Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 15:28, контрольная работа
В спортивной педагогике имеются различные подходы к группированию видов спорта по их воздействию на организм человека, на развитие и формирование психофизических качеств. Такое группирование, конечно, весьма условно, так как ни один вид спорта, ни одна система физических упражнений не воздействует на человека однопланово, не развивает какое-либо одно физическое качество в "чистом" виде. Однако подобные группировки позволяют объединить различные виды спорта, системы физических упражнений по их ведущему признаку и дать им единую развернутую характеристику, необходимую при индивидуальном выборе вида спорта или системы физических упражнений. Кроме того, такая условная группировка дает возможность читателю лучше ориентироваться в предложенных характеристиках отдельных видов спорта и систем физических упражнений. [12]
На практике чаще всего используется смешанная текстовая, иначе говоря, частично сокращенная запись, которая отличается от развернутой только тем, что некоторые наиболее часто употребляемые термины записываются сокращенно, например: гимн. — гимнастический, упр. — упражнение, эл. — элемент, соед. — соединение. Смешанная запись применяется и в печатных изданиях с использованием таких общеизвестных и общепринятых сокращений, как:
и. п. — исходное положение;
о. с. — основная стойка;
в/ж — верхняя жердь, н/ж — нижняя жердь разновысоких брусьев.
Графическая запись представляет собой изображение в виде рисунков поз и промежуточных положений гимнаста, выполняющего описываемое упражнение.
Графическая запись подразделяется на три типа:
а) штриховая запись, как наиболее простая и доступная, удобна для повседневной практической работы, в том числе для написания конспектов уроков и последующего пользования ими (рис. 1,а, б, в);
б) полуконтурная запись предполагает несколько более детальное изображение отдельных звеньев тела, в том числе и кистей рук (рис. 2, а, б), и часто используется для иллюстрации печатных изданий — учебников, методических пособий, специальных журналов и т.п.;
в) контурная запись дает возможность зафиксировать все существенные особенности положения тела и его звеньев (рис. 3), такая запись требует навыков рисования.
ПРАВИЛА СОКРАЩЕНИЯ НАПИСАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ
В гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Например, опускаются слова: «спереди», «вперед» — при указании направления если выполняется кратчайшим единственно возможным путем (например, дугами вперед);
указание положения рук, ног, носков, ладоней, если оно соответствует естественному стилю; «туловище» — при наклонах;
«нога» — при перемахах, выставление ее на носок; «поднять», «опустить» — при движении руками, ногами; «продольно», «поперек» — в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;
«хват сверху» — как наиболее распространенный «перемах внутрь» или (положение внутри);
«соскок» или «прыжок», если по названию снаряда это очевидно;
«прогнувшись», если техника выполнения предъопределяет эти положение. Например, на брусьях, подъем махом вперед — махом назад соскок;
«ладони внутрь» — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх; «ладони книзу» — в положении руки в стороны или влево (вправо);
«дугами вперед», если руки поднимаются или опускаются движением вперед.
Исходное положение (и. п.) указывается только вначале упражнения.
Путь конечностей и тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем.
1.
Обобщенная запись. Ею пользуются
в тех случаях, когда необходимо лишь обозначить
(перечислить) содержание гимнастических
упражнений в учебных и других программах,
когда
не требуется точности каждого движения.
Например, одноименные и разноименные
перемахи из упора сзади на коне.
2. Конкретная терминологическая запись предусматривает точное обозначение каждого элемента (упражнения) в соответствии с правилами терминологии.
3.
Сокращенная запись применяется при
составлении конспектов, при записи зачетных
и других упражнений. В этом случае термины
записываются сокращенно (применяются
условные
сокращения). Например, дв. — движение,
эл. — элемент, соед.— соединение, об. —
обозначить, д. — держать, в/ж — верхняя
жердь, упр. — упражнение, и. п. — исходное
положение, а так
же гимн. — гимнастика, акроб. — акробатика
и др.
