Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 16:33, реферат
Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого "гимнос" - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.
• Зарождение гимнастики как вида спорта
• Второе рождение гимнастики
• Место и значение гимнастики в системе физического воспитания
• Спортивные виды гимнастики.
• Правила
• О технике
• Художественная гимнастика
• Спортивная акробатика
• Спортивная аэробика
• Оздоровительные виды гимнастики
• Гимнастика ритмическая
• Гимнастика по системе «ХАТКА-ЙОГА»
• Оздоровительная ходьба
• Производственная гимнастика
• Утренняя гигиеническая гимнастика
• Образовательно-развивающие виды гимнастики.
• Основная гимнастика
• Женская гимнастика
• Гимнастика с профессиональным направлением
• Атлетическая гимнастика
• Гимнастика в программе Олимпийских игр
• Гимнастика в России
• Российские чемпионы в каких-либо видах гимнастики
• Список литературы
Существенной стимуляции жирового обмена при таком характере энерго обеспечения не происходит; в связи с этим не наблюдаются уменьшение массы тела и нормализация холестеринового обмена, а также развитие общей выносливости и работоспособности.
На занятиях оздоровительной направленности выбор темпа движений и серий упражнений должен осуществляться таким образом, чтобы тренировка носила в основном аэробный характер (с увеличением ЧСС в пределах 130--150 уд/мин). Тогда наряду с улучшением функций опорно-двигательного аппарата (увеличением силы мышц, подвижности в суставах, гибкости) возможно и повышение уровня общей выносливости, но в значительно меньшей степени, чем при выполнении циклических упражнений.
Гимнастика по системе «хатка-йога»
Несмотря на то что эта гимнастика довольно популярна в нашей стране, ее физиологическое влияние на организм изучено пока недостаточно. Вполне вероятно, что диапазон ее воздействия весьма широк -- вследствие многообразия используемых средств.
Хатха-йога
-- это составная часть индийской
йоги, которая включает в себя систему
физических упражнений, направленных
на совершенствование
Влияние на организм асан зависит по крайней мере от двух факторов: сильного растяжения нервных стволов и мышечных рецепторов, усиления кровотока в определенном органе (или органах) в результате изменения положения тела.
При возбуждении рецепторов возникает мощный поток импульсов в ЦНС, стимулирующий деятельность соответствующих нервных центров и внутренних органов. В позе "ширса-сана" (стойка на голове) увеличивается приток крови к головному мозгу, в позе лотоса -- к органам малого таза.
Выполнение
специальных дыхательных
В последние годы получены новые данные о том, что во время релаксации (так же как и в процессе мышечной деятельности) в кровь выделяются эндорфины, в результате чего улучшается настроение и снимается психоэмоциональное напряжение -- важнейший фактор нейтрализации психологического стресса.
При динамическом
наблюдении за молодыми людьми, занимающимися
по системе "хатха-йога", обнаружен
ряд положительных изменений
в организме. Так, отмечено снижение
ЧСС и артериального давления
в покое, увеличение ЖЕЛ (в среднем
с 4,3 до 4,8 л), а также увеличение содержания
в крови эритроцитов и
о 4,8 л), а также увеличение содержания в крови эритроцитов и гемоглобина и времени задержки дыхания.
В наибольшей
степени увеличились показатели
гибкости -- с 4,4 до 11,2 см. Заметного повышения
аэробных возможностей и уровня физической
работоспособности не наблюдалось.
Тест PWC170 увеличился с 1220 до 1260 кгм/мин,
а МПК -- с 3,47 до 3,56 л/мин, что статистически
недостоверно (Джанарадж, 1980). В исследованиях
последних лет показано положительное
влияние йоги на больных бронхиальной
астмой и гипертонической болезнью
(контролируемое дыхание и приемы
психорегуляции), а также отмечается
снижение свертываемости крови и
повышение толерантности к
Таким образом, система "хатха-йога" может использоваться в оздоровительной физической культуре. Например, успешно применяются такие упражнения, как брюшное и полное дыхание йогов, аутогенная тренировка (которая, по существу, является вариантом "мертвой позы"), некоторые упражнения на гибкость. ("плуг" и др.), элементы гигиены тела и питания и т.д. Однако гимнастика по системе "хатха-йога", по-видимому, не может выступать в качестве достаточно эффективного самостоятельного оздоровительного средства, так как она не приводит к повышению аэробных возможностей и уровня физической работоспособности.
Население Индии, несмотря на массовые занятия по системе "хатха-йога", имеет самые низкие показатели ПМК по сравнению с другими народами. Необходимо также учесть, что систему занятий, дающую положительные результаты в условиях Индии, нельзя механически переносить в нашу среду с неблагоприятной экологической обстановкой, напряженным темпом жизни, дефицитом свободного времени и отсутствием опытных методистов.
Система "хатха-йога" требует выполнения рано утром на свежем воздухе (в парке, лесу, у моря), а после занятия обязательна полная релаксация (расслабление) хотя бы в течение 15--20 мин. Вряд ли все это выполнимо в условиях современного общества.
