Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 15:56, контрольная работа
Управление - совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности.
Благодаря Анри Файолю управление стали считать особой специфической деятельностью. В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная наука – «психология управления».
Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Теоретическая часть………………………………………………………............5
2. Психологический портрет руководителя………………………………………..6
3. Менеджерские характеристики эффективного руководителя………………..12
Выводы и предложения……………………………………………………………15
Список используемой литературы………………………………………………..16
«РОССИИСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.В.ПЛЕХАНОВА»
КАЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра гуманитарных дисциплин
Контрольная работа по психологии менеджмента:
на тему: «Психологические аспекты самоменеджмента руководителя»
Выполнила: студентка
2 курса, группы 143-С
Гаврилова Роза Аликовна
Преподаватель:
Казань – 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретическая часть……………………………
2. Психологический портрет руководителя………………………………………..6
3. Менеджерские характеристики эффективного руководителя………………..12
Выводы и
предложения…………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………..
Введение
Управление - совокупность системы
скоординированных мероприятий, направленных
на достижение значимых целей организации.
Управление является древнейшей областью
человеческой деятельности. Оно существует
столько, сколько люди живут и трудятся
сообществами. Только благодаря скоординированным
действиям люди могли развиваться и создавать
огромные материальные и социальные ценности.
Благодаря Анри
Файолю управление стали считать
особой специфической деятельностью.
В этой связи возникла особая прикладная
междисциплинарная наука – «
В психологии управления часто употребляется понятие «человеческий фактор». Человеческий фактор – это всё то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей.
Человек - важнейший ресурс производства. Эффективность использования всех остальных видов ресурсов определяется квалификацией и мотивацией человека-работника.
Важность человеческого фактора определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами. Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психическим процессам, начиная от восприятия и внимания, и заканчивая ответственностью за человеческие жизни. Недоучёт человеческих факторов обычно приводит к тому, что на производстве увеличивается число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются сбои в работе, следствием чего являются потери в производительности труда.
Чаще всего,
опираясь на внешние характеристики,
люди выбирают так называемые «модные
профессии». Наибольшее количество случайных
людей находится среди руководи
Начальник-это самый модный род занятий, который появился задолго до Homo Sapiens.Вожак, вождь, лидер, директор, председатель, руководитель подразделения, командир – вот далеко не полный перечень его имён.
Чем же отличаются эти люди от всех остальных? Какими качествами должен обладать человек, чтобы не просто ему нравилось, что он ими руководит.
Руководитель – это не профессия, это социально-производственная роль, общественная позиция человека в данном конкретном коллективе.
Если же человек занимает должность руководителя, но по своим психо-диагностическим показателям (свойствам характера и способностям) не соответствует этой роли, то это проблема не только его личных амбиций, но и работоспособности всего руководимого им коллектива.
Большинство людей всю жизнь решают проблему, которая состоит в примирении двух одинаково важных тенденций: полностью сочетаться как личность, проявить себя, добиться всего задуманного и при этом не пойти в острый конфликт с обществом, жить в согласии с окружающими, не ущемлять их интересов.
Личностные свойства менеджера – это непростой, неоднозначный тип характера: наряду с живостью, общительностью, элементами артистичности, умением быть убедительными и настойчивыми, не теряя при этом теплоты эмоционального настроя.
Менеджер должен быть также осторожным, гибким, вовремя улавливающим настроение другого человека, умеющим не только наступать, но и с честью отступать, продолжив затем наступательные акции с других заново отработанных позиций.
На мой взгляд, эта тема очень актуальна потому, что многие руководители со «стажем» не уделяют достаточного внимания психологическим аспектам своей деятельности. Не смотря на то, что они достаточно долго находятся на руководящих должностях, они не понимают причин, по которым их деятельность неэффективна, а причина этому недостаточные знания в области психологии управления персоналом.
1. Теоретическая часть.
В наше время фактор управленческой компетентности руководителя, включая её психологическую сторону, становится главным гарантом его профессиональной состоятельности.
Любая организация, предприятие может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная. Соответственно двум этим организационным структурам присущи типы отношений людей: формальных и неформальных.
Отношения первого типа – должностные, функциональные; отношения второго типа – психологические, эмоциональные.