4. Графическая запись (изображение) может иметь самостоятельное и вспомогательное значение. Применяется линейная запись «чертиками», полуконтурная и контурная. Первая наиболее доступная. Она наглядна и экономна. Быстрота такой записи делает ее неизменной и повседневной в практической работе по гимнастике.
5. Сочетание текстовой и графической записи — это наиболее удобная форма записи, которой широко пользуются на практике.
Помимо указанных форм в настоящее время все шире применяются киносъемки упражнений (из классификационных программ, контрольные съемки и др.). С ее помощью удобнее передавать все оттенки движений, применяемых в современной гимнастике.
Действующая гимнастическая терминология все время обогащается словами-терминами, ярко отображающими специфику тех или иных упражнений. Однако никогда не следует отходить от установленных правил образования терминов, что может привести к засорению терминологии, к жаргону.
Правила и формы записи упражнений
При записи отдельного упражнения надо указывать:
• Исходное положение (И. п.) из которого начинается движение.
• Название движения (наклон, поворот, мах, выпад, присед и т. п.).
• Направление движения (вправо, влево, вперёд, назад, вверх, вниз и промежуточные направления)
• Если необходимо, указывается конечное положение.
При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, принято указывать сначала основное движение (обычно выполняемое туловищем или ногами), а затем остальные движения. Например: И. п. – стойка ноги врозь, руки к плечам; 1 – сгибая правую ногу, наклон влево, руки вверх; 2 – И. п.; 3 – сгибая левую, наклон вправо, руки вверх;
4 – И. п. Повторить 6 – 8 раз.
Несколько движений, выполняемых неодновременно, записываются в той последовательности, в которой они должны выполняться. Например: И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны; 1 – дугой книзу правой рукой с поворотом налево, правая сзади на носке, руки вперёд; 2 – встать на правое колено, руки вверх, наклонить голову назад.
Если движение сочетается с другим движением, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и». Например: И. п. – стойка, ноги на ширине плеч, руки на поясе; 1 – наклон прогнувшись, руки в стороны и поворот влево (поворот следует выполнять в конце наклона, как бы акцентируя его). Если же наклон и поворот выполняются одновременно, то следует применять предлог «с».
Примеры общеразвивающих упражнений:
Упр. № 1. И. п. – стойка ноги врозь; 1 – наклон к левой ноге, ладонями достать пол; 2 – И. п.; 3 – наклон к правой ноге; 4 – И. п.
Упр. № 2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. На четыре счёта круговые вращения туловищем по часовой стрелке, на четыре счёта в обратную сторону.
Упр. № 3. И. п. – основная стойка; 1 – упор присев; 2 – упор лёжа; 3 – упор присев;
Правила записи общеразвивающих упражнений
При
записи отдельного упражнения надо указать
его название (если оно имеется), исходное
положение (для туловища, ног, рук), название
движения, направление его и конечное
положение [6].
Исходное положение пишется сокращенно
- и. п., цифрами обозначается счет.
Для краткости принято не указывать некоторые
положения, движения и их детали. Опускаются
следующие слова: туловище - при наклонах;
нога - при выставлении ее на носок, ладони
внутрь - в положении руки вниз, вперед,
назад, вверх; ладони вниз - в положении
руки в стороны, влево (вправо); носки (носок)
оттянуть поднять, опустить выставить
- при движении ногами, руками; вперед,
спереди - при указании направления, если
выполняется кратчайшим, единственно
возможным путем; прогнувшись - если техника
выполнения предопределяет это положение;
хват сверху - как наиболее распространенный;
дугами вперед - если руки поднимаются
или опускаются движением вперед.
Путь рук (ног) и туловища указывается
лишь в тех случаях, когда движение выполняется
не кратчайшим путем. Исходное положение
обозначается только в начале упражнения.
