Пути привлечения детей к тренировкам и сохранения их в спортивных секциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:08, реферат

Краткое описание

Проблема ценностной ориентации подрастающего поколения для полноценного сосуществования с обществом уже не кажется надуманной и не существенной, которая решится со временем сама собой, нужно лишь подождать. А ждать то, как раз уже нельзя, статистика приводит шокирующие цифры, и каждой семье все чаще приходится задумываться, какие воспитательные меры выбрать для собственных детей: жесткие ограничения и заблаговременную профилактику, или запоздалую реакцию и борьбу с последствиями в виде детского курения, детского алкоголизма и наконец, наркомании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Привлечение детей в спорт……………………..……….................................4
2. Проблема ухода юных спортсменов из спорта ……………………………..8
Заключение………………………………………………………………………13
Список используемой литературы………………………………………….....14

Вложенные файлы: 1 файл

тема по самообразованию.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Детско-юношеская

 спортивная  школа Камышловского района

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема  по самообразованию:

ПУТИ  ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К ТРЕНИРОВКАМ  И СОХРАНЕНИЯ ИХ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ

 

 

 

 

Автор: Тренер-преподаватель по

лыжным гонкам МОУ ДОД

ДЮСШ Камышловского  района

Архипова Сирануш  Размиковна

 

 

 

п. Октябрьский, 2011

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Привлечение детей в спорт……………………..……….................................4

2. Проблема ухода юных спортсменов из спорта ……………………………..8

Заключение………………………………………………………………………13

 

Список используемой литературы………………………………………….....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Проблема ценностной ориентации подрастающего поколения для полноценного сосуществования с обществом уже не кажется надуманной и не существенной, которая решится со временем сама собой, нужно лишь подождать. А ждать то, как раз уже нельзя, статистика приводит шокирующие цифры, и каждой семье все чаще приходится задумываться, какие воспитательные меры выбрать для собственных детей: жесткие ограничения и заблаговременную профилактику, или запоздалую реакцию и борьбу с последствиями в виде детского курения, детского алкоголизма и наконец, наркомании.

          Почему дети не находят места, сферы собственного применения, востребованности, часами упражняясь в компьютерные «стрелялки» и праздно слоняясь по улицам? Возможно от того они в смятении, что в поисках приключений чего-то манящего неизвестностью нового и интересного, им попросту не с кого брать пример, за исключением таких же ищущих каждый на свой лад подростков.

          В современной жизни едва ли не единственным способом с максимальной пользой для себя и для общества сформироваться в гармоничную личность детям помогает спорт. Да в принципе так было всегда. Систематизированные занятия позволяют вырвать подростков из тисков непредсказуемой свободы улиц, привить им ряд качеств, без которых просто немыслимо справляться в сложных жизненных ситуациях, в конце концов, зная цену собственного труда человек, учится ценить труд себе подобных, ближних. Спорт учит детей быть дисциплинированными, целеустремленными, закладывает характер на всю жизнь и вообще формирует целостную личность. Он дает ребенку возможность научиться быть лидером, стать коммуникабельнее.

          Видов спорта огромное множество и нет никакой необходимости агитировать кого-то за занятия определенными из них. У каждого свои предпочтения, естественно они формируются на основании взглядов и приоритетов родителей, но это, ни в коей мере не может попрепятствовать растущему и формирующему собственное мировоззрение ребенку увлечься тем, чем его родители вовсе и не предполагали.

     Свою тему по самообразованию я хотела бы посвятить проблемам привлечения юных спортсменов к тренировкам и их сохранения в спортивных секциях.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Привлечение детей в спорт

 

Вопросы сохранения юных спортсменов в спорте интересуют многих теоретиков и практиков спорта. Так, директор ассоциации тренеров США Сузи Т. Ривальд (S.T. Riewald, 2002) отмечает, что каждый год в США 35% юных спортсменов, принимавших участие в соревнованиях, уходят из спортивных секций. Некоторые переходят в другие виды, некоторые перестают посещать спортивные секции вообще. Эта ситуация в последнее время, стала беспокоить детских тренеров и в России, а также поднимает вопрос о здоровье и здоровом образе жизни, особенно тех, кто покидает спорт навсегда и не посещает секции никогда.

Определено, что один из главных факторов, привлекающих детей в спорт, - прежде всего общественное мнение, складывающееся благодаря воздействию средств массовой информации, а также, что очень важно, влиянию родителей.

