Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:08, реферат
Проблема ценностной ориентации подрастающего поколения для полноценного сосуществования с обществом уже не кажется надуманной и не существенной, которая решится со временем сама собой, нужно лишь подождать. А ждать то, как раз уже нельзя, статистика приводит шокирующие цифры, и каждой семье все чаще приходится задумываться, какие воспитательные меры выбрать для собственных детей: жесткие ограничения и заблаговременную профилактику, или запоздалую реакцию и борьбу с последствиями в виде детского курения, детского алкоголизма и наконец, наркомании.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Привлечение детей в спорт……………………..……….................................4
2. Проблема ухода юных спортсменов из спорта ……………………………..8
Заключение………………………………………………………………………13
Список используемой литературы………………………………………….....14
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного
образования детей Детско-
спортивная школа Камышловского района
Тема по самообразованию:
ПУТИ
ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К
Автор: Тренер-преподаватель по
лыжным гонкам МОУ ДОД
ДЮСШ Камышловского района
Архипова Сирануш Размиковна
п. Октябрьский, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Привлечение детей в спорт……………………..………............
2. Проблема ухода юных спортсменов из спорта ……………………………..8
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………....
Введение
Проблема ценностной ориентации подрастающего поколения для полноценного сосуществования с обществом уже не кажется надуманной и не существенной, которая решится со временем сама собой, нужно лишь подождать. А ждать то, как раз уже нельзя, статистика приводит шокирующие цифры, и каждой семье все чаще приходится задумываться, какие воспитательные меры выбрать для собственных детей: жесткие ограничения и заблаговременную профилактику, или запоздалую реакцию и борьбу с последствиями в виде детского курения, детского алкоголизма и наконец, наркомании.
Почему дети не находят места, сферы собственного применения, востребованности, часами упражняясь в компьютерные «стрелялки» и праздно слоняясь по улицам? Возможно от того они в смятении, что в поисках приключений чего-то манящего неизвестностью нового и интересного, им попросту не с кого брать пример, за исключением таких же ищущих каждый на свой лад подростков.
В современной жизни едва ли не единственным способом с максимальной пользой для себя и для общества сформироваться в гармоничную личность детям помогает спорт. Да в принципе так было всегда. Систематизированные занятия позволяют вырвать подростков из тисков непредсказуемой свободы улиц, привить им ряд качеств, без которых просто немыслимо справляться в сложных жизненных ситуациях, в конце концов, зная цену собственного труда человек, учится ценить труд себе подобных, ближних. Спорт учит детей быть дисциплинированными, целеустремленными, закладывает характер на всю жизнь и вообще формирует целостную личность. Он дает ребенку возможность научиться быть лидером, стать коммуникабельнее.
Видов спорта огромное множество и нет никакой необходимости агитировать кого-то за занятия определенными из них. У каждого свои предпочтения, естественно они формируются на основании взглядов и приоритетов родителей, но это, ни в коей мере не может попрепятствовать растущему и формирующему собственное мировоззрение ребенку увлечься тем, чем его родители вовсе и не предполагали.
Свою тему по самообразованию я хотела бы посвятить проблемам привлечения юных спортсменов к тренировкам и их сохранения в спортивных секциях.
Глава I. Привлечение детей в спорт
Вопросы сохранения юных спортсменов в спорте интересуют многих теоретиков и практиков спорта. Так, директор ассоциации тренеров США Сузи Т. Ривальд (S.T. Riewald, 2002) отмечает, что каждый год в США 35% юных спортсменов, принимавших участие в соревнованиях, уходят из спортивных секций. Некоторые переходят в другие виды, некоторые перестают посещать спортивные секции вообще. Эта ситуация в последнее время, стала беспокоить детских тренеров и в России, а также поднимает вопрос о здоровье и здоровом образе жизни, особенно тех, кто покидает спорт навсегда и не посещает секции никогда.
Определено, что один из главных факторов, привлекающих детей в спорт, - прежде всего общественное мнение, складывающееся благодаря воздействию средств массовой информации, а также, что очень важно, влиянию родителей.
Сами юные спортсмены отмечают следующие факторы, привлекающие их в тренировочные секции:
- получать удовольствие;
- развивать свои физические способности;
- приобретать друзей;
- быть в спортивной форме.