Не записываются положения ног, носков,
рук, ладоней, если исходное положение
ног - основная стойка, а положение рук
иное, то указывается только положение
рук (например, руки на поясе). Если исходное
положение рук - основная стойка, а ног
другое, то обозначается только положение
ног (например, «стойка - ноги врозь»).
Правила записи должны выполняться независимо
от того, в какой возрастной группе воспитатель
составляет план-конспект физкультурного
занятия, утренней гимнастики.
Некоторые термины пишутся сокращенно:
основная стойка - о. с; правая рука (нога)
- пр. рука (нога); левая рука (нога) левая
рука (нога).
При записи нескольких движений, выполняемых
одновременно, сначала указывают основное
движение (туловищем, ногами), затем остальные
(сгибая правую, наклон влево, руки вверх).
Несколько движений, выполняемых неодновременно
(хотя бы и на один счет), записываются
в той последовательности, в которой они
протекают. Если движение сочетается с
другим не на всем протяжении, но выполняется
слитно, надо записывать элементы один
за другим, соединяя союзом и (наклон прогнувшись,
руки в стороны и поворот головы вправо).
Если движения выполняются одновременно,
то следует применять предлог с (наклон
прогнувшись, руки в стороны с поворотом
головы вправо). Когда движение выполняется
не в обычном стиле (резко, стремительно,
расслабленно, мягко, плавно и т. д.), то
это должно быть отражено в записи (например,
руки плавно в стороны, кисти расслаблены).
4. Методика проведения общеразвивающих
упражнений
Выбор конкретных методов и приемов обучения
общеразвивающим упражнениям зависит
от возраста детей, вида упражнений, формы
организации физического воспитания,
специфики педагогических задач. Вместе
с тем руководящие усилия воспитателя
концентрируют типичные для любой возрастной
группы педагогические приемы [15]:
1) построение (размещение) детей для выполнения
общеразвивающих упражнений;
2) раздача пособий;
3) способы подачи упражнений;
4) контроль за ходом выполнения упражнений.
Дети младшей группы общеразвивающие
упражнения выполняют вместе с воспитателем.
На первом этапе обучения дети размещаются
на пло¬щадке хаотично. Педагог должен
помочь найти удобное место тем, кто не
умеет делать это самостоятельно. Нужно
одновременно видеть всех детей, поэтому
воспитатель должен стоять у короткой
стороны площадки лицом к детям. В последующем,
когда дети строятся на упражнения в круг,
воспитатель становится вместе с детьми
по кругу, а не в центре. Для того, чтобы
все дети хорошо видели лицо воспитателя,
он должен периодически перемещаться
по кругу.
Способ раздачи предметов нужно хорошо
продумать, чтобы времени на этот организационный
момент тратилось как можно меньше, а самостоятельность
детей возрастала. На первых порах воспитатель
сам раздает кубики, погремушки и другие
предметы, положенные для удобства в открытую
коробку.
Экономя время и одновременно приучая
детей ходить по большому кругу, можно
предварительно разложить предметы по
кругу. После окончания упражнений дети
сами положат их в коробку. Постепенно
дети учатся ра¬бирать предметы, не замедляя
темпа движения. Пособия целесообразно
разместить по ходу движения детей справа
- на скамейке, стоящих в ряд стульях, стационарных
полочках, специальных подставках и даже
прямо на полу,
В младших группах не используется предварительный
показ общеразвивающих упражнений: импульсивные
малыши не умеют ждать. Тем большее значение
имеет выразительное называние каждого
упражнения, которое помогает детям понять
и запомнить выполняемое действие.
Многие упражнения имеют традиционные
названия - условные (наклон, поворот) или
образные (велосипед, лыжник). Если нет
традиционного названия, желательно предусмотреть
свое. Например: "Будем показывать ладошки
и прятать их... Покажем как гуси машут
крыльями... Будем обезьянками, которые
едят бананы..." Называние обеспечивает
психологическую готовность детей к действию.