Описанные
выше формы оздоровительной
Как видно,
наибольшие показатели аэробной мощности
имеют представители
Аэробика --
это система физических упражнений,
энергообеспечение которых
Именно для
циклических упражнений, направленных
на развитие общей выносливости, характерны
важнейшие морфофункциональные
изменения систем кровообращения и
дыхания: повышение сократительной
и "насосной" функции сердца, улучшение
утилизации миокардом кислорода
и т. д. Различия отдельных видов
циклических упражнений, связанные
с особенностями структуры
Оздоровительная ходьба
В массовой физической культуре широко используется оздоровительная (ускоренная) ходьба: при соответствующей скорости (до 6,5 км/ч) ее интенсивность может достигать зоны тренирующего режима (ЧСС 120--130 уд/мин). В США, например, ускоренной ходьбой (по данным института Гэллопа) занимается 53 млн американцев.
При таких условиях за 1 ч ходьбы расходуется 300--400 ккал энергии в зависимости от массы тела (примерно 0,7 ккал/кг на 1 км пройденного пути). Например, человек с массой тела 70 кг при прохождении 1 км расходует около 50 ккал (70ХО.7). При скорости ходьбы 6 км/ч суммарный расход энергии составит 300 ккал (50*6). При ежедневных занятиях оздоровительной ходьбой (по 1 ч) суммарный расход энергии за неделю составит около 2000 ккал, что обеспечивает минимальный (пороговый) тренировочный эффект -- для компенсации дефицита энергозатрат и роста функциональных возможностей организма.
Это подтверждается
результатами исследования максимальной
аэробной производительности. Так, через
12 недель тренировки в оздоровительной
ходьбе (по 1 ч 5 раз в неделю) у
испытуемых наблюдалось увеличение
МПК на 14 % по сравнению с исходным
уровнем. Однако такой тренировочный
эффект возможен лишь у неподготовленных
начинающих с низким УФЕ. У более
подготовленных физкультурников
Ускоренная ходьба в качестве самостоятельного оздоровительного средства может быть рекомендована лишь при наличии противопоказаний к бегу (например, на ранних этапах реабилитации после перенесенного инфаркта). При отсутствии серьезных отклонений в состоянии здоровья она может использоваться лишь в качестве первого (подготовительного) этапа тренировки на выносливость у начинающих с низкими функциональными возможностями. В дальнейшем, по мере роста тренированности, занятия оздоровительной ходьбой должны сменяться беговой тренировкой.
Группа ученых
Вашингтонского университета наблюдала
11 мужчин и женщин в возрасте 60--65
лет, имеющих избыточную массу тела
(в среднем 75,3 кг при росте 161 см) и
нарушения холестеринового
Интересные данные о комбинированном воздействии на организм длительной ходьбы в сочетании с низкокалорийным питанием приводят финские ученые. 13 женщин и 10 мужчин во время 7-дневного пешего перехода преодолели 340 км, проходя в среднем по 50 км в день (со скоростью 3,5 км/ч). Их пищевой рацион состоял из воды, включая минеральную, фруктовых соков и нескольких натуральных продуктов. За это время масса тела снизилась на 7 %, холестерин и триглицериды крови -- на 30--40 %, содержание ЛВП повысилось на 15 %. В вечерние часы наблюдалось резкое снижение содержания глюкозы в крови и инсулина. Несмотря на это, работоспособность испытуемых сохранялась на достаточно высоком уровне. Авторы отмечают, что метаболические сдвиги в организме были существенно больше, чем при раздельном использовании ходьбы и голодания.
Производственная гимнастика
Этот вид
оздоровительной физкультуры
Физкультурные
паузы организуются непосредственно
во время работы. Время их проведения
определяется фазами изменения уровня
работоспособности -- в зависимости
от вида деятельности и контингента
работающих. Физкультурная пауза
по времени должна опережать фазу
снижения работоспособности. С помощью
выполнения упражнений с музыкальным
сопровождением для незадействованных
мышечных групп (по механизму активного
отдыха) улучшается координация деятельности
нервных центров, точность движений,
активизируются процессы памяти, мышления
и .концентрации внимания, что благотворно
влияет на результаты производственного
процесса.
Утренняя гигиеническая гимнастика
Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение трудового дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Во время утренней гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
Образовательно-развивающие виды гимнастики.
К этим видам гимнастики относятся: основная, женская, атлетическая и профессионально-прикладная.
Основная гимнастика. Располагает большими возможностями для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Они могут быть реализованы за счёт много структурности упражнений и многофункциональности каждого из них. Это открывает перед педагогом неисчерпаемые возможности творческого подхода к обогащению занимающихся системой специальных знаний, умений и навыков. Такими знаниями в области гимнастики могут быть сведения о ней как о спортивно-педагогической дисциплине: о её содержании, социальной значимости, истории, технике исполнения упражнений и законах, лежащих в её основе; о возможности использования упражнений в оздоровительных, образовательных и воспитательных целях; о воздействии на отдельные органы и системы организма с целью повышения их функциональных возможностей, развития двигательных и психических способностей к избранному виду учебной, спортивной или профессиональной деятельности, обогащения учащихся разносторонним опытом, обучения прикладным упражнениям и др.