Радость и удовольствие - одни из наиболее значимых факторов привлечения в спорт и продолжения занятий. Понятие "получать удовольствие" требует более внимательного рассмотрения, для того чтобы выяснить, что спортсмены подразумевают под ним, когда говорят, что в спорт они пришли, чтобы получать удовольствие, и прекращают занятия, когда удовольствия нет. В одной из спортивных школ Москвы проводилось исследование юных спортсменов, определяя, что, по их мнению, доставляет им удовольствие в спортивных тренировках. Ответы были ранжированы следующим образом:
- быть на хорошем счету у тренера, слышать от него похвалы;
- быть среди друзей;
- испытывать чувство победы;
- быть членом команды в играх и эстафетах;
- разнообразная тренировочная работа.
Учитывая это, мы должны уделять перечисленным факторам особое внимание, когда стараемся привлекать спортсменов в свой вид спорта и строить тренировку, удовлетворяя желания юных спортсменов. Необходимо также отметить, что понятие "получать удовольствие" для определенных возрастных групп различно.
Из выше сказанного следует что, друзья, положительные эмоции, взаимопонимание с тренером, смена вида тренировочной работы, командный дух, - все это создает позитивное настроение у юных спортсменов. Вот некоторые примеры, которые можно использовать в практике подготовки молодых спортсменов:
- создавайте возможности взаимодействия с друзьями, способствуйте развитию отношений между детьми вне тренировочных занятий;
- больше узнавайте о своих подопечных, о каждом в отдельности;
- юные спортсмены - дети компьютерной эры, поэтому спорт тоже должен соответствовать правилам компьютерных игр;
-постоянно обсуждайте проблемы с каждым ребенком, поощряйте и развивайте знания детей в вашей области;
- усиливайте командный дух в коллективе: командные приветствия, единая униформа, командные вечера и т.д.;
- поощряйте и награждайте призами не только победителей, но и детей, которые добились своих личных рекордов;
- поощряйте спортсменов перед строем, ругайте за ошибки – отдельно;
- как можно больше
командных соревнований и
- проводите соревнования в различных дисциплинах, смежных с вашим видом спорта.
Таким образом, основываясь на ответах, полученных при опросах юных спортсменов, можно сделать некоторые выводы. Первый: взрослые и дети по-разному определяют понятие "получать удовольствие", и мы должны прежде всего опираться на определение детей. Второе - это то, что организованный спорт - это действительно удовольствие для детей, и он должен охватывать многие аспекты тренировочной деятельности. Третье: удовольствие, определенное детьми, должно быть внедрено в тренировочный процесс. И последнее: при взрослении спортсменов их отношение к удовольствиям меняется, таким образом, удовольствие для 10-11-летних отличается от такового у более взрослых спортсменов.
Несомненно, что общий климат тренировочного занятия в первую очередь создается тренером. Как должны действовать тренеры, чтобы добиться успеха в подготовке юных спортсменов:
- способствовать им
в развитии стремления к соверш
- разрабатывать такие
тренировочные программы,
-позитивно оценивать достижения спортсменов;
- постоянно общаться с воспитанниками, давая советы по тренировке, диете и другим вопросам. Все, что вы скажете или не скажете своему подопечному, в конце концов может повлиять на его результативность и ваш успех как тренера;
- уважать своих воспитанников, и они будут уважать вас. Если они вас уважают, то с удовольствием будут учиться у вас и достигать выдающихся результатов ради вас. Отчитывать их за ошибки только при достаточном основании, и тогда они не будут бояться вас и полюбят спорт;
- убеждать спортсменов, что
- постоянно корректировать технические погрешности;
- показывать личный пример - быть моделью поведения;
- заботиться об их безопасности;
- относиться ко всем одинаково, не разделяя на лучших и худших;
- тренировать не для побед, а для прогресса физических качеств и техники;
- поощрять спортсменов к тому,
чтобы они задавали вопросы
во время тренировочных
- быть внимательным не только
к словам спортсменов, но и
к другим деталям, таким как
внешний вид, артикуляция,
- повышать уровень своего образования, быть в курсе всех спортивных, государственных и международных новостей;
- быть в постоянном контакте с родителями юных спортсменов и вовлекать их в обсуждение занятий, возможно, в участие в самом тренировочном процессе.
