Развитие и возникновение гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 16:33, реферат

Краткое описание

Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого "гимнос" - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.

Содержание

• Зарождение гимнастики как вида спорта
• Второе рождение гимнастики
• Место и значение гимнастики в системе физического воспитания
• Спортивные виды гимнастики.
• Правила
• О технике
• Художественная гимнастика
• Спортивная акробатика
• Спортивная аэробика
• Оздоровительные виды гимнастики
• Гимнастика ритмическая
• Гимнастика по системе «ХАТКА-ЙОГА»
• Оздоровительная ходьба
• Производственная гимнастика
• Утренняя гигиеническая гимнастика
• Образовательно-развивающие виды гимнастики.
• Основная гимнастика
• Женская гимнастика
• Гимнастика с профессиональным направлением
• Атлетическая гимнастика
• Гимнастика в программе Олимпийских игр
• Гимнастика в России
• Российские чемпионы в каких-либо видах гимнастики
• Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

физра.docx

— 72.54 Кб (Скачать файл)

Упражнения  основной гимнастики в сочетании  со словом педагога и музыкальным  сопровождением являются эффективным  комплексным средством и методом  воспитания у занимающихся личностных свойств: добросовестного, глубоко  осознанного и активного отношения  к занятиям гимнастикой, к учёбе, трудовой и общественной деятельности.

Широкие возможности  использования основной гимнастики в целях гармонического физического  и духовного развития личности сделали  её самостоятельным средством и  методом физического воспитания всех возрастных категорий занимающихся. Поэтому она положена в основу государственных программ физического  воспитания детей дошкольного и  школьного возраста, учащихся средних  и высших специальных учебных  заведений, а также лиц среднего и пожилого возраста. Систематические  занятия в зрелом возрасте способствуют поддержанию высокой физической и умственной работоспособности  на долгие годы. В школе основная гимнастика включена в уроки физической культуры, применяется в группах  здоровья, общей физической подготовке. На занятиях используется весь арсенал  входящих в неё упражнений. 
 

Женская гимнастика

Женская гимнастика учитывает особенности организма  и психологического склада женщин. При подборе упражнений, методических приёмов учитываются прежде всего  функции материнства, поэтому специальное  внимание обращается на развитие силы, быстроты, выносливости мышц ног, таза, живота и спины. В занятия включаются все виды общеразвивающих гимнастических упражнений: вольные упражнения без  предметов и с предметами, упражнения на гимнастической стенке, скамейке и  др. В занятиях с женщинами большое  место занимают упражнения художественной гимнастики, элементы бальных и народных танцев и музыка. Музыкальному сопровождению  занятий уделяется особое внимание. С помощью этих упражнений развиваются  координация движений, гибкость, плавность, грациозность, красота движений, формируется  правильная и красивая осанка, укрепляется  здоровье, повышается физическая и  умственная работоспособность.

Гимнастика  с профессиональной направленностью

Гимнастика  с профессиональной направленностью  объединяет упражнения и методические приёмы, с помощью которых можно  своевременно, до начала профессионального  обучения, повышать функциональные возможности  организма, изучать и развивать  двигательные и психические способности, воспитывать личностные свойства, необходимые занимающимся в избранном виде профессиональной деятельности. Развитию профессиональных способностей и формированию прикладных двигательных навыков большое внимание уделяется при занятиях гимнастикой в средних и высших специальных заведениях. Здесь фактически вся физическая подготовка носит прикладной характер, т.е. она ориентирована на развитие способностей, необходимых занимающимся для успешного овладения избранным видом трудовой деятельности и достижения в ней профессионального мастерства.

Атлетическая  гимнастика

Занятия атлетической гимнастикой вызывают выраженные морфофункциональные  изменения (преимущественно нервно-мышечного  аппарата): гипертрофию мышечных волокон  и увеличение физиологического поперечника  мышц; рост мышечной массы, силы и силовой  выносливости. Эти изменения связаны  в основном с длительным увеличением  кровотока в работающих мышечных группах в результате многократного  повторения упражнений, что улучшает трофику (питание) мышечной ткани.

Необходимо  подчеркнуть, что эти изменения  не способствуют повышению резервных  возможностей аппарата кровообращения и - аэробной производительности организма. Более того, в результате значительного  прироста мышечной массы ухудшаются относительные показатели важнейших  функциональных систем -- жизненный  индекс (ЖЕЛ на 1 кг массы тела) и  максимальное потребление кислорода (МПК на 1 кг).

Кроме того, увеличение мышечной массы сопровождается ростом жирового компонента, увеличением  содержания холестерина в крови  и повышением артериального давления, что создает благоприятные условия  для формирования основных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний.

При наблюдении за 30-летними мужчинами, в течение  двух лет занимающимися атлетической гимнастикой, было отмечено повышение  артериального давления в среднем  со 121/70 до 130/78 мм рт. ст. (а у 30 % из них--де 140/80 мм рт.ст.), снижение жизненного индекса (в результате увеличения массы тела) с 72 до 67 мл/кг, увеличение ЧСС в покое с 71 до 74 уд/мин (Ю. М. Данько, 1974). При выполнении функциональной нагрузочной пробы количество атипических реакций на нагрузку увеличилось от 2 до 16 (из 30 обследованных), время восстановления пульса -- от 2,9 до 3,7 мин. По данным электрокардиографического исследования, обнаружено перенапряжение миокарда у 12 занимающихся.