Требовать от малышей четкого исходного
положения не следует. Но подготовить
детей к выполнению упражнений хотя бы
в самом общем виде необходимо. Игровой
тон общения с детьми поможет воспитателю
и в данной ситуации: "Поставьте ножки
на узенькую дорожку... Поставьте ноги
так, чтобы получились широкие ворота...
Держите ладошки так, как будто они вместе
спрятались в одну варежку..." Постепенно
условная терминология вытесняется общепринятой.
Обеспечивая более или менее слаженные
двигательные реакции, воспитатель проговаривает
действия и выполняет их вместе с детьми
.
Выполнение доминирующих в младших группах
имитационно-образных упражнений (воробышки,
гуси, жуки, поезд и др.) требует от воспитателя
использования разных средств художественной
выразительности - соответствующей интонации
голоса, мимики, необходимых жестов. Иначе
говоря, чтобы заинтересовать малышей
и вызвать соответствующую ответную реакцию,
упражнение надо сыграть.
Заключение
Общеразвивающие упражнения - это специально
подобранные упражнения для развития
и укрепления крупных групп мышц и оздоровления
организма ребенка. Они способствуют формированию
правильной осанки; укреплению опорно-двигательного
аппарата; улучшению кровообращения, дыхания,
обменных процессов, деятельности нервной
системы.
В общеразвивающих упражнениях для детей
дошкольного возраста используются различные
исходные положения. Варьируя их, можно
создавать многочисленные разновидности
одного и того же упражнения. Каждое правильно
построенное упражнение заканчивается
исходным положением.
В процессе руководства выполнением общеразвивающих
упражнений педагог обращает внимание
на следующие аспекты: построение (размещение)
детей для выполнения общеразвивающих
упражнений; раздача пособий; способы
подачи упражнений; контроль за ходом
выполнения упражнений.
Запись общеразвивающих упражнений без предмета.
При записи комплекса общеразвивающих
упражнений каждое упражнение нумеруется
римской цифрой. Если упражнению не дается
названия, то его заголовком является эта
римская цифра. В этой же строчке записывается
и.п., а с каждой новой строки — счет арабскими
цифрами и выполняемые под этот счет действия.
Например:
IV. И. п. — стойка, руки вверх (рис. 4):
7 — присед, руки вперед;
2 — разгибая ноги, наклон вперед, коснуться
ладонями пола;
3 — присед, руки в стороны;
4 — встать, руки вверх.
Из примера видно, что конечным положением
в упражнении является и. п. Это служит
отличительным признаком всех общеразвивающих
упражнений.
Запись упражнения на каждый счет может
начинаться, как в приведенном примере,
со строчной буквы после тире. Другой вариант
— запись с большой (прописной) буквы после
точки, например:
IV. И. п. — стойка, ноги врозь, руки на пояс
(рис. 5).
1 — поворот туловища направо, руки в стороны;
2 — поворот в и.п., руки на пояс;
3 — 4 — то же в другую сторону.
8 последней строчке примера показано,
как можно сократить запись упражнения,
если вторая его половина выполняется
симметрично первой. Еще больше сокращается
запись общеразвивающего упражнения,
составленного на 8 счетов, например:
5— 8 — то же с другой ноги.
Объединить можно также запись нескольких
одинаковых дви¬жений, например:
2 — 3 — два пружинящих наклона вперед.
Объединить можно и запись одного
движения, длящегося более чем один счет,
например:
1 — 2— встать на носки, руки вверх.
При записи общеразвивающих упражнений
указываются только изменяемые положения
звеньев. При этом могут отсутствовать
основные термины, что сообразуется с
требованием краткости и правилами сокращения.
Рассмотрим пример.
И. п. — стойка, ноги врозь.