Глава II. Проблема ухода юных спортсменов из спорта.
Теперь обратимся к проблеме ухода юных атлетов из спорта. В последнее время заметен факт ухода из спортивных секций в связи с переключением на другие, более привлекательные, сферы активности, такие как музыка, телевидение, компьютеры, фильмы, и т.д. Если такое направление будет продолжать развиваться, то со временем роль спорта в нашем обществе значительно уменьшится. Мы можем оказаться перед проблемой потери в будущем многих талантливых спортсменов.
Серьезный спорт в настоящее время состоит из множества факторов, и нет сомнения, что уход из спорта также происходит в результате воздействия разнообразных причин. Прошло то время, когда спорт был как бы вторичным, не самым главным в жизни спортсмена. Сейчас такое положение в корне изменилось даже для молодых спортсменов. В настоящее время спортивная карьера сопровождается длительным и хорошо разработанным процессом физического развития, характеризующимся высокими физическими нагрузками и жестким спортивным режимом, включающим календарь соревнований, тренировочные циклы, тренировочные лагеря, восстановительные процедуры и пр. Конфликты между серьезными требованиями современной системы спортивной подготовки и многими другими факторами являются причинами ухода из спорта юных спортсменов.
На основании изучения информационных источников можно выделить следующие факторы, влияющие на уход из спорта или продолжение карьеры (Bussmann, 1995):
- стресс (конфликт между образованием или работой);
- травма;
- влияние родителей;
- влияние тренера;
- мотивация;
- конфликт интересов (между
- социальная активность;
- критика профессионального
Стресс (конфликт между образованием или работой). Известно, что учеба или подготовка к профессиональной карьере может проходить одновременно с серьезными занятиями спортом. Это большая проблема - выдерживать двойную нагрузку учебы и тренировки в спорте. Наиболее часто встречающейся причиной окончания спортивной карьеры является проблема времени, т.е. совмещения времени для учебы и тренировок. Параллельные занятия в школе или институте и серьезная тренировка в настоящее время стали значительно труднее, чем некоторое время назад. Напряжение для спортсменов высокого класса постоянно возрастает, что прежде всего связано с расширением международного и внутреннего календаря соревнований, в том числе и для юных спортсменов. В связи с этим создание определенных условий для каждого спортсмена в отдельности позволит позитивно решить вопрос совмещения учебы или работы со спортивной карьерой. Предоставление возможности учиться по индивидуальным учебным планам, заочное обучение и следование примеру юных зарубежных атлетов, которые используют Интернет для обучения в колледжах и университетах, - наиболее реальный путь сохранения талантливых атлетов в спорте.
Травматизм. Считается, что одним из факторов ухода из спорта является травматизм. Действительно, травматизм в современном юношеском спорте - реально угрожающая проблема. Так, во время второго юношеского чемпионата мира по легкой атлетике в Будапеште из 1032 спортсменов 118 были травмированы и 71 атлет жаловался на здоровье, т.е. каждый пятый участник выбывал из соревнований. По мнению K. Piko (2002) - члена медицинского комитета ИААФ,- необходимо учитывать влияние возрастного развития на всех этапах подготовки юного спортсмена, а также различия между девочками и мальчиками. По-видимому, многие спортсмены, принявшие участие в Чемпионате мира, особенно юноши (это показал анализ распределения травм среди юношей и девушек), пострадали именно из-за несоответствия биологического возраста и тренировочных нагрузок. Поэтому в тренировочном процессе и соревнованиях особенно важно учитывать возрастные изменения - в противном случае травматизм неизбежен. В соответствии с закономерностями развития костной структуры растущего организма травмы в разном возрасте обычно случаются в определенных местах нижней части тела (B. Vackenzie, 2003). В первые десять лет развития детей образуются изменения трубчатых костей, в то время как в последующее десятилетие больше страдают вторичные структуры (пяточная кость, коленная чашечка, тазовые кости и т.д.). Поэтому наиболее часто встречающиеся травмы в возрасте 10-13 лет - это травмы стопы, в 12-16 лет - колена, в юношеском возрасте - спины и тазовой области.
Информация о работе Пути привлечения детей к тренировкам и сохранения их в спортивных секциях