Помимо увеличения мышечной массы, этим негативным изменениям способствуют также большое нервное  напряжение и задержка дыхания при  натуживании. При этом резко повышается внутригрудное давление, уменьшается  приток крови к сердцу, его размеры  и ударный объем; в результате снижается миокардиальный кровоток и развивается кратковременная  ишемия миокарда. При длительных перегрузках, нередко имеющих место в атлетической гимнастике, указанные изменения  могут приобрести необратимый характер (особенно у людей старше 40 лет). Вот  почему наращивание мышечной массы  не должно быть самоцелью.

Атлетические  упражнения можно рекомендовать  в качестве средства общего физического  развития для молодых здоровых мужчин -- в сочетании с упражнениями, способствующими повышению аэробных возможностей и общей выносливости.

Так, например, при сочетании упражнений с отягощениями со спортивными играми отмечено повышение  физической работоспособности по тесту PWC170 с 1106 до 1208 кгм/мин, а с беговой  тренировкой -- до 1407 кгм/мин, тогда как  при занятиях "чистым" атлетизмом такого эффекта не наблюдалось (А. Н. Мамытов, 1981).

При сочетании  силовых упражнений с плаванием  и бегом (4 раза в неделю -- атлетическая гимнастика и 2 раза -- тренировка на выносливость) наряду с выраженным увеличением  силы и силовой выносливости отмечено увеличение показателей теста PWC170 с 1100 до 1300 кгм/мин и МПК с 49,2 до 53,2 мл/кг.

Необходимо  также учесть, что силовые упражнения сопровождаются большими перепадами артериального  давления, связанными с задержкой  дыхания и натуживанием. Во время  натуживания в результате снижения притока крови к сердцу и сердечного выброса резко падает систолическое  и повышается диастолическое давление. Сразу же после окончания упражнений -- вследствие активного кровенаполнения  желудочков сердца систолическое давление поднимается до 180 мм рт. ст. и более, а диастолическое резко падает.

Эти негативные изменения могут быть в значительной степени нейтрализованы при изменении  методики тренировки (работа с отягощениями не более 50 % от максимального веса и  подъем снаряда в фазе вдоха), что  автоматически исключает задержку дыхания и натуживание. Данная методика предложена специалистами Болгарии, где атлетическая гимнастика широко применяется в оздоровительных  целях.

Необходимо  критически отнестись к целесообразности ее использования лицами среднего и  пожилого возраста (учитывая возрастные изменения- сердечно-сосудистой системы  и отрицательное влияние на факторы  риска). Занятия атлетической гимнастикой, как уже отмечалось, могут быть рекомендованы здоровым молодым  людям при условии оптимизации  тренировочного процесса и сочетания атлетических упражнений с тренировкой на выносливость (бег и др.). Люди более зрелого возраста могут использовать лишь отдельные упражнения атлетического комплекса, направленные на укрепление основных мышечных групп (мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса и др., в качестве дополнения после тренировки на выносливость в циклических упражнениях.

Гимнастика  в программе Олимпийских  игр.

Спортивная  гимнастика неизменно входит в программу  Олимпийских игр, занимая в ней  одно из центральных мест.

Правда, гимнастическая программа самых первых Игр современности (1896) несколько отличалась от нынешних Олимпиад. 18 гимнастов, представлявших в Афинах 5 стран, соревновались в  отдельных видах многоборья: не только в привычных нам упражнениях (за исключением вольных), но также в  групповых упражнениях на параллельных брусьях и перекладине и в  лазанье по канату. Господство родоначальников  гимнастики - немцев - во всех видах  программы было практически безраздельным.

Первым в  истории абсолютным чемпионом Олимпийских  игр по спортивной гимнастике стал в 1900 француз Гюстав Сандра. Первенство среди команд и в отдельных  видах многоборья на Олимпиаде в  Париже не разыгрывалось.

На Играх 1904 в программе соревнований среди  гимнастов появилась еще одна необычная дисциплина: упражнения с  булавами. Как известно, подавляющее  число участников Олимпиады в  Сент-Луисе представляли США. Так  что безоговорочный успех американцев  на гимнастическом помосте был вполне предсказуем.

На следующих  двух Олимпиадах не было равных итальянцу  Альберто Бралья. На Играх 1912 к своему титулу абсолютного чемпиона он добавил  также «золото», завоеванное в  составе сборной Италии в командном  зачете.

Соревнования  по отдельным видам гимнастического  многоборья вновь появились в  олимпийской программе уже после  Первой мировой войны - на Играх 1924.

