Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:59, реферат
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов, является активная учебная и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:
- противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;
между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;
между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом научных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Основные понятия………………………………………………………………4
2 Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов………………………………………………………...5
3 Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие…………………………………………………………………….7
4 Изменение состояния организма под влиянием различных режимов и условий обучения………………………………………………………………..11
5 Средства физической культуры с оздоровительно – рекреативной направленностью для регулирования умственной работоспособности студентов…………………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….20
Список источников………………………………………………………………21
Учебный день студента кроме
аудиторных занятий включает самоподготовку.
Наличие второго подъема
Вариантность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлены и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и другие).
8 10 12 14 16 18 20 22 24 Учебные Отдых Самоподготовка занятия |
Рисунок 1- Работоспособность студентов в течение учебного
дня
Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности
в
учебном недельном цикле характеризуется,
наличием периода
врабатывания в начале (понедельник, вторник),
устойчивой
работоспособности в середине (среда,
четверг), и снижением в
последние дни недели. В некоторых случаях
отмечается ее подъем,
что связывают с явлением «конечного порыва». „
Типичная кривая работоспособности может изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели (рисунок 2). Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача зачета.
пн вт ср чт пт сб
Рисунок 2 - Работоспособность студентов в учебной неделе. Пункгиром отмечено явление конечного порыва.
Учебный семестр и учебный год. В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню или повышается.
Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменение работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуется устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления [2].
Работоспособность студентов в период экзаменационной сессии.
Два месяца в учебном году у студентов связаны с экзаменами -зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100 %. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и др. Так, при обследовании 637студентов было установлено, что 36,5 % из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность, 63,4 % - плохо спали накануне.
В период экзаменов под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствия в них физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии.
Сам процесс экзамена характеризуется также значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационного периода.
Сразу после экзаменационной сессии наблюдается снижение общего функционального состояния, толерантности организма к физическим нагрузкам и возрастание требований к профессионально важным интеллектуальным характеристикам личности. Происходит снижение компонентов клинического статуса и функциональной устойчивости к физическим нагрузкам и повышение профессионально важных интеллектуальных качеств. Такую динамику можно объяснить следующим образом: сам учебный процесс с нарастанием его интенсификации к экзаменационной сессии является мощным тренингом к стимуляции долговременной и оперативной памяти, логического и эвристического мышления, объема и переключения внимания, зрительно-моторного восприятия, позволяющим повысить резервы интеллектуального труда.
В то же время, к началу экзаменационной сессии возрастает время нахождения студентов в состоянии гиподинамии, нарушение режима труда и отдыха, питания. Возрастает негативное влияние увеличения интоксикации никотином, временной тонизации посредством тонина и кофеина при повышенном потреблении крепкого чая и кофе, что в совокупности приводит к снижению общей физической тренированности, общему физическому утомлению.
Обучение в вузе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-эмоциональных напряжений, доходящих в период экзаменационной сессии до пределов возможного. Кроме того, эти напряжения, налагаясь на социальные, бытовые, экологические и другие нагрузочные факторы, могут привести к различным функциональным и психическим срывам.
Работоспособность в большей степени связана с условиями труда. Для возникновения и развития сердечно-сосудистых заболеваний, астении, неврозоподобных синдромов, неврозов, заболеваний опорно-двигательного аппарата вполне достаточно негативного воздействия учебной деятельности, а в дальнейшем фактора «сидячих» профессий. В то же время нельзя исключить появления этих заболеваний и при воздействии других факторов внеучебного и внепроизводственного характера [1].
В результате рассмотрения динамики работоспособности студентов в различные этапы учебного года, можно сделать вывод о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студентов.
4 Изменение состояния организма под влиянием различных режимов и условий обучения
Увеличение числа заболеваний сердечно – сосудистой системы и других функциональных нарушений среди студентов является следствием все увеличивающейся интенсификации труда и нервно-эмоциональных перегрузок.
К факторам риска, способствующим появлению сердечно сосудистых, нервных и психических заболеваний, относятся также социальные перемены, жизненные трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт интимно-личного характера, смена работы и профессии и т.п.
Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на состоянии ЦНС и на протекании психических процессов. Большая нагрузка на ЦНС и на ее высший отдел - кору головного мозга проявляется преимущественно в таких психических процессах, как внимание, восприятие мышление, анализ, память, эмоции. В мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ, он составляет 2-2,5% от общей массы тела, потребляет 15-20% кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, и для нормального проявления своих функций мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения.
Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельности студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за столом, нервно-психическое напряжение, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высокая ответственность за результаты усвоения знаний и др.
Длительная напряженная умственная работа снижает также возможности организма к ее качественному продолжению, наступает утомление, как нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состояние усталости, которое появляется перед наступлением утомления и является субъективным чувством человека. Усталость нарастает при непонимании значения выполняемой работы, неудовлетворенности ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает чувство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав производить вычислительные операции можно успешно заниматься чтением. Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам умственного труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевременным эффективным отдыхом. Степень развития утомления можно определить по некоторым признакам ( таблица 1) [2]. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам - только хочется спать. В таких условиях повышение умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное последствие.
При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.
Таблица 1- Внешние признаки утомления в процессе умственного труда по С.А. Косилову
Объект наблюдения |
Утомление | ||
Незначительное |
Значительное |
Резкое | |
Внимание |
Редкие отвлечения |
Рассеянное, частые отвлечения |
Ослабленное; реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют |
Поза |
Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища |
Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы руками |
Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула |
Движение |
Точные |
Неуверенные, замедленные |
Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка) |
Интерес к новому материалу |
Живой интерес, задавание вопросов |
Слабый интерес, отсутствие вопросов |
Полное отсутствие интереса, апатия |
Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, повышение сухожильных рефлексов, частота сердцебиения, потливость, снижение сопротивляемости организма инфекциям, заболеваниям и т.д.
Оценка степеней переутомления представлена в таблице 2 [4].
Симптом |
Степень переутомления | |||
1-начинающееся |
2-легкое |
3-выраженное |
4-тяжёлое | |
Снижение работоспособности |
Малое |
Заметное |
Выраженное |
Резкое |
Появление усталости при умственной нагрузке |
При усиленной нагрузке |
При обычной нагрузке |
При облегчённой нагрузке |
Без видимой нагрузки |
Компенсация повышения работоспособности волевым путём |
Не требуется |
Полностью |
Не полностью |
Незначительно |
Эмоциональные сдвиги |
Временное снижение интереса к работе |
Временами неустойчивость настроения |
Раздражительность |
Угнетение, резкая раздражительность |
Расстройства сна |
Трудно засыпать и просыпаться |
Труднее засыпать и просыпаться |
Сонливость днём |
Бессонница |
Снижение умственной работоспособности |
Нет |
Трудно сосредоточиться |
Временами забывчивость |
Заметное ослабление внимания и памяти |
Вегетативные сдвиги |
Временами тяжесть в голове |
Часто тяжесть в голове |
Временами головные боли, снижение аппетита |
Частые головные боли, потеря аппетита |
Профилактические мероприятия |
Упорядочение отдыха, физическая культура, культурные мероприятия |
Отдых, физическая культура |
Организованный отдых, предоставление отпуска |
Лечение |
Информация о работе Психофизиологическая характеристика деятельности и учебного труда студентов