Правильно Неправильно
1 — руки к плечам 1. Стойка, ноги врозь,
руки к плечам
2 — наклон вперед 2. Стойка, ноги врозь
с наклоном вперед, руки к плечам
3 — руки в стороны 3. Стойка, ноги врозь
с наклоном вперед, руки в стороны
4— выпрямиться, руки вниз 4. Стойка, ноги
врозь
На примере неправильной записи
каждое действие выглядит так, будто всякий
раз указывается новое и. п. Полное описание
каждого положения, т.е. описание в статическом стиле, в отдельных случаях
все же возможно, но для записи общеразвивающих
упражнений более характерен динамический
стиль.
Из исходных положений в общеразвивающих
упражнениях самым распространенным является
стойка. Этот термин означает стойку на
ногах, на всей стопе. Наиболее простая
из стоек — основная. Другие стойки не
являются основными: стойка, руки вверх
(см. рис. 4), стойка, ноги врозь, руки на
пояс (см. рис. 5) и т.д. Стойка, выполняемая
не на прямых ногах, называется полуприседом
(рис. 6), или приседом. Если основной опорой
является не стопа, то условия опоры оговариваются,
например: стойка на носках, на лопатках,
на коленях (рис. 7), на правом колене (рис.
8), на руках (рис. 9), на голове (рис. 10).
Исходными положениями могут быть также седы, упоры, положения лежа. Сед, или положение сидя без дополнительной опоры, имеет три основные разновидности: сед, сед ноги врозь, сед на пятках (рис. 11). Наличие существенной опоры руками дает основание определять такое положение, как упор сидя (рис. 12), упор сидя углом (рис. 13) и т.п.
Упор называется смешанным, если опора выполняется руками (рукой) и другой частью тела. К смешанным упорам, кроме упоров сидя, относятся упор присев, упор лежа, упор лежа сзади на предплечьях (рис. 14), упор стоя на коленях (рис. 15), упор стоя согнувшись (рис. 16). В простых упорах опора выполняется только руками — двумя или одной, например: упор углом (рис. 17), упор углом вне (рис. 18), горизонтальный упор (рис. 19), горизонтальный упор на локте (рис. 20).
Не сходя с места, можно принимать
более высокие или низкие и. п.
В последнем случае используются команды:
присесть сесть лечь полуприседание принять
наклониться вперед. Для перехода в стойку
из стойки на носках дается команда: опуститься!
или: опуститься на всю стопу! Переход
из более низких положений в стойку или
стойку на носках выполняется соответственно
по команде: встать (или: встать на носки).
Перемещение вперед, назад, в сторону может
выполняться шагом, перестановкой рук,
толчком ног, прыжком, выпадом. Последний
термин означает не только движение, но
и принимаемое в результате положение:
выпад правой, выпад правой назад (рис.
21), выпад левой вправо и т.д. Для одноименных
выпадов выставляемая нога не указывается,
например: выпад вправо, руки в стороны
(рис. 22), выпад влево.
Наклон может выполняться не только из стойки, но и из седа, например: сед ноги врозь с наклоном, руки за голову (рис. 23), сед с наклоном. Последний называют иногда седом согнувшись. В сочетании с выпадом наклон в одноименную сторону описывается дополнительным термином, например: наклонный выпад вправо, руки вверх (рис. 24).
Повороты вокруг продольной оси тела записываются словами без цифр, если они выполняются на 45°, 90°, 180° соответственно как полповорота, поворот (направо или налево), поворот кругом (налево — если не указано обратное). В остальных случаях необходимо указывать сторону и величину поворота, например: налево на 135°, направо кругом.
Список использованной литературы
1.Бутин И.М. «Лыжный спорт». - М.: «ACADEMA», 2003.
2.Геше Майкл Роуч «Тибетская книга йоги». - М.: Издательство: Открытый мир, 2006.
3.Жеребцов А.В. «Физкультура и спорт». Москва, 2005.
4.Карни Л.В. «Цигун». - М.: Изд-во: Будущее Земли, 2004.
5.Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М.: 1999.