Четыре года спустя в олимпийском турнире  по гимнастике впервые приняли участие  женщины. Правда, следующую Олимпиаду  гимнастки опять пропустили - и  лишь с 1936 стали участвовать в  них постоянно. Примечательно, что  в программу олимпийского турнира 1936 по женской гимнастике входили  и упражнения на параллельных брусьях. А на Олимпиаде-48 женщины выполняли  обязательные упражнения на кольцах. Одно время в программу олимпийского турнира по женской гимнастике входили  и групповые упражнения с различными предметами (булава, мяч и пр.), позже  ставшие составной частью художественной гимнастики. На Играх 1952 в формулу  соревнований по женской гимнастике было внесено существенное изменение: спортсменки впервые выступили  в индивидуальном зачете (на четырех  снарядах). В своем нынешнем виде олимпийская программа по женской  гимнастике окончательно определилась в 1960 (Мужчины разыгрывают награды  по схеме 6+1+1 с 1936).

В командном  зачете в истории олимпийских  турниров по гимнастике не было и нет  равных женской сборной СССР, 10 раз  поднимавшейся на высшую ступень  пьедестала почета. У мужчин чаще других побеждали команды СССР и Японии - по 5 раз. Четырежде праздновала  победу мужская сборная Италии - правда, это было еще до Второй мировой  войны.

Звание абсолютного  чемпиона Олимпийских игр считается  высшим титулом в спортивной гимнастике. Выдающаяся советская гимнастка  Лариса Латынина добилась уникального  достижения. В ее коллекции 18 олимпийских  наград (из них 9 золотых: 6 получено в  личном и 3 в командном соревнованиях). Повторить, - а, тем более, превзойти, - этот рекорд пока не удалось никому из олимпийцев. 7 золотых медалей (все - в индивидуальном зачете) завоевала  чешская гимнастка Вера Чаславска (Одложикова). Столько же «золота» (а  также 5 серебряных и 3 бронзовых медали) в коллекции наград Николая Андрианова. (Андрианов и Латынина - два самых  титулованных в истории мировой  гимнастики спортсмена.) Другой наш  гимнаст Александр Дитятин на Олимпиаде-80 установил еще один своеобразный рекорд, завоевав 8 - из 8 возможных - наград: в командном зачете, в «абсолюте» и в отдельных видах многоборья (3 золотых, 4 серебряных и 1 бронзовая  медали).

Достойно  завершил «советскую эпоху» в олимпийской  гимнастике Виталий Щербо: выступая на Играх-92 в составе объединенной команды стран СНГ, он завоевал 6 золотых медалей.

Гимнастика  в России

Самобытная  система физического воспитания, издревле сложившаяся в России, содержала  множество различных упражнений гимнастического характера. Идеи всестороннего, в том числе и физического, воспитания, оказавшие большое влияние  на общественное мнение, содержались  во взглядах полководца А.В. Суворова (1799-1880), педагога К.Д. Ушинского (1824-1876). Собственно гимнастика, как средство физического  воспитания, утвердилась лишь в конце XVIII века, когда в 1774 году по приказу  Екатерины II была включена в программу  обучения в сухомлинском кадетском  корпусе.

В 30-е гг. XIX в. гимнастика была введена в обучение войск гвардии, а в 50-е гг. и  всей русской армии, в программы  средних учебных заведений. В 1855 г. в Санкт-Петербурге был открыт гимнастическо-фехтовальный зал, где  офицеры, а за плату и все желающие, могли заниматься гимнастикой. Военным  ведомством организуется ряд курсов ("кадров"), готовивших преподавателей гимнастики для армии, которым предоставлялось  право преподавать ее и в учебных  заведениях: гимназиях и реальных училищах.

Также в 1875 г. Военное ведомство посылает ученого-анатома, врача и педагога профессора П.Ф. Лесгафта, известного своими работами в области физического воспитания, в страны Западной Европы для изучения опыта преподавания гимнастики. Результатом  командировки стала разработка и  обоснование отечественной научной  системы гимнастики, вннедрение ее в практику физического воспитания.

В 1896 г. Лесгафт  открыл в Санкт-Петербурге двухгодичные курсы руководительниц гимнастики, на базе которых в 1918 г. был создан институт физической культуры, носящий  его имя.

Становление спортивной гимнастики в России связано  с созданием в 70-е гг. гимнастических обществ. Правда, их организация была разрешена не сразу. В 1863 г. военный  генерал-губернатор Санкт-Петербурга граф Суворов (однофамилец прославленного полководца) обратился в министерство внутренних дел с просьбой утвердить  проект устава городского гимнастического  общества. Министр не осмелился принять  решение самостоятельно и представил просьбу на рассмотрение Комитета министров, который высказал по этому вопросу  такое мнение: "... имея в виду примеры  гимнастических обществ в чужих  краях, уклонившихся от своей первоначальной цели и обратившихся в некоторых  местах в клубы с весьма опасными направлениями, Комитет полагает: ходатайство  об учреждении гимнастического общества оставить без последствий." Мнение сановников было доложено царю Александру второму, и 13 декабря 1863 г. он наложил  резолюцию: "Дельно, и я со своей  стороны ни под каким видом  их не допускаю."

Информация о работе Развитие и возникновение гимнастики