Сами юные спортсмены отмечают следующие факторы, привлекающие их в тренировочные секции:

- получать удовольствие;

- развивать свои физические  способности; 

- приобретать друзей;

- быть в спортивной  форме. 

Радость и удовольствие - одни из наиболее значимых факторов привлечения  в спорт и продолжения занятий. Понятие "получать удовольствие" требует более внимательного рассмотрения, для того чтобы выяснить, что спортсмены подразумевают под ним, когда говорят, что в спорт они пришли, чтобы получать удовольствие, и прекращают занятия, когда удовольствия нет. В одной из спортивных школ Москвы проводилось исследование юных спортсменов, определяя, что, по их мнению, доставляет им удовольствие в спортивных тренировках. Ответы были ранжированы следующим образом:

- быть на хорошем  счету у тренера, слышать от него похвалы;

- быть среди друзей;

- испытывать чувство  победы;

- быть членом команды  в играх и эстафетах; 

- разнообразная тренировочная  работа.

Учитывая это, мы должны уделять перечисленным факторам особое внимание, когда стараемся  привлекать спортсменов в свой вид спорта и строить тренировку, удовлетворяя желания юных спортсменов. Необходимо также отметить, что понятие "получать удовольствие" для определенных возрастных групп различно.

Из выше сказанного следует  что, друзья, положительные эмоции, взаимопонимание с тренером, смена вида тренировочной работы, командный дух, - все это создает позитивное настроение у юных спортсменов. Вот некоторые примеры, которые можно использовать в практике подготовки молодых спортсменов:

- создавайте возможности взаимодействия с друзьями, способствуйте развитию отношений между детьми вне тренировочных занятий;

- больше узнавайте  о своих подопечных, о каждом  в отдельности; 

- юные спортсмены - дети компьютерной эры, поэтому спорт тоже должен соответствовать правилам компьютерных игр;

-постоянно обсуждайте  проблемы с каждым ребенком, поощряйте  и развивайте знания детей  в вашей области; 

- усиливайте командный  дух в коллективе: командные приветствия,  единая униформа, командные вечера  и т.д.;

- поощряйте и награждайте призами не только победителей, но и детей, которые добились своих личных рекордов;

- поощряйте спортсменов  перед строем, ругайте за ошибки – отдельно;

- как можно больше  командных соревнований и эстафет.  В индивидуальных соревнованиях  побеждает только один спортсмен, в командных - все члены команды;

- проводите соревнования  в различных дисциплинах, смежных с вашим видом спорта.

Таким образом, основываясь  на ответах, полученных при опросах  юных спортсменов, можно сделать  некоторые выводы. Первый: взрослые и дети по-разному определяют понятие "получать удовольствие", и мы должны прежде всего опираться на определение детей. Второе - это то, что организованный спорт - это действительно удовольствие для детей, и он должен охватывать многие аспекты тренировочной деятельности. Третье: удовольствие, определенное детьми, должно быть внедрено в тренировочный процесс. И последнее: при взрослении спортсменов их отношение к удовольствиям меняется, таким образом, удовольствие для 10-11-летних отличается от такового у более взрослых спортсменов.

Несомненно, что общий  климат тренировочного занятия в  первую очередь создается тренером. Как должны действовать тренеры, чтобы добиться успеха в подготовке юных спортсменов:

- способствовать им  в развитии стремления к совершенствованию;

- разрабатывать такие  тренировочные программы, которые  достигали бы реальных и прогрессивных  целей; 

-позитивно оценивать  достижения спортсменов; 

- постоянно общаться  с воспитанниками, давая советы по тренировке, диете и другим вопросам. Все, что вы скажете или не скажете своему подопечному, в конце концов может повлиять на его результативность и ваш успех как тренера;

- уважать своих воспитанников, и они будут уважать вас. Если они вас уважают, то с удовольствием будут учиться у вас и достигать выдающихся результатов ради вас. Отчитывать их за ошибки только при достаточном основании, и тогда они не будут бояться вас и полюбят спорт;

- убеждать спортсменов, что успехи - результат их способностей и  ответственного отношения к тренировкам; 

- постоянно корректировать технические погрешности;

- показывать личный пример - быть  моделью поведения; 

- заботиться об их безопасности;

- относиться ко всем одинаково,  не разделяя на лучших и  худших;

- тренировать не для побед, а для прогресса физических качеств и техники;

- поощрять спортсменов к тому, чтобы они задавали вопросы  во время тренировочных занятий; 

- быть внимательным не только  к словам спортсменов, но и  к другим деталям, таким как  внешний вид, артикуляция, выражение  лица и т.д.;

- повышать уровень своего образования, быть в курсе всех спортивных, государственных и международных новостей;

- быть в постоянном контакте  с родителями юных спортсменов и вовлекать их в обсуждение занятий, возможно, в участие в самом тренировочном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Проблема ухода юных спортсменов из спорта.