Руководство – это феномен, имеющий место в системе формальных отношений. Руководитель назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как производственных, так и негативных). Роль руководителя заранее определена, оговорён круг функций. Руководство является средством координации, организации отношений членов коллектива.
Отношения второго типа – неформальные (психологические, эмоциональные). Во главе этих отношений в коллективе выдвигается лидер, как бы «один из нас». И не случайно, что лидерство способно переходить в руководство, руководитель становится лидером. Примеров такого рода трансформаций в прошлом и настоящем очень много.
Выбор критериев,
позволяющих оценить
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ |
НЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ |
Удовлетворённость членством в трудовом коллективе |
Мотивация членов коллектива |
Авторитет руководителя |
Самооценка коллектива |
Результативность коллектива |
К числу психологических критериев (перечисленных), относятся:
На мой взгляд, руководитель считается эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по перечисленным психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности.
2. Психологический портрет руководителя.
Личность руководителя.
Применительно к личности руководителя, можно воспользоваться классификацией, предложенной американским психологом М.Шоу (1971г.). следуя логике его рассуждений, личность руководителя можно «разложить» на три класса составляющих:
История развития предпринимательства показывает, что у истоков создания крупнейших промышленных гигантов современности нередко стояли очень молодые люди – А.Морите, А.Хаммер. Поэтому возраст руководителя не имеет значения.
Другая характеристика личности руководителя – пол. Не вызывает удивления послужной список женщины-современницы: директор, начальник, дипломат и т.д.
Трудно отыскать область жизни современного общества, где бы женщина не играла важной, иногда ключевой, роли. К моделям женского поведения проявляется в последнее время всё больший интерес. С точки зрения психологов, у женщин наблюдается больший интерес к отношениям между людьми, что рассматриваться как плюс с точки зрения эффективности руководства. Пока что трудно сказать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина.
В отличие от возраста и пола социально-экономический статус и образование для занятия менеджерской деятельностью чрезвычайно важны. Обстоятельство, что образовательный уровень играет важную роль в карьере руководителя, подчеркивают многие авторы (Л.Якокка, Р.Макнамара, А.Морита). В настоящее время в нашей стране многие руководители имеют дипломы по 2 специальностям (инженерные, экономические и социальные науки), подчёркивается знание иностранного языка.
Относительно стартовой площадки, то известны примеры покорения высочайшей вершины менеджмента руководителями по династии «отцы-дети», так и с очень низкой точки отсчета. И в этом смысле путь наверх в менеджменте не заказан никому.
Способности.
Способности делятся на общие – интеллект и специфические (знания, умения и т.п.). Интеллект от латинского intellectus –понимание, познание, в широком смысле – совокупность всех познавательных функций человека и восприятия до мышления и воображения.
Схематически
возможная цепочка связи «
Рис.2.
Интеллект руководителя |
+ |
мотивация |
+ |
опыт |
+ |
Отношения с вышестоящим начальством |
+ |
Отношения с группой |
+ |
Эффективность руководства |
Факторы, снижающие влияние интеллекта на эффективность |
По терминологии известного психолога Б.М.Теплова, существует не менее нужный руководителю практический интеллект. Сегодня эти мысли чрезвычайно актуальны. Они помогают лучше уяснить, почему выдающиеся по показателям академической успеваемости выпускники японских университетов зачастую далеки от успехов в менеджерской карьере. Все дело заключается в том, что в функции менеджера работа приближена к практической, а в учебной деятельности студента – преимущественно теоретического правления. Отсюда и разница в требованиях, предъявляемых разным составляющим интеллекта: уму практическому и уму теоретическому.
Для руководителя просто необходимы специфические способности личности, которые важны для успешного выполнения управленческой деятельности, это специальные умения, знания, компетентность, информированность.
Черты личности.
В справочнике Р.Стогдила (1974г.) отобраны наиболее часто упоминаемые личностные черты, обуславливающие эффективность руководства.
К их числу относятся:
Доминантность, что в переводе с английского означает «господство», «преобладание», «влияние». Речь идёт о доминантности как о стремлении руководителя влиять на подчиненных. Для руководителя крайне необходимо обладать этой чертой (чертой лидера). Для её реализации недостаточно одной только опоры на властные, должностные полномочия, записанные за соответствующей менеджерской ролью.
Информация о работе Психологические аспекты самоменеджмента руководителя