Психофизиологическая характеристика деятельности и учебного труда студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:59, реферат

Краткое описание

Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов, является активная учебная и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:
- противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;
между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;
между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом научных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Основные понятия………………………………………………………………4
2 Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов………………………………………………………...5
3 Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие…………………………………………………………………….7
4 Изменение состояния организма под влиянием различных режимов и условий обучения………………………………………………………………..11
5 Средства физической культуры с оздоровительно – рекреативной направленностью для регулирования умственной работоспособности студентов…………………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….20
Список источников………………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

1 Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

                                  Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Основные понятия………………………………………………………………4

2 Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов………………………………………………………...5

3 Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие…………………………………………………………………….7

4 Изменение состояния организма под влиянием различных режимов и условий обучения………………………………………………………………..11

5 Средства физической культуры с оздоровительно – рекреативной направленностью для регулирования умственной работоспособности студентов…………………………………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………….20

Список источников………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Введение

 

 

Важнейшим фактором обеспечения высокого качества   профессиональной подготовки выпускников вузов, является активная учебная и познавательная деятельность студентов.   Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:

- противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;

  • между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;
  • между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом научных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ.

Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на физическом состоянии студентов. Учет и понимание студентами такого рода противоречий необходим для нормального протекания их учебной деятельности [1].

Таким образом, целью данной работы является не только изучение психофизиологических основ учебного труда студентов, но и так как физическая культура носит прикладной характер, то необходимо рассмотреть её средства, которые регулируют и влияют на работоспособность студентов. То есть нужно вывить роль прикладного характера физической культуры в теоретических аспектах данной темы.

Данная цель предполагает выполнения следующих задач:

1) выявить психофизиологическую характеристику интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов;

2) рассмотреть динамику работоспособности студентов в учебном году;

3) исследовать изменения состояния организма под влиянием различных режимов и условий обучения;

4) изучить средства физической культуры, способствующие регулированию умственной работоспособности студентов.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что студенты постоянно находятся в процессе учебной и познавательной деятельности и как следствие из этого важно знать, что и как влияет на такую деятельность, как средства физической культуры способны повысить работоспособность студентов.

Основным методам поиска и обработки информации стал метод анализа и синтеза.

 

1. Основные  понятия

 

 

В данной работе использовались следующие понятия:

Психофизиологическая  характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.

Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Утомление - временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.

Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях.

Релаксация - состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д.

Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта [3].

 

2 Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов

 

 

Результаты исследований свидетельствуют о том, что  здоровье  человека напрямую связано с его  работоспособностью  и  утомляемостью.  От  состояния здоровья  во  многом   зависит   успешность   учебной   и   производственной деятельности студента. Очевидно, что имеющее тенденцию к  росту  утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости  организма  человека  к  внешним  и внутренним,  негативным  факторам,  а   также   наличие   широкого   перечня отрицательных  диагнозов  ведут  к  существенному   снижению   эффективности обучения и дальнейшей профессиональной  деятельности.  В  студенческие  годы такая негативная тенденция опасна.

Снижение  умственной  работоспособности  наблюдается  при  психических болезнях,  органических  заболеваниях   головного   мозга,   а   также   при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных  нервно-психических расстройствах продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей.

 Обучение  в  вузах   требует   от   студентов   значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений,  доходящих  в  период экзаменационных сессий до пределов возможного.

 Важнейшим  фактором  обеспечения  высокого  качества  профессиональной подготовки  выпускников   вузов   является   активная   учебно-трудовая    и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность  представляет  собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий,  к  которым относятся:

  1) противоречия между большим объемом учебной и научной  информации,  и, дефицитом времени на ее освоение;

  2)  между   объективно   текущим   постепенным,   многолетним   процессом становления социальной зрелости будущего специалиста  и  желанием  как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

  3) между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом  личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ.

  Эти  противоречия  создают  высокое  нервно-эмоциональное  напряжение, которое  отрицательно  отражается  на  здоровье   и   физическом   состоянии студентов.

  Студенческий   возраст   характеризуется   интенсивной   работой   над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это  время  поиска молодыми   людьми   ответов    на    разнообразные    нравственно-этические, эстетические,  научные,  общекультурные,  политические  и  другие   вопросы. Молодые люди в этот период обладают  большими  возможностями  для напряженного учебного труда.

  Трудности  обучения  в  вузе  связаны  не  только   с   необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных  для  будущей профессии умений и  навыков,  их  практическим  применением.  Эти  трудности явные. Но существуют еще и  скрытые  трудности,  которые  сказываются  порой весьма существенно на учебе, психоэмоциональном состоянии студентов.

  К ним относятся целый ряд обстоятельств студенческой жизни,  кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в  совокупности  дающие отрицательный эффект,  который  можно  назвать  неспособностью  студентов  к обучению в вузе. В числе причин такого явления следующие:

  1)  резко  отличающиеся  от  школьных  методы  и  организация   обучения, требующие  значительного  повышения  самостоятельности   в   овладении учебным материалом

 2) отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений,  что  характерно для всякого формирующегося коллектива

 3) ломка старого, сложившегося за  годы  учебы  жизненного  стереотипа  и формирование нового «вузовского».

 4) сопутствующее поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии.

 Особенно в  затруднительном  положении  оказываются  студенты  младших курсов. С одной стороны они должны сразу включаться  в  напряженную  работу, требующую применения всех сил и  способностей.  С другой  – само  по  себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты  сил организма. Включение  студентов  в  новую  систему  жизнедеятельности  может сопровождаться нервным напряжением  излишней  раздражительностью,  вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д.

 На психофизическом состоянии студентов отражаются также субъективные и объективные  факторы.  К  объективным  факторам  относятся   возраст,   пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и  продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения,  уровень знаний,  способность  адаптироваться  к  новым  условиям  обучения  в  вузе, психофизические  возможности,  нервно-психическую  устойчивость,  личностные качества (характер,  темперамент,   коммуникабельность),  работоспособность, утомляемость и тому подобное.

 Серьезным  испытанием  организма  является  информационная  перегрузка студентов,  возникающая  при  изучении  многочисленных  учебных   дисциплин, научный уровень и информационный объем, которых все время возрастает.

 Критическим  и  сложным  фактором  перенапряжения  студентов  является экзаменационный период один из вариантов стрессовой ситуации,  протекающий в большинстве  случаев  в  условиях дефицита  времени и характеризующийся повышенной  ответственности   с   элементом   напряженности.   Отрицательное воздействие  на  организм  усиливается  при  суммарно   влиянии   нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают  хронический характер[2].

Таким образом на деятельность студентов и на их психоэмоциональное состояние влияют ряд явных и  скрытых причин, способствующих снижению работоспособности и нервно-эмоциональным  нагрузкам. 

 

3 Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие

 

 

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в  рамках заданных временных лимитов  и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, память, внимание, мышление и т.д.; физиологические - состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.: совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

Работоспособность в  учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т.п.

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.

Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивности учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями. Период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется. Третий период - период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности. В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которая перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв). При дальнейшем продолжении работы в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности. В результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты.

Информация о работе Психофизиологическая характеристика деятельности и учебного труда студентов