоянную связь с родителями юных лыжников и с педагогическим коллективом школы или института, где постоянно учится ученик. Очень важно, чтобы ни один случай нарушения дисциплины не остался незамеченным. Это не значит, что при любом неблаговидном поступке или нарушении дисциплины необходимо сразу применять методы наказания. Здесь очень важен индивидуальный подход к юным лыжникам: кому-то достаточно сделать замечание (отдельно, а может и перед группой); другому может оказаться достаточным только дать понять, что его нарушение замечено; в ряде случаев возможно более серьезное наказание - удаление с занятия или даже исключение из секции. Наказание всегда должно соответствовать степени нарушения дисциплины.  
 
      Вместе с тем при воспитании дисциплинированности (как, впрочем, и других моральных и волевых качеств) очень важно глубокое знание преподавателем-тренером психологических особенностей своих учеников, их склонностей и увлечений успеваемости в учебе, поведении в школе или в институте и дома и других качеств. Воспитание всегда требует индивидуального подхода. Однако преподаватель-тренер должен сам быть образцом дисциплинированности, так как и в этом случае личный пример играет очень важную роль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Воспитание  правильного отношения  к труду. 

      Воспитание правильного отношения к труду и общественным обязанностям является одной из важнейших задач, которая должна решаться в процессе многолетней подготовки спортсмена. Использование трудовых процессов в тренировке (с целью повышения физической подготовки) является одним из методов решения этой задачи. Соединение обучения и тренировки с участием во всех видах общественно полезного труда позволяет решать одну из основных задач - воспитание трудолюбия. Занятия лыжным спортом сами по себе способствуют развитию трудолюбия, но в процессе воспитания, обучения и тренировок этому необходимо уделять самое пристальное внимание. Это качество еще играет очень важную роль в любой трудовой деятельности на благо нашей страны. Общественно полезный труд, выполняемый всем коллективом (классом, группой), - субботники по озеленению, расчистке и подготовке лыжных трасс и т.п. - одно из важнейших средств воспитания этого важного качества. Главное при организации таких мероприятий, чтобы юные спортсмены знали цель своей работы и видели результаты своего труда.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психологическая подготовка. 

      На занятиях лыжными гонками юные спортсмены постоянно сталкиваются с трудностями самого различного характера - низкими температурами, сложным рельефом, плохим скольжением, большими по объему и интенсивности нагрузками др. Преодоление названных трудностей уже способствует воспитанию волевых качеств. Во время тренировок и соревнований лыжнику необходимо проявить качества, которые во многом решают задачи повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов. Это прежде всего - настойчивость и упорство в преодолении трудностей и в достижении поставленной цели, способность к максимальным напряжениям, смелость и решительность, уверенность в своих силах и др.   

      Настойчивость и упорство в преодолении трудностей и достижении поставленной цели - важная и неотъемлемая часть волевой подготовки. Во время учебно-тренировочных занятий и соревнований юным лыжникам постоянно приходится преодолевать трудности различного характера - объективные и субъективные. Это выполнение большой тренировочной нагрузки, несмотря на нарастающее утомление, передвижение в неблагоприятных условиях погоды и условий скольжения, преодоление чувства страха и неуверенности при сложных спусках на высокой скорости, болезненное переживание своих неудач, неуверенность в своих силах при участии в соревнованиях и т.п.  
 
      Юным лыжникам необходимо постоянно преодолевать эти трудности, что и способствует воспитанию волевых качеств. Для того чтобы лыжники могли во время соревнований успешно преодолевать перечисленные трудности, тренер должен уже в ходе тренировочных занятий ставить спортсменов в условия, максимально приближенные к соревновательным, тренировки проходят при любой погоде, трассы постепенно усложняются, интервалы отдыха между повторениями сокращаются, повышается интенсивность нагрузки в конце занятия и т.д. Несмотря на некоторую однообразность средств и монотонность циклической работы при передвижении осенью и зимой, обязательным условием воспитания волевых качеств является полное выполнение заданий, запланированных тренером. В зависимости от психологических особенностей каждого лыжника с целью воспитания волевых качеств следует практиковать индивидуальное или, наоборот, групповое выполнение двигательных упражнений. С тем, кто не обладает достаточным упорством и настойчивостью, целесообразно проводить занятие групповым методом. Совместное выполнение заданий с сильным лыжником позволит выполнить больший объем движений. 
 

Информация о работе Психологическая подготовка лыжника-гонщика