Теперь обратимся к  проблеме ухода юных атлетов из спорта. В последнее время заметен факт ухода из спортивных секций в связи с переключением на другие, более привлекательные, сферы активности, такие как музыка, телевидение, компьютеры, фильмы, и т.д. Если такое направление будет продолжать развиваться, то со временем роль спорта в нашем обществе значительно уменьшится. Мы можем оказаться перед проблемой потери в будущем многих талантливых спортсменов.

Серьезный спорт в  настоящее время состоит из множества  факторов, и нет сомнения, что  уход из спорта также происходит в  результате воздействия разнообразных  причин. Прошло то время, когда спорт  был как бы вторичным, не самым главным в жизни спортсмена. Сейчас такое положение в корне изменилось даже для молодых спортсменов. В настоящее время спортивная карьера сопровождается длительным и хорошо разработанным процессом физического развития, характеризующимся высокими физическими нагрузками и жестким спортивным режимом, включающим календарь соревнований, тренировочные циклы, тренировочные лагеря, восстановительные процедуры и пр. Конфликты между серьезными требованиями современной системы спортивной подготовки и многими другими факторами являются причинами ухода из спорта юных спортсменов.

На основании изучения информационных источников можно выделить следующие факторы, влияющие на уход из спорта или продолжение карьеры (Bussmann, 1995):

- стресс (конфликт между образованием  или работой);

- травма;

- влияние родителей; 

- влияние тренера; 

- мотивация; 

- конфликт интересов (между серьезными  занятиями спортом и свободным  временем);

- социальная активность;

- критика профессионального спорта.

Стресс (конфликт между образованием или работой). Известно, что учеба или подготовка к профессиональной карьере может проходить одновременно с серьезными занятиями спортом. Это большая проблема - выдерживать двойную нагрузку учебы и тренировки в спорте. Наиболее часто встречающейся причиной окончания спортивной карьеры является проблема времени, т.е. совмещения времени для учебы и тренировок. Параллельные занятия в школе или институте и серьезная тренировка в настоящее время стали значительно труднее, чем некоторое время назад. Напряжение для спортсменов высокого класса постоянно возрастает, что прежде всего связано с расширением международного и внутреннего календаря соревнований, в том числе и для юных спортсменов. В связи с этим создание определенных условий для каждого спортсмена в отдельности позволит позитивно решить вопрос совмещения учебы или работы со спортивной карьерой. Предоставление возможности учиться по индивидуальным учебным планам, заочное обучение и следование примеру юных зарубежных атлетов, которые используют Интернет для обучения в колледжах и университетах, - наиболее реальный путь сохранения талантливых атлетов в спорте.

Травматизм. Считается, что одним из факторов ухода из спорта является травматизм. Действительно, травматизм в современном юношеском спорте - реально угрожающая проблема. Так, во время второго юношеского чемпионата мира по легкой атлетике в Будапеште из 1032 спортсменов 118 были травмированы и 71 атлет жаловался на здоровье, т.е. каждый пятый участник выбывал из соревнований. По мнению K. Piko (2002) - члена медицинского комитета ИААФ,- необходимо учитывать влияние возрастного развития на всех этапах подготовки юного спортсмена, а также различия между девочками и мальчиками. По-видимому, многие спортсмены, принявшие участие в Чемпионате мира, особенно юноши (это показал анализ распределения травм среди юношей и девушек), пострадали именно из-за несоответствия биологического возраста и тренировочных нагрузок. Поэтому в тренировочном процессе и соревнованиях особенно важно учитывать возрастные изменения - в противном случае травматизм неизбежен. В соответствии с закономерностями развития костной структуры растущего организма травмы в разном возрасте обычно случаются в определенных местах нижней части тела (B. Vackenzie, 2003). В первые десять лет развития детей образуются изменения трубчатых костей, в то время как в последующее десятилетие больше страдают вторичные структуры (пяточная кость, коленная чашечка, тазовые кости и т.д.). Поэтому наиболее часто встречающиеся травмы в возрасте 10-13 лет - это травмы стопы, в 12-16 лет - колена, в юношеском возрасте - спины и тазовой области.

Информация о работе Пути привлечения детей к тренировкам и сохранения их в спортивных секциях