Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:02, реферат

Краткое описание

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.docx

— 31.78 Кб (Скачать файл)

Кроме того, важно повышать общую работоспособность  у детей учитывая особенности  развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения  и торможения, их подвижности, а также  совершенствованию двигательного  анализатора, органов чувств.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и  навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его  жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь  с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его  интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного  возраста, составляют фундамент для  их дальнейшего совершенствования  в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов  в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей  вырабатывается способность легко  овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков  по возрастным данным находится в  программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме  того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.

Воспитательные  задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности  к систематическим занятиям физическими  упражнениями. Система физического  воспитания в дошкольных учреждениях  строится с учетом возрастных и психологических  особенностей детей.(17).

Первые  семь лет жизни ребенка характеризуются  интенсивным развитием всех органов  и систем. Ребенок рождается с  определенными унаследованными  биологическими свойствами, в том  числе и типологическими особенностями  основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности  составляют лишь основу для дальнейшего  физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому  очень важно создать такие  условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое  развитие.(8)

Физическое  воспитание благоприятствует осуществлению  эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует  развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать  красоту, изящество, выразительность  движений. Дети также овладевают трудовыми  навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.).

Целью физического  воспитания является формирование у  детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического  воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном  применении всех средств, так как  каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические  факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач  физического воспитания.

Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной  и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют  и самостоятельное значение: они  способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание  положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам  необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному  росту и развитию ребенка. Полноценный  сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.).

Естественные  силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия 

На тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества финтоциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно  влияет на организм человека. Солнечные  лучи способствуют отложению витамина Д под кожей, убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания РАХИТ. Для разностороннего влияния на организм следует принимать все естественные силы природы, целесообразно сочетая их.

Физические  упражнения - основное специфическое  средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения  задач физического воспитания: содействуют  осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения  при многих заболеваниях (8).

Движения, физические упражнения считаются специфическим  средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая  потребность организма, от степени  удовлетворения которой зависит  здоровье детей, их физическое и общее  развитие

Глава 2 Основы обучения, воспитания и  развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

2.1. Особенности развития физических  качеств у детей дошкольного  возраста

Под физическими  качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые  характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние его  морфофункционального развития: конституция  его организма и физиологические  функции последнего. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных  физиологических функций человеческого  организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется  способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств (14).

Эта тема рассматривается в тесной связи  со следующей, а именно с периодизацией  воспитания физических качеств. Обсуждение имен должно сопровождаться рассматриванием  и анализом иллюстрируемого материала (графиков, диаграмм), отражающего особенности  развития координационных способностей, умение сохранять устойчивую позу(равновесие),степень  развитости общей выносливости, скоростно-силовых  качеств у детей разного дошкольного  возраста. Обнаружено, что в проявлениях  общей выносливости, силы, в сохранении равновесия и некоторых других способностях периоды наиболее интенсивного развития у мальчиков и девочек не совпадает. Это свидетельствует о половых  различиях в темпах развития физических качеств.(7).

Нервная система детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью, на основе чего у ребенка легко  образуются новые условные связи. Это  свойство необходимо использовать для  формирования в раннем возрасте различных  двигательных навыков, а также навыков  самообслуживания. Однако организм дошкольника  еще мало сопротивляется неблагоприятным  условиям среды: у детей легко  возникает желудочно-кишечные, простудные и другие заболевания (9).

Теория  физического воспитания учитывает  психофизиологические особенности  детей дошкольного возраста: возможности  работоспособности организма, возникающие  интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического  мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием  которой происходят главнейшие изменения  в психике ребенка и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития» (10).

На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет  становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается  у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у  девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

Вместе  с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств  по годам не совпадают. Более высокие  увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при  организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников(5).

На развитие физических качеств дошкольника  оказывают влияние различные  средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять  движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы  упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить  в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.

Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения : бег в быстром  и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять  упражнения в различном темпе, что  содействует развитию у детей  умения прелагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом. Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени  эффективным средством является бег на короткие дистанции : 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные  занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке.

Для развития ловкости необходимы более сложные  упражнения по координации и условиям проведения : применение необычных  исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая  смена различных положений; изменения  скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими  участниками. Могут быть использованы упражнения в которых дети прилагают  усилия, чтобы сохранить Равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.

Упражнения  для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых  предметов и выполнение которых  затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений : небольшое  не содействует развитию силы, а  чрезмерно большое может привести к утомлению .

Необходимо  также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее  количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и  наклонным положениям туловища. Они  разгружают сердечно-сосудистую систему  и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением  целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера(ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие  большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и  расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.(18).

В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь  следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в  частности на такие компоненты, как  чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок  теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет  сразу видеть результат своего действия.(15)

2.2. Формирование личности дошкольника  в процессе занятий физическими  упражнениями

Личность - это целостная психологическая  структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения или общественных форм сознания и  поведения. В ней выражена сила индивидуализированных  всеобщих устремлений, потребностей и  целей, творческое начало готовность и  умение создавать новое.

Информация о работе Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста