Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 08:53, реферат
Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретико-методологические основы развития личности и деятельности социального работника
1.1 Личность социального работника, его психолого-педагогические характеристики и особенности…………………………………………………...4
1.2 Качественная характеристика социального работника…………………...11
2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
2.1. Синдром эмоционального выгорания как риск, связанный с деятельностью в социальной работе……………………………………………16
2.2. Методы предотвращения и профилактики синдрома эмоционального сгорания…………………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27
Основными признаками синдрома сгорания являются:
- ощущение эмоционального истощения;
- наличие
негативных чувств по
- негативная самооценка.
Эти признаки синдрома отмечают большинство клиницистов, изучавших и наблюдавших его проявления.
Психологи утверждают, что к эмоциональному сгоранию быстрее всего приводит позиция профессионала, которые верят и следуют четырем мифам:
Мне нельзя ошибаться.
Я должен быть сдержанным.
Я не имею права быть предвзятым.
Я обязан быть во всем примером для подражания.
2.2. Методы предотвращения и профилактики синдрома эмоционального сгорания.
Психогигиена — это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей сил образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.
Психическое
здоровье предполагает
Предупреждение
болезненных психических
Важное значение имеют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным для социального работника является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Следует подчеркнуть, что самообладание — это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с тем, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и навыки самообладания.
Важнейшим
принципом предотвращения
Роль социального
работника как профессионала
более сложна, чем, например, роль
врача или психолога, поскольку
она еще не имеет такого
же профессионального статуса. Социальному
работнику в своей
Профессиональный и личностный сценарии социального работника тесно взаимосвязаны. Карьера — это сознательно выбранный и реализуемый социальным работником путь профессионального продвижения к намеченному статусу, что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение в соответствии с уровнем его квалификации. На карьеру могут влиять и внешние факторы — социально профессиональная среда, тип профессиональной организации случайность. Профессиональная среда может оказывать влияние на профессиональный рост и карьеру, а организация может способствовать типам карьеры. Социальному работнику необходимо учитывать неоднозначное влияние среды на свою карьеру и вырабатывать собственные критерии своего роста и сверять собственную самооценку с мнениями и оценками своих коллег-профессионалов.
Основные
задачи психогигиены
Для кадров
соцработы, как и для персонала
других сфер деятельности, важнейшими
«требуемыми свойствами»
Требование
здоровья обусловлено тем, что
социальная работа была и
Следует
учесть, что большинство работников
составляют женщины, обладающие
более высокой степенью
Поэтому
на практике для поддержания
и укрепления здоровья
Компетентность
специалиста, умение быстро и
эфективно решать проблемы
Главными
направлениями, предотвращающими «выгорание»
специалистов по социальной
– развития знаний, навыков и умений.
– улучшения условий труда и отдыха.
– развития содержания труда.
– развития средств труда.
– развития мотивации.
– изменения оплаты труда.
– социальная защиты самих «защищающих».
– система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня.
– система улучшения психологического климата в коллективе.
Доминирующими
факторами сохранения
Во-вторых,
содержание труда, выполняемого
различными работниками
В-третьих,
посильной оказалась проблема
улучшения психологического
Для системы
социальной защиты, помощи весьма
значимой была названа
То есть необходимо прежде всего соответствующее законодательство, которое бы обеспечивало правовую защиту работников системы социальной работы от различных посягательств.
Психологический
профессиональный отбор имеет
большое психогигиеническое
Желание
помогать не следствие
В задачи психогигиены входит изучение и предотвращение воздействия психотравмирующих факторов, связанных с особенностями данной деятельности.
Существует
также немало конкретных
— культивирование других интересов, не связанных с консультированием, наилучшее решение этой проблемы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей,
— внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
— удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс,
— стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности,
— способность к самооценке без упования только на уважение окружающих,
— открытость новому опыту,
— умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни,
— обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);
— чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
— участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
— периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
— участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой,
— хобби, доставляющее удовольствие
Профессионализация
- целостный непрерывный процесс
становления личности
Обязательным
условием профессионального
Главной
профилактической мерой
а) рост
осознания - через увеличение информации
о собственной личности и
б) переоценка
собственной личности и своего
профессионального статуса - через
оценку того, что социальный работник
думает о себе и своей
в) трансформация
когнитивных компонентов
г) самоосвобождение
от когнитивных стереотипов - через
презентацию смысла
д) освоение
новых навыков
Целесообразность
работ этого направления
Формирование
личности — длительный процесс.
Поэтому на начальных этапах
деятельности, а лучше — профессионального
обучения, целесообразно учитывать
индивидуальные особенности
1) короче задания, чаще перерывы;
2) построение
учебно-тренировочного
3) усиление
обратной связи — после